Королевство Бутан — крошечное государство в Гималаях. Площадь его территории составляет всего 38000 км², что в сравнении сопоставимо с территорией Московской области (44000 км²).
Современное название страны принесли англичане в девятнадцатом веке. По одной из версий «Бутан» происходит от Bhu-Uttan («высокогорье»), по другой — от Bhots-ant («юг Тибета»).
Но как только не называли это королевство за всю историю его существования.
«Друк Йол» (или «Друк Ценден») — так звучит изначальное название страны, что в переводе означает «страна дракона-громовержца». Жители Бутана верят, что гром испускает дракон, мчащийся по небесам. Они рассказывают легенду: «Где-то под землей очень давно обитал бутанский громовый дракон. В день последней луны осени он поднимался на поверхность. Немногим удавалось увидеть его завораживающий танец в ночном небе. Те, кто слышал удивительную песню дракона, обретали вечную жизнь».
Эта страна, будоражащая воображение, и по сей день остаётся тайной за семью печатями для многих жителей европейских стран.
Правители Бутана не спешили открывать двери перед европейцами, и до недавнего времени Страна Дракона была полностью изолирована от внешнего мира. С 1627 года — когда в королевстве впервые побывали два португальских священника-миссионера — вплоть до конца двадцатого века Бутан посетили всего 13 европейцев. За это он получил название «гималайский отшельник».
Тибетские хроники 17 века описывают Бутан как «Секретная святая страна», «Южная долина целебных трав» и «Лотосовый сад богов».
Ещё одно определение — «Извечный Трон Лотоса», что символизирует непоколебимость Учения Махаяны.
«Страна утраченных горизонтов», «Государство спрятанных сокровищ»… Загадочность этих образов тоже долгое время определялась отсутствием каких-либо данных о государстве, да и сегодня история королевства Бутан полностью ещё не раскрыта.
Но, возможно, именно долговременная изоляция от остального мира, в совокупности со скромностью размеров, позволили этому королевству сохранить свою самобытность и культуру.
До второй половины двадцатого века здесь не было ни дорог, ни электричества, ни автомобилей, ни почты, отсутствовало телевидение и интернет.
Поэтому, видимо, ещё не утрачены традиции, и сохранён высокий уровень духовности и нравственности.
Это очень религиозная страна. В мире существует несколько стран, схожих с Бутаном в преобладании буддистских традиций, но исключительность Страны Дракона в том, что это одно из немногих мест на планете, где буддизм сохранился в той изначальной форме, в какой он проник из Индии в седьмом веке нашей эры (Вaджраяна/Тантра).
Говорят, даже, что Бутан — одно из предполагаемых мест, где могла лежать Шамбала.
Тема монастырей Бутана, его учителей, культуры и духовного наследия очень широка и интересна.
Тем более, что он является последним «бастионом» гималайского буддизма. Все прочие похожие страны исчезли с лица земли: Ладакх (занят в 1842 году и позже присоединен к Индии), Тибет (завоеван Китаем в 1950 году), королевство Сикким (присоединено к Индии в 1975 году).
Но не менее интересно и государственное устройство Страны Дракона.
Ведь после аннексии Сиккима Индией, и свержения короля в Непале, Бутан стал последним монархическим государством в Гималаях.
«Благословенные Троицей святых, защитой оберегающих нас божеств, мудростью наших лидеров, вечными богатствами Пелден Друкпа и руководством Его Величества Друк Гуалпо Джигме Кхесар Намгьял Вангчук, торжественно обещаем укреплять суверенность Бутана, защищать благодатную свободу, обеспечивать справедливость и спокойствие, укреплять единство, а также приумножать счастье и благополучие народа во все времена» — так звучат первые строки Конституции этой страны.
Это удивительно. Редко в каком официальном документе встретишь упоминание о таком понятии, как «счастье». «Справедливость» — да, «единство» — тоже бывает, «права», «обязанности», и т.д — сколько угодно.
Но вот «счастье» — это, скорее, исключение.
Правительство Бутана даже создало Министерство Счастья, т.к. посчитали нелепым опираться на финансовые показатели (ВВП), как на уровень благосостояния страны.
Даже на примере одного документа уже видно, что чёткой границы между духовностью и политикой в Бутане нет. А то, что уровень развития страны измеряется по степени ощущения радости ее гражданами, уже многое говорит о высоких идеалах жителей данного государства.
Как священный манускрипт читается этот законодательный акт:
«Его Величество Друк Гуалпо (в переводе — Драконовый Король) выступает главой Государства и символом единства Королевства и народа Бутана. Чой-сид-ньи (двойственная система религии и политики) Бутана объединено в лице Друк Гуалпо, который, являясь буддистом, оказывает поддержку Чой-сид (религия и политика). Право на Золотой трон Бутана присуждается законным преемникам Друк Гуалпо Угъена Вангчука, как закреплено в незыблемой исторической Гейндже от тринадцатого числа одиннадцатого месяца года земляной обезьяны, который соответствует семнадцатому декабря тысяча девятьсот седьмого года»…
И далее: «Буддизм является духовным наследием Бутана, которое исповедует принципы и ценности мира, отказа от применения насильственных методов, сострадания и терпения»….
Лёгкая тоска охватывает в процессе чтения… тоска по единству, по высоким идеалам, по традициям и преемственности.
