Измени себя — изменится Мир вокруг

Кумбхака: эффекты и польза

Слушать аудио 0:00 / 33:22
Текст читает: Наталия Подолян

तस्मिन्सति श्वासप्रश्वासयोर्गतिविच्छेदः प्राणायामः॥४९॥
2.49 Tasminsati śvāsapraśvāsayorgativicchedaḥ prāṇāyāmaḥ
После принятия асаны пранаяма есть остановка выполнения вдоха и выдоха. Глава 2 сутра 49.

Патанджали, "Йога-сутры"

В Хатха-йоге задержка дыхания приводит к освобождению энергии (праны) и позволяет ее эффективно распределить. В этот момент йог может направить ее в любое место, куда считает необходимым. Йоги практикуют кумбхаку для того, чтобы контролировать прану и мысли.

Три фазы дыхания: первая – это внешнее, или легочное, дыхание, вторая – внутреннее, или клеточное, дыхание и кумбхака — задержка.

Первая фаза — это лёгочное, или внешнее дыхание. Оно обеспечивает работу нервной и мускульной систем и газообмен в альвеолах. Внешнее дыхание включает два этапа: вдох и выдох. Йоги выделяют еще два дополнительных этапа:

1) Речака - выдох;
2) Кумбхака с пустыми легкими;
3) Пурака - вдох (его эффективность зависит от выдоха);
4) Кумбхака с наполненными легкими.

Из модификаций этих этапов состоят все упражнения пранаямы. С точки зрения пранаямы задержка дыхания имеет первостепенное значение, а две другие стадии - необходимое условие осуществления Кумбхаки.

Вторая фаза - внутреннее, или клеточное дыхание. Внутреннее дыхание включает в работу все клетки организма, а это одна из главных задач пранаямы.

Кумбхака один из трех типов пранаямы, а именно пурака, речака и кумбхака. Есть еще четвертый тип, называемый кевала-кумбхака, который подразделяется на два вида: антаранга и бахиранга. Удержание дыхания вызывает определенное состояние в мозге, определенные изменения в позвоночном столбе, а также в физическом теле. Пранаяма влияет на нервную систему и поэтому на мозг. Вы не должны интенсивно работать со своими легкими.

Кумбхака выполняются двумя способами: сахита и кевала. Когда дыхание удерживается намеренно и обдуманно — это сахита. Сахита-кумбхака — это пауза в дыхании:

а) после полного вдоха перед начинающимся выдохом (антара- или пурака-кумбхака)

б) после полного выдоха, предшествующая вдоху (бахья- или речака-кумбхака).

Кевала означает «самопроизвольно» или «абсолютно».

Кевала-кумбхака — пауза в дыхании безотносительно к пураке или речаке, подобная тому, когда художник всецело поглощен своим искусством или поклоняющийся затаил дыхание в обожании своего предмета. Этому состоянию часто предшествует дрожь в теле и боязнь, подобные ощущениям, переполняющим человека, который столкнулся с неведомым. Терпение и упорство превозмогут эти ощущения. Кевала-кумбхака инстинктивна и интуитивна. В этом состоянии человек полностью поглощен объектом своего поклонения и изолирован от мира, испытывая ощущение блаженства и покоя, превосходящее понимание. Индивидуальность созвучна с Бесконечным («Хатха-йога Прадипика», II, 71).

Антара-кумбхака (антар-кумбхака) — это удерживание Господа в форме космической, или универсальной, энергии, которая погружена в индивидуальную энергию. Это — состояние, где Господь (Параматма) соединен с индивидуальной душой (дживатма).

Бахья-кумбхака (бахир-кумбхака) — это состояние, в котором йогин отдает саму свою самость в форме дыхания Господу и погружается в Дыхание Вселенной. Это — самая благородная форма* самоотдачи, когда личность йогина полностью погружена в Господа.

Пурака, речака и кумбхака вызывают в теле различные эффекты.


Кумбхака: эффекты от выполнения

Задержка дыхания на вдохе и выдохе влияет на симпатическую и парасимпатическую нервную систему; может временно поднять кровяное давление.

