Содержание
Когда Золотой век Кали-юги подойдет к концу, низшие составляющие материальной природы усилятся настолько, что люди потеряют интерес к духовным предметам. Все превратятся в безбожников. Немногочисленные бхакты и святые мудрецы, еще оставшиеся на этой планете, будут выглядеть столь необычно и странно в сравнении с остальными, что в городах их будут осмеивать и травить для потехи, словно животных. Поэтому они уйдут из городов и поселятся в пещерах под землей или высоко в горах либо вообще покинут этот план бытия, исчезнув, таким образом, с лица земли. Тогда мрачное влияние Кали-юги усилится и сбудутся все без исключения пророчества, описанные в четвертой главе.
Положение будет ухудшаться год от года, пока, наконец, не станет настолько плохо, что этот мир уподобится одной из адских планет, где люди рождаются лишь для того, чтобы страдать. Коррупция поразит правительство и полицию, так что правительственные и полицейские чиновники станут ничем не лучше самых настоящих преступников. На самом деле, они будут даже хуже. Граждане лишатся защиты и неизбежно падут жертвами злейших преступников. Все будут сражаться друг с другом. Мир погрязнет в непрерывной войне и хаосе. Наконец, через 432 тыс. лет после начала Кали-юги явится Господь Калки, двадцать второе воплощение Бога, и это будет весьма похоже на то, что называют вторым пришествием Иисуса Христа.
Явление Господа Калки
Как сказано в Шримад-Бхагав.атам (1.3.26), на земле может быть явлено много воплощений Верховного Существа:
«О, брахманы, воплощения Бога неисчислимы, словно ручьи, текущие из неистощимого источника».
Однако из всех разнообразных воплощений Всевышнего, как утверждает Шримад-Бхагаватам (1.3.28), кришнас ту бхагаван сваям, Господь Шри Кришна есть изначальная Верховная Божественная Личность. Все остальные воплощения суть Его полные части или части Его полных частей, нисходящие в этот материальный мир, чтобы выполнить определенные обязанности или совершить что-то необычайное, особенно в тех случаях, когда на какой-либо планете неверующие и безбожники становятся источником слишком больших беспокойств. Итак, по прошествии многих и многих лет, изобилующих катастрофами и социальными потрясениями, в конце Кали-юги, как предрекает веди-ческая литература, низойдет Господь Калки, чтобы все изменить.
Вот как это описано:
После этого, на стыке двух юг. Господь творения воплотится в образе Калки и примет рождение как сын Вишнуяши.
[Бхаг., 1.3.25)
Господь Калки явится в деревне Шамбхала, в доме самого возвышенного брахмана, великой души по имени Вишнуяша.
(Бхаг., 12.2.18)
В конце Кали-юги, когда о Боге уже никто не будет вспоминать даже в жилищах так называемых святых и уважаемых благородных людей, принадлежащих к трем высшим кастам, когда правительственная власть перейдет в руки министров, избранных из числа низкородных шудр и ниже, когда никто, даже понаслышке, не будет знать, как совершать жертвоприношения, тогда явится Господь, Верховный Наказующий.
{Бхаг., 2.7.38)
Когда методы, которым учат Веды, и установления законности будут почти мертвы, когда приблизится час заката эпохи Кали, тогда низойдет на землю часть Того Божественного Существа, Которое Само поддерживает Себя Собственной духовной природой, Того, Кто есть начало и конец, Кто знает и понимает все. Он примет рождение в семье Вишнуяши, возвышенного брахмана деревни Шамбхала, как Калки, наделенный восемью сверхъестественными способностями.
Вишну Пурана (4.24)
В Агни Пуране (16.7-9) тоже говорится, что когда не-арь-яны, притворяющиеся царями, начнут пожирать людей, похожих на праведников, и превратятся в людоедов, тогда Калки, воплотившись как сын Вишнуяши, явится в сопровождении Ягьявалкьи, Своего священника и учителя, и уничтожит этих не-арьянов Своим оружием. Он установит моральный закон в форме четырех варн, то есть справедливое разделение общества на четыре класса. После этого люди вернутся на пути праведности.
Падма Пурана (6.71.279-282) повествует о том, как Господь Калки положит конец эпохе Кали и уничтожит нечестивых млеччх, и таким образом остановит разложение мира. Он соберет вместе всех безупречных брахманов и провозгласит высшую истину. Ему будут известны все утерянные пути, и Он утолит жажду, иссушающую истинных брахманов и праведников. Он будет единственным правителем мира, Которым нельзя управлять, Он станет знаменем победы и будет любезен всему миру.
