Содержание
Вышло на небо Солнце Красное —
«Песни птицы Гамаюн», Клубок шестой
появился Великий Хорс.
Поднялся он на небесный свод
на своей золотой колеснице.
И отправился в путь Хорс золотоокий
по небесному своду синему,
Вниз с небес на землю поглядывая.
Хорс — бог солнечного света и живительной силы, один из солнечных богов русского ведического пантеона. Он является олицетворением стареющего Солнца, со дня осеннего равноденствия свой путь свершающего и символично умирающего в день зимнего солнцестояния, когда ему на смену приходит Коляда, возрождённое Солнце, на весну поворачивающее, ликом Ярилы трисветлого оборачивающееся в день весеннего равноденствия и до дня летнего солнцестояния наполняющееся ярой силой его, которой щедро одаривает Землю-Матушку и всех детей её в этот день, представ в образе бога Купалы.
Бог Хорс в славянской мифологии
В мифологии Хорс — бог солнечного диска, однако важно понимать, что он, будучи представленным в форме Солнца, являет собой преобразующую силу между Землёй и изначальным светом Ра — Истинным Солнцем — изначальным светом всемогущего самосиянного Ра — единого светлого Всевышнего Бога. Так же, как наш Дух, являющийся истинным центром сознания, так и истинное Солнце невидимо, поэтому то Солнце, что мы наблюдаем на небе, является фокусом эффекта действия истинного Солнца, и энергию этого высшего светила наше Солнце трансформирует для восприятия его мощной энергии на земном плане бытия.
В мифологических сказаниях бог Хорс упоминается наряду с Дажьбогом, на небо упавшей искрой творца Сварога рождённым, первым борцом с силами тёмной нави. В помощь ему, богу света солнечного, по велению Рода был рождён Хорс светозарный — из Солнца он вышел, дневное око, бог яркого солнечного диска.
Сын Рода бог Хорс каждое утро поднимает свою золотую ладью, в которой восседает Солнце, на небесный свод и дарит свет и тепло, озаряя просторы Земли-Матушки, благими лучами живительными её одаривая. А на вечерней зорьке опускает Хорс ладью с Солнцем за океан-море и отдыхает до утреннего восхода в саду Ирийском на волшебном острове Буяне. В мифах повествуется о четырёх богинях-помощницах Хорса и Дажьбога: Зорька Утренняя богам отворяет двери на небесный свод из златого дворца Ирия Светлого; Зорька Вечерняя закрывает врата, когда Солнце за горизонт опускается; Вечерняя Звезда и Звезда Денница1 опекают двенадцать белых златогривых огнедышащих солнечных коней Хорса и Дажьбога.
А в то время пресветлый, великий Хорс собрался выезжать на небесный свод.
«Песни птицы Гамаюн», Клубок шестой
И прошёл светлый Хорс по воде золотой, и взошёл на свою колесницу.
В мифах встречается сказание о том, как Месяц Ясный украл у Хорса Лучезарного его супругу, богиню прекрасноликую Зарю-Заряницу. И призвал тогда светлый Хорс, протрубив в турий рог, Сварогом ему в помощь данный, всё небесное воинство — на крылатых конях примчались боги величественные, потомки Рода небесного: Семаргл Огненный, Перун Грозный, Велес Мудрый и Стрибог, словно вихрь яростный. Вернули Зарю-Заряницу Хорсу Ясноликому, а Месяц Ясный разрубил Перун надвое, и как наполняется теперь Месяц силой вновь, разрубает его Перун. С тех пор бродит по небу Месяц, ищет красавицу Зарю, но тщетно. С Ясным Хорсом она по утру небеса озаряет.