Также эффект задержки дыхания зависит от ее длительности. Существует несколько градаций Кумбхаки с полными легкими.

1. Кумбхака продолжительностью от 3 до 20 секунд.

Задача такого вида Кумбхаки, доступного всем, - способствовать усвоению вдыхаемого воздуха. При нормальном дыхании человек использует 6% из 21% кислорода, содержащегося в воздухе. Таким образом, выдыхаемый воздух содержит 14 -15% кислорода. Этого достаточно, чтобы привести в чувство человека, делая ему искусственное дыхание "рот в рот". Задержка дыхания способствует более полному усвоению кислорода легкими и выделению избытка углекислого газа. В этом случае дыхание производится с максимальной эффективностью. Этот вид Кумбхаки можно практиковать в любом месте, противопоказаний у него нет. Он также является необходимым-предварительным этапом Для следующих упражнений.

2. Кумбхака продолжительностью от 20 до 90 секунд.

Если задержка дыхания длится больше 20 секунд, то ее результаты очевиднее. Она не опасна, если следовать всем указаниям. На начальном этапе желательно заниматься с Учителем. Задержка дыхания длится до разумных пределов (не насилуйте свой организм и не применяйте силу воли!). Полагаясь на свое благоразумие, этим упражнением можно заниматься каждый день.

3. Кумбхака продолжительностью от 90 секунд до нескольких минут.

Этот вид Кумбхаки может вызвать у йога контролируемое предкоматозное состояние и полностью восстановить утраченные возможности организма.

Наиболее важным аспектом пранаямы является кумбхака. Имеет значение также и то, каким образом вы вдыхаете и выдыхаете воздух, но развивать необходимо именно задержку дыхания. Кумбхака возбуждает присущие высшим областям мозга способности и фактически воздействует на весь мозг развивает его, стимулируя все нервные окончания, она является одной из основных техник, ведущих к очищению ума.

Существует восемь способов которыми может практиковаться пранаяма, но есть только два способа выполнения кумбхаки. Дыхание может задерживаться или внутренним или внешним способами. Обе эти формы кумбхаки выполняются с использованием сознательного управления дыханием, но имеется и другая форма кумбхаки, которая выполняется самопроизвольно посредством практики пранаямы. Она называется Кевала-кумбхакой. Она выходит за пределы внутреннего и внешнего объекта.


Совершенства достигаемые в йоге кумбхакой

Ничто не является недостижимым в трех планах существования для того, кто овладел кевала-кумбхакой и может выполнять задержку столько долго, сколько пожелает.

«Хатха-йога Прадипика»

Когда достигнуто совершенство в пранаяме (кевала-кумбхака), «ничто не является недостижимым в трех планах существования». Этими тремя планами являются сознательное, подсознательное и бессознательное – джаграт, свапна и сушупти. Сахита пранаяма воздействует на сознательный и подсознательный уровни, то есть на тело, прану, ум и душу. Кевала-кумбхака дает в результате пробуждение бессознательно ума и тела и ведет к состоянию, выходящему за их пределы. Если имеет место пробуждение во всех трех планах, то что не может быть достигнуто или что может остаться неведомым в этом мире?

Нет сомнения, что достигается также состояние раджа-йоги(через кевала-кумбхаку). В результате задержки дыхания пробуждается кундалини, прочищается сушумна и достигается совершенство в хатха-йоге

«Хатха-йога Прадипика»

«При остановке праны посредством задержки дыхания ум становится свободным от всяких модификаций. Практикуя (эту йогу), человек достигает стадии раджа-йоги (высшего единения). Мысли, эмоции и желания – это не ум, это модификация ума, которые подобны волнам в океане. Океан – это не одна маленькая волна и даже не сотни волн. Это единый объем воды. Если имеют место эти модификации, то вы можете переживать лишь мирское существование и свою индивидуальность, но если эти модификации заблокированы, то нет никакого индивидуального переживания. Когда прана в теле движется, это порождает всплески, или движение ума. Если вы удалите эти волны, индивидуальное сознание снова погрузится в тотальное сознание. Если посредством раджа-йоги вы умеете контролировать свой ум, то прана автоматически приостанавливается, но это очень трудно, особенно в самом начале. Очень трудно управлять умом, отделять его и изолировать от чувственных переживаний и своего «я». Поэтому при помощи хатха-йоги мы пробуем другой подход – сначала учимся управлять праной, чтобы имела место приостановка ума. Это и означает успех в йоге.

