Содержание
Интригующее название, не правда ли? Быть может, именно сейчас мы выясним, кто же эти шесть врагов, которые портят нам жизнь, расправимся с ними и будем жить счастливо? Многие из нас пребывают в иллюзии, что некие внешние обстоятельства портят нам жизнь. Но так ли это? А, самое главное, насколько это конструктивно?
Теорий и философских течений существует много, и по большому счёту каждый из нас верит в то, во что попросту приятно верить. Поэтому утверждать, что какая-то одна философия или идея более верна, чем все другие, — это моветон. Как писал Булгаков в своём бессмертном романе:
«Все теории стоят одна другой, есть среди них и такая, что каждому будет дано по его вере».
Таким образом, верить во что-либо или нет — это личное дело каждого. Но вопрос в другом: насколько конструктивен тот или иной взгляд на реальность? К примеру, позиция, согласно которой некие внешние (от нас независящие обстоятельства) портят нам жизнь, конечно, забавная, но попросту неконструктивная.
Дело в том, что при таком взгляде на реальность мы попросту лишаемся инструмента влияния на свою жизнь. Если мы полагаем, что нечто внешнее влияет на нашу жизнь и никаких причин внутри нас для этого нет, значит, мы становимся просто щепкой, брошенной в бурлящую горную реку, и нас несёт течением в неизвестном нам направлении.
Многие восточные мудрецы говорили о том, что наша жизнь — это сон. Так вот если рассматривать какие-то внешние причины страданий в рамках этой концепции, то можно сказать, что мы спим и видим во сне кошмары. И искренне полагаем, что эти кошмарные сновидения приходят откуда-то извне. В то время как единственной причиной наших кошмаров является сам тот факт, что мы спим. Это сравнение приведено неслучайно.
Состояние сна часто сравнивается с иллюзиями, в которых человек пребывает. И первопричиной шести врагов, о которых сказано выше, является иллюзия обособленного «Я», иллюзия отождествления себя со своим телом, ложное эго или «аханкара» — такое понятие дают нам Веды. Они же и раскрывают всех шести врагов, которые берут своё начало в корне наших страданий — аханкаре:
- вожделение (кама),
- гнев (кродха),
- жадность (лобха),
- иллюзия (моха),
- зависть (матсарья),
- гордыня (мада).
Итак, рассмотрим каждого из этих шести врагов, которые на самом деле находятся не где-то во внешнем мире, а внутри нас. И это значит, что мы в силах с ними справиться. И тогда внешний мир вдруг перестанет быть таким враждебным и неблагоприятным для нас.
Вожделение (кама) — страстное желание
О том, что желание является причиной страдания, говорил ещё Будда Шакьямуни в своих «Четырёх Благородных Истинах». Тут всё объясняется просто — стремление обрести желаемое либо причиняет нам страдания сразу же, так сказать, «не отходя от кассы» в случае невозможности получить желаемое, либо же, если такая слабая надежда всё же есть, человек прикладывает множество усилий, к примеру тяжело трудится 24/7 ради обретения каких-то материальных благ. Но даже в случае, если человек обретает желаемое, увы, радость его весьма мимолётна. По большому счёту средняя продолжительность радости от чего-то материального — несколько недель, в лучшем случае — пару месяцев, максимум — год. И часто то удовольствие, которое человек получает по факту обретения желаемого, не стоит тех усилий и времени, которые на это затрачены.
Это мы говорим о более-менее безобидных желаниях, например о покупке чего-нибудь. А если речь идёт о каких-то объективно вредных для здоровья человека или даже социально-опасных желаниях, то тут вред от них и вовсе очевиден.
Вожделение способно полностью искажать восприятие реальности. Ради достижения своих желаний человек порой пренебрегает многими нравственными нормами и действует против совести. Часто мимолётные желания вынуждают человека разрушать то, что на самом деле ценно и дорого для него, и то, что создавалось годами. В этом опасность такого врага, как вожделение.
Гнев (кродха)
Гнев сравним с раскалённым углём: чтобы бросить его в другого человека, сначала неизбежно придётся обжечься самому. Гнев порой настолько может затуманить разум человека, что он способен поистине на ужасные поступки. Статистика полицейских сводок говорит о том, что орудием убийства чаще всего становится кухонный нож, то есть большая часть подобных преступлений совершается спонтанно, под влиянием гнева, и, надо полагать, в отношении самых близких человеку людей — родственников, друзей и так далее.