Хорс — бог осеннего Солнца, поворачивающий солнечное коло на зиму
Мифологические представления о пути Солнца исходят из того, что, наблюдая светило с земли, создаётся впечатление о его движении по небосводу, когда в реальности всё наоборот — Земля совершает круговое движение вокруг Солнца, однако важно понимать, что Земля движется по кругу, но никогда не возвращается в исходную точку пройденного пути, поскольку Солнце вместе со всеми планетами Солнечной системы также вращается вокруг более мощного Светила — центра галактики, и оно не находится в статичном положении, совершая своё движение вокруг другого центра, вероятно, более крупной галактики, являющейся для неё центром, источником энергии и силы,— всё подвержено вращению. Поэтому очевидно, что Земля, двигаясь по кругу вокруг Солнца, при этом совершает спиралевидное вращение в космическом пространстве. Во Вселенной всё находится в постоянном развитии, непрерывном движении.
В своей «ауре» Солнце удерживает силой притяжения все вращающиеся по своей орбите вокруг него планеты Солнечной системы. Солнечный год — это полный оборот вокруг Солнца, который Земля свершает за 365,242 дня. И в зависимости от положения Солнца относительно Земли год делится на четыре части (сезона), во время коих Солнце предстаёт в четырёх разных ликах.
Видимый годичный путь Солнца отмечен в четырёх точках. В дни равноденствий, когда день по продолжительности равен ночи: Солнце-Хорс пересекает экватор с севера на юг и входит в надир дня богов (солнечного года) в точке осеннего равноденствия; а Солнце-Ярило пересекает экватор с юга на север и останавливается в точке весеннего равноденствия — годовой меридиан, солнечный зенит. Солнцестояния отмечены двумя положениями Солнца на небе, наблюдаемыми с земли: вышняя точка на небосводе (в северном полушарии) Солнца-Купалы относительно экватора летом, когда день по продолжительности превышает ночь; и зимой, в нижайшей точке небосвода Солнце-Коляда вступает в свои права, когда ночь превосходит по продолжительности светлое время суток.
Бог Хорс (в разных представлениях также Световит или Авсень) считается олицетворением одного из четырёх солнечных ликов, представленного в образе стареющего Солнца, в день осеннего равноденствия выравнивающего время дня и ночи. Солнце щитом огненным сияет во все четыре стороны света, озаряя землю, и особой силой её насыщает в течение четырёх особых дней года: весеннее равноденствие — 20–21 марта, когда встречаем молодое Солнце Ярилу; осеннее равноденствие — 22–23 сентября, посвящённое стареющему Солнцу Хорсу; зимнее солнцестояние — 21–22 декабря, приветствуем возрождённое Солнце Коляду; летнее солнцестояние 20–21 июня, отмечаем возвышение на небосводе зрелого Солнца Купалы. В эти дни, празднования коих длятся несколько дней, как правило, три дня до и три дня после самого святодня, когда устанавливается мощная связь с вышними мирами, грань междумирья утончается и лучами Сурьи светлоликого насыщается земля энергией мощной ярой солнечной. Эта энергия стимулирует наше сознание к пробуждению.
Когда Солнце находится в середине своего пути на юг — в день осеннего равноденствия, знаменующего собой поворот Солнца на его годичном круговом пути на зиму, на землю идут мощные потоки энергии и светлой силы вышних миров, проявленные в виде лучей солнечного света, коими щедро одаривает Хорс Землю-Матушку. Точка равноденствия — пересечение небесного экватора с эклиптикой2, являющейся той областью пространства, заряженной солнечной энергией, которая способствует поддержанию жизни на земле.
В этот день Солнце равномерно освещает оба полушария земли. В северном полушарии сентябрьское равноденствие называют осенним, и оно знаменует собой начало осени. Светлое и тёмное время суток уравновешиваются, после чего дни становятся короче ночей. Это связано с наклоном земной оси к плоскости эклиптики3. Поэтому в каждом полушарии имеет место неравномерное распределение солнечного света в течение года. Солнце освещает южное полушарие больше осенью и зимой, поэтому в северном полушарии в это время света и тепла меньше, и наступает тёмное и холодное время года. Единственно, где день равен ночи круглогодично, — это экватор (нулевая широта). В день осеннего равноденствия Солнце восходит точно на востоке4 и заходит точно на западе.
