Измени себя — изменится Мир вокруг

Духовные сокровища Ташилунпо

Слушать аудио 0:00 / 21:33
Синтезированная речь

Тибет — это страна с уникальной культурой, основанной на традиционных буддийских ценностях — сострадании и ненасилии. Тибет — целая культура, поставившая во главу угла духовное развитие, буддийскую духовную практику, идею внутренней трансформации. И в основе этой культуры в течение веков лежали монастыри, которых в Тибете было необычайное множество.

После того как буддизм из Индии был принесён в Тибет, тибетцы проделали грандиозную работу по переводу буддийского наследия (благодаря чему многие тексты и дошли до нас). А монастыри стали тем фундаментом, на котором осуществлялась и переводческая работа, и работа духовная. Они стали институтом, помогающим оттачивать оставленные Буддой Шакьямуни и Падмасмабхавой практики, направленные на избавление от страданий. Долгие века монастыри были той основой, на которой строилась жизнь целого народа.

Система образования в стране тоже была монастырской. На протяжении веков монастыри притягивали лучшие умы Тибета. На их базе блестящие учёные не только изучали буддийское наследие, но и передавали свои знания будущим поколениям. Под руководством опытных наставников молодые ламы становились опытными мастерами.

Но именно по монастырям пришёлся первый удар во время культурной революции. Многие из них были просто разрушены, практически стёрты с лица земли. Другие сохранились, но превратились в туристические достопримечательности. Одна из стратегий Китая сейчас — это развитие туризма в Тибете. Каждый день сюда приезжают около 63000 китайцев. Конечно же, сложно говорить о духовной практике при таком наплыве туристов.

Месторасположение монастыря Ташилунпо

Монастырь Ташилунпо находится в Шигадзе, втором по величине городе в Тибете. На протяжении веков Шигадзе был экономическим, политическим и культурным центром. Город расположен на высоте 3800 метров. Для равнинного жителя это очень большая высота, которая без акклиматизации переносится с трудом. Через город проходят дороги, соединяющие Лхасу, Непал и Западный Тибет.

Сам монастырь распложен у подножия Дролмари (горы Тары) и занимает огромную территорию, около 300 000 кв. м. Здания выполнены в традиционном тибетском стиле. Залы, часовенки, гробницы и другие сооружения связаны между собой каменным ступеньками и узкими булыжными улочками. Золотые крыши, белые, красные и чёрные стены домов создают прекрасную композицию. Британский офицер Самуэль Тернер, в XIX веке посетивший Тибет, так описал свои впечатления от монастыря: «Если бы как-то ещё можно было увеличить великолепие этого места, с многочисленными позолоченными навесами и башенками, то ничто не могло бы сделать этого лучше, чем солнце, восходящее в полном блеске. И это впечатление магической, чудесной красоты не погаснет в моём разуме».

Обычно паломники, прежде чем воздавать почтение святыням монастыря, обходят кору, поднимаясь по склону горы, у подножия которой расположены монастырские постройки. Обход всего монастыря занимает около часа. Как всегда, вдоль тропы для ритуального обхода установлены молитвенные барабаны, с вложенными в них мантрами Авалокитешвары.

Немного истории монастыря Ташилунпо

Монастырь основал позднее признанный Первым Далай-ламой Гьялва Гендун Дуб в 1447 году. Гендун — ученик самого Цонкапы, основателя школы Гелуг (в переводе это слово обозначает «добродетель), получавшего наставления по духовной практике от самого Манджушри. В традиции Гелуг особое внимание уделяется соблюдению нравственных предписаний, а монашеская дисциплина считается основной для самосовершенствования. Гендуна Дуба при жизни так и называли «Держатель нравственности».

Уже более 500 лет в Ташилунпо занимаются практиками: передают знания от учителя к ученику, начитывают священные тексты. В этой школе, помимо основных буддийских текстов, особое внимание уделяют изучению трудов Атиши и Нагарджуны.

Представьте себе, сколько благой энергии, энергии мантр, медитации, размышлений о мудрости и сострадании впитали в себя стены монастырских зданий за эти века. В русском языке есть такое словосочетание — «намоленное место». Так вот его можно применить по отношению к этому монастырю.

Посещение таких мест важно не только потому, что мы можем прикоснуться к благой энергии. Возможно, кто-то из тех, у кого есть кармические связи с буддистским учением и со страной снегов практиковал здесь и сам, в своих прошлых воплощениях. Тогда именно это место окажется важным для пробуждения его глубинной памяти.

