Парамита в переводе с санскрита означает «запредельное совершенство». Шесть парамит - это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия».
Шесть Совершенств включают в себя:
- Щедрость (Даяние или Жертвование)
- Разумное поведение или Совершенство нравственности
- Терпение
- Радостное усердие
- Медитация
- Мудрость
ЩЕДРОСТЬ (dana-paramita – Дана-парамита)
Никакое даяние, поданное от чистого сердца высокодостойному лицу, не может быть малым, ибо велики его результаты
Джатака о комочке каши
По-настоящему быть щедрым - значит делать материальные пожертвования, делиться вещами, временем, своим душевным теплом и подлинными знаниями (подлинные знания - учение, позволяющее воспринимать явления без искажений), причем все это необходимо делать без ожиданий.
Преодоление алчности приводит к совершенствованию милосердия.
Если бы ты не жертвовал во имя Дхармы, то не осознал бы редкость и великую ценность этих учений и не смог бы правильно практиковать их. Даже если бы ты попробовал их практиковать, заслуга не возникла бы в тебе
Наропа
РАЗУМНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВО НРАВСТВЕННОСТИ (shila-paramita – Шила-парамита)
Прежде всего оно предполагает полный отказ от причинения вреда другим, осознанная и полезная жизнь. Для этого нужно быть очень внимательным к своим собственным словам и делам, чтобы не допустить негативных действий.
Применительно к телу: не убивать, не воровать и не причинять никому вреда. Что касается речи: избегать лжи, не оговаривать других, не высказываться грубо и обидно, не болтать впустую. В отношении ума следует воздерживаться от недоброжелательности, зависти, неправильных взглядов.
Следует сдерживать все свои обещания и не брать на себя того, что не можешь исполнить.
Надлежит совершенствоваться в смирении, простоте, самообуздании и альтруизме.
Благодаря упорному соблюдению нравственных принципов и совершенству разумного поведения, укрепляется сила воли, сама собой появляется способность к терпению, как в жизненных ситуациях, так и во время практик йоги.
ТЕРПЕНИЕ (kshanti-paramita – Кшанти-парамита)
Сохранение спокойствия, умиротворения в любой ситуации. Терпеливое отношение к внешним возбуждающим факторам - сильное качество личности, которое позволяет достигать поставленных целей и намерений. Гневное проявление характера допустимо в крайних случаях при сохранении осознанного состояния, когда нужно кого-то защитить, исключительно ради общей пользы.
Кроме того, нужно стойко уметь выносить, преодолевать неудобства и трудности.
РАДОСТНОЕ УСИЛИЕ (virya-paramita – Вирья-парамита)
Не останавливаться на достигнутом, всегда двигаться к благим целям вперед, к развивающим знаниям и достижениям, расширяя мировоззрение, очищая внутренние завесы ума. Преодолевая лень, уныние, не задерживаясь в "зоне комфорта", так как развитие происходит за её пределами. Развитие означает преодоление чего-то, поэтому не стоит бояться перемен и трудностей. Настоящий Бодхисаттва неустанно трудится на благо всех при любых обстоятельствах, проявляя трудолюбие и упорство, овладевая собой.
МЕДИТАЦИЯ / СОЗЕРЦАНИЕ (dhyana-paramita – Дхьяна-парамита)
Концентрации, практики для ума, позволяющие его дисциплинировать и успокаивать. Благодаря этому человек развивает качества внимательности, осознанности во всём и ясности. Так практик с большим пониманием проявленной действительности более умело и гибко может двигаться на пути развития и совершенствования.
МУДРОСТЬ (prajna-paramita – Праджня-парамита)
Все эти [парамиты] изложены Муни для [достижения] мудрости. И потому да породит мудрость желающий устранить страдания
Шантидева
Расчетливые знания и образованность-начитанность не связаны с пражня-парамитой. Развитие Благородной Мудрости, истинное совершенствование возможно тогда, когда практик, успокоив свой ум, прекращает всякое различение и стремится помогать и другим.
Учитель Падма сказал: Практикую Дхарму, следует применять шесть парамит.
Джомо спросила: Как их практикуют?
Учитель ответил:
Не таить в уме никакой скупости и предубежденности - парамита щедрости.
Умело усмирять свои клеши - это парамита нравственности.
Полностью освободиться от гнева и обиды - парамита терпения.
Избавиться от ленности и праздности - парамита усердия.
Освободиться от привычки отвлекаться и привязанности к вкусу медитации - парамита медитации.
Полностью освободиться от умственных построений - парамита различающего знания.
из книги Учения Дакини. Устные наставления Падмасамбхавы царевне Еше Цогьял
Список использованных источников:
- "Путеводитель по Буддизму", автор Елена Леонтьева
- http://spiritual.ru
- Шантидева. Бодхичарья-аватара
- Джатака о комочке каши
- Учения Дакини. Устные наставления Падмасамбхавы царевне Еше Цогьял