Содержание
Расположенная к югу от Катманду, деревушка Парпинг является местом паломничества для множества буддистов, в основном для последователей Ваджраяны. Это очень сложная и многогранная система самосовершенствования, дающая столь эффективные техники, что её последователи могут достичь реализации в течение одной жизни. Для последователей этого пути Гуру (учитель) ― источник всяческого блага. Именно благодаря взаимодействию с учителем и становится возможным столь быстрое прохождение того пути, на который другим душам требуются тысячи кальп.
Важраяна… Алмазная Колесница… Путь Тайных мантр… Традиции и практики Ваджраяны в Тибет и Непал принёс Падмасамбхава, которого чаще называют Гуру Ринпоче ― Драгоценный Учитель.
Этот индийский мастер, практикуя в различных уголках Тибета и Непала, благословил множество мест в этих краях для медитации, так что они обрели такую же силу, как ваджрные святыни Индии. Две такие пещеры расположены в Парпинге. Они называются «пещера Асуров» и «пещера Янглешо». По словам Его Святейшества Дуджома Джигдрала Еше Дордже и других учителей, эти пещеры для практикующих Ваджраяну столь же важны, как Бодхгайя для буддистов всего мира: они являются источником духовной энергии для этой традиции.
Пещера Асуров
Пещера Асуров расположена в 500 метрах к северо-западу от Парпинга, на склоне холма. Вся дорога, ведущая к ней, украшена молитвенными флажками, создающими особую атмосферу. Под ними и проходят паломники, направляющиеся к пещере Асуров. Сейчас пещера находится на территории небольшого монастыря. Чтобы попасть в неё, надо пройти через несколько переходов внутри монастырских зданий.
Один из чудесных знаков, находящихся здесь, — отпечаток в камне кисти руки Падмасамбхавы. Видно, что от прикосновения энергии необычайной силы камень плавился, как воск или пластилин, запечатлевая анатомические подробности руки великого человека. Подобным образом плавится твёрдая материя при воздействии мощного ядерного удара.
Одна из задач великого существа, приходящего на землю, — помочь людям преодолеть ограничения собственного мышления, расширить представления о возможном и невозможном. Наш ум будет пытаться найти рациональное объяснение этому феномену, но его нет… Чётко видны контуры руки, и отсутствуют какие-либо следы искусственной резьбы по камню…Остаётся только предположить, что в этот мир действительно приходили существа, значительно отличающиеся от нас, обладающие сверхъестественными возможностями.
Такой отпечаток воспринимается как чудо европейцем, но для тибетцев и непальцев, привыкших к мистике, такое явление относится скорее к разряду обыденного. Любой тулку (эманация реализованного существа, «перерожденец») способен оставить такой след руки на камне. Это всего лишь знак достижения определённого уровня развития, знак достижения мастером реализации.
Отпечаток руки гуру Падмасамбхавы — благословение для медитирующих здесь. Чтобы соприкоснуться с энергией учителя, паломники прикладывают свою ладонь к отпечатку в скале.
Перед входом в пещеру распложены следы великого Гуру. Они покрыты красным порошком, служащим своеобразным подношением, и привлекают к себе внимание. Надо заметить, что обычай поклоняться «следам» Пробуждённых существ возник даже раньше, чем традиция устанавливать их статуи и изображения.
Такие следы встречаются в двух формах. Первая — реальный отпечаток ноги в почве или камне. След выглядит не как привычный нам след босой ноги на песке. Тело великого человека, согласно сутрам, обладает особенными признаками, один из которых — плоскостопие. Поэтому отпечатки стоп Будд не имеют типичной выемки на месте подъёма стопы.
Второй тип следов — кирпичный или бетонный постамент, на котором выложен контур ступни или её рельефное изображение. Такие рельефные отпечатки стоп не воспринимаются как следы в буквальном смысле. Это просто символическое обозначение присутствия великого человека.
На первый взгляд, в Парпинге мы встречаемся со следами второго типа. Но легенды говорят о том, что это реальные отпечатки стоп, поднятые с земли и размещённые на уровне талии.
Вход в пещеру обрамлён деревянной рамой так же, как самый обычный дверной проём. Эта дверь ведёт в пространство спокойной духовной энергии. Сама пещера небольшая, стены её закопчены из-за сотен масленых лампадок, зажигаемых тут ежедневно. Лампады зажигаются перед изображениями или статуями просветлённых существ как подношения. Как их свет рассеивает тьму, так же и дхарма просветляет умы, омрачённые заблуждениями. Пещера Асуров отлично прогревается солнцем и поэтому может служить прекрасным местом для медитации в холодные зимние месяцы.
