Содержание
Прежде чем очищать какую-либо чакру, нужно понять, что именно мы собираемся чистить. Для начала следует обратиться к такой теме, как строение тонкого тела человека. У человека есть физическое тело, которое мы можем осязать, и тонкое тело, недоступное нашему осязанию. Физическое тело является отражением тонкого, тонкое же тело обуславливает качество, параметры и функционирование физического тела. В физическом и тонком телах есть много общего: например, в физическом теле есть кровеносная и лимфатическая системы, а в тонком есть система энергетических каналов, которые называются «нади». Если в работе кровеносной или лимфатической системы происходит сбой, то случается, например, заболевание какого-либо органа. Если же происходит нарушение тока энергии в нади, то это отражается на сознании человека, на его взглядах и специфическом восприятии окружающего мира. Что уже впоследствии отражается на сбое в работе физического тела.
Сами чакры спроецированы по центру человеческого тела вдоль позвоночника. Их часто изображают в форме кругов, колец, так как в переводе с санскрита «чакра» – колесо, круг. Чакры – это энергетические центры, которые представляют собой пересечение трёх основных нади: сушумны, иды и пингалы, через которые проявляется эта энергия. И наша деятельность, уровень нашего сознания – будут полностью зависеть от того, через какой энергоцентр мы реализуем свою энергию.
Анахата-чакра
Традиционно в йоге выделяют 7 основных чакр. Хотя общее их количество гораздо больше. В этой статье речь пойдёт об анахата-чакре.
Чакра сердца – это центр любви. Любовь, испытываемая на этом уровне, отлична от страстной и сексуальной любви свадхистаны. Сексуальная любовь всегда направлена на определённый объект. На уровне анахаты любовь не зависит от внешнего воздействия, мы испытываем её как форму бытия. Она излучается вовне и даёт любовь и сострадание ко всему, что находится рядом с нами. Любовь может появиться из чувства глубокого покоя, которое возникает, когда мы не испытываем ни в чём нужды, с радостью принимаем своё место в мире и обретаем внутреннюю гармонию.
Значение названия чакры: «неподвергавшаяся удару».
Местоположение: сердечное сплетение; сердце.
Проявления: достижение равновесия между тремя чакрами выше сердца и тремя чакрами ниже него.
Таттва (элемент): воздух (отсутствие формы, запаха и вкуса).
Цвет таттвы: бесцветная (в некоторых текстах говорится о дымчато-сером или дымчато-зелёном цвете).
Форма янтры: шестиконечная звезда.
Шестиконечная звезда анахаты находится в окружении 12 алых лепестков и символизирует элемент воздуха. Воздух представляет собой прану – жизненную силу дыхания. Она обеспечивает функции лёгких и сердца, снабжая их кислородом и жизненной силой – пранической энергией. Основное качество воздуха — подвижность, потому четвёртая чакра означает движение во всех направлениях.
Эта янтра состоит из двух пересекающихся треугольников. Один обращён вершиной вверх – символ Шивы (мужского начала), другой обращён вершиной вниз – символ Шакти (женского начала). При гармоничном слиянии этих сил возникает равновесие.
Круг с двенадцатью лепестками. Двенадцать лепестков, которые исходят от круга вовне, окрашены тёмно-красным цветом. Они означают распространение энергии из двенадцати источников в двенадцати направлениях. Сердечная чакра является центром равновесия организма и связана с равномерным – как нисходящим, так и восходящим – течением энергии.
Круг с восемью лепестками. Внутри анахата-чакры расположен восьмилепестковый лотос, в центре которого находится духовное, или эфирное сердце. Восемь лепестков соответствуют различным эмоциям, и при течении по ним энергии человек ощущает связанное с данным лепестком желание.
Форма таттвы: шестиконечная звезда.
Преобладающее чувство: осязание.
Орган чувств: кожа.
Орган действия: руки.
Вайю (воздух): прана-вайю – воздух, которым человек дышит (находится в верхней части груди).
Планета-управитель: Венера (лунный тип, женское начало).
Основной биджа-звук: ЙАM.
Носитель биджи: олень (антилопа). Олень (или чёрная антилопа) является символом самого сердца. Олень скачет от радости и вечно преследует миражи, призрачные отражения.
Проблемы с анахата-чакрой
Чакры могут быть «открытыми» и «закрытыми», чрезмерно или недостаточно «развитыми», либо они могут пребывать в любом состоянии между этими крайностями. «Закрытая» чакра приводит к хроническому избеганию каких-то энергий, в то время как «открытая» – к одержимости. Также чакры могут быть «чистыми» и «загрязнёнными», в зависимости от того, какие свойства чакры мы проявляем вовне: условно-позитивные или условно-негативные, что, в свою очередь, зависит от того, какая гуна преобладает в нашем сознании – саттва (благость), раджас (страсть) или тамас (невежество). В состоянии саттвы человек на уровне анахаты способен испытывать сочувствие к окружающим, в раджасе – ревность, в тамасе он будет жаждать обладать объектом своей любви.
