Прабодхини Экадаш — один из наиболее почитаемых экадашей, соблюдаемый на 11-й титхи Шукла Пакши (растущей фазы луны) священного месяца Картика в индуистском календаре, что соответствует периоду октябрь-ноябрь в грегорианском календаре. Этот экадаш известен также как Девутхана, Вишну-Прабодхини или Дев-Прабодхини Экадаш. Он знаменуется проведением священной свадебной церемонии Виваха-ягьи, в которой «выдают» Туласи Дэви замуж за Шалаграм-шилу, аватара Вишну, а также окончанием периода Чатурмас (времени, когда Вишну пребывает во сне). Согласно священным писаниям индуистов, Вишну отходит на покой в день Шаяни Экадаша и просыпается на Прабодхини.
Как и другие экадаши, этот врат посвящён Богу Вишну и соблюдается всеми вайшнавами с огромным рвением. Почитатели Вишну возносят к нему свои молитвы, дабы заслужить его расположение. Этот день важен и потому, что он символизирует окончание периода Пандапур ятры месяца Картика (паломничество к святым местам). Также этот день знаменует начало месяца Пушкарской ярмарки в Индии. Прабодхини Экадаш очень популярен в штатах Махараштра и Гуджарат.
Ритуалы на Прабодхини Экадаш
- считается благостным и очищающим совершить омовение в священных реках и водоёмах, что даёт больше заслуг, чем омовение даже во время святых паломничеств. Рекомендуется встать до восхода солнца и совершить омовение.
- другой практикой на Прабодхини Экадаш является соблюдение сухого поста в течение суток, в которые верующие, как правило, посещают храмы Бога Вишну и участвуют в проводимых там пуджах.
- на алтаре помещается изображение Вишну, которое иногда покрывают медной пластинкой, что символизирует сон Верховного Божества. Верующие возлагают на алтарь фрукты, овощи и лампадки и поют религиозные гимны и бхаджаны, чтобы их покровитель пробудился ото сна и ниспослал им своё благословение. С той же целью детям разрешается кричать и шуметь, а ночью зажигаются яркие фонари.
- в этот день также проводят обряд Туласи-виваха, свадебную церемонию Бога Вишну и Богини Туласи. Этот ритуал иногда проходит и на следующий за экадашем день.
Значение Прабодхини Экадаша
Прабодхини Экадаш играет важную роль в жизни индуистов, поскольку знаменует собой начало священных церемоний, таких как заключение брака, наречение именами новорожденных, гриха правеш (новоселье) и т. д.
Этот экадаш имеет огромную важность для последователей Сваминараяна, поскольку считается, что в этот день он получил инициацию или дикшу от своего духовного учителя Гуру Рамананды Свами.
Верующие соблюдают этот пост, стремясь очиститься от своих злодеяний и грехов, совершённых за эту жизнь. Кроме того, считается, что поклоняясь Богу Вишну преданно и бескорыстно, можно достигнуть мокши и после смерти попасть прямо в Вайкунтху, Вишну-локу.
О величии этого священного дня впервые поведал Господь Брахма мудрецу Нараде, подтверждение чему есть в Сканда-Пуране:
«Этот экадаш имеет 4 имени: Харибодхини, Прабодхини, Девутхани и Уттхана, и является вторым днём священного поста в месяц Картика.
Господь Брахма обратился к Нараде Муни: "Сын мой, величайший из мудрецов, я решил поведать тебе о благах Харибодхини Экадаша, что уничтожает все виды грехов и даёт большие заслуги, среди которых и освобождение, для всех благоразумных, признающих Господство Верхнего Божества. О, первый из брахманов, омовение в святых водах Ганги является значимым лишь покуда не наступит Харибодхини Экадаш, поскольку омовение в этот день обладает большей очищающей силой, чем тот же обряд во время паломничества по святым местам. Соблюдение предписаний этого священного дня способно очистить от греховных деяний даже больше, чем ритуалы ашвамедха и раджасуя".
И Нарада Муни вопрошал: "О, отец, прошу тебя, опиши мне все возможные заслуги от соблюдения полного сухого поста в этот экадаш, а также при голодании на воде и вкушении пищи раз в день до полудня".