В ней расположен небольшой алтарь и статуя Падмасамбхавы. Главная статуя Падмасамбхавы выполнена в форме Цокье Дордже. Согласно легендам, она была обнаружена на поле местным фермером Тамангой. Справедливости ради надо отметить, что подобные истории рассказывают о множестве статуй в Тибете. Слева и справа находятся статуи Ваджракилаи и Вишуддха Херуки, которые, по мнению некоторых исследователей, были установлены в пещере до 1950 годов тибетцами из Кхама (именно практики, связанные с этими Идамами, Падамасабхава выполнял в пещерах Парпинга). От бликов огня статуи кажутся живыми. На стене пещеры находится самопроявленный тибетский слог «А» (ཨ). Его можно увидеть чуть ниже вмонтированной в стену электрической лампы.
В глубине пещеры Асуров находится туннель, который соединяет эту пещеру с пещерой Янглешо, расположенной внизу, примерно в полумиле от неё. Туннель этот похож скорее на небольшую дыру. Ветер проходит через неё, и вы можете почувствовать сквозняк, сидя рядом. Хотя Падмасамбхава мог свободно проходить через твёрдую материю, он использовал этот узкий туннель, чтобы переместиться между пещерой Янглешо и верхней пещерой Асуров.
Тулку Ургьен Ринпоче рассказывает об этом в своей книге: «Когда мы восстанавливали пещеру несколько лет назад, смотритель обнаружил эту дыру, через которую дул ветер. Он сказал: „Падмасамбхава, должно быть, путешествовал по этому туннелю, но он настолько узкий, что через него могла пройти только крыса или насекомое. Возможно, Падмасамбхава мог уменьшаться до такого размера!“». Две пещеры образуют небольшой подземный мир, полный тайн и энергии.
Восстанавливать пещеру Асуров начал Тулку Ургьен Ринпоче в конце 1980 годов, затем здесь был основан монастырь и ретритный центр. Сейчас пещера находится под наблюдением тибетских монахов. Внутри, где ещё несколько десятилетий назад было тёмное пустое пространство, теперь есть освещение, новая мраморная столешница для культовых предметов, фотографии гуру и даже ящик для пожертвований.
Сангха монастыря, построенного вокруг пещеры Асуров, включает и тех монахов, которые находятся в ретритном уединении, и тех, кто полностью посвятил себя медитации и практике, но при этом не придерживается режима ретрита.
Пещера Янглешо
Вторая пещера расположена немного ниже, примерно в пяти минутах ходьбы от деревни, и называется «Янглешо». Здесь же находятся несколько небольших прудов, а также монастырь и ретритный центр, основанный Чатралом Ринпоче в VIII веке. Чатрл Ринпоче — один из самых известных основателей школы Нингма.
Пещера расположена в основании довольно высокого скального склона и большую часть дня затеняется лесом, поэтому служит прекрасным местом для медитации во время летних месяцев и муссонных дождей. Слева от дорожки, ведущей к пещере, находятся бассейны, наполняемые из естественных источников в скалах. Разноцветные рыбки, живущие в прудах, радуют и монахов, и паломников.
Индусы поклоняются этому месту как святыне Вишну. Храм Шеши Нараяны, построенный здесь, является одним из четырёх основных храмов Вишну, расположенных в долине Катманду. Каскады прудов, символизируют Ананта Шешу, змея, на котором покоится Вишну в первичном океане. Храм ревностно охраняется и в него запрещён вход неиндуистам. Справа от храма находятся два каменных изображения аватаров Вишну: Баларамы и Вишну Виранты (Ваманы).
Сама пещера находится справа от индуистского храма. Внутри — статуя Гуру Ринпоче, а в потолке пещеры — чётко различимый отпечаток головы учителя. Легенды рассказывают о великом укрощении змей, произошедшем здесь. Когда учитель находился здесь в самадхи, неожиданно появилось множество ядовитых змей, которые свисали сверху. Выведенный из медитации Гуру ударил одного из нагов по макушке головы ваджракилой (кинжалом, но так же называется и одноимённая практика) и превратил угрожавших ему змей в камень. Над скалой, свисающей над храмом, можно разглядеть змеевидные фигуры, стремящиеся вниз. В месте удара килаей на голове центральной змеи в благоприятные моменты появляются капли воды.
Практики в пещерах
Из биографических источников трудно понять, как Падмасамбхава разделял свою практику между верхней и нижней пещерой и в какой именно из них происходили те или иные события (тем более что Гуру мог свободно перемещаться между ними благодаря своим сверхъестественным возможностям). Тем не менее именно здесь, в Парпинге, он достиг значительных реализаций.
