Содержание
Для буддистов со всего мира Бодхгая — это своеобразный пуп земли, центр, вокруг которого вращается их мироздание, место, сконцентрировавшее вокруг себя память о Будде Шакьямуни. Место, хранящее память о событиях прошлого… Память о том моменте, когда Сиддхартха Гаутама, наследный принц рода Шакьев, смог осознать себя как Будду — полностью просветлённое существо.
И память эта заключена в храмах, зданиях, деревьях, улицах… Мы можем говорить об истории… Это то, что запечатлено на бумаге, записано в манускриптах. Да, конечно, это составляющая важна. И о памяти — это другое, это то, что витает в воздухе, это атмосфера и тишина места, это то, чем мы дышим…
Даже тогда, когда сам храм Махабодхи был в запустении (потому что Индия находилась под властью мусульман), эта память не исчезала. О дереве Бодхи, о его связи с центральным событием в жизни Будды помнил весь мир. Это видно из писаний, многочисленных буддийских текстов, художественной литературы. Даже тогда эта память не прервалась, об этом месте думали тысячи и тысячи буддистов, наполняя его своей энергией. Чтобы прикоснуться к чистой и светлой энергии этого места, чтобы погрузиться в неё, сюда и приезжают паломники со всего мира.
Бодхгая – это небольшой городок. Само это название появилось не так давно, всего лишь в XVIII веке. Прежде всего для того, чтобы отличить священное место около дерева Бодхи, под которым Сиддхартха достиг просветления, от достаточно крупного города Гая, расположенного недалеко.
До этого место просветления Будды Шакьямуни имело разные обозначения. Чаще всего в сутрах мы встретим упоминания, что Будда отправился в Урувеллу, что он достиг просветления в роще Урувелла. К примеру: «Однажды Благословенный жил в Урувелле на берегу реки».
Так называлась деревушка, расположенная неподалёку. Согласно комментатору V века Дхармапале, это название было дано из-за большого количества песка (vela), накопленного в этой области. Другие источники говорят, что деревня (и одноимённая роща) получила название из-за близлежащего дерева вилва.
Ко II тысячелетию до н. э. это название было забыто, и появились другие, звучащие, как музыка:
Бодхимандал — место, где достигается просветление.
Самбодхи — проницательность, мудрость, необходимая для достижения высших степеней архатства.
Ваджрасана — алмазный трон.
Махабодхи — великое просветление.
Но ни одно из этих мелодичных названий не закрепилось как наименование для городка, и нам он известен как Бодхгая.
Первоначально это место было малоизвестным, но паломники, на протяжении веков посещавшие дерево Бодхи, превратили его в живой центр буддийской культуры. Нет указаний на то, что Будда когда-либо возвращался сюда после просветления. Но его учение распространялось и привлекало всё больше последователей. Многие из них хотели увидеть то место, где их учитель достиг просветления. Понимая, что это может вызвать веру или ещё больше подпитывать веру, уже пробуждённую, Будда поощрял такие посещения. Так началась буддийская традиция паломничества. Конечно же, в первую очередь в Бодхгае паломники направляются к дереву Бодхи, сейчас окружённому храмовым комплексом Махабодхи.
Махабодхи
Бесспорно, культурным, духовным, да и вообще, смыслообразующим центром города является храмовый комплекс, выстроенный на том самом месте, где Будда Шакьямуни достиг просветления. Здесь же постигали собственную природу и Будды предыдущих эпох: Дипанкара, Канакамуни и другие, сюда же через многие тысячи лет придёт и Будда Майтрея.
Согласно буддийским представлениям, это место содержит в себе столько духовной энергии и столь значимо, что оно будет последним разрушено в конце времён и первое возродится в новом мире. По другим версиям, оно переходит неразрушаемым из кальпы в кальпу.
Нынешний комплекс храма Махабодхи в Бодхгае включает в себя величественный храм-ступу высотой 50 м, Ваджрасану (алмазный трон), священное дерево Бодхи, множество маленьких ступ и памятных мест, расположенных на этой территории.
Дерево Бодхи
Для многих буддистов именно Дерево Бодхи, место где Будда достиг просветления, является центром мира. Оно имеет и священное, и символическое значение.
В раннем Буддийском искусстве дерево Бодхи было одним из образов, используемых для представления Будды.
На протяжении веков паломники развозят семена и отростки дерева Бодхи в свои дома и монастыри. Так потомки священного дерева распространились и по всей Индии, и по окрестным странам. В надписи XIII века, сделанной в Бирме приверженцем местных верований, упоминаются паломники, возвращающиеся из Бодхгаи с такими семенами. Сегодня принято сажать дерево Бодхи в каждом буддийском монастыре, чтобы символизировать присутствие дхармы (буддийского учения).
В Бодхгайе Дерево Бодхи является излюбленным местом для практики медитации. Многие также оставляют здесь ритуальные пожертвования. Особенным благословением считается, если на практика падает сорванный ветром лист с кроны дерева. Это знак того, что человеку суждено достигнуть просветления. Многие привозят такие листья домой, как лучшую память о Бодхгае.