Ташилунпо во время культурной революции пострадал лишь частично, был полностью восстановлен и сейчас представляет собой один из самых крупных действующих монастырей. Он продолжает служить оплотом Дхармы для тибетцев. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что если до культурной революции в монастыре было более 5000 монахов, то сейчас осталось около 500. Многие отправились в Индию вслед за Далай-ламой, и здесь основали новый монастырь, названный так же, Ташилунпо в штате Карнатака (Билакуппе), где и продолжают следовать традициям родного монастыря.

Духовное наследие монастыря

Монастырь принадлежит к школе Гелуг. Это один из шести главных тибетских монастырей, относящихся к этой традиции. Поэтому вы можете здесь встретить монахов в традиционных гелугпинских одеждах: жёлтая мантия и высокая жёлтая шапка. Монахи-новички в этой традиции называются «гетсюлами», и только после изучения монашеских правил, обратившись с просьбой о посвящении в духовный сан, становятся «гелонгами». Успешно закончивший несколько ступеней обучения монах становится «геше» (духовным наставником). Очень немногие получают эту степень, и обычно для её достижения требуется 15–20 лет упорных занятий и практики.

Труды Цонкапы, традиционные тексты Махаяны, учения Атиши и Нагарджуны — это та основа, на которой строится духовная практика. Но Ташилунпо хранит и более оригинальные тексты. Одно из самых интересных учений, которое берегут стены монастыря — это учение о Шамбале, священной стране духовных подвижников и мудрецов, чистой земле, вход в которую расположен где-то в Гималаях. Ташилунпо — одно из главных мест почитания учения о Шамбале и учений, связанных с этой мистической страной.

Конечно же, можно считать Шамбалу таинственной страной, затерянной в горных вершинах. Но есть и другая точка зрения, согласно которой пусть в чистую страну, чистую землю лежит через внутренний мир человека, а сама Шамбала — это некая внутренняя реальность, особенное состояние сознание, которое можно достичь через практики самосовершенствования. В Ташилунпо оберегается учение, помогающее достичь такого просветлённого состояния — это провозглашенное Атишей учение Калачакры («Колесо времени»). Оно тесно связано с мифом о Шамбале.

Третьим Панчен-ламой Лобсангом Палден Еше (настоятелем монастыря Ташилунпо) в 1775 был составлен подробный трактат «Истрия Арьядеши и путь в Шамбалу, Святую Землю». В трактате через символы и иносказания описывается определённая садхана (духовная практика), помогающая достичь просветления живым существам, движимым состраданием.

Панчен-лама, бывший очевидно серьёзным практиком, подробно описал, с чем столкнётся «путешественник» при прохождении через свой внутренний мир. Описал всё то, что таится в нашем подсознании: всевозможные горы и пустыни, города и рощи, жуткие и прекрасные существа. Он рассказал об интересном испытании, уготованном внутри их собственного сознания, для тех, кто ел мясо. При преодолении гор Гандхары, населённых хищными крылатыми львами, тот, кто отважился путешествовать внутрь себя, будет вынужден собрать погубленных им животных и приготовить жертвоприношение из их мяса. Собрать их кровь и на чёрной скале нарисовать ужасную демоницу. Тому, кто сможет укротить всех злых духов своей мудростью, предстанут вершины снежных гор, расположенных в форме лотоса, — это и есть стены Шамбалы.

Андрей Верба

Достопримечательности и традиции монастыря

Статуя Майтреи

Огромная золотая статуя Майтреи — сокровище монастыря. Храм, называемый Джамбо Ченмо, в 1915 году был построен специально для этой статуи. Но сама статуя возводилась с 1914 по 1918 год под руководством Девятого Панчен-ламы. Есть свидетельства о том, что когда Девятый Панчен-лама скончался в провинции Цинхай, милосердный Майтрея пролил слёзы. Это подтверждали все ламы, которые находились в монастыре. На лице статуи действительно были видны слезы.

В общей сложности 110 мастеров делали эту 26-метровую статую, используя 230 тонн латуни и 560 килограммов золота. Украшение между бровями изваяния состоит из 300 жемчужин и 32 бриллиантов. Да и вся статуя Будды роскошно украшена золотом, бриллиантами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Огромный солярный символ (свастика), выложенный на полу перед статуей, также сделан из драгоценных камней.

В мире его шёлковая накидка самая большая в своём роде. Статуя сидит на великолепном лотосовом троне «по-европейски», с руками в символическом обучающем жесте. Трон заполнен обработанными зёрнами, а тело статуи — меньшими фигурами Будды, сутрами и драгоценностями.

Перед статуей стоит множество лампадок, заполненных ячьим маслом. Это способ выразить своё почтение Будде грядущего и накопить благую заслугу.

Конечно, можно скептически заметить в адрес тех, кто возводил эту огромную статую: «Разве разумно тратить такие деньги на возведение статуи, витающей где-то в облаках над людьми, когда на земле столько нищеты и бедности». Кому-то такой аргумент покажется разумным… Действительно, может быть, важнее построить школы или больницы.

