Измени себя — изменится Мир вокруг

Чакры и их влияние на сознание: путь к духовному развитию

В этой статье мы постараемся разобраться, как чакры влияют на работу нашего сознания, а значит, и на мотивацию в жизни, на цели и задачи, которые мы перед собой ставим. Соответственно, рассмотрим, как наши действия формируют последствия как в этой, так и в последующих жизнях. Вы узнаете о строении тонкого тела, его устройстве и функциях, также мы рассмотрим этот вопрос с позиции первоисточников.

Человеку, который практикует йогу и идёт по пути духовного развития, важно знать и понимать, какие энергетические процессы происходят в его теле. Ведь они затем отражаются на физическом плане — в состоянии здоровья, в пристрастиях и вредных привычках, в позитивных и негативных качествах. Знание о строении тонкого тела поможет йогину разобраться в происходящем с ним, понять и устранить причины проблем. Это позволит накопить больше энергии, сохранить её и направить на развитие, помощь другим на пути самопознания и служения.

Сначала кратко опишем чакры и энергетические каналы тонкого тела (нади [в йогической традиции] — каналы, по которым течёт жизненная энергия — прана), а затем рассмотрим их более подробно. Мы попытаемся ответить на вопросы о том, что такое «чакра», откуда появилось это понятие, как расположены чакры и энергетические каналы, что их засоряет, а также для чего и как их очищать согласно первоисточникам.

Энергия, омрачения и путь самосовершенствования

В процессе своего развития практикующий должен не только очистить энергетические каналы (нади), но и увеличить количество и качество энергии. Однако прежде он столкнётся с тем, что самосовершенствование будет усиливать и выводить на поверхность не только позитивные качества, но и негативные, о которых человек, возможно, не подозревал, так как они находились в спящем состоянии.

Почему это происходит? Казалось бы, мы стремимся к духовности и развитию, а на поверхность всплывают порой не лучшие проявления нашей личности. Этот процесс можно объяснить на таком примере: представьте, что весной вы посеяли семена полезных растений, ухаживаете за почвой, удобряете и поливаете. Затем вы видите, что из земли начинают расти не только посаженные вами культуры, но и различные сорняки.

Так же и с духовным развитием: начиная «поливать» почву своего внутреннего мира практикой йоги и накапливая энергию, мы замечаем, что из неё, как и из обычной почвы, начинают появляться не только наши хорошие качества, но и негативные. Такие негативные проявления, или качества, нашего сознания называются омрачениями, или клешами (в буддизме и йоге — загрязнения ума, мешающие духовному прозрению).

Основные клеши (омрачения)

К основным клешам относятся:

  • чувственное желание (кама),
  • гнев (кродха),
  • слепая привязанность (моха),
  • гордыня (мада),
  • зависть (матсарья).

Поэтому нам следует терпеливо продолжать взращивать благие ростки нашей личности и заниматься тщательной «прополкой» негативных качеств, продолжая познание себя, своих тел и оболочек.

Понятие чакр и их роль в тонком теле

Энергия накапливается в шести основных центрах, расположенных вдоль позвоночного столба. Считается, что эти центры находятся в тонком теле и соответствуют группам нервных сплетений в физическом теле. В тонком теле они известны как чакры. Слово «чакра» означает ‘круговое движение’ или ‘колесо’. Энергия собирается в чакрах и образует энергетические массы, вращающиеся в виде водоворотов. Каждая чакра является точкой, связывающей между собой многие нади. В теле имеется множество чакр, но семь основных, расположенных вдоль сушумна-нади (центрального энергетического канала), особым образом связаны с эволюцией человека.

Как утверждают первоисточники и компетентные люди, энергия первична, а материя вторична. Исходя из этого, становится понятно, что на всю жизнедеятельность в этом мире нам нужна энергия. Как говорится, за всё нужно платить. То есть на ощущения вкуса, запаха, цвета, на осязание нужна энергия так же, как она нужна для переваривания пищи, физического труда и так далее. Если не понимать процесс расходования энергии, то накопить её будет невозможно. Она, как вода через отверстие в сосуде, будет вытекать на те или иные ощущения и процессы. Поэтому энергия не сможет подняться на более высокие чакры и на духовное развитие её просто не останется.

О чакрах и их строении стало известно после того, как йогины в глубокой медитации «увидели» эти центры и описали их как цветки лотоса. Хотя чакры расположены в тонком теле, их влияние распространяется и на грубое (физическое), и на каузальное (причинное) тела. Каждая чакра вибрирует с определённой частотой и амплитудой. Чакры, расположенные в нижней части энергетической цепи, работают на более низкой частоте; они считаются более грубыми и порождающими более грубые состояния сознания. Чакры в верхней части цепи работают на высокой частоте и ответственны за более тонкие состояния сознания, а также за более высокий интеллект, развитие духовности, альтруизма и сострадания.

Некоторые йогические тексты описывают только пять или шесть чакр, некоторые — семь. В славянской традиции их девять. Поскольку в большинстве источников встречается семь чакр, мы рассмотрим именно их. Также будем рассматривать как позитивные, так и негативные аспекты в работе чакр в трёх гунах, или состояниях (гуны [в индуизме] — три фундаментальных качества материальной природы): тамас (невежество, инерция), раджас (страсть, активность) и саттва (благость, гармония).

Энергетические каналы (нади) и их влияние на чакры

Нужно упомянуть, что работа чакр очень зависит от состояния энергетических каналов (нади). Об одном из них уже говорилось выше: это центральный канал, или сушумна. Он проходит внутри позвоночного столба. Есть ещё два основных канала: ида (лунный) и пингала (солнечный). Эти каналы, подобно объёмной спирали, пронизывают чакры, также привнося туда энергии с определёнными свойствами. Засорения в них будут накладывать свой отпечаток на работу чакр, так как канал ида отвечает за проявления качеств невежества, а пингала — за страсть.