В этот день светлая энергия от Солнца щедро изливается на землю, пробуждая благородные порывы души в каждом из нас, раскрывая сердце свету добра и освещая путь благим устремлениям и бескорыстному служению жизни во благо всех живых существ.
Уроки бога Хорса
Солнце лучезарное обнимает своим теплом и светом весь мир. Оно не выделяет, кому дарить свет, а кому нет. Сияющий светлой созидательной силой бог Хорс учит нас бескорыстному даянию, умению пребывать в гармонии и равновесии с миром и озарять его своим внутренним светом.
Солнцеликий владыка небес Хорс учит нас преодолевать в себе тёмные тенденции, препятствующие сиянию нашего внутреннего света. Пробуждая в себе светлые энергии любви, всё тёмное сгорает в лучах этой благотворной силы. Важно понимать, что тьма побеждается светом. И бесполезно бороться во тьме с тёмными проявлениями нашего мира — лишь преобразовав их в светлые, возможно победить их.
Если вы несёте светлые тенденции в мир, одаривая всех окружающих живых существ благим светом добра и любви, вы сами являетесь солнцем, светилом во тьме невежества. Пока мы не способны контролировать свои эмоции и проявляем недовольство своим окружением, критикуем всех вокруг и пытаемся учить жизни, хотя сами ещё так далеки от идеала, мы существуем на низких вибрациях энергии. А исцеляющий, трансформирующий свет является проявлением высших энергий. Поэтому пока нет в нас этого света, ни о каких изменениях в окружающем мире и речи быть не может. Зачастую свет души гаснет под натиском внешних обстоятельств. Поэтому важно утверждать бесстрастие и пребывать в равновесии, ибо наш внутренний покой не должен зависеть от внешних обстоятельств. Мыслями своими мы формируем своё будущее, поэтому важно не думать о плохом, не наполнять свою жизнь гнетущими мыслями. Терзаться опасениями, переживаниями о том, что ещё не произошло, воображая себе вероятный ход событий, является проявлением страха и трусости. Важно понять, что такие события, вызывающие в нас чувства страха и тревоги, будут возникать до тех пор, пока не изжито само чувство страха. Пока нас одолевают страхи, они неизбежно будут принуждать нас питать эту мрачную негативную среду тёмных мыслей.
Вовне мы видим зеркальное отражение нашей собственной сути. Что мы ожидаем от внешнего мира — то сами и излучаем. Если мир кажется нам враждебным, значит, в нас самих сокрыты негативные тенденции. Если мы подмечаем вокруг много того, что необходимо исправить, значит, мы явились в этот мир, чтобы искоренить подобные проявления в себе. Мы являемся учителями для других, будучи образцом благообразных черт и качеств. И важно понимать, что лишь благим примером своим мы можем как-то повлиять на своё окружение. А пока в нас не изжиты отрицательные проявления, пока довлеют эгоистичные тенденции, мы сами ещё не являемся тем «идеалом», который ожидаем увидеть в окружающих. Поэтому важно наблюдать жизнь, ибо всё, что перед нами — наглядный пример того, что в нас самих ждёт исправления. Первый шаг на пути к искоренению негативного в себе — признать то, что оно есть в нас, и пронаблюдать, где и как оно проявляется.
После этого попробовать культивировать в себе противоположные качества тем, которые дОлжно исправить. Стоит внимание направлять не на то, что надо искоренить, а на то, что надо развивать в себе. Например, обнаружив в себе проявления жадности, — практиковать щедрость и бескорыстное даяние. Зависть уходит, когда мы приучаем себя искренне и от души желать другим процветания и благополучия. Критика побеждается, когда мы развиваем в себе противоположные ей качества — выявляем в других только светлые черты. Не борьба с негативным нужна, а развитие в себе благих черт, которые сами по себе обладают бОльшей силой, нежели эгоистичные и тёмные проявления. Усиливая в себе склонности к добру, одолевается зло. Усиливается то, о чём мы думаем. Это очень длительная и глубокая практика, но начать её стоит уже в этой жизни.
