Вайшравана (санскр. Vaiśravaṇa, тиб. rnam thos sras, «Яснослышащий»; индийское имя: Кубера, тибетские: Дзамбала, Замбала, Намсарай) является богом богатства и процветания. Помогает людям мудро распределять ценности, материальный достаток, освобождая их таким образом от забот и страхов. Он может принести процветание и удачу тем только тем, кто руководствуется нравственными принципами.
Существует несколько традиций изложения истории проявления Вайшраваны. В соответствии с традицией Хинаяны и также Виная, говорится, что во время Будды Кашьяпы существовали четыре божества, имена которым были Даним, Дачум, Люуг и Угчен. Четыре божества, которые уверовали в достоинства Учения Будды Кашьяпы. Они совершили пожелание о том, чтобы в будущем переродиться четырьмя Защитниками учения Будды Шакьямуни.
Из этих четырех божеств первые два – Даним и Дачум переродились в будущем соответственно как – Вирупакша и Вайшравана. Другие два божества – Люуг и Угчен – переродились как Дхритараштра и Вирудхака. Согласано традиции Хинаяны, эти четыре божества воплотились как Четыре Царя – Защитника четырех сторон света. В традиции же Махаяны эти четыре божества – Дхритарашта, Вирудхака, Вирупакша и Вайшравана – наполняют миллиарды вселенных, и в чистой сфере мира Саха, то есть в чистой сфере «непродолжения страдания», являются защитниками четырех соответствующих направлений.
Дхритараштра пребывает на востоке, Вирудхака – на юге, Вирупакша – на западе, и на севере – Вайшравана. Из четырех божеств Вайшравана – хранитель северного направления. Его другое имя – Нгелсо-по – «Выдыхающий». Почему его так называют? Потому что однажды, во времена битвы между богами и асурами, Вайшравана отправился на помощь к божественным войскам. Когда он добрался до середины горы Сумеру, он произнес слог «ХА» и паром изо рта устранил, уничтожил несметное количество асуров.
У Вайшраваны было множество различных мистических деяний. Силой предыдущих молитв и пожеланий он переродился в этой вселенной в виде божества Защитника и, начиная с момента, когда Будда Шакьямуни вошел в лоно матери и до поры, когда он принял монашеские обеты, Вайшравана всячески охранял и оберегал Будду. Говорится, что для сбора подаяний Вайшравана подарил Будде патру (монашескую чашу), сделанную из драгоценных материалов. Когда Будда первый раз повернул колесо Учения в Сарнатхе (близ Варанаси), Кубера вместе с окружением из более чем тысячи божеств внимал его Учению и сразу же достиг результата – архатства. Именно с тех пор Вайшравана стал охранителем света учения Будды, а также защитником Общины – Сангхи и помощником всем, кто к нему обращается.
Поэтому в любой местности, где распространяется Учение Будды, он своей силой приносит огромную пользу практикам, которую невозможно постигнуть умом. Говорится, что затем он вошел в колесницу Тайной Мантры, получив Посвящение от самого Ваджрадхары, и далее стал практиковать Учение.
В Тибете, во времена царя Трисонг Децена, он наяву появился в пространстве посреди облаков перед царем вместе с тысячным окружением из свиты и пролил на землю Страны Снегов дождь из золота и драгоценностей. Поэтому, до сих пор он считается Защитником обеих колесниц, как Махаяны, так и Хинаяны. По той же причине он Защищает четыре школы тибетского буддизма – Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг.
Иногда Вайшравана изображается сидячим на снежном льве, в руке он держит мангуста, извергающего драгоценности.Существует много и других Защитников, которые тоже едут верхом на различных животных: на тиграх, некоторые на драконах, другие на лошадях. Вероятнее всего, одна из причин в том, что Вайшравана спускался с небес Тридцати Трех божеств во время рождения Будды верхом на льве. Видимо, это и послужило причиной для традиции изображать его так, потому что лев является божественным святым животным.
Вайшравана (санскр. Vaiśravaṇa, тиб. rnam thos sras; вероятный перевод имени Вайшравана – «Яснослышащий») – живет на северной стороне нижних склонов горы Меру и является защитником этой местности.
По легендам, Вайшравана не всегда был божеством. В свое время Брахма назначил его на должность хранителя-распределителя сокровищ и богатств с целью устранения бедности и обеспечения финансовой стабильности во Вселенной. Таким образом Вайшравана выполняет функции министра финансов в божественном пантеоне.
Прислуживают Кубере – якши (санскр. yakṣa, пали yakkha), являющиеся одними из восьми видов существ – «Защитниками Дхармы» и оберегающие людей от недугов и болезней. Однако это касается тех, кто ведет нравственный образ жизни: соблюдает заповеди и старается не накапливать негативную карму. В противном случае, если человек совершает дурные поступки, он накапливает причины для несчастья и к нему приходит воздаяние.
Как ясно изложено в сутрах, практика жертвования и соблюдения заповедей – это два важнейших условия, необходимых для перерождения в высших мирах.
По материалам учений, дарованных Карма Пунцогом Ринпоче