Наши энергоканалы описываются как аналог нервной системы, только в тонком теле. Они по объёмной спирали, напоминающей резьбу, пронизывают чакры, выходя из одной и входя в другую.

Чем же будут мешать йогину загрязнения нади? Если нади засорены, человек подвержен мирским желаниям, энергия не может свободно циркулировать по ним и скапливается в какой-либо части тела. Когда энергия собирается в определённой части тела, нечистые колебания (вритти — неустойчивые состояния, модификации ума), присущие чакре, оказывают влияние на ум, пробуждая в нём впечатления прошлой кармы (самскары — подсознательные отпечатки прошлых действий) и вызывая различные ощущения-импульсы (васаны — скрытые желания или тенденции ума). Эти импульсы побуждают человека совершать действия ради удовлетворения мирских желаний. В процессе таких действий накапливаются новые самскары и создаётся новая карма. Из описанного становится очевидной связь работы чакр и закона кармы. Именно поэтому для духовной эволюции человека необходимо очищение нади и чакр.

Как связаны загрязнения в нади и желания

Когда нади очищаются, мирские желания оставляют человека.

  • С очищением муладхара-чакры гнев оставляет йогина.
  • С очищением свадхистана-чакры вожделение оставляет йогина.
  • С очищением манипура-чакры йогин освобождается от жадности и материальных привязанностей.
  • Очистив анахата-чакру, йогин освобождается от привязанностей к родственникам и друзьям, распространяет свою любовь на весь мир.
  • Очистив вишуддха-чакру, йогин освобождается от зависти, нечистой речи и злословия.
  • Очистив аджна-чакру, йогин освобождается от скованности застывшими представлениями, догмами и теориями и может мыслить нестандартно, на интуитивном уровне.

Пока нади засорены, праны (жизненные энергии) не могут циркулировать свободно, и йогин подвергается воздействию нечистых состояний праны и энергий нечистых вритти, которые присущи нижним чакрам.

Если нади в области ног засорены, йогин подвержен состояниям страха, гнева, мнительности, сомнения и тупости. Если нади свадхистана-чакры засорены, йогин испытывает половое желание и желание есть острую пищу. Чтобы избавиться от нечистых нади в свадхистана-чакре, следует избегать употребления острой, солёной, горькой и кислой пищи.

Если нади узкие или засорены в пупочной чакре, йогин испытывает жадность, привязанность к концептуальному мышлению. Засоры нади анахата-чакры ведут к тому, что йогин подвержен гордости, эгоизму, самомнению, легко впадает в привязанность к другим людям, у него сильно развито представление о себе как об индивидуальной личности.

Если йогин испытывает засоры в области горла, у него есть склонность разговаривать грубо, лгать, ссориться, подвергаться влиянию демона гордыни. Если засорены нади ида и пингала в районе аджна-чакры, у йогина есть стойкая привязанность к концептуальному мышлению и нет способности к всеохватывающему видению проблемы.

Все мирские желания вызываются движением нечистых пран по засоренным нади. При этом, если праны двигаются по каналу пингала, эти желания проявляются вовне; если они двигаются по каналу ида, желания оказывают влияние на сознание и мышление. Засорённость определённых каналов в чакрах означает действие нечистых энергий (вритти), присущих элементам, которые в своей тонкой форме находятся в каждой из чакр.

Описание трёх основных энергетических каналов в буддийской традиции

В буддийской традиции три основных энергетических канала, загрязнения в них, связь с желаниями и краткие способы их очищения таковы:

  • Ида:
    • Начинается с левой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, достигает левой стороны аджна-чакры.
    • Переносит энергию невежества (тамас). Если этот канал активен, человек становится медлительным, неопределённым, словно опущенным в воду под воздействием энергии тамаса.
    • Ида связана с обретением мудрости и абсолютного спокойствия. Очищается практикой накопления заслуг.
    • При очищении канала вследствие правильной духовной практики человек чувствует сильный озноб, холод, однако его сознание при этом ясное.
  • Пингала:
    • Начинается с правой стороны копчика, проходит через все чакры, пересекаясь в каждой из них с двумя другими каналами, достигает правой стороны аджна-чакры.
    • Переносит энергию страсти и гнева (раджаса). Если этот канал активен, человек становится вспыльчивым, активным, горячей головой под воздействием энергии раджаса.
    • Связан с обретением сверхъестественных сил и абсолютного счастья. Очищается технической практикой (преобразование энергии тепла) и медитацией, успокаивающей сознание и устраняющей гнев.
    • При очищении канала вследствие правильной духовной практики человек чувствует сильный жар, может подняться температура тела, однако его сознание при этом ясное.
  • Сушумна:
    • Центральный канал, проходит вдоль позвоночника от муладхары до сахасрара-чакры.
    • Переносит энергию привязанности (саттва, в данном контексте, — это тонкая привязанность к самому процессу или результатам духовного пути, которую также нужно преодолеть).
    • Связан с обретением абсолютной свободы. Очищается изучением Дхармы (учения Будды, вселенского закона).

Ещё раз сделаем акцент на том, что для духовного развития чакры нужно очищать, а не «раскрывать» или, как сейчас модно говорить, «прокачивать энергией». Ведь у большинства из нас они и без того открыты больше, чем нужно, что и обусловливает наши пристрастия. Йогины древности старались именно очистить чакры, чтобы максимально поднять энергию на более высокие из них, перекрыв утечки. Тем самым они очищали работу сознания, преодолевали пристрастия и омрачения, делали своё восприятие реальности более совершенным.

Из вышеописанного можно сделать вывод: на какой чакре находится внимание человека, там же находится и энергия, являющаяся доминирующей в его сознании на данном этапе. Эта доминирующая энергия и будет определять всё поведение и поступки, мотивации и принципы в жизни — в общем, являться призмой, через которую человек смотрит на окружающий мир, в каком цвете его видит, какие действия совершает. Соответственно, чем на более высокой чакре находится внимание, тем шире человек смотрит на окружающий мир, в его мировоззрении преобладают такие качества, как альтруизм, сострадание, любовь и самоотдача.