Бессмысленное эгоистичное прозябание, жизнь лишь ради своих личных интересов, поиск выгоды для себя и отгороженность в укромном мирке самости — это путь в никуда, тупик на пути духовного развития и эволюционного восхождения. Практика даяния даёт возможность человеку выйти за границы, очерченные его личностью, и разрушить стойкие барьеры самости. Давая другим что-либо бескорыстно, мы выходим за пределы своего ограниченного сознания, таким образом, расширяя его. Не стоит думать о даянии лишь в материальном ключе — это его низшая форма, ибо лишь вечные ценности не подвержены забвению и являются богатством духа — делитесь знаниями, опытом на духовном пути с другими. Стремитесь делиться тем, что дух обогащает, всё остальное тленно в материальном мире. Каждый может даровать миру светлые мысли и чистые побуждения. Наполняя пространство светлыми добрыми мыслями, мы, словно лучами солнечными, озаряем его, внося больше света во мрак обыденности. Мысль подобна излучению волн света. Наши мысли влияют на окружающих, ибо ими наполнено пространство вокруг нас. Вот почему важно думать только о светлом и благом, не допуская негатива. Мысль должна сиять, озаряя, но, не оскверняя пространство вокруг. Таким может быть вклад каждого человека в дело общего блага. Ибо лишь богатством внутреннего света побеждается беспросветность внешних условий.
День осеннего равноденствия — праздник осеннего Солнца и урожая
На Руси с давних пор день осеннего равноденствия встречали гуляниями, хороводами, дома украшали ветками рябины, обладающей защитными свойствами от бед и несчастий и различных напастей тёмных сил. С днём осеннего равноденствия связан праздник Таусень (Радогощ), отмечаемый после прохождения Солнца точки равноденствия, как правило, 24 сентября — осенний праздник урожая. Также в этот день славят Огнебога Сварожича, рождённого искрой небесной, богом Сварогом зажжённой.
В этот день благодарят богов за обильный урожай, а также подводят итоги, разбирая «урожай» своих достижений и полученных уроков жизни. В момент наступившего равновесия в природе, когда сила Ярого летнего Солнца-Купалы уравновешивается степенной мудрой силой осеннего стареющего Солнца-Хорса, стоит также явить гармонию в своих чувствах и мыслях. Постарайтесь провести этот день в спокойствии, умиротворении, созерцая уроки пройденного пути, — такая своеобразная медитация поможет прояснить для себя многое — возможно, что-то было упущено из виду, чему-то просто мы не придавали значения, но важные уроки, преподнесённые жизнью, необходимо постичь, дабы в будущем более не совершать ошибок.
Осеннее Солнце с почитанием встречают во многих странах по сей день, с ним связаны праздники и фестивали урожая, также в день осеннего равноденствия происходят интересные явления, наблюдаемые во время видимого прохождения Солнца по небосводу. Так, у кельтов день осеннего равноденствия именовался как Мабон — второй праздник урожая из трёх, среди которых такие как: праздник первого урожая Ламмас5 и Саммайн6 — праздник окончания сбора урожая. Мабон связан со сбором урожая и заготовкой даров Земли-Матушки на будущий год. В Иране с днём осеннего Солнца связан народный праздник урожая, именуемый Джашн-и-Мехраган, в зороастризме в этот день почитается бог Митра. В Корее государственный праздник урожая Чусок, связанный с осенним солнцем, приходится на 15 день восьмого лунного месяца, в этот день совершают церемонии почитания предков и благодарят за щедрые дары природу. День осеннего равноденствия является государственным праздником в Японии, который отмечается застольем с исключительно вегетарианскими блюдами и поминанием особыми ритуалами ушедших в мир иной родственников. Праздник отмечается с 1878 года. В этот день в стране проводится фестиваль тыквы, которая является материалом для различных скульптур. Продолжается праздник в течение семи дней: сам день равноденствия, три дня до него и три дня после.
