Гуру — духовный учитель, проводник на пути познания себя. И вопрос поиска учителя во многих традициях чрезвычайно важен. Актуален ли вопрос поиска гуру в современном мире? Можно ли развиваться самостоятельно, без духовного учителя? По каким критериям стоит оценивать его компетентность? Какие трудности могут возникнуть в вопросе поиска духовного учителя? И как же, собственно, его найти?
- Воспринимать свой разум как опору на пути духовного развития.
- Прислушиваться к голосу совести.
- Осознать себя как бессмертную душу.
- Научиться воспринимать окружающих людей как учителей.
- Воспринимать мир как идеальный инструмент для саморазвития.
- Проявлять здравомыслие при выборе учителя.
- Брать пример с более компетентных людей, которые давно находятся на пути духовного развития.
- При принятии решения руководствоваться тремя принципами здравомыслия — личным опытом, информацией из писаний и мнением компетентного человека.
- Стать самому себе учителем.
- Взаимодействовать с единомышленниками.
Попробуем эти и другие аспекты рассмотреть более подробно. И найти ответ на вопрос «как найти своего духовного учителя?»
Пять видов гуру
С точки зрения ведических писаний, существует пять видов гуру. Первый — это наш собственный разум. Разум —это единственное, что отличает человека от животного. Именно наш разум позволяет нам не действовать под влиянием инстинктов, а принимать решения, исходя из рационального взгляда на вещи. Однако стоит отметить, что, так или иначе, мы все подвергаемся воздействию социума и окружающей нас информации, и порой то, что мы считаем правильным и даже единственно верным в той или иной ситуации, может быть навязано нам извне.
Второй наш учитель — это совесть. Часто можно слышать выражение «жить по совести». Что это значит? Слово «совесть» можно разложить на две составляющие, которые в некоторой степени и раскрывают значение этого слова. «Со-весть» — это совместная весть. Что можно подразумевать под этим понятием? Если рассматривать этот вопрос с точки зрения реинкарнации, каждая живатма уже накопила некий опыт в прошлых жизнях, и именно этот опыт, можно сказать, и формирует совесть — глубинное осознание того, что такое хорошо и что такое плохо. То есть совесть — это «совместная весть» со свой изначальной природой. Наверняка у каждого ещё в раннем детстве возникало такое ощущение, что после некоторых поступков ощущается какой-то душевный дискомфорт. Это и есть голос совести, который проявляется с детского возраста и как раз таки может свидетельствовать об опыте прошлых воплощений.
Третьим учителем можно назвать наш внутренний голос. Что следует понимать под данной концепцией? Согласно древним писаниям, в сердце каждого живого существа присутствует частица вселенского разума. В частности, в «Бхагавадгите» Кришна, давая наставления Арджуне, подробно описывает наличие бессмертной души в сердце каждого живого существа. И, следуя элементарной логике, если эта частица внутри нас является частью вселенского разума, значит, она обладает совершенным знанием обо всех явлениях. Услышать этот внутренний голос не так просто, и порой возможность эта обретается лишь спустя годы движения по пути духовного развития. Но важно понимать, что всё знание и все самые лучшие и чистые качества уже есть внутри нас.
Четвёртый наш учитель — это все окружающие люди. Возможно, это прозвучит странно, но все, кто нас окружают, так или иначе являются нашими учителями. И даже в том случае, если нас окружают люди, которые в нравственном отношении, мягко говоря, далеки от совершенства, это отнюдь не означает, что они не могут быть нашими учителями. Даже, скорее, наоборот. Речь идёт о следующем: человеку вовсе не обязательно накапливать весь опыт, чтобы понять, какие пути являются ложными, а какие — истинными. К примеру, вовсе не обязательно приобретать опыт употребления наркотиков, чтобы понять, что это ведёт к разрушению. И именно люди, которые уже идут по этому губительному пути, могут нам на своём примере показать, что это путь в никуда. Пример с наркотиками — наиболее грубый, но этот принцип проявляется и в более простых вещах. Порой мы можем видеть, как гнев, ревность, зависть, алчность и так далее толкают людей на безумные поступки, последствия которых могут быть весьма плачевными. И именно это позволяет нам понять, что такое поведение является деструктивным. Существует даже мнение, что некоторые учителя высокого уровня могут намеренно разыгрывать такой «спектакль», совершая безнравственные и глупые поступки, чтобы показать окружающим, к каким последствиям это приводит. Если почитать буддийские писания, то можно встретить там множество удивительных историй о том, как просветлённые существа совершали, на первый взгляд, дурные поступки, но лишь для того, чтобы кого-то чему-то научить. И с этой точки зрения, вполне можно предположить, что человек, который в отношении нас ведёт себя некорректно, может быть просветлённым учителем, который специально пришёл, чтобы преподать нам урок. Таким образом, все окружающие нас люди осознанно или неосознанно могут быть нашими учителями.