Когда дыхание задерживается, речь, восприятие и слух находятся под контролем. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, зависти и похоти, гордости и злобы. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке. Приятным выполнением кумбхаки, удержанием сознания изнутри в межбровье и разотождествлением себя с любыми объектами достигается сладостное спокойствие ума. Единение сознания с атманом воистину порождает блаженство.

Гхеранда Самхита

Виды кумбхак (виды задержек дыхания)

Итак, если прана пребывает внутри тела, не приходит смерть. Когда вайю остается в пределах тела без принуждения, наступает кевала-кумбхака.

Просто останови дыхание, втянув воздух двумя ноздрями. В первый день выполняй задержку от одного до шестидесяти четырех раз. Гхеранда Самхита

Упражнения пранаямы необходимо выполнять до появления пота.

1. Абхьянтара-кумбхака (внутренняя задержка дыхания)(28).

Удерживание дыхания внутри, после вдоха, является основным свойством абхьянтара-кумбхаки. Она имеет различные названия, такие как пурита, пурака, апана, антах и бахьябхьянтара-кумбхака. Когда дыхание удерживается в сушумна-нади, то она называется антах- (антар-) кумбхака.

2. Бахья-кумбхака (внешняя задержка дыхания).

Когда дыхание удерживается снаружи после выдоха, то оно называется бахья-кумбхака, речита, бахих (бахир), прана-кумбхака, шуньяка и сарва-шуньята.

3. Кевала-кумбхака (задержка дыхания безотносительно ко вдоху и выдоху)

- когда дыхание автоматически останавливается без предыдущего вдоха или выдоха),то оно называется кевала-кумбхакой. Другие синонимы: стамбха вритти, сангхатта-карана, шаната и сама.

4. Чандра-кумбхака (41)

Дыхание удерживается после вдоха, одновременно применяется мула бандха для стимулирования апана ваю. Это называется чандра-кумбхакой, приносящая контроль над праной и апаной.

5. Урдхва-кумбхака (55)

После задержки дыхания, когда практикуется речака, практикующему следует визуализировать луну в основании спины и концентрироваться последовательно на одном месте и затем на следующем, двигаясь вверх вдоль спины.

6. Мрига-кумбхака (56)

Когда апана удерживается постоянно в заднем районе бёдер, это известно, как мрига-кумбхака. это требует использования мулабандхи и концентрации в этом месте.

7.Самана-кумбхака (62)

когда самана ваю удерживается в районе пупа с концентрацией, то это самана-кумбхака. Она помогает в достижении уддияна, возрастании желудочного огня, контроля над голодом и жаждой, быстрого исцеления ран и переломов.

8. Вьяна-кумбхака (66)

Вдохни глубоко и удерживай дыхание, сжимая всё тело [прим. пер. сокращая мышцы всего тела(?)], с утонченной концентрацией. Это дарует защиту от оружия, воды и ядов. Устраняет болезни и даёт иммунитет против жара и простуды.

9. Критти-шрештха-кумбхака (69)

Техника состоит в задержке дыхания с последовательной концентрацией на горле, нёбе, межбровье, макушке и удержание её (концентрации) в этих местах.

10. Прадгати-кумбхака (70)

Всасывание воздуха с громким звуком и затем задержка известны как прадгати-кумбхака.

11. Нага-кумбхака (78)

Практикующему следует проглотить воздух, подобно проглатыванию кусочка риса. Затем, удерживать дыхание до предела с твёрдой джаландара бандхой и исторгнутьвоздух из горла. Такова техника нага-кумбхаки.

12. Курма-кумбхака (79)

Когда контролируется моргание глаз и практик становится совершенно непоколебимым, без малейшего движения глаз и тела в целом, то это называется курма-кумбхака. Это приносит непоколебимость ваю и ума.