В Мексике в дни равноденствий Солнце проходит ровно над вершиной знаменитой пирамиды Кукулькан в Чичен-Ице. Лучи послеполуденного Солнца освещают пирамиду так, что, отражаясь от одного из её углов, оно отбрасывает ряд теней на балюстраду, создавая иллюзию пернатого змея, спускающегося вниз по бокам северо-западной балюстрады пирамиды. Также существует поверье, что если в этот день забраться на самую вершину Кукулькана, то заветное желание может быть исполнено. Во Франции в Кафедральном Соборе Страсбурга происходит в день равноденствия интересное явление — солнечный луч, проходя через витражное стекло, зелёным цветом освещает готическую статую Христа.
В этот день небеса может озарить необычайной красоты явление — северное сияние, поскольку осенью они случаются чаще обычного, в связи с тем, что геомагнитные бури в это время года происходят в два раза чаще, чем в среднем за год. Наблюдая северное сияние, мы можем видеть, как мощная солнечная энергия взаимодействует с защитной сферой Земли. Многоцветие северного сияния учёными объясняется тем, что частицы, исходящие от Солнца, устремляются к Земле и в её магнитном поле, сталкиваясь с атомами и молекулами кислорода, азота и других элементов, создают эффект многоцветия сияния в ночном небе.
Имя бога Хорса. Этимологические параллели
Существуют различные версии происхождения имени бога Хорса. Согласно одной из них, высказанной А. С. Фаминцыным в его книге-исследовании «Божества древних славян», имя Хорс было заимствовано от балтийских славян и означало — «конь», который является зооморфной формой Солнца. Также интересно отметить, что в английском языке слово horse так и переводится, как ‘конь’, а в немецком языке это слово звучит как ross. Фаминцын высказывает предположение, что наши предки, почитавшие бога Солнца как верховное божество, могли именовать себя по имени бога Солнца, отсюда — россы, или руссы, — Дажьбожьи внуки.
Эмблемой бога Солнца считается белый конь. Поскольку в среде восточных и западных славян был распространён культ Солнца как быстрого, словно солнца свет, белогривого коня, в символике ему придаётся особое значение, о чём свидетельствует, например, обычай на святках, в дни возрождения Солнца, вождения коня в праздничном шествии, которым встречали его с наступлением нового года, а на масленице провожали, что знаменовало собой быстро, стремительно бегущее по небесному своду Солнце. Также немаловажно упомянуть о почитаемых на Руси конь-камнях и обычае устанавливать на крышах домов «коньки», обереговой силой обладающие, дом защищающие.
Бог осеннего солнца Хорс именуется в пергаментной рукописи «Псковского пролога 1383 года» как «Хурс». В своей книге-исследовании «Божества древних славян» А. С. Фаминцын перечисляет различные варианты имени Хорса — Харс, Хоурс, Хрос. Также, учитывая повсеместно встречающееся в славянских языках чередование согласных х-к-г и гласных а-о-е, можно обнаружить, что корень «хор» имеет фонетическое родство с такими корневыми основами слов, как «кор», «гор», «кр», «хр», «хар», «кар».
Буквально «хор» означает Солнечный круг. Эта единая лексическая основа представлена в словах, обозначающих форму круга, шара: «круг», «хоровод», или «корогод», — вождение хороводов, когда участники встают в круг «коло», и двигаются посолонь — «по солнцу», то есть по часовой стрелке, либо противосолонь (против часовой стрелки), являет собой один из способов выразить почитание нашему небесному светилу; «хоро» (болг.) и «хора» (румын.) — солнечный круг; «каравай», или «коровай», — пирог круглой формы; «хорошуль» — круглый пирог; «храм» — древнеславянские святилища, представлявшие собой округлой формы храмы — сооружения, огороженные по кругу. Древнерусское слово «хоро» означает коло или круг. Здесь же нелишним будет упомянуть о том, как называется круговой обход вокруг буддийской ступы, — «кора».