Здесь, в этих стихах, мы читаем, что Господь Калки явится как олицетворение Возмездия или как воин. К этому времени планета будет населена людьми, неспособными понимать логические беседы. Они будут слишком заторможены, тупоумны и совершенно неспособны учиться хоть чему-нибудь, и менее всего — возвышенной философии, трактующей о смысле жизни. Они не будут знать, что им делать и как жить. И, разумеется, они не смогут изменить свой путь. Поэтому Господь Калки придет не учить, а просто наказывать, карать и чистить эту планету. По этой причине Шримад-Бхагаватам (10.40.22) описывает Господа Калки как губителя млечх (самых грешных и низкородных), внекастовых мясоедов, притворившихся царями.
Снова и снова мы находим в Ведах название места и имя семьи, где примет рождение Господь Калки. Это будет семья достойных брахманов. Значит, ученическая и семейная брахманическая традиция будет сохранена на этой планете, как бы скверно ни шли дела. Хотя эти благородные брахманы, может быть, будут жить скрытно, в затерянной где-то крошечной деревне, это будет традиция бхакт, духовных преданных, среди которых в далеком будущем явится Господь Калки.
В этой связи мы находим в Падма Пуране (6.242.8-12) предсказание, что Господь Калки родится в конце Кали-юги в селении Шамбала, у брахмана, который на самом деле будет воплощением Сваямбхувы Ману. Говорится, что Сваямбхува совершал аскезы в Наймите, на берегу реки Гомати, чтобы добиться согласия Господа Вишну быть его сыном в течение трех воплощений. Господь Вишну, довольный Сваямбхувой, даровал тому желаемое, пообещав, что станет его сыном, воплотившись как Рама, Кришна и Калки. Так Сваямбхува воплотился как Даша-ратха и Васудева, и теперь ему предстоит явиться в облике Вишнуяши. В Падма Пуране Господь Вишну подтверждает, что Он примет рождение в Кали-югу, явившись в образе Калки.
Деяния Господа Калки
Шримад-Бхагаватам (12.2.19-20) описывает деяния Господа Калки так:
Господь Калки, Господь вселенной, сядет на своего быстрого белого коня Девадатту и с мечом в руке двинется по земле, проявляя Свои восемь мистических достояний и восемь божественных качеств. Сияя несравненным блеском, Он стремительно помчится на своем коне, убивая миллионы тех воров, что дерзнули рядиться в одежды царей.
Здесь нужно заметить, что, согласно Ведам, когда Верховная Личность убивает кого-нибудь, то благодаря божественному прикосновению, а также потому, что, покидая тело, это существо сосредоточено на Всевышнем, оно немедленно духовно очищается. Такая личность достигает того же результата, что и йоги, годами концентрирующие ум в медитации и оставляющие тело, сосредоточившись на Всевышнем. Поэтому быть убитым Всевышним — это благодать для тех, у кого умы демонов, потому что в противном случае в следующей жизни они отправились бы в низшие слои бытия или даже на адские планеты.
Вишну Пурана (4.24) продолжает:
Своей непреоборимой мощью Он сокрушит млеччх и воров и всех, чей ум предан беззаконию. Он восстановит на земле праведность, а умы тех, кто будет жить в конце Ка-ли-юги, пробудятся и станут кристально чистыми. Измененные силой этого неповторимого времени, эти люди будут как семена человеческих существ, и они произведут новую расу людей, которые станут следовать законам эпохи Крита (Сатья-юги), эпохи чистоты. Как сказано: «Когда солнце и луна, и лунное созвездие Тишья, и планета Юпитер окажутся в одном доме, вновь наступит Крита-юга».
Также и в Агни Пуране (16.10) сказано, что Хари, проявившись в облике Калки, уйдет на небеса, после чего снова начнется Крита, или Сатья-юга.