Чакры, смерть и карма

В зависимости от того, через какую чакру в момент смерти человек уходит из этого мира, он перевоплощается в соответствующий данной чакре мир. Более того, считается, что чакры — это энергетический накопитель и хранитель информации о том, что мы делали в прошлом, как и с какой целью, какие желания у нас были. То есть со смертью физического тела чакры переходят в новое тело, перенося всю информацию из прошлой жизни и всех предыдущих жизней о наших действиях.

Таким образом, через чакры реализуются все кармические последствия, которые мы накопили, действуя, не зная о законе кармы или вопреки ему. Поэтому все засорения в чакрах и энергетических каналах в основном и есть то воздаяние, которое все мы должны пережить. Пример: если человек убивал в этой жизни других живых существ или был причиной их убийства, спаивал или развращал кого-то, то всё это будет отражено в его чакрах. И ему придётся либо «выпить» весь тот алкоголь, которым он спаивал других; либо быть таким же животным, и его также будут поедать, как это делал он; либо быть тем, кого будут развращать, заставляя сливать всю жизненную энергию через секс.

Хотя необходимо учитывать частичное энергетическое влияние извне на работу наших чакр через энергетических паразитов (лярв), постоянный энергообмен с другими людьми. И, опять-таки, с тем нюансом, что вряд ли они смогут повлиять на нас через чакры и внедриться в них больше, чем мы того заслуживаем по карме, которую сами и создали.

Рассматривая далее работу чакр, нельзя сказать, что какие-то чакры однозначно плохие, а какие-то хорошие. Есть положительные и отрицательные аспекты. Следовательно, если мы стремимся к духовному развитию и помощи другим, нам необходимо максимально развивать положительные аспекты и очищать отрицательные, которые будут нам мешать, создавая препятствия и усиливая омрачения.

Нужно понять, что поскольку современное общество очень нездорово, то отрицательных аспектов сейчас гораздо больше, и они принимают порой очень изощрённые формы, маскируясь под что угодно, стягивая человека к низменным интересам и поступкам. Поэтому важно максимально трезво подойти к вопросу, не боясь узнать о себе что-то, что нам может не понравиться. Это очень важно, так как для развития необходимо понять, в каком положении мы сейчас находимся, чтобы мы понимали, куда нам двигаться и что делать дальше.

Муладхара-чакра: корневой центр жизненной силы

Мула переводится как ‘корень’. То есть это корневая чакра. Считается источником жизненной силы, выживаемости.

Муладхара-чакра представляет элемент земли
  • Биджа-мантра: «Лам».
  • Планета-покровитель: Марс.
  • Элемент: земля.

Самая нижняя чакра находится в области промежности у мужчин и в области шейки матки у женщин. Это красный лотос с четырьмя лепестками, называемый муладхарой. Он влияет на органы выделения и воспроизведения, на железы органов воспроизведения и на гормональные выделения. Муладхара напрямую связана с носом и с чувством обоняния, а также с нашими животными инстинктами. В области муладхары начинается эволюция человека; из неё исходит кундалини (потенциальная духовная энергия, спящая в основании позвоночника).

Люди, у которых сильная муладхара-чакра, обычно очень сильны физически, выносливы, но если не развиваются дальше, то, как правило, на этом уровне их способности и качества и остаются.

Проявления муладхара-чакры в трёх гунах

  • Тамас (невежество): проявляется как инстинкт размножения, выживаемость, максимальная пассивность, бездействие, апатия. Состояние типа «есть —спать». Когда внимание человека находится в этой чакре, его интересами будет обеспечение себя пищей и местом для ночлега. Внимание полностью находится в материальном мире. Если человек развивается дальше, тогда энергия очищается и поднимается выше, меняя интересы и приоритеты.
  • Раджас (страсть): проявление активной агрессии.
  • Саттва (благость): терпение возникающих чувств, проявление аскетизма, устойчивости и стабильности в духовной практике. Это проявление благостного аспекта земли, её незыблемости и основательности.

Также в ведической традиции считается, что те люди, у которых чистая муладхара-чакра, пребывают в гармонии с матерью-землёй, связанной с богиней плодородия и достатка Лакшми.

Муладхара-чакра в буддийской традиции

Описание свойств муладхара-чакры в буддийской традиции и зависимость её работы от засорения энергетических каналов:

  • Элемент — земля / дхьяни-будда (дхьяни-будды — пять будд Высшей мудрости в буддизме Ваджраяны).
  • Мир в сансаре (круговороте рождений и смертей): ад.
  • Мир во Вселенной: мир страстей (мир явлений) — ад и мир голодных духов.
  • При забитости в канале ида: друга человек считает врагом, врага — другом вследствие невежества.
  • При забитости в канале пингала: ненависть и убийство.
  • При забитости в канале сушумна: радость, когда плохо другим, фиксация на ненависти.
  • Физические и/или духовные проблемы: вялость, апатия, физическая усталость.
  • После активизации: человек обретает здоровье.
  • Ступень духовной практики согласно закону возникновения условий: радость (pamojja).

Считается, что, если в момент смерти человек покидает тело через муладхара-чакру, он перевоплощается в адский мир. Муладхара накапливает именно энергию убийства, если человек убивает или участвует в процессе убийства животных или людей (например, охотники, рыболовы, те, кто потребляет в пищу животных, те, кто развязывает войны).

На физическом уровне это обычно проявляется в виде очень больших проблем с ногами, то есть ноги сильно закрепощаются и практически не гнутся, возможно, даже не на одну жизнь. Такой человек будет на долгое время лишён возможности изменить свою карму, как следствие, и жизнь, не говоря уже о возможности самосовершенствования.