Имя бога Хорса может также означать защитную, обереговую силу, покрывающую светом мир и заключающую в себе всё сущее. Ибо вышние божественные энергии, исходящие от нашего светила, наполняют наш мир своей живительной силой. Так, корневую основу мы находим в словах: «хранить» в значении «оберегать, защищать», «кора» древесная, являющаяся покровом древа, «хоромы» — дом, «город» — огороженное поселение, «крыша», «кровля», «крепость».
Также корень имени бога осеннего солнца Хорса употребляется в значении всего, что связано с собиранием урожая: «крынка», «горшок», «корзина». В некоторых частях Англии, особенно в её восточных графствах, фестиваль урожая именуется как Horkey.
Также в словах, имеющих значение тепла, света, огня: «гореть», «горн» и «горнило» — печь для накаливания металла и обжига керамики. А. Афанасьев высказал предположение об этимологическом сходстве с огненной силой: западнославянское слово kъrt имеет значение «огонь». Известно также, что слово «крес» на Руси имело то же значение.
В значении величия, силы ярого света солнечного и высокого положения светила небесного — обнаруживаем сходство со словами: «корона», «король», «характер», «храбрость», «храбрый» (устар. — «хоробрый»), «хорохориться», «хорзаться», то есть «важничать», или «гора» — возвышенность земной тверди, горенка — вышка, комната на чердаке. Приветствие-обращение к вышнему божеству на санскрите звучит как «Хар» — Hari. А имя божества, объединяющего в себе образы богов Вишну (Хари) и Шивы (Хара), — Харихар.
Когда Солнце являет собой некую поддерживающую основу, являющую собой центр вращения Солнечной системы, здесь также обнаруживается этимологическое родство с санскритским словом har в значении ‘держать, нести’. Также санскритское слово hri означает ‘творить, созидать’ — и здесь прослеживается взаимосвязь с созидающим жизнетворящим светом Солнца.
Хорс — это Солнце, изначальная основа всего, сердце нашей Солнечной системы, поэтому в значении средоточия, центра этимологическое родство обнаруживается, например, со словом «корень».
Этот корень присутствует в словах в значении блага, света, солнца — «гармония», «хороший», «красивый», «красный», «краше» (кораше), что и отражено в корневой основе имени бога Хорса.
Общеиндоевропейский корень «хор7» можно обнаружить в названии крымского города Корсунь (Хорсунь), именуемого по-гречески как «Херсонес», он же Херсонес Таврический (сейчас город Севастополь), а также в названии острова на Днепре Хортица. По свидетельству Плиния Старшего, персов8 скифы называли корсарами, или хорсарами (Chorsaros). Лексическая корневая основа также прослеживается в таких именах богов: греческий Hermes (Гермес), Геракл, Геркулес, персидский бог Солнца именуется как Hurset9, и имя сокологолового бога Гора (Хора) древнеегипетского пантеона богов фонетически сходно с именем Хорса. Сходство обнаруживается и в образном представлении, так как сокол являлся олицетворением Солнца, такое отождествление обнаруживается в образе Ясного Сокола, взлетающего на небеса и прогоняющего тёмную ночь в образе волка. Соколоподобным египтяне изображали также бога солнца Ра. Этот «солнечный» корень встречается также в имени особо почитаемой древнеегипетской богини Хатхор — дочери бога Ра, являющейся олицетворением небес и силы жизненной. А благодетельные богини древнегреческого пантеона именуются как Хариты — дочери бога Солнца Гелиоса. Также примечательно, что древний солнечный бог сарматов так и именуется — Хорс. Бог-олень друидов Херн, один из самых древних кельтских богов, повелитель животных и владыка зимы, особо чтимый в дни осеннего урожая. Здесь примечательно указать на значение старорусского слова «хора10» — олень. Все указанные выше совпадения в корневых основах слов указывают на общее происхождение культур и верований.