Здесь Падмасамбхава продемонстрировал достижение такого уровня духовного развития, как Махамудра. То есть постиг на практике, что пробуждённая мудрость проявляется в естественном состоянии нашего ума. Существует некое основное состояние нашего ума — ясное, чистое, естественное, внутренне простое... И лишь созданные нашей кармой негативные концепции загрязняют эту первоначальную чистоту и мешают увидеть её, скрывают от нас нашу изначальную природу Будды. Мы все уже являемся просветлёнными существами, но не можем распознать нашу собственную природу. Махамудра переживается в практике сидячей медитации, и к её достижению могут приводить различные практики, предполагающие концентрацию, удержание внимания.
Это состояние было достигнуто Падмасамбхавой через выполнение взаимосвязанных практик Янгдага (санскр. Ваджра Херука, Вишуддха Херука) и Дордже Пурпы (санскр. Ваджракилая — ваджрный кинжал).
Эти практики выполняются с помощью духовной супруги, которой в пещерах Парпинга стала для Падмасамбхавы Шакья Дэви. Этот класс тантрических практик предполагает созерцание себя в облике божества или иного просветлённого существа и полное слияние с ним «как вода, вылитая в воду». Достигнув идентичности с Янгдагом, Падмасамбхава получил здесь великие сиддхи. Идамы, возникающие во время медитации, трансформируют наши клеши и яды ума в мудрость.
Великий Гуру заметил: «Практика Вишуддха Херуки приносит великую реализацию. Но эта практика подобна бродячему торговцу, который встречает множество препятствий, тогда как практика Килая подобна необходимому сопровождению». В мире тибетского буддизма Ваджракилая известна как самое мощное средство для устранений препятствий к практике. А с таким препятствиями, чинимыми демонами, великий учитель столкнулся.
Будда Шакьямуни предсказывал своим ученикам, что через некоторое время после паринирваны вновь вернётся в этот мир, но уже в гневной форме. Свидетельство об этом можно найти, например, в «Махапаринирвана сутте». Падмасамбхава был не просто учителем, он был способен доносить учение и до демонов, иначе говоря, до тех, кто не понимает по-хорошему. Именно поэтому множество историй рассказывают о том, как он подчинил себе демонов. Некоторые из них связаны с Парпингом.
Когда Падмасамбхава вместе со своей духовной супругой Шакья Деви приступил к практике, возникли неожиданные препятствия. Небесные демоны сговорились вызвать трёхлетнюю засуху и голод в Непале, Тибете и Индии, а чума поразила как мужчин, так и крупный рогатый скот. Дав унцию золотого песка своим непальским ученикам, Падмасамбхава направил их к своему учителю в Индию. Когда тексты необходимых учений Ваджракилаи были принесены в Непал, земля вновь стала плодородной, облака появились в небе, а на выжженную почву выпал дождь. Люди излечились от болезней и царство наполнилось счастьем и смехом. Духи пришли к Падмасамбхаве и предложили ему свою жизненную силу, а он связал их всех обещанием служить защитниками учения:
В верхней пещере Янглешо,
«Великий Тертон: Жизнь и деятельность Чокгьюра Лингпы»
Чтобы достичь сиддхи Великой Печати,
Я исполнил практику Высшего славного Херуки.
Возникли помехи, причинившие боль Индии и Непалу,
И поэтому я попросил моих мастеров прислать мне методы учения, чтобы отразить их.
Посланники вернули возвышенное знание Килаи.
Когда оно только прибыло в Непал, все помехи были подавлены,
И я достиг высшей сиддхи Великой Печати
Многие биографии и терма рассказывают об укрощении демонов в Парпинге. В ряде терма, открытых Чокгьюром Лингпой, пещера Асуров упоминается как место, в котором Падмасамбхава связал клятвой двенадцать богинь Тенма, защитниц местности, и поручил им охранять Тибет от вторжения сил, враждебных Дхарме.
Вот некоторые из имён этих богинь:
Дордже Кундрагма — Великая Повелительница,
Дордже Яма Кёнг — Достославная Хари,
Дордже Кунту Санг — Бирюзовая Дымка Снежных Гор,
Дордже Гегки Цо — Укротительница Орд Обширных Пастбищ.
В терма, раскрытых Оргеном Лингпой, объясняется, как Падмасамбхава связал клятвой двенадцать богов-защитников, связанных с Ваджракилаей.