Свадхистана-чакра: центр творчества и удовольствий

Свадхистана-чакра представляет элемент воды
  • Биджа-мантра: «Вам».
  • Планета-покровитель: Венера.
  • Элемент: вода.

Выше муладхары, на расстоянии ширины двух пальцев, расположена чакра свадхистхана, тесно связанная с муладхарой. Она представляет собой лотос оранжевого цвета с шестью лепестками. Она связана с крестцовым сплетением и с органами и железами мочеполовой системы и системы воспроизведения. Свадхистхана связана с языком и с чувством вкуса. Её воздействие на глубинные слои личности вызывает эгоистичное чувство, чувство «я».

Если мы проанализируем и посмотрим, что сейчас продвигают в социуме, на что подсаживают население — развращение нравственности, пропаганда секса, внедрение ювенальных и гендерных технологий, пропаганда наркотиков, в том числе алкоголя и табака, использование усилителей вкуса в пище, — становится понятным, почему сейчас в обществе так преобладает эгоизм и невежество. Когда каждый озабочен своими делами, удовлетворением своих чувств и желаний, своим успехом, как нам кажется, не связанным с успехом и благополучием окружающих, хотя это не так.

Хотя на уровне этой чакры могут проявляться творческие способности, граничащие с крайней эмоциональностью. Яркий тому пример — творческая интеллигенция.

Проявления свадхистана-чакры в трёх гунах

  • Тамас (невежество): безудержная тяга к удовольствиям и их удовлетворению, сиюминутная радость, крайне сильное стремление к наслаждению даже через самоубийство (наркоманы, потребление алкоголя и табака). Похоть и желание чувственных наслаждений, отчаяние, самокопание и страхи, различные фобии. В человеке на этом уровне проявляются инстинкты выживания и размножения. Очень важным становится выстраивание взаимоотношений с другими людьми, даже озабоченность этим, так как очень важна оценка со стороны, сильное желание нравиться. Озабоченность своим внешним видом. Проявляется романтичность и влюбчивость, основанные на чувственной привязанности. Жизнь такого человека заключена между удовольствиями и развлечениями, для него это самое важное в жизни.
  • Раджас (страсть): ещё большая безудержность в желаниях, в основном похотливых, привязанность к вкусу.
  • Саттва (благость): проявляется гибкость в общении. Способность делать то, что нужно, независимо от того, что хочется. Выражение элемента воды: мягкость и текучесть проявляются здесь в том, что человек может отстраивать свою практику в зависимости от обстоятельств и потребностей, не впадая в фанатизм.

Свадхистана-чакра в буддийской традиции

Описание свойств свадхистана-чакры в буддийской традиции и зависимость её работы от засорения энергетических каналов:

  • Месторасположение: чуть выше половых органов.
  • Вид: шесть лепестков, в центре цветка виден полумесяц. Имеет оранжевый цвет и постоянно вибрирует.
  • Ощущение: вкус.
  • Элемент — вода, дхьяни-будда — Акшобхья.
  • Зерцалоподобная мудрость (один из пяти видов мудрости дхьяни-будд, отражающий реальность как она есть).
  • Скандха ([в буддизме] пять совокупностей, составляющих личность): ощущения.
  • Мир в сансаре: мир животных.
  • Мир во Вселенной: мир страстей (мир явлений) — мир животных и мир людей.
  • При забитости в канале ида: неспособность отличать истинное от неистинного; о полезном человек думает как о вредном и наоборот.
  • При забитости в канале пингала: ревность, злость, возникающие вследствие сексуальной неудовлетворённости.
  • При забитости в канале сушумна: жадность к сексуальным удовольствиям.
  • Физические и/или духовные проблемы: связь с нижним астральным миром; медлительность.
  • Ступень духовной практики согласно закону возникновения условий: удовольствие (piti).
  • При активизации: вдохновение, поэтический талант, контроль полового влечения, любовь окружающих, особенно лиц противоположного пола.
    Способности:
    1. Привлекать лиц противоположного пола.
    2. Быть вечно юным и жить долго.
    3. Ясновидение и яснослышание невысокого уровня.

Есть мнение, что проблемы с поясницей очень связаны с тем, что большинство людей сливает огромное количество энергии через свадхистана-чакру, через секс и различные чувственные удовольствия.

Если человек эмоционально и сексуально невоздержан, то засоряет свадхистана-чакру, формируя таким образом привычки или пристрастия для следующей жизни, которые, опять же, вынужден будет пережить в будущем. Уходя из этого мира через свадхистана-чакру, человек воплощается в мире животных, где, собственно, и господствуют те интересы, которые им руководили в течение жизни.

Стоит обратить внимание на то, что, рассмотрев пока всего две чакры, мы практически полностью охватили все те интересы и мотивации, которыми живёт современный мир, где человеку стараются навязать мотивации мира животных. Основной инстинкт мира животных — «бери от жизни всё», то есть, по сути, удовлетворение животных желаний: есть, спать, обороняться и совокупляться. И, как следствие, в погоне за удовлетворением этих желаний, человек забывает о том, что мир гораздо шире и цель жизни совсем не в том, чтобы удовлетворять их.

В Индии существует поговорка: «Исполнение одного желания — приносит ещё два». Нужно понимать, что желания и страсти никогда невозможно удовлетворить.

Манипура-чакра: центр силы и социальной реализации

Манипура-чакра представляет элемент огня
  • Биджа-мантра: «Рам».
  • Планета-покровитель: Солнце.
  • Элемент: огонь.

Манипура-чакра находится позади пупка в пределах позвоночного столба. Это жёлтый лотос из десяти лепестков, называемый манипурой и связанный с солнечным сплетением. Манипура влияет на процесс пищеварения и на усвоение пищи и праны (жизненной энергии). Она соединена также с глазами и со зрением. На уровне манипуры сознание всё ещё ограничено более грубыми уровнями существования — чувственностью, амбициями, алчностью.

