У домохозяйки Соны было десять детей. Она постоянно рожала, кормила, воспитывала, обучала, женила и выдавала замуж. Она посвятила детям всю свою жизнь, поэтому её прозвали Многодетная Сона. Читателя может удивить большое количество детей, но на самом деле это норма не только для Индии той поры, но и для многих современных азиатских семьей.
Муж Соны был мирским последователем Будды. В течение нескольких лет он тщательно соблюдал установленные правила для мирян, а потом решил целиком посвятить себя святой жизни и принял монашество. Соне было непросто примириться с его выбором, но она не стала тратить время на жалобы и причитания. Вместо этого она решила жить ещё более благочестиво. Она созвала своих десятерых детей, передала им своё внушительное состояние и попросила предоставлять ей только самое необходимое для жизни.
Какое-то время всё шло гладко. Дети поддерживали Сону, а она посвящала себя религиозной практике. Однако вскоре старуха стала в тягость своим детям и их супругам. Они так и не смирились с решением отца вступить в общину. И ещё меньше им импонировало религиозное рвение матери. В действительности они считали своих родителей недалёкими людьми, потому что те отказались от удовольствий, даруемых богатством. В глазах детей и Сона, и их отец были психически неуравновешенными религиозными фанатиками. И былое уважение к матери быстро сменилось презрением. Молодые люди совсем забыли о том, что они в неоплатном долгу перед матерью, которой обязаны всем своим богатством и которая долгие годы щедро одаривала их заботой и вниманием. Думая лишь о собственном удобстве, они смотрели на несчастную старуху как на обузу и помеху. И снова подтвердились слова Будды о том, что благодарный человек в этом мире встречается не чаще, чем святой.
Пренебрежение со стороны детей ранило Сону сильнее, чем разлука с мужем. Она осознала, как волны горечи поднимаются в её сознании, как ум наполняется упрёками и обвинениями в адрес детей. Она поняла, что её бескорыстная, чистая материнская любовь оказалась на поверку не чем иным, как себялюбием, помноженным на ожидание награды. Сона целиком и полностью полагалась на своих детей и была убеждена, что они станут поддерживать её в старости и вернут тем самым долг благодарности за долгие годы материнской заботы. Она думала, что её наградой станет признательность, уважение и возможность принимать участие в жизни детей. Разве она не считала своих детей своего рода вложением, страховкой на случай старости и одиночества? Размышляя подобным образом, Сона проанализировала собственные мотивы и поняла, что слова Пробуждённого имеют отношение и к ней: женщины полагаются не на имущество, силу или способности, а на своих детей, тогда как путь аскета — опираться исключительно на добродетель.
Тогда Сона решила вступить в общину монахинь, чтобы развить добродетели и обрести способность к бескорыстной любви. Зачем оставаться дома, где тебя едва терпят? Семейная жизнь представлялась ей серой и тягостной, а жизнь монахини — красивой и яркой. Так она последовала по стопам мужа, отринула мирское и стала монахиней в общине бхиккхуни, основанной Благословенным. Но через какое-то время Сона поняла, что просто-напросто перенесла свое себялюбие в новые обстоятельства жизни. Она вступила в Сангху уже в почтенном возрасте и имела множество привычек и особенностей, которые только мешали в монашеской жизни. Она многое делала по-своему, вступала в противоречие с другими и становилась объектом для критики со стороны женщин намного моложе себя.
Очень скоро Соне стало ясно, что достичь плодов благородного пути непросто, а община монахинь не такое райское место, как она себе представляла. Сначала она пыталась найти опору в детях, затем искала успокоение в монашестве, и всё тщетно. Еще она поняла, что её сковывает присущая женщине слабость характера. Но мало ненавидеть свои недостатки и стремиться развить в себе качества, свойственные мужчинам. Соне предстояло узнать, каким образом можно полностью трансформировать себя. Она смирилась с мыслью о том, что ей придётся приложить нечеловеческие усилия. И не только из-за того, что она стара, но и потому, что до сих пор она культивировала в себе лишь женские добродетели. Ей не хватало мужских качеств — энергичности и готовности к действию. Но несмотря ни на что, Сона не опускала руки и не считала препятствия непреодолимыми.
Сона знала, что ей предстоит упорная борьба, если она хочет одержать верх над собственным своеволием и доверчивостью. Она решила, что ей нужно практиковать осознанность и самоанализ, а также укоренить в памяти те учения, которые понадобятся для борьбы со всплывающими эмоциями. Что толку во всех её знаниях и обетах, если её сносит волнами эмоций, а память подводит в тот самый момент, когда больше всего нужна? Такие мысли завладели ею и многократно усилили её решимость посвятить всю себя духовной тренировке. Поскольку Сона вступила в Сангху на склоне лет, она спешила в практике. Бывало так, что она медитировала целыми ночами напролет, сидя или во время ходьбы, оставляя на сон минимальное время. Чтобы не привлекать излишнее внимание, она практиковала медитацию ходьбы по ночам в тёмном зале. Сона шла от колонны к колонне, стараясь не споткнуться и не удариться о невидимые в темноте предметы. Благодаря этому ее энергия быстро усилилась.
Сона достигла архатства в самых обычных, ничего не предвещавших обстоятельствах. Однажды она осталась одна в монастыре, когда все другие монахини отправились в город. Вот как она сама описывает это событие:
Другие бхиккхуни
Оставили меня одну в монастыре.
И велели мне
Вскипятить котёл воды.
Я сходила за водой,
Налила её в котёл,
Поставила котёл на огонь и села рядом —
Мой ум стал собранным.
Я увидела, что пять совокупностей непостоянны,
Что они несут страдания и лишены «я».
Устранив все изъяны в своём сердце,
На том самом месте я стала архатом.
Когда другие монахини вернулись, они попросили горячей воды, которую Сона так и не вскипятила. Воспользовавшись сверхъестественной способностью элемента огня, Сона быстро нагрела воду и дала её монахиням. Они рассказали об этом происшествии Будде, который обрадовался за Сону и вознёс хвалу её достижению:
Один день,
Прожитый с прилежанием и бодростью,
Лучше ста лет,
Прожитых в праздности и безделье.
В «Тхеригатхе» Сона описывает свою жизнь стихами:
В этом самом чреве
Я выносила десятерых детей.
И вот однажды, уже старая и слабая,
Я попросила наставления у бхиккхуни.
Она рассказала мне
О совокупностях, опорах сознания и элементах.
Услышав эту Дхамму,
Я обрила голову и отреклась от мирского.
Еще послушницей
Я обрела божественное зрение;
Теперь я знаю свои прошлые рождения,
Знаю, где жила прежде.
С умом однонаправленным, полностью сконцентрированным
Я достигла состояния без знаков.
В тот же миг я обрела освобождение,
Потушила жажду, отбросила привязанность.
Пять совокупностей совершенно ясны мне.
Их корень отсечен.
Ты не страшна мне, проклятая старость!
Нет для меня больше новых рождений.
Фрагмент из книги «Великие ученики Будды», авторы: Ньянапоника Теро, Гельмут Геккер.