Содержание
Эту статью мы посвящаем краткому описанию одного из величайших божеств ведического пантеона — бога Шивы. Полное описание Шивы, являющегося Вселенной или Вселенными, Абсолютом, потребовало бы написания целой книги, если не нескольких. В этом материале мы рассмотрим наиболее важные и яркие характеристики и аспекты бога.
Имена и образы Шивы
Даже перечислить все имена Шивы непросто. Ещё со времён Вед за ним закрепилось имя Рудра. Однако наиболее известен его образ короля танца, исполняющего Та́ндаву, — Натара́джи.
Та́ндава — танец Шивы
Та́ндава — это не просто танец, а символ движения мира. Мир начался с танца Шивы и им же закончится. Пока Шива танцует, мир существует. Между танцем и йогой — один шаг, и наоборот. Шива — олицетворение Ана́нды (высшего блаженства) и царь йогинов.
Среди последователей йоги он известен как Шива Адина́тх, где «натх» означает «мастер». Поэтому последователи шиваизма в его йогической ипостаси называются натхами. Неудивительно, что основатели хатха-йоги, Матсьендрана́тх и его ученик Горакшана́тх, были натхами. Они заложили основы этой традиции в X–XI веках нашей эры.
Практикующие йогу знают о тысячах и миллионах асан, известных Шиве. Менее известно о том, что он передал своей жене Парвати ценнейшие знания о пранаяме (науке управления дыханием). Йоги всего мира благодарны Шиве за ниспосланную систему йогических знаний, поэтому он так почитаем в их сообществах.
Контрасты в образе Шивы
Образ бога Шивы полон контрастов: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милость. В нём объединены множество аспектов, что неудивительно, ведь он считается Абсолютом, в котором есть всё. Он Махая́г — «великий йогин», Натара́дж — «король танца», и Мритьюнджа́й — «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в Тибетских Гималаях.
Кайлас — священное место силы, привлекающее не только йогов и последователей шиваизма, но и исследователей земных энергий и их влияния на человека. «Знающие люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что прежде виденное и испытанное. Это непередаваемый опыт, после которого даже большие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения», — утверждают очевидцы.
В Индии много мест, связанных с Шивой, и все они считаются местами силы. Одно из самых почитаемых — река Ганга. Считается, что священная река течёт сквозь волосы Шивы, поэтому омовение в ней несёт очищение — как внешнее, так и внутреннее, духовное.
Брахма, Вишну, Шива — триединство
Индуистская/Ведическая Троица, Тримурти, состоит из трёх богов: Брахмы (творец), Вишну (хранитель) и Шивы (разрушитель). Это неразделимые различные проявления единого.
В некоторых направлениях шиваизма, например, в кашмирском, Шива сочетает все ипостаси: творца, хранителя и разрушителя. Для шиваитов он — Всё. Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве. Шива — абсолютная Реальность.
Хотя в мифологии Шиву ассоциируют с разрушением, это не обязательно нечто негативное. Наша культура формирует такое восприятие. Разрушение — это уход от прошлого, прекращение старого и переход к новому. Чтобы начать что-то, нужно покончить с предыдущим. Это может быть разрушение мирской суеты и даже смерти.
Шива — Абсолют, поэтому «разрушение» — лишь одна из его ипостасей. В другой он — воплощение милости и сострадания.
Многорукий Шива
Шиву часто изображают с 4, а иногда и с 8 руками. Это символика, а не буквальное описание. В руках он держит дамару (символ ритма Вселенной) и священное пламя Агни (символ очищения и воссоздания мира).
Шива также изображается с трезубцем. Символизм многорукости глубок. Если в двух руках дамару и Агни, то другие выполняют жесты одобрения, власти и силы. «По легенде считается, что звук дамару является прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог "ОМ", который позднее назвали мантрой, в которой сконцентрирована вся сущность Вселенной», — гласит предание. Он также может держать трезубец, стрелы и лук. Фигуру Шивы могут опоясывать змеи, символизирующие мудрость или прошлое, настоящее и будущее, выходящее за временные рамки.
Третий глаз Шивы
О третьем глазе Шивы сложено много легенд. Кроме Шивы, третий глаз имеют Тара и Ганеша. Легенды гласят, что взгляд Шивы из третьего глаза мгновенно превращает существо в пепел. Гнев Шивы ужасен.
Примером служит история Шивы и Камы, бога любви. Другие боги попросили Каму внушить Шиве любовь, так как тот страдал после потери первой жены и невозможности иметь сына. Шива не хотел искать новую жену, поэтому пришлось прибегнуть к Каме. Но Кама попытался воздействовать на самого Шиву. «Когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела. Его так и называют: бестелесный Кама», — гласит история.
На лбу Шивы расположены три полосы. Они напоминают об избавлении от эго, кармы и иллюзий (майи), а также о работе над тремя желаниями:
- Телесные (продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, красиво выглядеть).
- Мирские (богатство, признание, успех).
- Умственные (накопление знаний, умствование и гордыня).
Желание иметь хорошее здоровье, с точки зрения Шивы, не приветствуется, поскольку любое желание происходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, отождествляющее себя с физической оболочкой. Отсюда стремление продлить жизнь и заботиться о теле.
Осознанность
Заниматься здоровьем можно, но не превращать это в самоцель. Важно воспринимать здоровье как данность, но не поддаваться культу тела и долголетия. Это стало новой религией, новым богом, культом внешности, позволяющим похвастаться и продлить молодость. Даже внутренняя радость — проявление эго.
«Это не мы находим и используем идею, а она использует нас», — гласит высказывание об одержимости. Поддавшись идее, человек попадает под влияние эгрегора и служит ему. Учёные, спортсмены, художники — все более или менее ведомы своими эгрегорами, подключившись к ним через увлёкшую идею.
Осознанность — ключ ко всему. Осознавая себя и уменьшая влияние желаний, мы встаём на путь йоги, целью которой является самореализация и разотождествление с эго и его желаниями. Три полосы на лбу Шивы напоминают об этом.
Трезубец бога Шивы
Трезубец Шивы, Тришула, — важнейший атрибут. Он ассоциируется с Посейдоном, богом моря, и символом «Трёх Драгоценностей» Будды. Число 3 сакрально во многих религиях, символизируя опору и баланс.
В древнем мире существовала система правления трёх (триумвират), отличавшаяся большей согласованностью и стабильностью, чем современная демократия с её борьбой двух сторон. Тризубец Шивы символизирует три аспекта: творец, хранитель и разрушитель.
В кашмирском шиваизме Шива включает в себя эти три составляющих. В других традициях — это Брахма (творение), Вишну (сохранение), Шива (разрушение).
Вместо послесловия
В любом своём образе Шива остаётся самым почитаемым богом для йогинов. Его образ несёт глубокий философский смысл. Изучая древние писания и Упанишады, можно узнать много нового о символике Шивы.