В своём развитии человек, сознание которого уже поднялось на уровень манипура-чакры, решил проблемы с едой и жильём, удовлетворён своими взаимоотношениями с окружающими, преодолел свои комплексы. Его начинает уже интересовать возможность манипуляции, власть над другими, а также социальная деятельность. Считается, что манипура как раз и отвечает за всю нашу внешнюю социальную деятельность. Также манипура является центром, где смешиваются два вида энергии: прана (более возвышенная и тонкая энергия) и апана (апана-вайю — одна из пяти основных пран, отвечающая за выделительные функции и движение энергии вниз, к земле).

Тем не менее нахождение человека на этих трёх чакрах относится к материальному уровню бытия, где практически нет духовных запросов и духовной зрелости. Современный мир и тут не обходит стороной внимание современного человека, стараясь привязать его к манипуре через зрительное восприятие. Думаю, именно поэтому так активно увеличивают количество кинотеатров, телевизоров и других визуальных вещей, которые нас окружают, стараясь при этом вытеснить другие способы познания и восприятия. Браки, заключённые по расчёту, в основном создаются именно на уровне манипура-чакры.

Проявления манипура-чакры в трёх гунах

  • Тамас (невежество): алчность, жадность «в квадрате», бессмысленное накопительство, как у известного литературного героя Плюшкина. Развитие эгоизма, гордыни, удовлетворение амбиций не только в материальном мире, но и в духовной практике. На этом уровне проявляется «духовный материализм», привязанность к результату. Восприятие себя отдельным от всех и стремление это проявить, например, через свой статус, так как он становится очень важным критерием оценки себя и других людей.
  • Раджас (страсть): проявлениями могут быть переедание, изощрённая или интеллектуальная жадность. Человек, например, может придумывать многоходовые комбинации, чтобы накопить больше. Или это может быть накопительство знаний без способности к развитию и передаче — прочитывание большого количества книг, собирание огромного количества посвящений и так далее. Это даже может быть агрессивное накопительство, например обман кого-то, чтобы накопить больше самому. В речи это может проявляться в постоянном употреблении сленга.
  • Саттва (благость): качество манипура-чакры проявляется как способность пожертвовать всем ради развития других. Происходит усиление качеств огня, которые постоянно заставляют двигаться вперёд, развивается сила воли. Приходит возможность понимать других людей. В связи с тем, что человек на этом уровне начинает активно действовать в социуме, у него появляется чувство ответственности за свои действия, ответственности перед другими. Он понимает, что если он хочет быть лидером в какой-то области, то без ответственности это невозможно.

Манипура-чакра в буддийской традиции

Описание свойств манипура-чакры в буддийской традиции и зависимость её работы от засорения энергетических каналов:

  • Месторасположение: в области пупка.
  • Вид: имеет форму квадрата яркого цвета индиго.
  • Ощущение: зрение.
  • Элемент — огонь, дхьяни-будда — Амитабха.
  • Различающая мудрость (один из пяти видов мудрости, позволяющий видеть индивидуальные характеристики явлений).
  • Скандха различения и опыта.
  • Мир в сансаре: мир голодных духов.
  • Мир во Вселенной: мир страстей (мир явлений) — мир асуров и мир небес.
  • При забитости в канале ида: неспособность отличать полезную пищу от вредной, неспособность понять, какая наука и научные знания приносят пользу, а какие — вред.
  • При забитости в канале пингала: стремление к единоличному обладанию, лишая такой возможности других. Использование науки со злым умыслом.
  • При забитости в канале сушумна: жадность к еде, материальным вещам и науке.
  • Физические и/или духовные проблемы: удовлетворённость человека своим собственным миром.
  • Ступень духовной практики согласно закону возникновения условий: тишина (passaddhi).
  • При активизации: человек обретает подлинные способности к наукам, раскрываются различные таланты.
    Способности:
    1. Достичь в этом мире всего, чего хочется.
    2. Жить обводя вокруг пальца богов смерти.
    3. Входить в чужие тела.
    4. Отыскивать с помощью ясновидения спрятанные в земле сокровища.
    5. Создавать драгоценные металлы, например золото.
    6. Видеть фигуры людей прошлого, достигших Освобождения.

Анахата-чакра: сердечный центр любви и сострадания

Анахата-чакра представляет элемент воздуха
  • Биджа-мантра: «Ям».
  • Планета-покровитель: Юпитер.
  • Элемент: воздух.

Над манипурой, недалеко от сердца, находится чакра анахата, изображаемая в виде лотоса с двенадцатью зелёными лепестками. Она соединена с солнечным сплетением, сердцем, органами дыхания и с тимусом (вилочковой железой). Ответственна за качества абсолютной любви без разделения и различений, ненависти, сострадания и жестокости, умиротворения и так далее. Анахата соединена также с руками и с чувством осязания.

Когда сознание человека поднимается до уровня анахата-чакры, он уже задумывается о духовном, ему может в той или иной степени стать понятным его предназначение, проявляется сострадание к другим.

Проявления анахата-чакры в трёх гунах

  • Тамас (невежество): желание чего-либо, монополия на обладание чувствами другого человека. Страдание от неразделённой любви.
  • Раджас (страсть): ревность, обратная сторона любви, страсть. Активное желание полностью контролировать чувства другого человека, привязать его к себе вплоть до того, что поводом для раздора может послужить то, что человек не в чётко определённое время ответил на СМС или телефонный звонок.
  • Саттва (благость): возможность тонкого ощущения реальности. Желание счастья другому, бескорыстное и безусловное, проявление сострадания, умиротворения. Непредвзятое, беспристрастное отношение ко всем. Приходит истинное понимание счастья, не связанное с обладанием чем-либо.