13. Крикара-кумбхака (80)

Когда возникает потребность чихания, практику следует потереть указательный и безымянный палец большим пальцем. Это контролирует чихание и известно как крикара-кумбхака.

14. Агни-сома кумбхака (87)

Практику следует вдохнуть через правую ноздрю, затем задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю. Снова вдохнуть через левую ноздрю, и после задержки дыхания в разумных пределах, выдохнуть через правую ноздрю. Это агни-сома-кумбхака. Агни соответствует правой ноздре, а сома - левой.

15. Сама-кумбхака (99)

без выдоха и вдоха, практику следует сосредоточить ум на жизненных центрах,подобно пупу и тому подобное, - это называется сама-кумбхака.

16.Шанта-кумбхака (90)

Когда дыхание удерживается вовне или внутри между двумя жизненными центрами,воображай его присутствие внутри и снаружи ,- это называется шанта-кумбхака. Эта практика ведёт к пратьяхаре девяти жизненных центров.

17. Сахита-кумбхака (85)

Когда кумбхака сопровождается пуракой и речакой, то она называется сахита-кумбхакой, ведущей к нади-шудхи (очищению нади).

18. Каршака-кумбхака (100 - 103).

Она состоит из двух: уткаршака и апаракаршака. При уткаршака-кумбхаке практику следует держать нос за его основание и практиковать пураку, кумбхаку и речаку согласно возможностям. При апаракаршака-кумбхаке, практику следует частично закрыть нос во время пураки и речаки.

20. Сахаджа-кумбхака (104)

Вдохните прану через нос, проводя ее вдоль кундалини, и задержите как удобно. Повторяющаяся практика этой пранаямы называется сахаджа-кумбхакой.

21. Дакшинаварта-чакра-кумбхака (107)

Сделайте вдох через сурья-нади (правая ноздря), а затем удерживайте [воздух] в груди, выдох производится через чандра-нади (левая ноздря). Повторите это дыхание еще раз. Такова дакшинаварта-чакра-кумбхака. Она так же называется сурья-кумбхакой.

22. Вама-варта-кумбхака (108)

Она выполняется как дакшинаварта-чакра-кумбхака, но в обратном порядке.

23. Дакшинаварта-шанкха-кумбхака (106)

Вдохните через правую ноздрю, задержите [воздух] и выдохните через левую ноздрю. Повторите несколько раз.

24. Вамаварта-шанкха-кумбхака (106)

Вдохните через левую ноздрю, сделайте задержку и выдохните через правую ноздрю. Повторите несколько раз.

25. Гада-кумбхака (112)

Вдохните двумя ноздрями, затем сделайте задержку и выдохните через правую ноздрю. Она наделяет практикующего силой.

26. Нади-шуддхи-кумбхака (114-117)

1) Вдохните одной ноздрей, затем задержите дыхание по возможности, во время выдоха через другую ноздрю медитируйте на «хамса». Вновь сделайте вдох той ноздрей, через которую был сделан выдох, и задержите дыхание, выдыхайте через противоположную ноздрю. (114)

2) После вдохните правой ноздрей, задержите дыхание, при этом созерцая в области пупа орбиту летнего полуденного солнца. Это ведет к очищению нади. (116)

3) Вдохните через левую ноздрю и вовремя задержки дыхания визуализируйте выделение некара из луны осенней ночи, расположенной в тысячалепестковом лотосе. Это ведет к очищению нади. (117)

27. шуддхи-кумбхака (сурья) (116)

Вдохните через правую ноздрю и сделайте задержку с медитацией на орбите полуденного летнего солнца в области пупа.

28. шуддхи-кумбхака (чандра) (117)

Вдохните через левую ноздрю и задержите дыхание, визуализируя выделение нектара из осенней луны, расположенной в тысячалепестковом лотосе.

29. Таттва кумбхака (122-125)

Когда восходит отдельная таттва, необходимо практиковать пураку, кумбхаку и речаку. Повторение практики ведет к контролю над определенной таттвой. Так достигается контроль над всеми пятью таттвами.

