В компьютерном веке, когда тонны информации скачиваются из Интернета в один клик и спокойно умещаются в одном устройстве размером с блокнот, возникает ощущение, что библиотеки становятся анахронизмом, а письмо от руки проигрывает техническому прогрессу.
Сегодня ребенок знакомится с клавиатурой раньше, чем слышит о школе. Система образования идет в ногу с новыми технологиями. Это неизбежно по понятным причинам. Больше внимания уделяется скоростному набору текстов на клавиатуре, работе с разными компьютерными программами, но гораздо лучше учиться, как утверждают нейропсихологи, печатать «вслепую», то есть не следя за клавиатурой. Подобный метод больше всего напоминает письмо от руки, поскольку задействует участки мозга, ответственные за тактильные ощущения, поэтому изучать его в школе просто необходимо.
Однако, обучая детей пользоваться клавиатурой, нельзя пренебрегать письмом от руки. Не только потому, что оно нужно для юного, развивающегося мозга, но и потому, что это одна из немногих вещей, которая делает каждого человека уникальным, единственным в своем роде. В мире не существует двух человек с идентичным почерком. История развития ручного письма исчисляется тысячелетиями, и, возможно, на протяжении такого же времени люди пытались определить характер того или иного человека по почерку. Свои мысли о связи почерка с духовным миром человека высказывал и Аристотель, и великие итальянцы эпохи Возрождения. Новые технологии могут лишь помочь практике. Например, благодаря сенсорному дисплею появилась возможность рукописного ввода информации. На основе арабской вязи созданы алгоритмы для распознавания почерка врачей. Разработчики трудятся над программным обеспечением, призванным способствовать улучшению почерка.
Сегодня индивидуально каждый решает для себя: писать от руки или делиться информацией с компьютером. Многие забывают о том, что почерк играет такую же огромную роль как в обучении, так и в жизни. Дело не только в эстетичности и красивом оформлении, а еще и в том, что письмо от руки имеет достаточно плюсов и оказывает свое влияние на мозг.
При помощи функциональной магниторезонансной томографии ученые установили, что письмо от руки активизирует те районы коры головного мозга, которые отвечают за память и усвоение новой информации, за развитие фантазии и лексическое разнообразие нашей речи. Оказывается, механизм запоминания текста связан с созданием ментальной карты. Чтобы найти какой-то блок информации, память пользуется серией подсказок, в роли которых служат тактильные ощущения от контакта с книгой, текстура страницы, обложка и оформление.
Так, мы можем мысленно путешествовать по книге, создавая у себя в голове уникальную «архитектуру» прочитанного, по которой мозг безошибочно отличит один блок информации от другого такого же. В ходе нейрофизиологических экспериментов обнаружилась прямая зависимость между снижением уровня стресса и ежедневным упражнением в письме. Это на 70% эффективнее, чем прослушивание музыки или прогулка. Медицинская статистика утверждает: среди тех, кто читал и писал больше среднего, снижение умственных способностей шло на 32% медленнее, чем у сверстников. У тех же, кто не интересовался книгами, болезнь Альцгеймера прогрессировала на 50% быстрее, чем обычно.
Все это, конечно, не означает, что детей не следует учить «общаться» с гаджетами. Важно помнить: чем чаще дети пишут, тем больше психомоторных связей формируется. Если учитель решит, что детей стоит научить каллиграфическому письму, он сможет это делать. Несколько десятилетий назад каллиграфия, или по-другому – чистописание, была обязательной школьной дисциплиной. Сегодня написание букв красивым почерком — это искусство, которым владеют немногие, а сам процесс письма сравним с медитацией. Занятия каллиграфией — это незабываемое удовольствие и незаменимый опыт, который помогает адаптироваться в нашем стрессовом мире.
Красивый, ровный, аккуратный почерк — это трудолюбие, работа над собой, адекватная самооценка, отражение внутреннего мира человека. Он останется актуальным всегда.