Анахата-чакра в буддийской традиции

Описание свойств анахата-чакры в буддийской традиции и зависимость её работы от засорения энергетических каналов:

  • Месторасположение: существуют три анахата-чакры — центральная находится в середине груди. Правая анахата-чакра находится в правой стороне груди, левая анахата-чакра — в левой.
  • Вид:
    • Центральная анахата-чакра — пятиугольник небесно-голубого цвета с десятью лепестками.
    • Правая анахата-чакра — круг глубокого красного цвета.
    • Левая анахата-чакра — золотой шестиугольник с двенадцатью лепестками.
  • Ощущение: осязание.
  • Элемент — ветер, дхьяни-будда — Амогхасиддхи.
  • Всесовершающая мудрость (один из пяти видов мудрости, связанный с беспрепятственным действием на благо существ).
  • Скандха воли (или формирующих факторов, санскара-скандха).
  • Мир в сансаре: мир людей.
  • Мир во Вселенной: мир форм (астральный мир).
  • При забитости в канале ида (центральная чакра): привязанность к тому, что ещё больше вводит в заблуждение, и отсутствие влечения к тому, что от заблуждений освобождает.
  • При забитости в канале пингала (центральная чакра): привязанность со злым (корыстным, тайным) умыслом.
  • При забитости в канале сушумна (центральная чакра): привязанность (любовное чувство).
  • Физические и/или духовные проблемы: погружение в свой собственный замкнутый мир из-за гордости.
  • Правая анахата-чакра: помогает очищать сознание и, следовательно, нужна для достижения Освобождения.
  • Ступень духовной практики, согласно закону возникновения условий: лёгкость (sukha).
  • При активизации (центральной чакры): благородство, уважение окружающих.
    Способности:
    1. Левитация.
    2. Передвижение по воздуху.
    3. Видеть удалённые предметы и слышать звуки на большом расстоянии.
    4. Читать с помощью ясновидения мысли других людей (чтение чужих мыслей).
    5. Контролировать умы других людей.

Когда человек уходит из этого мира через анахата-чакру, считается, что он снова перевоплотится в мире людей.

Вишуддха-чакра: горловой центр самовыражения и чистоты

Вишуддха-чакра представляет элемент эфира (имеется в виду акаша — пространство)
  • Биджа-мантра: «Хам».
  • Планета-покровитель: Меркурий.
  • Элемент: эфир (пространство).

В середине горла расположена пятая чакра — вишуддха с шестнадцатью голубыми лепестками. Она связана с шейным сплетением нервных волокон и со щитовидной железой и поддерживает чистоту тела и ума. Вишуддха соединена с ушами и чувством слуха, с горлом и речью. Она пробуждает приятие превратностей жизни, ментальную уравновешенность и чувствительность к нуждам других людей.

Вишуддха считается уже достаточно мощной чакрой, способной, как говорят, «переварить любой яд», всё негативное.

Проявления вишуддха-чакры в трёх гунах

  • Тамас (невежество): противоборство и борьба по инерции.
  • Раджас (страсть): работа чакры может проявляться в том, что человек идёт по головам, поставив перед собой какую-то цель, реализуя принцип «цель оправдывает средства», жёсткий расчёт и рационализм.
  • Саттва (благость): проявление более чистого, близкого к абсолютному сострадания, чем на анахата-чакре. Общение с окружающими строится на принципе служения высшему. Образование семейных союзов происходит на принципе служения. Возникает стремление к совершенству. Может проявляться в виде высокого искусства, то есть когда обычное ремесло пения или игры на музыкальном инструменте поднимается на уровень мистерии и человек способен проецировать высокие духовные вибрации на уровень восприятия других людей. Люди, чьё внимание находится на вишуддха-чакре, как правило, становятся профессионалами в своём деле и имеют очень рациональный и продуманный подход. Сострадание деятельное, которое пытается найти причины страдания и устранить их. Например, человек, понимая всю сложившуюся ситуацию в обществе, не просто сострадает или жалеет кого-то, рассуждая, как было бы хорошо что-то изменить или как всё плохо. Он реально начинает прикладывать усилия к себе, к тому, чтобы делиться своей энергией и знаниями, распространять здравомыслие, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Вишуддха-чакра в буддийской традиции

Описание свойств вишуддха-чакры в буддийской традиции и зависимость её работы от засорения энергетических каналов:

  • Месторасположение: горло.
  • Вид: круг с шестнадцатью лепестками серого цвета.
  • Ощущение: слух.
  • Элемент — пространство, дхьяни-будда — Вайрочана.
  • Мудрость постижения пустоты (шуньяты — фундаментального учения буддизма об отсутствии самобытия явлений).
  • Скандха сознание.
  • Мир в сансаре: мир асуров (полубогов, титанов).
  • Мир во Вселенной: мир форм (астральный мир).
  • При забитости в канале ида (центральная чакра): ложь и пустословие.
  • При забитости в канале пингала (центральная чакра): сквернословие и клевета.
  • При забитости в канале сушумна (центральная чакра): лесть и тому подобные слова, чтобы о человеке хорошо думали. Асурические черты: зависть, заносчивость и другое.
  • Физические и/или духовные проблемы: человек упивается славой и высоким положением, удовлетворяя свой эгоизм.
  • Ступень духовной практики, согласно закону возникновения условий: самадхи (samadhi — состояние глубокой медитативной сосредоточенности).
  • При активизации: слава, высокое социальное положение, власть, величие.
    Способности:
    1. Оставаться вечно молодым и обрести бессмертие.
    2. Править миром по своему желанию.
    3. Чувствовать экстаз во всём теле.
    4. Мумифицировать после смерти своё физическое тело и тысячелетиями в этом мире сохранять его без признаков разложения.
    5. Разговаривать с животными и растениями.

Если человек покидает это тело через вишуддха-чакру, считается, что он перевоплотится в мир асуров, или полубогов. В нём господствует противоборство, поскольку его обитатели, хоть и вышли на очень высокий эволюционный уровень, но не изжили в себе эго, тщеславие и корысть.

Аджна-чакра: центр интуиции и третий глаз

Аджна-чакра представляет элемент тончайшего эфира
  • Биджа-мантра: «Шам» или «Ом».
  • Планета-покровитель: Сатурн.
  • Элемент: тончайший эфир.