Дополнительная информация, которая помогает понять деяния следующего воплощения Бога, содержится в Линга Пуране (40.50-92), Брахманда Пуране (1.2.31.76-106 и 2.3.73.104-126) и Ваю Пуране (58.75-110). В этих текстах мы находим описание облика Господа Калки и Его явления в будущем, а также упоминание о Его предыдущем воплощении в образе Прамити в период времени, называемый Сваямбхува Манвантара. Эти тексты повествуют о том, что, когда Кали-юга подходит к концу, после смерти Бхригу (либо для того чтобы убить всех Бхригу) Калки (Прамити) принимает рождение в Лунной династии Ману. Он передвигается по земле так, что Его не видит никто из живущих. Затем, в возрасте 32 лет Он начнет Свое дело и будет обходить планету в течение 20 лет. Его будут сопровождать огромная армия, состоящая из лошадей, колесниц и слонов, а также сотни и тысячи духовно очищенных брахманов, вооруженных различными видами оружия. (Поскольку это будет армия брахманов, то и оружие у них будет скорее брахманическое, приводимое в действие мантрами, нежели то низменное оружие, которое обычно используется в бою, как-то: ножи, мечи, копья или даже пистолеты или иное огнестрельное оружие.) Хотя кое-кто и попытается вступить с Ним в сражение, Он перебьет всех еретиков (и ложных пророков) и нечестивых царви-млеччх.
В прежнем воплощении Он убил всех Удичьев (северян), Мадхъя Дешьев (обитателей средних земель), Пурва-тьев (горцев), Прачьев (людей востока), Пратичьев (людей запада), Дакшинатъев (Юг Индии), Симхалов (Шри Ланка), Пахлавов (светлокожие кочующие племена Кавказа), Ядавов, Тушаров (обитатели области Индии, называемой Мандхата, нынешний Тухаристан), Чинов (Китай), Шуликов, Хашев и другие племена Кираты (дикие племена, обитающие на северо-востоке Индии и в Непале) и Вришалов.
Никто не мог остановить Его, когда Он, умело владея Своим диском, убивал варваров. Когда же Он завершил Свой труд, то вместе со Своими военачальниками и спутниками остановился отдохнуть в междуречье Ганги и Ямуны. Он оставил в живых всего нескольких человек, рассеянных по планете. Им предстояло стать семенами новых поколений, которые должны были войти в новую Сатья-югу. После этого, проложив путь следующей Са-тья-юге и освободив землю и все, что осталось от цивилизации, от влияния Кали, Господь Калки вместе со Своей армией отправился в Свою вечную обитель.
Предсказание явления Господа Калки в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе)
Сейчас я хотел бы представить несколько текстов из библейского Апокалипсиса, которые весьма близки к описанию Господа Калки, содержащемуся в Пуранах. Эти стихи настолько похожи, что игнорировать это сходство невозможно. Итак, в Откровении Иоанна Богослова (19.11-16 и 19-21)говорится:
И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».
И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою; а прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами.
Это настолько похоже на описание воплощения Господа Калки, что вряд ли может быть чем-либо другим. Так в Апокалипсисе предсказывается приход Господа Калки. Разумеется, ко времени явления Господа Калки ни у кого уже не будет ни малейшего представления о Нем, и никто не будет даже в малейшей степени ожидать Его появления, равно как никто не будет знать Его имени. А брахманы Его воинства будут чисты, как небожители. В этот Свой приход Господь Калки убьет всех неверных и освободит немногочисленных оставшихся праведников от этого жалкого существования на земле, вернув ее в Золотую эпоху — Сатья-югу. В связи с этим в Откровении также говорится (14.1-3):
И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гусляров, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
Важная деталь: в вышеприведенном описании говорится, что на лбу искупленных от земли будет начертано имя Бога. Писать имя Бога, например «Вишну» или «Кришна», на лбу — широко распространенная традиция брахманов-вайшнавов Индии. Это называется тилок. Обычно тилок наносится глиной с берегов священной реки на середину лба в виде буквы «V» и обозначает имя Бога и то, что тело является храмом Господа. Когда ставится этот знак, произносится мантра Ом кешавая намаха, что означает: «Поклоны Господу Кешаве» (одно из имен Кришны). Так вот, последние представители общества, которые будут освобождены и спасены на Земле, это те, у кого на лбу начертано имя Бога. Из представленных ранее ведических пророчеств можно понять, что на всей планете останутся считанные представители человеческого рода, у которых сохранится хоть какое-то благочестие. Ко времени появления Господа Калки тех, кто будет достоин освобождения из безбожного и погруженного в хаос мира Земли, действительно может остаться всего 144 тыс. Это вполне согласуется в ведическим пророчеством.
