Содержание
Хатха-йога — одна из самых важных форм йоги, в которой делается попытка достичь концентрации или самадхи путём очищения тела и физических упражнений.
«Гхеранда Самхита» — один из трёх важнейших текстов классической хатха-йоги. Он был написан на санскрите в конце XVII века и считается самым полным из трёх трудов, поскольку он представляет собой инструкции для выполнения практик йоги.
Книга содержит триста пятьдесят один стих и разделена на семь глав. В каждой главе даются указания к практикам йоги в форме лаконичных шлок (стихов). Большая часть «Гхеранда Самхиты» сфокусирована на очистительных практиках — шаткармах — и отличается от пути йоги, описанного мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах», наличием не восьми, а семи ступеней самосовершенствования.
«Гхеранда Самхиту» читать очень интересно, так как семь глав книги построены в форме диалога между мудрецом Гхерандой и его учеником Чандой Капали. Автор книги преподаёт тайны освоения ступеней йоги, которые ведут к очищению тела и достижению высших состояний самадхи и познания души.
Ступени йоги
- Шаткарма — очищение с помощью шести техник
- Асана — развитие силы через положение тела; описываются 32 асаны
- Мудра — развитие уравновешенного состояния с помощью 25 жестов (мудр)
- Пратьяхара — развитие успокоения; описываются 5 техник концентрации
- Пранаяма — просветление при помощи 10 дыхательных техник
- Дхьяна — глава посвящена медитации
- Самадхи — освобождение; описываются методы, отличные от тех, которым учит Патанджали.
В этих йогических практиках происходит постепенная эволюция процесса от физического к духовному через психологический процесс. «Гхеранда Самхита» объясняет все вышеупомянутые практики в семи уроках.
Глава 1
Тренировка тела — первый шаг к тренировке ума. Здоровый ум может существовать только в здоровом теле. Следовательно, хатха-йога, или тренировка тела, — это первый шаг к обучению ума, или раджа-йоге. Первый урок начинается с вопроса Чанды Капали, который желает знать физическую дисциплину (йогу), которая ведёт к познанию истины (таттва джняне). Гхеранда объясняет, что нет привязанностей сильнее, чем привязанность к иллюзии (майе) и нет никакой силы, которая может сравниться с дисциплиной (йогой). Как постепенно учат алфавит, так и йогин через практику может освоить все науки, усердно практикуя сначала физическое обучение; йогину нужно знание истины. Практикой йоги можно преодолеть иллюзию майи.
Шаткармы — шесть процессов, а именно: дхаути, басти, нети, лаулики, тратака и капалабхати. Об этих техниках и важности их выполнения рассказывается в первой главе подробно.
Глава 2
Гхеранда объясняет, что существует столько асан, сколько видов живых существ во Вселенной, но только 84 асаны являются «лучшими» и среди них 32 полезны для человечества в этом мире. Практически все положения хатха-йоги, о которых говорится в книге, — медитативные положения сидя. Единственная упоминаемая асана стоя — поза дерева, Врикшасана.
Глава 3
В этой главе описана практика 25 мудр, которые дают йогину блаженство и освобождение. Мудры разрушают все болезни. Нет в мире ничего подобного мудрам, что позволяет быстро достигнуть успеха.
Глава 4
Практикой пратьяхары уничтожаются все страсти, такие как вожделение и похоть. Йогин берёт под свой контроль ум (читту) и пресекает его колебания, вызываемые различными объектами, хорошими или плохими, речью, запахом или вкусом, или чем-либо иным, что ум привлекает, либо отвлекает.
Глава 5
Четыре условия необходимы, чтобы практиковать пранаяму: хорошее место, подходящее время, умеренная еда, очищение нади (энергетических каналов). Очищение нади бывает двух видов: саману и нирману. Саману выполняется ментальным процессом, с помощью биджа-мантры. Нирману выполняется физическим очищением. После очищения энергетических каналов йогин должен устойчиво сидеть в позе и выполнять пранаяму регулярно.
Глава 6
Шестая садхана (практика) — медитация, созерцание (дхьяна). Гхеранда рассказывает о том, что существуют три рода дхьяны: грубая (стхула), светящаяся (джотир) и тонкая (сукшма). Все они развиваются последовательно одна из другой. Главная цель дхьяны — прямое восприятие себя. Дхьяна-йогой достигается непосредственное знание Атмана. Познав себя дхьяной, следующей ступенью является самадхи, посредством которого человек осознаёт свою идентичность с Брахманом.
Глава 7
Самадхи — одновременно и процесс, и результат этого процесса. Как процесс, самадхи является интенсивной психической концентрацией, свободной от всех самскар и привязанностей к миру. Как результат процесса — достигается отделение ума от тела, соединение индивидуального Я (дживы) с высшим Я (параматмой), что приводит к освобождению (мукти).