На вершине позвоночного столба, около продолговатого мозга, расположена одна из наиболее важных чакр, аджна, которая имеет два серебристо-серых или просто бесцветных лепестка. Чакры, расположенные выше вишуддхи, связаны в основном с высшим интеллектом. Некоторые источники даже не считают их чакрами, поскольку по мере того, как затуманивающая сила прана-шакти (энергии праны) убывает, манас-шакти (энергия ума) становится всё более доминирующей. То есть, когда омрачения ума и сознания постепенно уходят, работа аджна-чакры становится всё более явной. Аджна-чакра является командным центром. Она действует совместно с системой активирования сетчатки, продолговатым мозгом и шишковидной железой. Аджна-чакра представляет собой третий глаз, через который может восприниматься весь тонкий мир. Она известна как «ворота к освобождению».

Когда энергия кундалини проходит через аджну, двойственность и эго исчезают, так как аджна-чакра считается уже уровнем мудрости, где встречаются ида, пингала и сушумна. Приходит понимание полной взаимосвязи и неразличения всего сущего по каким-либо признакам. То есть человек понимает, скорее даже получает переживание того, что, делая что-либо для других, он на самом деле делает это для себя: принося пользу другим — приносит её и себе, нанося вред другим — вредит себе.

Могут открыться сиддхи ([в индуизме и буддизме] сверхъестественные способности, обретаемые в результате духовной практики) — ясновидение и яснослышание. Человек обнаруживает связь со своим внутренним учителем, со своим высшим, истинным «я», может легко переходить в самадхи. Хотя на этом этапе возможно появление сильного эгоизма.

Обычно мощной аджна-чакрой обладают люди, которые реализуют масштабные проекты, например архитекторы крупных зданий и сооружений, скульпторы, работающие со сложными и большими композициями. Считается, что вначале они формируют модель этого проекта во внутреннем мире, а затем через аджна-чакру реализуют его в материальном.

Проявления аджна-чакры в трёх гунах

  • Тамас (невежество): человек использует свои тонкоматериальные ресурсы, духовный потенциал, не задумываясь о кармических последствиях и воздаянии (например, изобретение ядерной бомбы и тому подобных вещей). Грубо говоря, такой человек за счёт энергии «продавливает» реальность под себя.
  • Раджас (страсть): реализация проектов для своего эго. Например, человек захотел построить ночной клуб, опять-таки не задумываясь, что там будет происходить, то есть не задумываясь, какая карма ему вернётся.
  • Саттва (благость): человек начинает творить то, что принесёт максимальное благо другим, для помощи. Благо и помощь с точки зрения духовного развития и познания себя.

Аджна-чакра в буддийской традиции

Описание свойств аджна-чакры в буддийской традиции и зависимость её работы от засорения энергетических каналов:

  • Месторасположение: межбровье.
  • Вид: два больших лепестка, каждый из которых разделён на сорок восемь маленьких. Серебристо-белого цвета и имеет форму эллипса.
  • Ощущение: сознание — восприятие идей и понятий.
  • Элемент «—», дхьяни-будда «—»,
  • Мир в сансаре: мир небес.
  • Мир во Вселенной: мир без-форм (каузальный мир).
  • При забитости в канале ида: заблуждение о том, что возможно удовлетворять желания, используя информацию этого мира — неясную и неопределённую.
  • При забитости в канале пингала: желание приносить вред живым существам, а не пользу. Гнев, направленный против всего общества.
  • При забитости в канале сушумна: намеренное невежество.
  • Физические и/или духовные проблемы: поглощённость мечтами и желаниями этого мира, захваченность идеями.
  • Ступень духовной практики, согласно закону возникновения условий: доскональное знание (vijja).
  • При активизации: полное исполнение желаний, контроль и управление людьми и окружающим миром.
    Способности:
    1. Видеть богов-хранителей внутри и вокруг себя.
    2. Видеть мельчайшие частицы (атомы и т. п.).
    3. Дальше развивать обретённые сверхспособности.

Сахасрара-чакра: тысячелепестковый лотос просветления

Собственной стихии Сахасрара-чакра не имеет, но её энергия резонирует с первоэлементами всех других энергетических центров
  • Биджа-мантра: «Ом».
  • Планета-покровитель: «—».
  • Элемент: «—».

В данном случае энергия и сознание достигают наивысшего центра, который называется сахасрарой и имеет вид тысячелепесткового лотоса. Сахасрара расположена в области макушки головы и связана с гипофизом (или, по другим версиям, с эпифизом). Когда кундалини полностью активирует эту чакру, это является наивысшим переживанием в эволюции человека. Происходит полное преодоление недвойственности, то есть непосредственное переживание этого на тонком плане, состояние «не-ума». Внимание человека может находиться и в материальном мире, совершая какие-то действия, и при этом одновременно быть в духовном мире, поддерживая связь с истинным «я», Всевышним, или Атманом.

Вообще же, во многих источниках сахасрара считается не отдельной чакрой, а результатом одновременной гармоничной работы всех чакр, когда все они превращаются в одну колонну света. У этой чакры отсутствует деление на невежество, страсть и благость, поскольку активизация этой чакры подразумевает выход за пределы традиционного понимания реальности.

Сахасрара-чакра в буддийской традиции

Описание свойств сахасрара-чакры в буддийской традиции и зависимость её работы от засорения энергетических каналов:

  • Месторасположение: макушка головы.
  • Вид: имеет форму сферы серебристо-белого цвета со светло-синим оттенком.
  • Ступень духовной практики, согласно закону возникновения условий: освобождение (мокша).
  • При активизации: освобождение.
    Способности:
    1. Уменьшать (увеличивать) размеры тела.
    2. Уменьшать (увеличивать) вес тела.
    3. Отправляться куда захочется.
    4. Исполнять любое желание.
    5. Создавать всё что угодно.
    6. Контролировать всё что угодно.
    7. Перекрытие утечек (асрав — [в буддизме] омрачения, или «потоки», связывающие с сансарой).