Дуджом Ринпоче приводит историю о том, как демоны направили на Гуру Ринпоче бурю, стараясь парализовать его холодом. Гуру пальцами выполнил мудру угрозы и сформировал огненную бурю, которая охватила и снега, и верхушки сланцевых гор, где жили боги. Тогда демоны подчинились, преподнеся учителю свою жизненную силу.
Известные посетители пещер
В пещере Асуров жил и долгое время практиковал Горакшанатх, один из 84 махасиддхов и автор «Горакша Самхиты». Местные жители часто называют эту пещеру пещерой Горакшанатха. По некоторым версиям, и отпечаток стоп, установленных на постаменте, и отпечаток руки в камне принадлежат именно ему, а не Падмасамбхаве. Каменное изваяние его стоп было, согласно надписи, возведено 11 января 1391 года, когда Парпинг принадлежал могущественному правителю Джайшити Малле. В это время в Непале был распространён культ Горакшанатха, а община Натхов с её аскетическими практиками процветала.
Этого йогина считают воплощением Шивы, и в ваджраянской традиции он особенно почитаем. Великий практик не был подвластен тяготению земли и в любой момент мог перенестись по воздуху на любое расстояние, спокойно мог менять облик, превращаясь то в грудного младенца, то в прекрасную девушку. От его заклинаний сотрясались и земной и небесный миры... Тексты не указывают точное время его жизни. Судя по ним, Горакшанатх является во все четыре юги. Но исследования и археологические данные позволяют предположить, что в этой пещере он практиковал где-то в районе 1200 г. н. э.
По всей видимости, Парпинг часто посещали тибетцы во время их путешествий в Непал и Индию. Одним из самых известных посетителей был Марпа Лоцава (1012–1097). В его биографии XV века авторства Цаннёна Херука сообщается о том, что в этом районе он несколько дней выполнял Гаджакакара пуджу, возвращаясь из своей третьей поездки в Индию.
Говорят, что во время своего пребывания в пещере Асуров в конце 1980 годов Джигкме Пунцок Ринпоче открыл терма в потолке пещеры, которое теперь находится во владении Его Святейшества Далай-ламы.
На протяжении многих лет многие уважаемые ламы оставались и практиковали в пещере Асуров в течение многих лет. Тулку Ургьен Ринпоче жил здесь и выполнял ретриты, длившиеся по нескольку месяцев. Аналогичным образом здесь практиковали Кхенпо Петсе, Намхай Норбу Ринпоче, Тартан Тулку, Согьял Ринпоче и многие другие.
Зачем ехать в Парпинг
Парпинг для последователей Ваджраяны — то же самое, что Бодхгая для последователей Махаяны или Хинаяны. Здесь достиг просветления Гуру Падмасамбхава. Именно это место способствовало тому, чтобы он смог увидеть реальность и свой собственный ум такими, какие они есть. Так же как Мара искушал Шакьямуни под деревом Бодхи, демоны чинили препятствия Падмасамбхаве в Парпинге… Тем не менее, преодолев все препятствия, он достиг уровня Махамудры…
Наше восприятие мира ограничено. Мы слышим лишь небольшой диапазон звуков, мы способны увидеть лишь существ мира людей или мира животных — тех, кто всё же ближе нам по энергии. Боги, Бодхисаттвы, Наги, Гандхарвы, и даже существа демонического плана, остаются скрыты от наших глаз. Они существуют за пределами, доступными нашим чувствам, и, конечно же, проще всего сказать, что они и не существуют, и относятся к разряду выдумок. Но буддистов такой подход не устраивает, их всегда интересовало расширение пределов человеческого восприятия… преодоление границ возможностей…
Эти места помогают нам расширить свои представления о возможном и невозможном, вероятном и невероятном… Крошечный туннель, по которому перемещается взрослый человек, отпечатки рук в скале, укрощение демонов — всё это непостижимо для нашего ума и кажется невероятным.
Великие йогины прошлого обладали полным контролем над телом и умом, и в тех местах, где они практиковали, в местах, насыщенных их энергией, и наш собственный ум начинает работать иначе. Обостряется внимание, вырастает способность к концентрации и появляется возможность взглянуть на мир шире, поверить в невозможное.
Укромные трещины, пещеры, пустоты земли — они часто давали прибежище практикам и помогали достигнуть реализации. Именно пещеры традиционно использовались практиками для ретритов, длительных уединений, ради самосовершенствования и самопознания. И именно с этой атмосферой помогают познакомиться нам святыни Парпинга.
Приглашаем в тур по Индии и Непалу с Андреем Верба, где вы сможете прочувствовать места силы, связанные с Буддой Шакьямуни.