Брахма отвечал: "Тот, кто ограничивает себя до одного приёма пищи в день до полудня, очищается от грехов своего прошлого воплощения, тот, кто постится весь день на воде, — двух последних перерождений, тот же, кто соблюдает сухой пост, — семи воплощений. О, сын, всё, что трудно достижимо во всех трёх мирах, можно обрести, соблюдая лишь один Прабодхини Экадаш. Человек, накопивший столько грехов, что хватит на гору Сумеру, избавится от них всех, постясь в этот день. Если же он не только откажется от пищи, но и останется бодрствовать всю ночь, то все его греховные деяния за последние 1000 перерождений превратятся в пепел, так же быстро, как горит горка хлопка, как только поднести к ней огонь.
О, Нарада, тот, кто строго соблюдает этот пост, достигнет всех результатов, мною упомянутых. Даже если он делает лишь небольшие благие дела в этот день, но следует всем правилам и предписаниям экадаша, он обретёт заслуг масштаба горы Сумеру, однако, если он не будет следовать предписаниям, данным в священных источниках, даже выполняя праведные действия, великие, как гора Сумеру, он не наживёт нисколько заслуг.
Тот, кто не произносит Гаятри мантру 3 раза в день, не соблюдает дни поста, не верует в Бога, подвергает критике ведические писания, кто считает, что Веды оказывают лишь разрушительное действие на живущих по их законам, кто прелюбодействует с замужней женщиной, кто совершенно глуп и порочен, кто не ценит оказанных ему услуг и обманывает других, такой греховный человек никогда не сможет в полной мере выполнить ни одно религиозное действие. Будь он брахманом или шудрой, если он помышляет о замужней женщине, тем более жене двурожденного, то он ничем не лучше пожирателя собак.
О, величайший из мудрецов, любой брахман, прелюбодействующий с вдовой или бывшей женой брахмана, разрушает жизнь себе и всему своему роду, ведь в следующем рождении он не сможет иметь детей, кроме того, все накопленные им заслуги испаряются. А если же такой человек проявляет непочтение к двурожденному брамину или духовному учителю, он тут же лишится всех своих обретённых духовных подвигов, так же как детей и благосостояния.
Однако те, кто всё же решились поститься на Харибодхини Экадаш, будут освобождены от всех своих грехов за предыдущие сто жизней, те же, кто откажется от сна в эту ночь, приобретут небывалые заслуги и после смерти отправятся в Вишну-локу, но также и тысяча его предков, родственников и потомков достигнет Вайкунтху. Даже если его прародители при жизни погрязли в грехах и теперь страдают в адах, обретут красивые тела со знаками отличия и перенесутся в Вишну-локу.
О, Нарада, даже тот, кто совершил ужасный грех — убийство брахмана, постясь в этот день и бодрствуя ночь, будет очищен от своих злодеяний. И заслуги, которые невозможно накопить путём омовения в святых водах, в паломничествах, в проведении ашвамедха-ягьи или жертвуя на благотворительность коров, золото, плодородные почвы, можно легко приобрести лишь соблюдая пост и проведя сутки без сна на Прабодхини Экадаш.
На Харибодхини Экадаш почитателям Вишну не следует есть в гостях, а также вкушать пищу, приготовленную несоблюдающим обеты. Философские обсуждения священных писаний в месяц Картика ублажают Шри Вишну более, чем когда кто-либо приносит в дар слонов или лошадей или выполняет дорогостоящие обряды. Любой, кто произносит или даже просто слышит описания качеств и поступков Шри Вишну, пусть даже полстроки, обретает огромную заслугу, как при пожертвовании 100 коров брахману.
О, Нарада, в месяц Картика все должны забыть о своих рядовых обязанностях и посвящать всё свободное время и энергию (особенно в дни поста) обсуждению жизнеописаний Высшего Бога. Да, кто проведёт дни за размышлениями над писаниями (особенно в месяц Картика), достигнет того же результата, как при выполнении 10 тысяч огненных жертвоприношений, что испепелит все его накопленные грехи".
Нарада Муни спросил своего прославленного отца: "О, Господин мира, величайший из полубогов, научи меня тому, как соблюдать этот важнейший из экадашей, поведай мне, какие заслуги можно накопить, соблюдая его со всей праведностью".