Итак, перечислим наиболее характерные чувства, свойственные людям на уровне анахата-чакры: сентиментальность, радость, блаженство, признательность, благодарность, привязанность, дружелюбие, доброта, великодушие, оптимизм, лёгкость бытия, восхищение, трепет, принятие, прощение, любовь, нежность, одухотворённость, грусть, печаль, эмпатия, потерянность, чувство отсутствия любви к себе, покинутость, вина, укоры совести, стыд и сожаление.
Как видно, есть условно-позитивные и условно-негативные чувства, проявление которых, как сказано выше, зависит от гуны, в которой вы сейчас пребываете.
Теперь нам нужно разобраться, что не так с нашей анахатой – она «заблокирована», «загрязнена» или достаточно «открыта», но мы не умеем её контролировать. Контроль – ещё одно важное понятие в работе с чакрами. Только упорно тренируясь в самоконтроле, мы сможем поднимать свою энергию с условно-низших чакр к высшим.
«Заблокированная» анахата
Ранее пережитый негативный душевный опыт (интенсивный разовый или менее интенсивный, но неоднократный) способен привести к блокированию анахаты. Если какой-то человек причинил вам сильную боль, очень сложно заново открыться и поверить кому-то другому. Но у вас всегда есть вера в Бога, в Абсолют, во Всевышнее сознание – в то, веру во что невозможно пошатнуть, и объект которой не сможет ни предать, ни обмануть. Люди, которые наполняют свою жизнь верой во что-то Высшее, светятся, как маячки, привлекая в свою жизнь таких же светлых людей.
Чтобы «открыть» чакру сердца, требуется как техника, так и понимание. Сначала необходимо научиться видеть мир как совокупность отношений: почему вещи взаимодействуют и объединяются с другими вещами. Это, конечно, включает в себя и наши личные отношения с другими, и с миром вокруг нас.
Сердцу необходимо равновесие между разумом и телом, внутренним и внешним миром, между собой и другими, между тем, что мы отдаём, и тем, что получаем. Наконец, для «открытия» чакры сердца нужно уметь управлять дыханием, поскольку это способ физического и духовного преобразования.
«Загрязнённая» анахата
Загрязнения, как уже писалось выше, возникают вследствие пребывания нашего сознания преимущественно в гуне тамаса (невежества), а также раджаса (страсти). Отсюда – ревность, печаль, непроходящее чувство вины и др. И здесь нет смысла «лечить» анахату, но нужно искоренять привычки в своей жизни, которые низводят наше сознание на уровень тамаса и раджаса. К слову сказать, раджас – не такая уж и неприятная гуна, она в большинстве случаев всегда будет цеплять наше сознание, но вопрос в другом – что будет преобладать: саттва или раджас?
Таким образом, зная, какие привычки низводят наше сознание на уровень тамаса и раджаса, избавившись от них, мы поможем себе с решением проблемы загрязнения анахата-чакры.
Способствуют увеличению тама-гуны: употребление алкоголя и никотина (тамас напрямую связан с отвратительными запахами, например «перегара» и табака), употребление в пищу любого вида мяса живых существ (вся убойная пища содержит в себе гормоны страха и стресса, переживаемых животным во время убийства; также сразу после смерти, как в любом трупе, в мясе животного образуются трупные яды, которые отравляют человеческий организм. Подробнее читаем у М. В. Оганян «Экологическая медицина – путь будущей цивилизации»), употребление рыбы, яиц и грибов.
Период тамаса – это ночное время, поэтому постарайтесь в это время отдыхать. Как правило, всё самое светлое и позитивное в нашей жизни происходит в светлое время суток.
Если вы ленивы и апатичны, то нет смысла бороться с раджасом, его нужно сначала «разжечь», а вот если вы чаще всего активны, беспокойны и раздражительны, то лучше ограничить себя в употреблении: кофеиносодержащих напитков, чёрного и зелёного чая, какао (и других продуктов, содержащих какао-бобы), лука, чеснока. Также ограничьте потребление специй, возбуждающих аппетит (перца и др.), и соли.
«Открытая» анахата с неконтролируемой тратой энергии
Казалось бы, «открытая» анахата – дар Божий… Не всё так однозначно. Как упоминалось выше, контроль должен быть во всём! И даже в проявлении таких светлых чувств, как сопереживание и жалость. И даже не ради себя, но и для блага окружающих.