Но на самом деле возведение статуй Будд тоже очень важно. Такие монументы дают людям возможность установить кармическую связь с Буддой Майтреей. Даже просто посещение этой статуи оставляет глубокий кармический отпечаток, который будет оказывать влияние на протяжении множества и множества будущих жизней. И самое важное — что у того, кто поклоняется Майтрее сейчас, появится возможность стать его учеником в будущем.

В буддизме есть такая точка зрения, что чем больше статуя, тем больше людей сможет прийти и увидеть её, тем больший след она оставит в их сознании, и тем больше блага живым существам он принесёт. Возможно, в этом и есть своя логика, поскольку на возведение грандиозных монументов действительно затрачивается много энергии и сил.

Проблемы есть у бедных и у богатых, у сытых и у голодных, и деньги, зачастую, не могут этих проблем решить, но если, благодаря этой статуе, ум хотя бы нескольких человек обратится к дхарме, то их путь поменяется на многие и многие жизни вперёд. Ведь развитие живых существ зависит от распространения Дхармы, от существования святынь.

Можно добавить к этому, что на протяжении многих лет Ташилунпо был признан как монастырь, играющий важную роль в сохранении и развитии буддийской философии Махаяны. В его стенах были воспитаны тысячи учёных и практиков, развивающихся в этом направлении. А со слов Кирти Ценшаба Ринпоче, именно установка статуй Майтреи (то есть его присутствие в аспекте Самбхогакаи) способствует распространению махаянских учений и их долгому существованию.

После того как статуя была воздвигнута в Ташилунпо, многочисленные «дочерние» монастыри сделали в своих храмах аналогичные статуи меньшего размера. Это знак того, что мир готовится к приходу Будды Будущего.

Настенная роспись

Монастырь славится своей художественной традицией. Стены зданий и залов для молитвенных собраний расписаны, украшены многочисленными фресками, танками. Живопись в Тибетских монастырях — это не просто искусство, это визуальное отображение сакральных текстов, в которых рассказывается о духовных практиках. Все основные моменты буддийских поучений трансформируются в очень ёмкий набор визуальных символов. Каждое изображение — своеобразный «конспект» для выполнения той или иной практики.

Как пример можно привести изображение четырёхликих божеств, у которых каждое лицо символизирует любовь, сочувствие, радость и равностность… Нужно глубоко знать практики, чтобы научиться понимать символику тибетских изображений, и для большинства из нас она останется непонятной, но мастерство художников всё равно впечатлит.

Монастырь (многие его залы, но, конечно, не все) оформлен в особом стиле «Новый менри», который появился в середине XVII века. Этот стиль соединил в себе живописные традиции Индии и Китая. При этом для художественной школы Ташилунпо характерны следующие особенности:

  1. В изображении гор, воды, нимбов преобладают синие и зелёные цвета, широко используется золото.
  2. Широко представлены китайские элементы в пейзаже: горы, покрытые буйной растительностью, кучевые облака, храмы, реки водопады, часто встречаются фигуры животных и птиц.
  3. Все детали тонко прорисовываются.
  4. Фигуры божеств и просветлённых существ располагаются естественно и расслаблено, при этом в изображениях может отсутствовать симметрия и статичность, и это ярко отличает «Новый менри» от остальных тибетских стилей.
  5. Свободные одеяния фигур декорируются растительным орнаментом, одежды широкие, с большим количеством складок.
  6. Ручки на тронах рисуются в виде голов драконов, а спинки тронов скруглены.

Как особенное достижение художников этой школы можно назвать мастерство в нанесении особой светотени. При этом краска накладывается очень маленькими мазками самой тонкой кистью. Каждый следующий мазок выполняется в более светлом тоне.

Большая часть танок Ташилунпо имеет тёмно-синее обрамление, на нижней части которого изображены китайские драконы.

Из своего тибетского путешествия Юрий Рерих привёз достаточно много танок, выполненных в монастыре Ташилунпо. В частности, изображения Панчен-лам. Сейчас они хранятся в Эрмитаже.

Стена Тханок

Стоя у входа в Ташилунпо, посетители могут увидеть коричневатые и золотистые здания с золотистой крышей. На их фоне, продолжая стену забора, возвышается 9-этажная белая башня с огромной глухой стеной. Она была построена Первым Далай-ламой в 1468 году.

В Ташилунпо проводится один из самых важных в Тибете фестивалей «Будда Солнца». Он проходит с 14 по 16 день пятого лунного месяца тибетского календаря (в григорианском календаре это может быть в июле или августе). Во время фестиваля на стену вешают одну из огромных танок (45 метров в длину и 29 метров в ширину) изображающую Будду прошлого (первый день), Будду настоящего (второй день) и Будду Будущего (третий). Танка медленно вывешивается на стене, и в это время звучат духовые инструменты.