И Господь Брахма отвечал: "О, сын, человек, намерившийся соблюсти этот экадаш, должен проснуться рано утром, во время брахма-мухурты (от полутора часов до 50 минут до восхода солнца). Затем ему необходимо совершить омовение в озере, реке, пруду, колодце или, за неимением прочих, принять душ или ванну. Затем помолиться Богу Шри Кешаве такими словами:
"О, Господь Кешава, даю обет соблюдать пост в этот день, который так значим для тебя, а завтра преподнести тебе освященный прасад. О, лотосоокий, о, непогрешимый, я прибегаю к твоему прибежищу. Прошу защити меня".
Произнеся такие слова, верующему следует слушать священные писания о жизни Верховного Бога.
На Харибодхини Экадаш Шри Кришна возрадуется дарам в виде фруктов, благоуханных цветов, в особенности жёлтым цветам алойного дерева. Не следует посвящать этот важный день попыткам заработать деньги. Другими словами, жадность замещается благотворительностью, необходимо памятовать, что всё отданное возвращается в неограниченном количестве.
Следует поднести Богу фрукты и омыть его водой из морской раковины. Всё это, выполненное в день Девутхана Экадаша, в 10 млн раз более благостно, чем омовение во всех святых местах во время паломничеств и жертвование всех видов даров.
О, сын, я лично превращу в пепел грехи последних 1000 перерождений того, кто одаривает Джанардану свежими листами и благоухающими цветами дерева Туласи в месяц Картика. Любой, кто просто видит Туласи, прикасается к ней, концентрируется на её образе, простирается перед ней, ищет её расположения, высаживает её в почву и поливает, будет вечно блаженствовать в Вишну-локе.
Последователь Верховного Бога должен бодрствовать всю ночь, а на следующий день ранним утром совершить омовение в реке, затем, чтобы прервать пост, необходимо предложить прасад браминам и только после их благословения съесть немного злаковых. Затем во славу Высшего Божества, необходимо совершить простирания перед своим духовным учителем и преподнести ему богатое угощение, роскошную одежду, золото и коров соразмерно с возможностями дарителя.
Затем следует принести в дар брахману корову. Если же соблюдающий пост нарушал какие-то предписания праведной жизни, необходимо покаяться об этом брахману перед лицом Господа. После этого верующий предлагает мудрецу даршину (деньги). О, царь, тот, кто не удержался от ужина в день экадаша, должен кормить брахмана в день двадаши, тем самым пытаясь загладить свою вину перед Верховной Божественной Личностью.
О, сын мой, если мужчина постился, не спросив благословения своего духовного учителя или брахмана, а женщина, не попросив разрешения у своего супруга, они должны отдать быка в дар брахману.
Мёд и йогурт — также подходящие брахману дары. Тот, кто на экадаш, воздерживался от масла гхи, должен пожертвовать молоко, кто не вкушал злаковые — рис, кто спал на полу — кровать, кто использовал вместо тарелки лист — горшочек гхи, кто принимал мауну (обет молчания) в этот день преподносит брахману колокольчик, тот, кто не употреблял кунжутные семена, жертвует на благотворительность золото и кормит брахмана и его супругу. Мужчина, желающий предотвратить раннее облысение, должен подарить брахману зеркало, носящий поношенную обувь — ботинки, тот, кто на время экадаша отказывался от соли, — сахар. Во время месяца Картика также необходимо регулярно подносить изображениям Господа Вишну или Шримати Тулсидэви лампадки с маслом гхи.
После простирания перед брахманом и получения его благословения верующий может приступать к приёму пищи. Харибодхини Экадаш знаменует окончание Чатурмаса, следовательно, всё, от чего человек отказывался в этот период, нужно пожертвовать брахманам. О, величайший из царей, тот, кто следует этим предписаниям, обретёт безграничные заслуги и окажется после смерти в Вишну-локе. О, правитель, тот, кто соблюдает период Чатурмаса от начала до конца, тот получит освобождение из вечного круга перерождений. Но, если дав обет, человек нарушает его, то он ослепнет или заразится проказой.
На сем завершаю свое повествование о процессе соблюдения Прабодхини Экадаша. Любой, кто читает или слышит эти слова, приобретает заслуги, как при жертвовании коров достопочтимому брахману"».
Так заканчивается рассказ о славном Картика-шукла Экадаше, известном как Харибодхини или Девутхана, описанном в Сканда-Пуране.