30. Сурья-бхедана-кумбхака (127)

Глубоко вдохните через правую ноздрю со звуком, а после задержите дыхание до упора, выдохните через иду или левую ноздрю. Такова сурья-бхедана,которая устраняет заболевания брюшной полости, вызванные расстройством ваты, истребляет паразитов, излечивает болезни груди, горла и ведет к очищению пазух. Она производит в теле жар.

31. Чандра-бхедана-кумбхака (128)

Эта техника противоположна сурья-бхедане. Вдох совершается через левую ноздрю,а выдох через правую, после задержки дыхания. Чандра-бхедана-кумбхака вырабатывает холод и поддерживает тело.

32. Уджджайи-кумбхака (132)

Вдох осуществляется через две ноздри с закрытым ртом. Затем следует разумная задержка дыхания и выдох через левую ноздрю. Кумбхаку можно выполнять сколько угодно раз. В этом тексте не упоминается о фрикциональном звуке, производимом во время вдоха или выдоха, как говорится в «Хатха-йога Прадипике» – II.51

33. Кумбхараджа (134)

Осуществите сильный вдох, закрыв нос удерживая дыхание, на сколько возможно (перед выдохом). Это ведет к контролю над вайю и к увеличению тепла.

34. Шитали-кумбхака (136)

Синоним для сит-кари-кумбхаки.

35. Сит-кари-кумбхака (136-140)

Поднимите язык и вдохните, производя звук «сит». Задержите дыхание и выдохните через нос. Она помогает контролировать голод, жажду, сон, леность и освобождает от всех проблем со здоровьем.

36. Кака-чанчу-кумбхака (137-148)

1) Поверните язык вверх, вдыхайте через рот, произнося звук «сит». Задержите дыхание, а затем выдохните через обе ноздри, при этом медитируйте на произносимый звук. Это – сит-кари-кумбхака (137-138).

2) Сверните язык трубочкой, вдохните через него. Затем задержите дыхание и выдохните через нос. Эта кумбхака известна как кака-чанчука (141)

3) Сверните язык подобно клюву вороны, вдохните воздух и задержите его. При этом ощущайте поток нектара, а затем выдохните через обе ноздри. Это зовется сит-кари-как-чанчука. (143)

4) Через сомкнутые вместе зубы, медленно вдохните воздух, а после задержите дыхание, подняв язык вверх. Выдохните через нос. Такова кака-чанчука в соответствии с какудашравой (148)

37. Шитали-кака-чанчу-кумбхака (143)

См. кака-чачнча-кумбхаку, приведенную выше.

38. Матра-кумбхака (153)

Кумбхака, выполняемая за определенную единицу времени (матра), становится матра-кумбхакой. Различные варианты, описанные в текстах, приводятся ниже:

1)Вдох – 16 матр, задержка – 64 матры, выдох – 32 матры. Если практиковать ее с концентрацией на области пупа, она генерирует тепло, на свадхиштхане – увеличивает поток нектара, на муладхаре – устраняет нарушения пищеварения.

2)Задержите дыхание без усилия на период, равный двум палам (48 сек.), или на время, равное повторению пяти долгих гласных, после сделайте вдох, по времени равный половине периода кумбхаки, и такой же по времени выдох.

3)Матра-кумбхака постепенно практикуется с 12 матрами или 25 палами для кумбхаки в первой разновидности, кумбхака за 50 пал выполняется во второй разновидности и имеет 75 пал в третьей. Последняя соответствует традиции Даттатреи.

39. Бхута-шуддхи-кумбхака (157)

Когда матра-кумбхака выполняется с последовательной концентрацией на всех шести областях (чакр), она ведет к очищению и балансу пяти бхут.

40. Бхастрика-кумбхака. (164-168)

Три вида бхастрика-кумбхаки описываются в тексте.

1)Быстро вдохните и выдохните, подобно кузнечным мехам до изнурения. Затем вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание с джаландхара бандхой и выдохните через левую ноздрю.

