Глава из книги «Совет Рождённого из Лотоса»
Падмакара, гуру из Уддияны, прибыв по приглашению царя в Тибет, пребывал в Самье. Он дал много учений царю, его военачальникам и другим верующим в восточной части главного храма. Поскольку они не поняли его правильно, он повторно дал такой совет.
Гуру Падма сказал:
Сколько бы я не учил, тибетцы не понимают, вместо этого они занимаются не чем иным, как неверными действиями. Если вы искренне хотите практиковать Дхарму поступайте так:
Быть буддистом-мирянином (упасака)– не значит просто соблюдать четыре главных обета: это значит отринуть не благие деяния.
Быть послушником (шрамана)– не значит просто принять чистоту внешнего облика: это значит правильно практиковать добродетель.
Быть монахом (бхикшу)– не значит просто обуздать тело, речь и ум в повседневных делах и соблюдать многочисленные запреты: это значит объединить все корни добродетели с путём великого Просветления.
Быть добродетельным– не значит просто носить жёлтое: это значит страшиться созревания кармы.
Быть духовным другом – не значит просто принять важный вид: это значит быть доблестным защитником всех существ.
Быть йогином– не значит просто вести себя вызывающе: это значит слить свой ум с природой дхарматы.
Быть практиком мантры– не значит просто бормотать заклинания: это значит быстро достичь Просветления путём объединения метода и мудрости.
Быть практиком созерцания– не значит просто жить в пещере: это значит осваивать истинный смысл [естественного состояния].
Быть отшельником– не значит просто жить в глухом лесу: это значит, что ум свободен от двойственных представлений.
Быть учёным– не значит просто осуществлять восемь мирских дхарм: это значит различать правильное и ложное.
Быть бодхисаттвой– не значит отказаться от корыстных интересов: это значит усердно трудиться для освобождения всех живых существ от сансары.
Быть верующим– не значит проливать слезы, страшась смерти и перерождения: это значит вступить на истинный путь.
Быть усердным– не значит заниматься без устали самыми разными делами: это значит упорно применять методы, позволяющие покинуть сансарное существование.
Быть щедрым– не значит просто отдавать с умыслом и пристрастием: это значит быть глубоко свободным от привязанности к чему бы то ни было.
Устные наставления– не означают множество книг: это всего несколько слов, которые бьют прямо в цель, внося в твой ум самую суть смысла.
Воззрение –это не значит философское мнение: это свобода от ограниченности умственных построений.
Медитация– не значит мысленное сосредоточение на чем-либо: это значит, что твой ум стойко пребывает в естественной способности познавать, свободной от сосредоточения.
Спонтанное действие –не значит разнузаднность поведения: это свобода от привычки держаться за иллюзорные ощущения как за реальность.
Различающая мудрость (праджня)– не значит острые способности ошибочного мышления: это понимание того, что все Дхармы не рождены и свободны от умственных построений.
Обучение –не значит только выслушивание учений: это отсечение ложных представлений и постижение, превосходящее способности рассудочного ума.
Размышление –не значит только рассудочное мышление и создание предположений: это отсечение ошибочной привязанности.
Обретение плода – не значит только, что из Акаништхи нисходят рупакаи: это распознание природы ума и устойчивое пребывание в ней.
Не заблуждайся, считая, что смысл учения ограничен словами. Объедини практику со всем своим существом и немедля обрети освобождение от сансары.