Дерево Бодхи, существующее сегодня, не является именно тем, которое помогало в медитации Будде Шакьямуни, но это прямой потомок того дерева.
Ваджрасана
Ваджрасана (Алмазный трон) — это плиты из отполированного песчаника, примыкающие к храму. Они были установлены императором Ашокой, чтобы отметить то место, где сидел и медитировал Будда. Балюстрада из песчаника когда-то окружала этот участок под деревом Бодхи, но лишь некоторые из оригинальных столбов балюстрады всё ещё находятся на месте; они содержат скульптурную резьбу: изображения человеческих лиц, животных, декоративные детали.
Храм Махабодхи
Великий пятидисятиметровый храм Махабодхи — это один из самых ранних буддийских храмов, полностью построенных в кирпиче, всё ещё стоящих, начиная с позднего периода эпохи Гуптов. Выполненный в традиционном для этой эпохи стиле, храм оштукатурен и богато украшен орнаментом, содержащим рельефные изображения буддийских и некоторых индуистских сцен, и символов буддизма. Цветок лотоса — символ чистоты и просветления можно найти в этом комплексе повсюду. Храм окружён специальным дорожками для совершения ритуальных обходов. Интересно, что весь комплекс распложен на 5 метров ниже уровня земли вокруг.
За оградой храма действительно открывается немного иная, отличная от нашей реальность. Те, кто пробовал практиковать на территории храма, говорят о том, что практика здесь проходит действительно по-другому. Не так сильно чувствуется дискомфорт в ногах, а уровень концентрации становится намного выше. Действительно, какая-то неведомая сила помогает здесь тем, кто старается развиваться, как когда-то она помогла и Будде Шакьямуни. Именно здесь у многих получается погрузиться в свой внутренний мир, услышать голос собственной души, понять собственные желания и стремления. Очень многие чувствуют, что с территории комплекса не хочется уходить, настолько тихая и благостная энергия царит здесь.
Парк для медитаций
На территории Махабодхи обычно шумно, что иногда мешает начинающим практикам сосредоточиться. Парк медитаций создан недалеко от храма Махабодхи. Он предназначен специально для практики, чтобы посетители храма могли в тишине получить опыт в медитации.
12-акровый участок земли примыкает к восточному углу храмового комплекса. Два больших колокола размещены внутри беседок для медитации, защищающих посетителей парка на случай дождя. Вход на территорию парка платный (хоть сумма очень небольшая), именно поэтому здесь почти всегда тишина.
Об известных паломниках
Есть записи о паломниках, прибывающих в Бодхгаю со всей Индии и почти с каждой земли и региона, где распространился буддизм.
Первым свидетельством о визите паломника из-за пределов Индии является надпись монаха по имени Бодхиракшита, написанная в I веке до н. э. Согласно Расавахини, монах по имени Кулла Тисса и группа паломников проделали свой путь в Бодхгаю примерно в 100 году до нашей эры. Король Силакала из Шри-Ланки (518–531) провёл свою юность в качестве новичка в одном из монастырей Бодхгаи. Это мы перечислили всего лишь нескольких паломников из Шри-Ланки.
Фа-сянь — один из самых известных китайских путешественников, посетивших землю Будды, был здесь в 399—414 гг. н. э. Отправившись в путь из Чанга, древней китайской столицы, он прошёл через Такшашилу, Шравасти, Вайшали, Паталипутру и достиг Бодхгаи — основной цели своего путешествия. Фа-сянь хотел привести в Китай тексты, фиксирующие монашеские правила, а также другую каноническую буддийскую литературу. Именно благодаря его записям исследователи смогли идентифицировать множество мест, связанных с жизнью Будды. Его «Записки о буддийских странах» были первым письменным рассказом очевидца о буддизме, написанным на китайском языке.
В 402 году два вьетнамских монаха Хуй Сун и Минь Вин, достигнув на корабле западного побережья Индии, отправились оттуда пешком к святой земле…
Таких свидетельств множество, а ещё больше тех безымянных паломников, о которых мы никогда не узнаем. Но именно благодаря им Бодхгая стала важным центром Буддизма (хотя традиция паломничества и прерывалась на некоторое время из-за мусульманского нашествия).
Современный облик Бодхгаи
Именно это паломничество и определяет современный облик Бодхгаи. Здесь издревле собираются люди разных культур, каждая из которых несёт своё представление о Буддизме, немного отличающееся от остальных. Пройдясь по улицам Бодхгаи, можно увидеть храмы абсолютно разных традиций. Каждая культура чуть иначе представляет, как выглядел Будда (и это можно понять по статуям в храмах), чуть иначе интерпретирует его слова.
В тени храма Махабодхи выросло множество монастырей, храмов. Они поддерживают центральную святыню и способствуют распространению учения. Ещё знаменитый китайский паломник Сюань-цзан описывает пребывание в огромном монастыре, основанном королём Мегаванной из Шри-Ланки в IV веке, который, как полагают, существовал в Бодхгае более девятисот лет.