2)Захватите кончик носа рукой и закрыв левую ноздрю, вдохните через правую, затем быстро выдохните через левую, закрыв правую ноздрю. Повторите насколько раз. После вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание с джаландхара-бандхой и выдохните через левую ноздрю. Это зовется антар-бхастра. (167)

3)В своем комментарии на ХП-II.64 Брахмананда описывает разновидность бхастрики следующим образом: «Закройте левую ноздрю, быстро и неистово вдохните и выдохните несколько раз. Затем вдохните через правую ноздрю, задержите дыхание по возможности и выдохните через левую ноздрю. После этого закройте правую ноздрю и быстро вдохните и выдохните несколько раз через левую ноздрю. Затем вдохните через левую ноздрю, задержите дыхание насколько возможно и выдохните через правую ноздрю».

41. Антаранга-кумбхака (168)

Задержите дыхание после непреднамеренного выдоха и вдоха.

42. Бхрамари-кумбхака (169)

Быстро вдохните производя звук черной пчелы, а после задержки дыхания медленно выдохните с тем же звуком. Такова бхрамари-кумбхака, которая порождает исступленный восторг.

43. Мурчха кумбхака (170)

Задержите дыхание после полного вдоха, выполняя джаландхара бандху, выдохните.Это – мурчха-кумбхака, приносящая приятное умственное оцепенение.

44. Плавини кумбхака (171)

После полного вдоха и принятия джаландхара-бандхи, лягте на воду удерживаясь на плаву. Это – плавини-кумбхака.

45. Сванга шринкхала (176-178)

Выполните вдох следующий за задержкой и вновь попытайтесь вдыхать и задерживать дыхание неоднократно, пока не истощится вакуум.Затем следует выполнять пураку за пуракой. Подобным образом выполняется задержка дыхания до предела возможностей, перед выдохом. Выполните выдох и задержите дыхание, повторяя выдох и задержку вновь и вновь, следуя указаниям Гуру. Эта кумбхака не выполняется без хамса-ведхи.

46. Кумбхантара шринкхала (183)

Кумбхака следующая за кумбхакой, в соответствии с наставлением Гуру, называется кумбхака шринкхала.

47. Дживачала (184-185)

Во время кумбхаки необходимо активировать прана-вайю, направляя ее вверх и вниз.

48. Шаданга кумбхака (187)

Мулабандха, пурака, джаландхара-бандха, кумбхака, уддьяна и речака – шесть компонентов шаданга-кумбхаки, провозглашенной Шамбху.

49. Камала-кумбхака (189)

Вдохните через сурья-нади, а затем задержите дыхание и выдохните через чандра-нади. Это называется камала-кумбхакой. Она подобна сурья-бхедана-кумбхаке.

50. Кумуда кумбхака (190)

Вдохните через левую ноздрю, затем задержите дыхание и выдохните через обе ноздри.

51. Крама-нетра-кумбхака (191)

Быстро выдохните через правую ноздрю. Задержите дыхание, а затем вдохните через левую ноздрю. После, задержите дыхание, выдохните в той же последовательности (крама). Кумбхаку также можно выполнять в обратном порядке (вьюткрама).

52. Нетра-кумбхака (191)

Вдохните через правую ноздрю, сделайте задержку. Вновь вдохните через левую, задержите дыхание с усилием и выдохните в такой же последовательности. Эта кумбхака известна как нетра-кумбхака и может выполняться как в одном порядке (крама), так и в другом (вьюткрама).

53. Тринетра-кумбхака (192)

Вдохните быстро через левую ноздрю и задержите дыхание, затем выдохните через правую ноздрю и повторите задержку. Далее вдохните через обе ноздри, совершив задержку перед выдохом. Это зовется три-нетра-кумбхакой после Шивы (три-нетра – синоним Шивы).

54. Тришула-кумбхака (193)

Постепенно вдохните через нос и рот, задержите дыхание перед выдохом.

55. Эка-меру-кумбхака (206)

Когда увеличивается время кумбхаки, благодаря пониманию внутренних и внешних перемещений праны или установленному числу матр или дыханий, или посредством преданности Богу, она называется эка-меру.

56. Дви-меру-кумбхака (207)

С увеличением пураки она становится дви-меру-кумбхакой.