И в то же время — радость оттого, что ещё существуют вот такие «островки» культуры, с которыми нам, как современникам, посчастливилось «соседствовать» (пусть и не в прямом смысле того слова). Зато, ещё есть возможность впитать дух традиций и привнести такое же трепетное отношение к духовным ценностям в своё общество.
«Государство предпринимает все возможные меры по сохранению, защите и приумножению культурного наследия страны, включая памятники культуры, места или объекты, представляющие художественный либо культурный интерес, дзонги, лхакханги, гоиндеи, тен-сум , найи, язык, литературу, музыку, изобразительные искусства и религию с целью сделать общество и культурную жизнь граждан богаче. Государство рассматривает культуру как развивающуюся динамическую силу и прилагает все усилия, чтобы поддержать и содействовать непрерывному развитию традиционных ценностей и институтов, которые соответствуют потребностям прогрессивного общества. Государство оберегает местные искусства, традиции, знания и культуру и способствует проведению научно-исследовательской работы в данной области».
Для бутанцев сострадание и глубокое уважение к природе — важнейшие заповеди Буддизма, и они стараются неукоснительно их соблюдать. Запрет на причинение вреда живым существам имеет в Бутане прямые практические последствия: там не ловят рыбу и не убивают животных.
«Каждый бутанец является доверительным собственником природных ресурсов и окружающей среды в Королевстве во благо настоящих и будущих поколений. Основной обязанностью каждого гражданина является содействие защите естественной окружающей среды, сохранению богатого биологического разнообразия Бутана, а также предотвращению всех форм экологической деградации, включая шумы, визуальные и физические загрязнения окружающей среды, путем проведения и поддержки экологически благоприятных мер и программных мероприятий» …
Справедливости ради стоит сказать, что есть, конечно же, в Конституции Бутана и скучные перечисления прав и обязанностей, субординация политической власти и тому подобное. Но это ничуть не умаляет её уникальности.
Высота идеалов жителей «Лотосового сада богов» читается и в символике страны.
Национальная эмблема (государственный герб) состоит из круга, в котором находится двойная алмазная молния дордже (ваджра). Это священное оружие, палица, жезл или скипетр, используемый в тибетском буддизме как символ высшей власти и правосудия.
В кругу, где пересекаются две ваджры, изображены четыре других драгоценных камня. Они символизируют духовные и гражданские традиции Королевства, основывающиеся на четырех духовных обязательствах тантрического буддизма (ваджраяна).
В совокупности дордже олицетворяет метод и мудрость, деятельность, основанную на сострадании, высшее блаженство, семь позитивных и вечных доблестей. Бриллиантовый скипетр, «несокрушимый», молния — это божественная сила учения, трансцендентная истина и просветление. Дордже подавляет все злые желания и страсти. Он неразрушим, но сам способен разрушить все — даже, казалось бы, несокрушимое.
Дордже находится между двумя драконами выше лотоса, обрамленного драгоценным камнем. Лотос символизирует чистоту. Драгоценный камень, исполняющий желания — суверенную власть народа, а два дракона, мужчина и женщина, поддерживают название страны, которое они символически произносят своими громовыми голосами.
На национальном флаге Бутана изображен друк (белый дракон) на желтом и оранжевом фоне. Флаг разделен по диагонали снизу от древка, образуя два треугольника. Верхний треугольник желтый, что символизирует гражданские традиции. Он воплощает короля, который выступает хранителем духовных и гражданских устоев Королевства.
Нижний треугольник — оранжевый, символизирует духовные традиции. В целом он также символизирует процветающее учение буддизма, а также в частности — традиции Кагью и Ньингма.
Дракон расположен по центру и держит в когтях драгоценные камни, символизирующие богатство.
Белый дракон символизирует целомудренные помыслы народа, которые отражают его лояльность, патриотизм и сильные чувства принадлежности королевству, несмотря на различные этнические и языковые корни.
Есть версия, что «драконовская» символика была унаследована от имени буддистского учения «Друкпа», одного из ответвлений школы Вaджраяна.
Говоря о символике страны, нельзя ни упомянуть и о гимне. Вдумайтесь в эти строки:
«В королевстве дракона-громовержца, где растут кипарисы, В обители славных религиозных и светских традиций Дракона Наследный правитель, драгоценный монарх Вечно живёт и царствованием своим ведёт к процветанию. Учения Будды пышно растут в цветении, Позволяя людям сиять, словно солнце мира и счастья».
Звучит как песня души… Как слова самого Будды…
Король Бутана, действительно, любим и почитаем своим народом. При этом он ведёт скромную жизнь, полную трудов, на благо родной страны. Он живет в весьма скромном доме, ездит на велосипеде и постоянно встречается с простым народом.
«Мы маленькая страна, не обладающая экономической и военной мощью», — объяснял король Бутана в своём интервью для «Нью-Йорк Таймз» — Единственное, что может укрепить суверенитет Бутана, — это уникальная культура».
Источники:
Конституция Королевства Бутан от 18.07.2008 года
Маслов А.А. «Дыхание Шамбалы»
Трегуб Александр «Путешествие в Страну Громового Дракона»
Мишель Пессель «Путешествия в Мустанг и Бутан»
Приглашаем вас присоединиться к йога-туру в Бутан и Непал «Освоение методик воспоминания прошлых жизней».
Тур проводит преподаватель клуба OUM.RU Андрей Верба