Многие из нас слышали и читали о якшах, ракшасах, голодных претах, завистливых асурах и других мифических персонажах с неправедными склонностями. Часто в официальных исторических хрониках и авторитетных ведических писаниях можно встретить описания героев и злодеев, благие деяния чистых праведников и огрехи жадных демонов, подобно как дошедшие до нашей современности сказки делят добро и зло. Однако мало кто задумывается как об их происхождении, так и о причинах наличия столь ярких противопоставлений. Дуализм противоречит концепции единства и порождает выяснения, кто больше прав. Так произошло с историей народов Шри-Ланки, где легенды, написанные в чью-то выгоду, превратили память о благородных предках, Ариях, в презрение невежественных нечистей.
Сложно вообразить себе фактор, который оказывал бы более мощное влияние на человека, чем время. С течением времени мы проживаем целые жизни, трансформируемся и накапливаем опыт. Безусловно, настоящий момент очень важен, наши сегодняшние действия формируют наше будущее, однако не стоит недооценивать и наше прошлое, которое сформировало нас сегодняшних. И речь здесь не только о кармических завязках и долгах какой-либо отдельной личности или социума, но и о памяти былого, ведь знания о своих корнях формирует наше представление о самих себе, и, исходя из него, мы строим своё настоящее. Факты и действия даже самых давних времён могут влиять на ход событий современности — от одного человека до государств и целых цивилизаций. Однако время может и скрывать от нас истинную быль и вынуждать принимать многое на веру, а тот, кто вещает историю в массы, обретает инструмент воздействия на общественное сознание. Имея власть и понимание процессов, можно, к примеру, заставить человека верить, что он произошёл от обезьяны, а можно внушить, что обезьяна произошла от человека, и получить в результате совершенно разные людские мотивации и поведение. Манипуляции памятью и прошлым могут приносить выгоду одним, повергая других, порождать дискуссии, ложные теории, непонимание и даже насилие. Поэтому так важно пытаться найти и сохранить правду.
В наши дни многие из таких искателей находят многие альтернативные версии истории как нашей Родины, так и других стран. Например, в противовес утверждениям о том, что до прихода христианской религии на Руси наши с вами предки были варварами, «лаптем щи хлебали», а любимый персонаж народных сказок — Баба-Яга — и в помине каннибализм практиковала, получили распространение и другие теории: о том, что, вероятно, наша культура является очень древней и берёт своё начало с высокоразвитой цивилизации Ариев, якобы существовавшей когда-то на материке, который ныне покрыт водами Северного Ледовитого океана. Много сведений говорят также о том, что древняя русская культура была очень близка к ведической, сохранившейся на территории таких стран, как Индия, Шри-Ланка и других: например, многочисленные сходства русского языка с древним языком санскритом, аналогичный строй общества и касты (Шудры — Смерды, Вайшью — Веси, Кшатрии — Витязи, Брахманы — Волхвы), схожие легенды и верования, одноимённые географические объекты. Бытует мнение, что именно русская ведическая культура и является основой того, что сохранили до наших дней индусы.
Однако не только наши родные земли обросли беспросветными лесами переписанных версий о прошлом — многие народы потеряли ясное видение своего былого в тумане времени и официальной «истории». Не обошла горькая участь и называемый «Благословенной Землёй» остров Шри-Ланка.
«Потомки Львов»
Официальная история Шри-Ланки базируется на двух главных хрониках страны: Махавамса и Дипавамса, написанных буддийскими монахами на языке Пали, и повествующих о посещении острова самим Гаутамой Буддой, о приходе сюда буддизма и о последующей истории правления королей местных государств. Эти тексты, датируемые III–IV веками нашей эры, считаются авторитетными источниками, постулаты которых преподаются во всех учебных заведениях и задают векторы в социальном, политическом и религиозном развитии жизни страны, несмотря на имеющиеся в них яркие противоречия.
Например, в Махавамсе описывается, что Будда Шакьямуни наносил свой первый визит на Ланку, чтобы прекратить злочинства Якшей — местных жителей, описанных в этом произведении как «демоны-оборотни», терроризирующие людей. Хроника повествует, что «Будда поразил их дождём, штормом и тьмой, вселяя ужас в их сердца, и заставил умолять бесстрашного покровителя освободить их от этого страха. После того, как он уничтожил их террор и изгнал всех якшей на Гири-Двипу, Будда прочёл им свою доктрину» — действия, мало напоминающие методы Татхагаты.
Не менее озадачивает история о том, как Архат Махинда, сын императора Ашоки (упоминаний о котором, как ни странно, нет ни в одной принадлежащей самому императору летописи), принёс учение Будды на остров — ведь известно, что буддизм на Ланке существовал ещё во времена правления Раваны, о чём свидетельствуют древние наскальные инскрипции.