В целом можно сказать, что храмы и монастыри стали появляться вокруг Бодхгаи преимущественно во времена Ашоки. Но эти древние храмы не сохранились до наших дней. Те, что мы имеем возможность наблюдать сейчас, построены в основном в ХХ веке.
Сейчас в Бодхгае насчитывается более сорока буддийских храмов, многие из которых представляют собой уникальные архитектурные и художественные сооружения в стилях разных стран. Многие из них — великолепные достопримечательности, на которые действительно стоит посмотреть. К тому же все буддийские комплексы на территории Индии отличаются чистотой и ухоженностью.
Несколько известных храмов
Вьетнамский храм
Вьетнамский храм — был построен совсем недавно, в 2002 году. Поэтому в его конструкции можно увидеть использование самых современных архитектурных технологий. Храм сделан в форме традиционной пагоды (а эту конструкцию можно в целом очень часто увидеть в Бодхгае), но Пагода вьетнамского храма — одна из самых высоких. Внутри установлена статуя Авалокитешвары. Храм окружён прекрасным ухоженным садом.
Индосана Нипподжи (японский храм)
Храм был завершён в 1973 году. Японский храм в Бодхгае построен по образцу древнего японского деревянного храма и, кажется, представляет естественную красоту без какого-либо искусственного украшения и дизайна. Стены храма изнутри украшены картинами, изображающими различные эпизоды из жизни Будды.
Тайский храм и монастырь
Тайский монастырь, или буддийский храм, в Бодхгае был построен в 1956 году тайским монархом по просьбе премьер-министра Индии Джавахарлала Неру для укрепления отношений между двумя странами. Это уникальный и единственный тайский храм в Индии. Этот храм демонстрирует элегантность тайской архитектуры. Тайский храм украшен наклонной и изогнутой крышей, покрытой золотой черепицей. Внешний вид его очень изыскан.
Конечно же, нет смысла подробно описывать каждый из этих храмов, их множество. Посмотрев на них, можно просто порадоваться тому, сколь широко распространилось учение Будды по всему миру. И полюбоваться на «разные лики» буддизма из разных стран. Нет даже необходимости совершать специальные экскурсии по этим храмам, скорее всего, по дороге из отеля в Парк Махабодхи вы, так или иначе, будет проходить мимо нескольких храмов разных традиций.
Великая статуя Будды
Великая статуя Будды стала самым высоким изображением Будды в Индии (высота статуи около 26 метров). Будда сидит в позе для медитации на цветке лотоса. Его глаза полуприкрыты. Автор статуи — один из самых известных современных скульпторов Ганапати Стхапати. Выполнение статуи в камне взяла на себя компания Тхакур и сыновья. В основании статуи находится твёрдый бетонный пьедестал, а сама она выполнена из розового песчаника.
Внутри статуя полая, и в ней находится спиральная лестница, вдоль которой идут деревянные полки. На них стоят 16300 маленьких статуй Будды, сделанных из бронзы. Они были доставлены из Японии. Статуя постепенно становится одной из важных достопримечательностей современной Бодхгаи.
Фестивали
Больше всего паломников собирается в Бодхгае во время традиционных фестивалей. Самые известные из них — это Будда Пурнима и Монлам Ченмо.
Будда Пурнима
Это праздник, посвящённый одновременно рождению Будды Шакьямуни и его переходу в паринирвану. Он приходится на полнолуние индийского месяца Вайшах (апрель-май) Мероприятия включают молитвенные собрания, проповеди и религиозные диспуты, чтение буддийских писаний, групповую медитацию, шествия и поклонение статуе Будды. В это время храм Махабодхи украшают красочными флагами и гирляндами из цветов.
Монлам Ченмо
Бодхгая считается одним из самых благоприятных мест для проведения фестиваля Монлам. Этот Великий Молебен проводится один раз в году в течение нескольких дней. Согласно словам Нагарджуны, благие пожелания, высказанные вместе, становятся более мощными. Они способны даже предотвращать войны, катастрофы или эпидемии. Позитивный настрой каждого из участников умножается на число присутствующих. Традиционно на этом фестивале читают различные буддийские тексты, содержащие пожелание блага всем живым существам.
Традиция проводить этот фестиваль пришла из Тибета, поэтому и проводится он по тибетскому календарю (4–11 числа первого месяца). По календарю европейскому это время обычно выпадает приблизительно на февраль.
Лучшее время для посещения Бодхгаи
В южном Бихаре жара начинается с середины марта и держится в течение двух-трёх месяцев. В начале индийского лета жара не такая сильная, и в марте поездка может быть вполне комфортной, но далее — температура поднимается до 40 градусов. Ехать в Индию в этом период можно тем, кто не боится жары. В эти жаркие месяцы держится сухой субтропический климат, волны тепла приходят сюда от пустыни Раджастан. В это время обычно здесь немного буддийских паломников. С середины июня наступает период муссонных дождей, сильные грозы, короткие ливни. За исключением случайных посетителей из близлежащей Гаи, в этот период туристов и паломников здесь почти нет. Муссонные дожди начинают ослабевать в начале сентября. Самое лучше время для посещения святыни: октябрь — март.
Приглашаем вас посетить это прекрасное место вместе с клубом OUM.RU