И, наконец-то, пятый вид гуру (так называемый дикша-гуру) — это и есть учитель в прямом понимании этого слова. То есть человек, который берёт на себя ответственность за своего ученика. Порой европейцу весьма сложно бывает понять все тонкости взаимодействия учителя и ученика. Ярким примером таких отношений могут быть отношения Марпы и Миларепы. Читая о том, какие суровые испытания являл Марпа своему ученику, можно даже сделать несколько поспешные и неправильные выводы. И лишь по завершении их истории становится понятно, что Марпа действовал исключительно из чувства глубокого сострадания. Возможны ли в современном мире такие отношения между учителем и учеником — вопрос открытый. И дело не только в несовершенных учениках, но и в том, что в нынешнее время и учителя под влиянием определённых тенденций современного общества также становятся далеки от совершенства. Поэтому, скорее всего, такая безоглядная преданность учителю, которую проявлял Миларепа, является больше фанатизмом, нежели необходимым качеством ученика.
Принцип здравомыслия
Несмотря на трудности в поиске учителя, продвижение по пути духовного развития едва ли возможно без взаимодействия с более компетентными в этом вопросе людьми. Особенно в начале пути человеку, скорее всего, потребуется брать с кого-нибудь пример. И как не ошибиться в этом выборе?
В первую очередь, следует смотреть на то, чтобы слова того или иного человека, который может быть примером для окружающих, не расходились с делом. Вообще, есть три принципа здравомыслия. Когда мы сталкиваемся с какой-либо идеей или концепцией, следует проверить её: насколько она созвучна с нашим личным опытом, с тем, что пишется в писаниях, и с мнением компетентного человека. И лишь в случае, если все три принципа совпадают, такую концепцию можно считать адекватной. Любопытно, что сам Будда Шакьямуни призывал своих учеников не верить слепо даже ему. Он говорил так: «Не принимайте моё учение только лишь из уважения ко мне, проверяйте всё на личном опыте». А перед уходом из этого мира на вопросы своих учеников о поиске учителя он сказал: «Будьте сами себе светильниками».
Учителя и ученики. Взаимодействие с единомышленниками
Существует мнение, что у каждого, кто уже столкнулся с йогой, есть опыт в этой практике из прошлых жизней, а это значит, что также существуют как кармические учителя, так и кармические ученики. Проще говоря, есть те, с кем мы связаны, и это могут быть как люди, которые уже продвинулись на этом пути дальше нас, так и те, с кем мы сами можем чем-то поделиться. И для гармоничного развития важно найти не только своих кармических учителей, но и кармических учеников. Почему это так важно?
С поиском учителей более-менее понятно. Общение с человеком, который продвинулся дальше нас, возвышает наше сознание, позволяет ускоренно эволюционировать. Но также важно найти и своих кармических учеников. Дело в том, что особенность такого типа кармических связей такова, что если у вас есть какой-то кармический ученик, то именно вы сможете этому человеку донести определённые вещи. К примеру, практически все знают, что алкоголь вреден, но это не мешает большинству его употреблять. А если у человека, который его употребляет, есть кармическая связь с вами, то, возможно, только вы сможете ему объяснить это так, что он вас услышит и изменит свою жизнь. Причём неважно, какие при этом будут слова: так работают кармические связи между учителями и учениками. Авторитетность ваших слов будет в разы выше, чем любого учёного, пусть даже нобелевского лауреата.
Именно поэтому так часто говорится о важности распространения знаний. Можно возразить, что сейчас эпоха интернета, и любой желающий и так может всё прочитать. Но, как уж сказано выше, вполне возможно, что есть люди, которых сможете «пробудить» именно вы.
Также стоит отметить, что есть как позитивные кармические связи, так и негативные. Это, разумеется, условное разделение, ведь всё, что проявляется в нашей жизни, способствует нашему развитию. Но если говорить о негативных кармических связях, то это связи с людьми, которые, несмотря на ваши попытки, скорее всего, не смогут вас услышать, или же донести до таких людей какие-то знания будет немного сложнее. Но это также важные уроки, которые в данном случае должны пройти обе стороны. И если на появление в жизни таких людей реагировать достойно, это будет способствовать развитию.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на пути поиска учителя важно проявлять здравомыслие. Скорее всего, идеалистичные отношения между учителем и учеником, которые часто описываются в писаниях, для современного мира и общества не актуальны. Но достойного человека, с которого можно брать пример, который вдохновляет на движение по пути и готов поддержать советом, пожалуй, каждому суждено встретить. Если же пока что этого не произошло, следует воспринимать весь окружающий мир как своего учителя и каждую жизненную ситуацию — как урок. И помнить о главном принципе: «Готов ученик — готов учитель». То есть когда придёт время, судьбоносная встреча обязательно произойдёт.
по материалам лекции Андрея Верба