Самым же ярким моментом авторитетной Махавамсы является описание версии происхождения сингальской нации — современных жителей Шри-Ланки. Согласно утверждениям летописи, самым первым королём на острове стал Виджая, индийский принц, бежавший с северных государств Индии со своей свитой в 700 человек от наказания за свои неблагородные поступки. Причалив к северным берегам Ланки, как символически утверждается, ровно в тот день, когда Будда Шакьямуни ушёл в Нирвану, Виджая женился на местной принцессе якков (якшей) Кувени, с её помощью изгнал её народ (несмотря на предыдущие утверждения той же летописи, что уже Будда изгнал всех якшей во время своего первого визита) и стал править государством. Позже он отверг свою жену Кувени и женился на индийской принцессе, и потомки детей от их брака считаются родоначальниками современных сингальцев. Так как считается, что Виджая был потомком льва (его отец Синхабаху был якобы рождён от союза принцессы со львом); сингальцы, в ком течёт львиная кровь, берут своё название от слова «синха»— ‘лев’, чей символ ныне представлен на государственном флаге страны. Бурное воображение монахов-брахмачари на этом не иссякло, и Махавамса повествует о том, что дочь и сын Виджайи и его отверженной супруги-якши были изгнаны в отдалённые районы, где они вступили в союз и родили 16 пар детей, и отпрыски того инцеста идентифицируются как прародители нынешнего племени Веддов, до наших дней проживающего в джунглях Шри-Ланки и промышляющего охотой и собирательством мёда.
Как результат, данные истории на протяжении веков привносят межнациональные разногласия в общественную и политическую жизнь страны, порождая распри между разными этническими группами, претендующими на своё первенство и главенство на острове.
Однако в народе сохранилась и совершенно иная версия происхождения и истории жителей Ланки, которая удивительным образом коррелирует с историей нашей Родины и других стран и даёт новые ключи к пониманию происхождения их народов.
Намного более древними источниками, описывающими историю ведической цивилизации и Шри-Ланки, являются «Махабхарата» и «Рамаяна» (с её неисчислимым множеством версий). Согласно этим и другим повествованиям, расцвет государства на острове Ланки пришёлся на время правления Раваны — одного из самых выдающихся, могущественных, и, в то же время, одного из самых неоднозначно трактуемых правителей тех времён. Род Раваны берёт своё начало от самого Брахмы, породившего из своего ума семь великих мудрецов, один из которых, Пуластья, явился отцом королю Весамуни (Вайшрава), который, в свою очередь, явился отцом Раваны и его братьев Кумбакарны, Вибишаны, сводного Куберы и других, а также сестры Раваны — Шурпанакхи. По парампаре Равана — асур (Asura), что часто интерпретируется как демон (Суры — это боги, Асуры — противоположность богов). Однако существует и другая трактовка этих терминов. «Сура» на санскрите — ‘пиво, алкоголь, опьяняющий напиток’, а так как народы, о которых пойдёт речь дальше, проживающие на территориях владений Раваны на Ланке, были высокого сознания и нравов, не употребляли никаких интоксикантов и к тому же являлись вегетарианцами, назывались А-Сура, то есть не опьяняющие себя.
Этими высокоразвитыми народами, считается, и являлись сингальцы, названные хроникой Махавамса как потомки львов. Однако, согласно местной версии Рамаяны и многочисленным манускриптам о Раване, сингальцы обитали на территориях «Благословенной земли» ещё задолго до появления здесь Виджая-льва. Слово «синхала», вероятно, происходит от слов “Siv” — цифра 4 на старо-сингальском языке, и «Hela» — ‘благородный’, вместе составляющих «Sivhela» — ‘четыре благородных’. Известно, что во времена Раваны на острове жили четыре основные народности: Якши, Ракшасы, Наги и Дэвы. Они являлись обычными людскими существами, но никак не демонами, оборотнями и людоедами, как их описывают официальные источники.
Якши («як» — ‘железо’, «ща» — ‘индустрия, производство’) владели знаниями о выплавке и обработке металлов и занимались производством из них;
Наги («на» — ‘морской, водный’, «га» — ‘идти, передвигаться’) занимались судоходными делами, морской коммуникацией, строительством дамб, водохранилищ и каналов. Как и якши, они приравнивались к касте вайшью;
Ракшасы («ракша»— ‘сторож, охранитель’) были кшатриями и исполняли свой долг по защите страны;
Дэвы («дэва» — ‘божественный’) занимались духовной и религиозной сферой, и в рамках кастовой системы их относят к категории брахманов.