Этому ритуалу уже около 500 лет, и две из трёх разворачиваемых тханок являются оригинальными, теми самыми, что показывались здесь сотни лет назад. Считается, что эта церемония способствует получению богатого урожая местными крестьянами. В это время в монастыре собираются тысячи паломников.

«Выставочная площадка» монастыря Ташилунпо является единственной в своём роде. Построенная в 1468 году стена столь высока и внушительна, что танки, вывешенные на ней, могут быть замечены с расстояния в десятки километров.

Зал Собраний

Зал собраний — одно из самых старых зданий в Ташилунпо. Зайдя сюда, можно почувствовать вековую историю, только посмотрев на массивные деревянные балки, удерживающие строение, на изысканные занавеси из парчи и на многочисленные ритуальные предметы.

Зал сутр

Древнюю типографию для печати переводов с санскритских оригиналов в монастыре создал его основатель Гендун Дуб.

Зал сутр — это монастырское хранилище. Здесь находится более 10 000 тысяч деревянных дощечек, на которых вручную вырезаны тибетские переводы оригинальных санскритских текстов. На такие рельефно вырезанные слоги наносили краску и прижимали сверху бумагу. Именно так выглядело книгоиздательское дело в Тибете. Посетители могут купить молитвенные флаги или сувенирные календари, которые напечатаны прямо здесь.

Ташилунпо — резиденция Панчен-лам

Для тибетцев неприкосновенна концепция перерождения. Они верят, что душа, накапливая определённый опыт, переходит из жизни в жизнь, сохраняя свои качества. Если душа достигла определённых реализаций, то она сама выбирает место своего рождения, думая о благе всех живых существ.

Некоторые души представляют собой воплощения возвышенных просветлённых существ. Авалокитешвара, согласно представлениям тибетцев, воплощается как Далай-лама, а Будда Амитабха — как Панчен-лама. Вновь и вновь они возвращаются на эту землю и становятся духовными лидерами для народа.

Слово «Панчен» — искажение от индийского «Пандит» (философ, учитель наставник). Панчен-лама традиционно выступал учителем маленького Далай-ламы. Далай-лама XIV так писал об их взаимоотношениях: «Панчен-ламы, как и Далай-ламы, являются очень высокими воплощениями. Первое воплощение обоих имело место в XIV веке по христианскому летосчислению. Всегда с того времени Панчен-ламы были вторыми после Далай-лам по своему религиозному авторитету в Тибете, но никогда не занимали какой-либо светской должности. Во все времена отношения между теми и другими были чрезвычайно сердечными, как и подобает у высоких религиозных лидеров, и в большинстве случаев младший становился учеником старшего».

Едва научившись говорить, последний Панчен-лама Гендун Чокьи Ньима, родившийся в 1989 году, сказал своим родителям «Я Панчен-лама, мой монастырь — Ташилунпо, я сижу на высоком троне».

Обходя различные здания монастыря, вы сможете увидеть фотографии разных Панчен-лам, сменявших друга на протяжении веков. Ступы и золотые гробницы Панчен-лам — это ещё одна из достопримечательностей монастыря. В монастыре находятся останки Второго, Третьего, Четвёртого Панчен-лам. Захоронения Панчен-лам с Пятого по Девятого были разрушены в 1960 годах. Красногвардейцы заставили толпу сломать статуи, сжечь Священные Писания и открыть ступы, содержащие мощи этих Панчен-лам, и бросить их в реку.

Ступа Десятого Панчен-ламы — одна из достопримечательностей монастыря. Она покрыта 614 килограммов и золота и украшена бесчисленным количеством драгоценных камней. Когда десятый Панчен-лама умирал, в небе появилась радуга. Свидетели говорили о том, что тело его не было подвержено разложению.

Недалеко ещё одна ступа — Четвёртого Панчен-ламы, она была построена в 1666 году. Эта одиннадцатиметровая ступа также полностью покрыта золотом и серебром и украшена драгоценными камнями. Именно при Четвёртом Панчен-ламе монастырь был значительно расширен и обрёл свой нынешний облик. Немногим уступает по своему великолепию и более поздняя ступа Восьмого Панчен-ламы.

Любой монастырь — это сокровищница знаний, реликвий, мудрости, хранящихся в зданиях, залах, текстах, атмосфере. И вряд ли паломник или турист сможет даже увидеть все эти сокровища, настолько они объёмны. Но каждому из паломников, в зависимости от его кармы, выпадет возможность прикоснуться к какой-то частице духовного наследия, посетив древний монастырь Ташилунпо.

Присоединиться к "Большой экспедиции в Тибет" с клубом OUM.RU.