Хорс — бог Солнца у славян
Хорс — бог славян, особо почитаемый у южной части восточных славян. Ввиду важного места, отведённого богу Хорсу в первоисточниках, а также того, что его имя иногда дополняется именем Дажьбога, которым также именуют солнечное божество, можно сделать вывод о его принадлежности к высшим богам, обладающим существенным влиянием на жизнь человека. Земля насыщается светом Солнца, без которого всё живое бы погибло. Так, в «Слове о полку Игореве» Хорс упоминается как «Великий Хръсови».
Мы видим, что славянский бог Хорс, к которому на Руси относились с особым почтением, оставил о себе память в названиях некоторых славянских народов. Вероятно, что некоторые из них берут своё начало от имени бога Солнца, как например: название такого южнославянского народа, как хорваты, а предки словенцев в русских летописях именовались как хорутане.
Символ бога Хорса. Знак бога Хорса
Одним из известных символов солнца является круг, олицетворяющий пространство и время, с точкой в центре, что является образом Солнца — центра нашей Солнечной системы. Такой же символ обозначает наше светило в виде египетского иероглифа, что говорит об общности этнокультурных корней изначальной единой прародины, которая является фундаментом для всех религиозных представлений народов, расселившихся в дальнейшем на разных территориях. Первые арии в Египте11 появились в IV веке до н. э., куда они и принесли религиозные воззрения и культуру. Так, образ Солнца у древних египтян являл собой диск с соколиными (орлиными) крыльями.
В современном обереговом творчестве знаком бога Хорса считается Солнцеворот, представляющий собой крест с загнутыми вовнутрь концами, направленными посолонь (по часовой стрелке), олицетворяющий собой непрерывное течение жизни. Также этот знак бога Хорса отражает образ нашей галактики, находящейся в постоянном вращении. Бог Хорс, несущий на землю лучи Света Ра, чистой светлой энергии вышнего божественного светила, таким образом, символично передаёт образ вселенского закона вечного движения, непрерывного развития всего сущего. Знак Хорса является одним из мощных солярных оберегов, ибо несёт в себе образ истока жизнедательной силы мироздания, извечной силы. Ещё один символ бога Хорса именуется как Колард, являющий собой огненную очищающую силу.
Владельцу оберега Хорса бог принесёт защиту в тяжёлых жизненных ситуациях, но важно понимать, что любой оберег, дарующий защиту и силу от светлых богов наших, являет поддержку лишь тем, чьи помыслы чисты и на пути своём в жизни которые следуют благим стремлениям, то есть тем людям, поступки которых не мотивированы эгоистичными целями. И тем более использование оберега не принесёт удачу тем, кто стремится воспользоваться силой богов в корыстных целях или в ущерб другим.
P.S. Бог Хорс озаряет чистыми лучами солнечного света нашу землю, даруя жизненную силу, насыщая праной всё сущее. Он поддерживает жизнь на земле жизнетворной энергией Солнца. Первые два часа после восхода Солнца считаются самым благоприятным временем. Солнечные лучи несут светлые благостные энергии, особенно в дни равноденствий и солнцестояний. Вставайте на утренней зорьке, с почтением вознося руки к небесам, поприветствуйте наше Ярое Светило, осенний лик коего в образе бога Хорса явлен. Пусть всё светлое, что излучает ваша душа, просияет благой энергией вокруг вас. Учитесь у Солнца беЗкорыстному даянию, дарованию света добра и благой радости всем окружающим вас людям. Помните, что всё, что мы излучаем в мир, то нам и отражается. Чем больше света мы будем излучать, тем большей благостью наполнится наш мир.