Кубера, почитаемый как хранитель богатства богов, правил островом Ланка с дворца-крепости под названием Алакамандава (ныне она известна как скала Сигирия), построенной небесным архитектором по повелению Вайшравы. Равана превзошёл своего сводного брата по силе и заполучил правление страной и дворец, вынудив Куберу переместиться в Гималаи. Со времени прихода Раваны в государстве начался расцвет: говорится, что под его правлением все четыре народа объединились и сосуществовали в обоюдном согласии и понимании. Прогрессировала экономика, медицина, технологии (например, Равана перемещался на знаменитой вимане — воздушном корабле, отчётливо напоминающем нынешние самолёты), сельское хозяйство. В одном из своих медицинских трактатов по Аюрведе Равана указывает, что поедание говядины является причиной появления девяноста восьми новых заболеваний, и, как уже говорилось выше, сингальцы, вероятно, не употребляли мясо, зато молочная промышленность была хорошо развита: до сих пор известно место, где на Шри-Ланке располагалась молочная ферма Раваны (в ведических традициях брахманы употребляли молоко).
Якши (и, возможно, остальные три народности) поклонялись солнцу (Ра) как главному божеству. Известно, что Равана в обязательном порядке выполнял практику Сурья Намаскар (Surya Vandаna). Также известно, что на Ланке во времена Раваны уже существовал буддизм (на острове сохранены основанные Раваной буддийские монастыри, а также наскальные надписи, говорящие о предоставлении пещер сангхе, предположительно сангхе Будды Дипанкары, от имени дочери и внука Раваны), что также могло способствовать объединению всех четырёх благородных групп.
Сингальский язык, современный язык сингальцев нашего времени, очень сильно контрастирует с языками близживущих народов — тамилов Южной Индии и прочих дравидов. Сингальский язык является производным от санскрита и относится к индо-арийской группе, распространённой ближе к Северной части Индии. Именно на санскрите Равана написал свою великую «Шива Таньдава Стотрам» и многие тексты по Аюрведе и космологии. И даже в наши дни, пребывая на Шри-Ланке, в речи местного населения можно услышать множество слов санскритского происхождения, как, кстати, их можно услышать и в русском языке, также родственном языку Вед. Например, сингальское «байяй» переводится на русский как ‘бояться’, «прашнэй» — ‘вопрос’, «чуттак», «чутка-чутка» — это русское «чуть-чуть»… По цвету лица и кожи (интенсивности пигментации) сингальцы также сравнительно светлее, чем их соседи на юге Индии, что указывает на их более северное происхождение. Прогуливаясь по улицам современных деревень и городов Шри-Ланки, всматриваясь в людей, диву даешься — кажется, эти лица ранее уже встречались где-то, то ли в Подмосковье, то ли на Полесье… Знакомые черты скрываются за тёмным загорелым окрасом кожных покровов, но всё же выдают себя светлыми, почти белыми ладонями. «Суду» — ‘белый’) — так говорят сингальцы о ком-то самом дорогом, милом, красивом, родном.
Откуда бы ни пришёл на Ланку народ сингальцев, и как давно бы это не было, их название остаётся «Сивхэла» — ‘четыре благородных’. «Хэла» (‘благородный’) на санскрите звучит как «арья», и в сингальском языке также есть слово «арья», имеющее аналогичное значение. Значит, «хэла» является не просто номеном группы людей, принадлежащих определённому роду и территории. Ариями, или благородными, издревле называли людей (вне зависимости от их национальности, происхождения или веры, и не только людей, но и других существ), которые честно исполняют свою карму (деяния), предписанные им в соответствии с божественным промыслом, и не совершают ви-кармы — неподобающих, нежелательных поступков. Следы жизни арийской, то бишь, благородной культуры, были обнаружены во многих уголках нашей планеты, и, следовательно, любой из нас может оказаться её потомком и наследником, чей долг — не только памятовать и сохранять её, но также достойно блюсти её традиции, передавать и делиться её мудростью с другими, в какой географической точке он бы ни находился. Даже в современной пустыне зыбучих песков информации можно отыскать крупицы знаний, уцелевших под дюнами времени: по милости Богов до нас дошли тексты Вед, сутры учения Будды, древние эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», жизнеописания святых, трактаты Аюрведы; по милости судьбы мы имеем возможность изучать традиции как своих, так и далёких народов разных стран, путешествуя через океаны и горные хребты, по местным селениям и сохранившимся руинам древности, находя подобия в устоях, обрядах, языках: какими разными бы они не показались с первого взгляда, более близкое знакомство приводит к осознанию, что ни одни из разнообразных элементов, составляющих наш проявленный мир, не противоречат друг другу и имеют общие корни, лишь проявившиеся на поверхность лепестками разных цветов.
Важно помнить, что быть арием, или благородным, это не значит выделяться своей принадлежностью к какому-либо определённому роду, месту проживания, цвету кожи и религии. Быть арием — благородным — значит исполнять свою Дхарму, свой долг, памятовать о Всевышнем, жить по совести и в ладу с природой.