57. Три-меру-кумбхака (207)

С увеличением речаки она становится три-меру кумбхакой.

58. Гхати-бандха кумбхака. (211)

Сделайте песочные часы из меди и используйте их для измерения времени. Отдельно от кумбхак, упомянутых в КП, было найдено описание некоторые кумбхак в других текстах. Они описаны здесь для пользы читателей.

59. Калагни-кумбхака (ХСЧ – хатха-санкета-чандрика)

Прана имеет тенденцию двигаться наружу. Когда это стремление предотвращается и пране, при помощи задержки дыхания не позволяется выходить, это называют калагни-кумбхакой.

60. Нада-,кумбхака или ламба гуру-пранаяма (ХСЧ)

Сядьте прямо в падмасане. Глубоко вдохните и произнесите звук «ОМ» низким тоном, растягивая на выдохе так, чтобы ощущать подъем из пупа, получать вибрации из сердца и горла и достичь брахма-рандхры. Повторите этот процесс несколько раз для продления кумбхаки.

61. Уткранти-пранаяма (ХТК – хатха-таттва-хаумуди, гл.53)

Во время сознательного оставления тела, йог принимает вирасану и вдыхает через левую ноздрю. Он тянет прану наряду с атмой вверх через сушумну.

62. Вама-гати или вартма-гати кумбхака (ХСЧ, ХТК –X.28)

Вдохните через обе ноздри и после задержите дыхание надлежащим образом, выдохните через обе ноздри. Это называется вама-гати-кумбхакой. То же самое описано как вартма-гати-кумбхака в ХТК.

63. Бхуджанги-карана-кумбхака (ХР-II.32 – хатха-ратнавали)

Заглотните воздух горлом, а затем задержите дыхание, вытолкните воздух через горло. Это – бхуджанги карана.

64. Бхуянгама-кумбхака (ЙП-V.487-490 – «Хатха-йога Прадипика»)

Примите вирасану. Слегка поднимите язык и выведите его наружу. Затем вдохните,задержите дыхание как возможно и выдохните через язык. Добавьте все бандхи. Направьте пристальный взгляд на кончик носа. Такова бхуянгама-кумбхака.

65. Тратака-кумбхака (ЙП – V.491-493)

Примите бхадрасану. Поверните язык вверх. Вдохните через нос, задержите дыхание и выдохните через нос. Выполните все бандхи. Такова тратака-кумбхака, которая ведет к очищению нади.

66. Кантхи-ветали-кумбхака (ЙП – V.494-498)

Выполните ардха-сиддхасану, поместив левую пятку под анус,а правую ногу на левое бедро. Затем следует вдох и задержка дыхания в горле, выдох через нос.Эта кантхи-ветали-кумбхака должна практиковаться летом. После шести месяцев практики все нади очистятся.

67. Бхоралика (ЙП – V.477-481)

Примите баддха-падмасану. Наберите воздух через пуп во время произнесения звука черной пчелы. Не закрывайте нос. Повторите это несколько раз. Это похоже с бхрамари.

68. Кевали-кумбхака (ГШ - горакша-шатака)

Вдохните воздух через обе ноздри и задержите дыхание. Мысленно повторяйте мантру «сохам» в течение 15 мин. Перед выдохом.

69. Шуньяка-кумбхака (СП XII.22-24 – саура-пурана)

После выдоха, задержите дыхание не делая вдоха. Созерцайте луну внутри и поглощайте нектар, текущий из нее.

70. Кевала-кумбхака (задержка дыхания независимо от вдоха или выдоха)

Когда происходит непреднамеренная задержка дыхания, без предшествующего вдоха или выдоха, это зовется кевала-кумбхака. Другие синонимы – стамбха-вритти, сангхатта-карана, шанта и сама. Той пранаяме, что в результате приходит, йогины дали имя кевали. Достигнув совершенства в кевала-кумбхаке, к чему еще стремиться в этом мире?

Статья подготовлена по материалом трехтомника Бихарской школы йоги, с использованием цитат йогических текстов: Хатха-йога Прадипика и Гхеранда Самхита