Проблемы «открытой» анахата-чакры:
Высокая чувствительность к чужой боли. С одной стороны, без высокой восприимчивости невозможна эмпатия, с другой – переживая обо всём и каждом, вы ни себе не поможете, ни им: сердце не выдержит в прямом смысле. Здесь совет один: сострадайте людям, но не эмоциями, а делом! Важно также понимать, что среди людей есть категория вечных жалобщиков, у которых всё всегда не так, как хотелось бы. Вы никогда не поможете им, остановитесь. Отправьте их к психологу. Также есть другая категория людей: они вроде бы не жалобщики по жизни, но есть какая-то одна ситуация, которую они на протяжении половины своей жизни разрешить не могут: например, муж-пьяница, нелюбимая работа и др. Зачастую, вместо того чтобы что-то изменить в своей жизни, люди принимают решение ничего не менять – это тоже решение. Но ответственность нести за него люди не хотят, поэтому продолжают искать свободные уши, чтобы излить свою боль. Их тоже отправляйте к психологу.
Чрезмерная ранимость. Жизнь – довольно жестокая вещь, особенно если вы идёте по пути саморазвития. Порой она будет преподносить такие уроки, что психика иногда может не выдерживать нагрузки. Поэтому здоровое эго – вам в помощь. Здоровое эго от нездорового отличается тем, что, учитывая свои интересы, вы не забываете о других. Золотая середина у каждого будет своя.
Чрезмерная ранимость впоследствии приведёт человека к тому, что он сломается как личность, и его интересы будут часто попраны, либо он ожесточится, «заблокировав» анахату, и, раздув своё эго, станет ущемлять интересы других, компенсировав ранее причинённую кем-то боль. Есть ещё один вариант: подняться на уровень повыше – к вишуддха-чакре, где «здоровое» эго (бывает и «нездоровое») уже не позволит кому-то со стороны причинить вам боль. А развитие самосознания пойдёт вверх, и, вместо того чтобы сопереживать всем, человек начнёт действовать в направлении гармонизации окружающего пространства.
Инструменты по работе с анахата-чакрой
- Шаткармы
- Асаны йоги
- Дыхательные техники
- Произнесение биджа-звука
- Медитация
- Развитие вишуддха-чакры
1. Шаткармы – это очистительные техники хатха-йоги.
В данном случае нас интересует Кунджала – очищающая рвота.
Для проведения процедуры нужен раствор чистой тёплой подсоленной воды (из расчёта 0, 5/1 ч. л. соли на 1 литр). С утра натощак мы выпиваем залпом около 500-600 мл. такой воды, наклоняемся в ванну, вводим 2 пальца в рот, надавливаем на корень языка и выводим эту воду вместе с остаточным содержимым желудка. Потом опять выпиваем воду и продолжаем процесс до тех пор, пока выводимое не будет таким же чистым, как вода на входе.
Кунджала способствует очищению пищеварительного тракта от желудка до рта, избавляет от заболеваний, возникающих в результате накопления токсинов и загрязнений, устраняет неприятный запах изо рта, боль и накопленную слизь в горле. Помогает очищению анахаты за счёт подъёма энергии выше.
Техника имеет противопоказания. Настоятельно рекомендуется ознакомиться с ними в авторитетных источниках («Хатха-йога Прадипика» с коммент. Свами Муктибодхананды, «Древние тантрические техники йоги и крийи: вводный курс». Том 1. С. С. Сарасвати).
2. Асаны йоги – раскрытие грудного отдела.
Несложные:
- Аштанга Намаскарасана
- Ардха Бхуджангасана
- Дханурасана
- Марджариасана
- Матсиасана
- Натараджасана
- Сету Бандхасана
- Урдхва Мукха Шванасана
- Шалабхасана
Более сложные:
3. Дыхательные техники.
Сердце и дыхание играют для анахата-чакры жизненно важную роль, так как сердце является центром ощущений организма, а контроль над ритмом дыхания позволяет человеку одновременно управлять своим сердцебиением. Так как дыхание напрямую связано со стихией воздуха, оно является одним из основных инструментов для работы с анахатой. Воздух также быстрее всего распространяется в организме. Кроме поддержания основных жизненных функций, дыхание – это одно из самых мощных средств собственного преобразования: для сжигания токсинов, освобождения накопившихся эмоций, изменения структуры тела и преобразования сознания.
Довольно продуктивными для стимуляции анахаты являются:
Полное йоговское дыхание, которое заключается в последовательном заполнении всех отделов лёгких: за счёт вдоха «животом», «грудью» и «ключицами»; выдох в том же или обратном порядке.
Нади-шодхана пранаяма– поочерёдное дыхание ноздрями.