* * *
А теперь дополним приведенное выше описание явления Господа Калки описаниями из Линга, Брахманда и Ваю Пуран. В них говорится, что после того как Господь Калки возвратится в Свою обитель, тех, кто живет в конце эпохи Кали, озарит просвещение, и тогда произойдет внезапная смена юги. Умы людей осветятся, и Сатья, или Крита-юга, с неодолимой силой вступит в свои права. Люди тогда осознают себя, как вечные души и обретут благочестие, преданность, покой и ясное сознание. Тогда сиддхи (просвещенные и совершенные живые существа, которые оставались невидимыми на высших планах бытия до конца эпохи Кали) возвратятся в земное измерение и снова станут видимыми. С ними вернутся и утвердятся вновь Саптариши, семь мудрецов, обязанность которых — обучать всех духовной жизни, ведическому знанию и правильной организации общества, обеспечивающей мирное и осмысленное бытие. Тогда народы снова расцветут и снова начнут исполнять священные обряды, а к мудрецам вернется их былой авторитет, и так продолжится новая Сатья-юга.
Новый Золотой век — Сатья-юга
Итак, Господь Калки просто накажет злых царей и негодяев, перебив их всех, и тем откроет новую эру просвещенных существ, создав расу людей, чей ум кристально чист и потомки которых будут обладать склонностями истинно человеческих существ, бытие которых подобает Сатья-юге.
Шримад-Бхагаватам (12.2.21-24) говорит, что когда все лживые самозванцы, назвавшиеся царями, погибнут, оставшиеся в живых жители городов и деревень ощутят дуновение легкого ветра и вдохнут несомый им священный аромат сандаловой пасты Вишну и Его украшений, и их умы очистятся. Когда Всевышний появится в их сердцах в Своей форме чистой благости, эти оставшиеся в живых граждане снова обильно заселят Землю. Явление Господа Калки откроет новую Сатья-югу, и выжившие люди произведут на свет детей, пребывающих в благости. Итак, когда луна, солнце и Юпитер окажутся в созвездии Картака (Рака) и вместе войдут в лунный дом Пушья, начнется Сатья-юга. В Шримад-Бхагаватам (12.2.34) говорится, что новая Сатья-юга начнется через одну тысячу небесных лет Кали-юги. Тогда умы людей засияют внутренним светом.
Вишну Пурана (4.1) повествует о том, что по окончании каждого цикла, состоящего из четырех эпох, Веды и принципы санатана-дхармы, то есть вечной природы души, исчезают и скрываются. В Бхагаватам (8.14.4-5) говорится, что утверждению принципов Сатья-юги способствуют святые личности, которые помогают также основать новую варнашраму, способствующую правильной организации человеческого общества. Кроме того, в Вишну Пуране говорится, что семь вселенских мудрецов, илириши (Сап-тариши), обязаны удостовериться, что ведическое знание вновь передается из уст в уста, даже если для этого им придется низойти с высших планет. В каждую Сатья-югу Ману данной эпохи составляет свод законов, а сыновья этого Ману и их потомки правят землей. Это означает, что, хотя изначальное духовное или ведическое знание может исчезнуть с этой планеты, оно все же пребывает где-то во Вселенной, и в обязанность высших авторитетов входит восстановление его на земле.
В дополнение к вышеизложенному Шримад-Бхагаватам (12.2.37-38) и Вишну Пурана (4.24) утверждают, что в настоящее время конца Кали-юги ожидают двое: Девапи из династии Пуру, брат царя Шантану, и Мару, потомок царя Икшваку. Оба они будут великими царями и восстановят принципы истинной общественной жизни. Благодаря огромной мистической силе, которая является плодом их преданности, они живут на протяжении всех четырех юг и сейчас обитают в деревне Калапа, ожидая конца Кали-юги. В начале Сатья-юги, повинуясь приказу Всевышнего, они вернутся в общество и, став членами семьи Ману, восстановят вечную религию человечества, санатана-дхарму (в основе которой лежит неотъемлемое свойство души — служение Всевышнему), а также институт варна-шрамы, то есть правильной организации общества, обеспечивающей ему непрерывную гармонию и материальный, равно как и духовный, прогресс. Они станут великими царями и образуют достойное правительство. По воле Всевышнего эти двое будут неизменно хранить духовное знание, содержащее изначальные принципы достижения истинной цели человеческого бытия.
После того как все это исполнится, как сказано в Бхагаватам (12.2.39), начнется новый цикл из четырех юг — Сатья, Трета, Двапара и Кали (или Чатур-юги) — и все повторится.