Практики очищения чакр

Как и говорилось вначале, нужно немного рассказать о способах и практике очищения чакр. Отчасти это можно сделать при помощи выполнения асан (йогических поз). Например, улучшить работу муладхары помогают различные замки (бандхи), свадхистханы — прогибы и наклоны, манипуры — прогибы и бандхи, анахаты — асаны на раскрытие грудного отдела, вишуддхи — проработка шейного отдела, выполнение горлового замка. Но это лишь часть того, что нужно сделать.

Асанами практик лишь прорабатывает чакры, улучшая ток энергии в них, но это совсем не значит, что сознание поднимается на этот уровень. Главное — это комплексный подход, важна внутренняя работа, аскеза (тапас — духовное усердие, самодисциплина). Когда вам не хочется, всё болит, лень, но вы идёте, расстилаете коврик и прилагаете усилия. В этот комплекс важно добавить наблюдение за собой, анализ своих действий и бдительность. Необходимо подобрать те практики, которые именно вам будут давать эффект. К примеру, если почувствовали, что в свадхистхане накапливается энергия и скоро будет срыв, постарайтесь сделать либо очистительные техники, либо любые другие, позволяющие конвертировать и поднять качество этой энергии на более высокий уровень.

Это может быть, к примеру, сидение в Падмасане (Позе лотоса) подольше, по возможности примерно час. Падмасана в данном случае очень сильно проталкивает энергию вверх, заставляя её течь через сушумну. Либо это могут быть перевёрнутые асаны, либо агнисара-крийя (очистительное дыхательное упражнение), либо обливание холодной водой, хорошая пропарка в русской бане с веником. Выбирайте то, что можете сейчас, то, что доступно. Главное — преодоление дискомфорта, терпение ( аскеза), именно это позволяет менять энергию.

Шаткармы для очищения чакр

К очистительным техникам (шаткармам — шести основным очистительным практикам хатха-йоги), которые могут помочь с очищением нижних энергетических центров (муладхары и свадхистханы), относится шанкхапракшалана. Это очищение всего пищеварительного тракта от пищевода до кишечника при помощи солёной воды. Для манипура- и свадхистана-чакры рекомендуется делать кунджалу или гаджакарани (очищение желудка и пищевода также с помощью солёной воды). Эти шаткармы очень хорошо описаны в трёхтомнике Бихарской школы йоги, который вы можете найти на сайте www.oum.ru в разделе «Книги».

Для высших энергетических центров в качестве очистительных техник рекомендуется чтение мантр, например мантры «Ом». Нужно оговориться, что, для того чтобы получать эффект от мантры, нужно накопить в ней опыт, а это достигается только регулярной практикой.

Замещение информации и служение

Ещё один способ поднять энергию — замещение информации. Это тоже аскеза как для тела, так и для ума, которые в силу собравшейся энергии хотят делать совсем не то, что нужно вам. А вы сажаете себя с ровной спиной и скрещёнными ногами и начинаете читать, к примеру, сутры (древние тексты) вслух. Через какое-то время происходит переключение работы внимания и сознания, замещение информации в нём, и, соответственно, энергия поднимается на более высокий уровень. А где внимание, там и энергия. Такая практика также очень важна ввиду того, что позволяет параллельно постепенно замещать всю ранее накопленную негативную информацию, которая будет мешать духовному развитию.

Важно ещё сказать о том, что необходимо целевым образом использовать полученную от практики энергию, понимать, куда её нужно вкладывать, чтобы это принесло пользу и другим людям. Ведь то, что мы 2 часа позанимались на коврике, как говорят компетентные люди и первоисточники, — это лишь небольшая часть йоги. Суть йоги — в служении людям и всем живым существам. Если человек позанимался, к примеру, почувствовав эффект, решил съесть что-то вкусненькое или поговорить с друзьями ни о чём, то это не очень позитивное и достаточно эгоистичное вложение энергии. Понять, куда же нужно вкладывать энергию, помогает изучение закона кармы, чтение ведических писаний и сутр, следование примеру жизни мудрецов в этих писаниях. К примеру, такой человек может встретиться с теми же друзьями и, если они ещё употребляют мясо или алкоголь, попытаться им объяснить, к чему это их приведёт.

Служение — не только наиболее благостная форма жизни, это лучшее лекарство от зависимостей, то есть когда вкладываешь свою энергию в дело помощи другим на пути развития. Аскеза — это то, что поможет поддерживать здравомыслие и адекватность в понимании что такое «хорошо» и что «плохо» и куда нужно двигаться. Пример, иллюстрирующий это: вспомните себя в такой ситуации, когда вы очень чем-то заняты, каким-то делом и можете забыть о еде чуть ли не на весь день, и ничего страшного, хотя физическое тело всё то же.

Мудрость древних текстов

В «Йога-Васиштхе» так говорится об этом:

Рама, тенденции прошлых инкарнаций бывают двух видов: чистые и нечистые. Чистые тенденции ведут тебя к освобождению, а нечистые — к разным бедам. Несомненно, ты не инертная масса, а обладаешь сознанием. Ничто, кроме тебя самого, не заставляет тебя действовать. Поэтому ты свободен усиливать чистые тенденции, а не нечистые. Нечистые должны быть постепенно оставлены, и разум должен отворачиваться от них постепенно, чтобы не вызвать сильной реакции. Поддерживая хорошие тенденции постоянными действиями, ты усиливаешь их. Нечистые ослабляются, если их не использовать. Скоро ты увлечёшься выражением хороших тенденций, в чистых действиях. Когда таким образом ты преодолеешь действие порочных тенденций, тогда надо будет оставить даже хорошие. Только тогда ты ощутишь в своём сознании высшую истину.

Йога-Васиштха