Выполнение: указательный и средний пальцы правой руки кладём на область межбровья. Большим пальцем закрываем правую ноздрю и делаем вдох левой, растягивая его, например, на 3 сёк. Затем безымянным пальцем закрываем левую ноздрю и выдыхаем правой такое же количество секунд. Следующий вдох делаем той же ноздрёй, которой выдыхали. Продолжаем 5-10 мин. Количество секунд можно пропорционально увеличивать.
Данная пранаяма помогает гармонизировать работу правого и левого полушарий, что позволяет «выровнять» работу нервной системы. Эти аспекты способствуют гармонизации анахата-чакры.
4. Произнесение биджа-звука.
У каждой чакры есть семенной звук, в котором заключена её сущность, а значит, и её тайны.
Считается, что каждая чакра связана со стихией, и у каждой чакры есть свой семенной звук, соответствующий качествам той или другой стихии. При произнесении звука ЙАM язык зависает в воздухе во рту, а центром сосредоточения становится область сердца. При правильном произнесении биджи ЙАМ в сердце возникает вибрация, и любые преграды в сердечной области исчезают; когда сердце становится «открытым», восходящий поток энергии не испытывает никаких препятствий. Этот биджа-звук наделяет практикующего властью над праной и дыханием.
5. Медитация, или практика «Пламя сердечной медитации».
Сядьте в удобную позу (можно положить твёрдую подушку под таз). Закройте глаза и представьте, что у вас в центре груди теплится пламя. По мере того как ваше дыхание становится всё более лёгким, представляйте, что пламя сознания в сердце горит всё более спокойно и равномерно. Если в сердце-ум проникнут дуновения отвлекающих факторов, огонь начнёт дрожать и выходить из-под контроля. При этом пламя утратит свою яркость, а появившийся дым будет препятствовать удержанию концентрации. В этом случае дышите спокойно, плавно и равномерно. Это поможет сделать огонь вашего сердца спокойным и устойчивым. Визуализируйте невозмутимое, безмятежно сияющее пламя, как огонь, который горит в месте, недоступном для ветра. Представьте, как ваша грудная клетка наполняется спокойным светом, который она испускает. Вместе с тем почувствуйте дух великого спокойствия и радости, сопутствующий этому неколеблющемуся бессмертному внутреннему пламени. Медитируйте таким образом 5-30 мин.
Эффекты от медитации: мужская и женская энергии достигают равновесия, а воздействие этих двух энергий извне уже не представляет собой проблемы, так как все взаимоотношения человека становятся чистыми. Он подчиняет свои чувства и развивается свободно, не испытывая никаких внешних препятствий (больше медитаций – в книге Тиаса Литтла «Йога тонкого тела. Руководство по физической и энергетической анатомии йоги»).
6. Развитие вишуддха-чакры.
Как ни странно, развитие вишуддха-чакры является хорошим помощником в решении проблем анахаты.
Дело в том, что решить проблему, находясь на том же уровне, на котором она была создана, крайне сложно, и только взглянув на неё с другой высоты, мы можем найти способ решения. И, поднимаясь на уровень выше, многие вещи становятся менее актуальными, а значит, уже не причиняют нам боль. Например, с уровня вишуддхи мы понимаем, что важно поддержать человека, у которого беда, но совсем не обязательно (и даже вредно для обоих!) включаться эмоционально в эту проблему.
Эмоции растрачивают энергию, но проблему не решают! На уровне вишуддхи человек стремится к преобразованию этого мира посредством собственной речи: во-первых, следит за тем, что говорит; во-вторых, старается говорить только то, что действительно будет уместным в данный момент; в третьих, посредством своей речи учится проводить и передавать божественную энергию (созидающую, развивающую) окружающим людям.
Достижение уровня анахаты
Ясность сознания человека, достигшего уровня анахаты, представляет собой просветление очищенного человека, который развил свои добрые наклонности и посвятил свою жизнь плану равновесия. Больше не остаётся никаких тревог, связанных с мирскими удовольствиями, унижениями или славой. Желания усмирены и подконтрольны и уже не представляют собой проблемы, так как энергия четвёртой чакры уравновешена во всех шести направлениях.
Человек, в сознании которого господствует четвёртая чакра, живёт в гармонии с внешним и внутренним мирами, также он обретает утончённую уравновешенность тела и души. Охватываемый этой чакрой мир святости приносит человеку способность видеть божественную милость во всём сущем. При совершении неблаговидных поступков в анахата-чакре может возникать мучительное ощущение.
Человек, достигший уровня четвёртой чакры, преодолевает ограничения внешних обстоятельств и окружающей среды, становится независимым и ощущает внутреннюю движущую силу. Его жизнь превращается в источник воодушевления для окружающих, так как в присутствии такого человека они ощущают покой и уравновешенность.