Гнев, так же как и многие другие пороки, проистекает из невежества. Когда человек забывает о законе кармы, о том, что он сам всегда является причиной того, что кто-то проявляет ему нечто неприятное, возникает гнев. Понимание же того, что всё, что к нам приходит (как хорошее, так и плохое), заслужено нами, позволяет до определённой степени контролировать свой гнев. Но это понимание должно быть настолько глубинным, чтобы мы могли проявлять осознанность даже тогда, когда эмоции захлёстывают нас с головой.
Народная мудрость гласит, что сильнее всех побед — прощение. И это на самом деле так. Когда мы прощаем человека, нам сразу становится легче. Потому что в любом конфликте всегда виноваты обе стороны, и, если мы нашли в себе силы признать свою неправоту, значит, мы прошли кармический урок, «развязали узелок» — и от этого сразу становится легче на душе.
Также стоит помнить принцип «о чём мы думаем — тем мы и становимся»: когда мы концентрируемся на чьих-то негативных качествах, осуждаем кого-то, мы невольно перенимаем эти качества себе. Также стоит знать о том, что гнев вызывает в организме биохимические процессы, которые становятся причиной многих заболеваний. Так что, гневаясь, мы в первую очередь причиняем вред именно себе.
Жадность (лобха)
Наверное, сложно найти русскую народную сказку, в которой не показывалась бы вся губительность такого порока, как жадность. Одним из ярких примеров можно считать ту самую алчную бабку, которая обнаглела до того, что, получив буквально всё, о чём можно желать, потребовала у золотой рыбки, чтобы та сделала её «владычицей морской».
И далеко не только в сказках можно видеть такую безграничную жадность. Порой некоторые бизнесмены настолько увлекаются своим бизнесом, что зарабатывание денег становится для них самоцелью. Порой доходит до смешного: если рассчитать все средства, которыми обладает человек, то можно прийти к выводу, что он не сможет их потратить, даже если будет жить ещё двести лет. Но он сам всё равно считает, что ему мало. На бытовом уровне жадность проявляется неумеренностью в пище. Это самый простой способ «накопления»: если нет никаких бизнес-проектов и возможности накапливать какие-то материальные блага, жадность просто «заедается».
И жадность может проявляться во всём. Часто можно видеть, как на остановке общественного транспорта некоторые люди буквально находятся в состоянии «тихой истерики» — вздыхают, поглядывают на часы, нервно меряют шагами остановку и так далее. Это тоже своего рода жадность. Человек так стремится попасть, куда ему нужно, что не способен проявить ни капли терпения.
И часто жадность также толкает на необдуманные поступки и разрушает жизнь человека. Собственно, это мы можем видеть всё на том же примере алчной бабки, которая эксплуатировала и деда, и золотую рыбку. В итоге все получили определённые страдания, даже невозмутимую золотую рыбку и ту алчная бабка довела до негодования. И эта сказка очень поучительна. Часто в погоне за какими-то благами (которые чаще всего нам не нужны или, по крайней мере, не в таких количествах) мы теряем то, что на самом деле ценно — человеческие отношения, здоровье, дружбу и так далее.
Иллюзия (моха)
Иллюзия — вот уж, пожалуй, самый коварный из пороков. Своего рода ласковый убийца: затуманивая разум человека, иллюзия способна полностью разрушить его жизнь. Самый простой пример — с мышеловкой. Бедная мышка, пребывая в иллюзии, что это просто случайно кем-то обронённое лакомство, уже через секунду беспомощно теребит лапками и бьётся в предсмертных конвульсиях. И многие из нас мало чем отличаются от таких мышек. Недаром есть поговорка про бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке. Но почему-то эта поговорка мало кого вразумляет.
Кредиты — та же мышеловка. И этим пользуются банковские системы. Тут подключается ещё и вожделение, о котором говорили выше: человек так сильно чего-то желает, и тут ему говорят «Можешь забрать прямо сегодня за первоначальный взнос (а то и вовсе бесплатно), а заплатишь потом». И вот она иллюзия — объект вожделения уже в руках, а расплата — ну, это же будет потом и не скоро. И часто за такие опрометчивые поступки люди расплачиваются годами.
Тоже самое с казино. «Ещё чуть-чуть, вот сейчас точно повезёт», — и трясущимися руками игроман ставит на кон последнее, что у него осталось. А потом… ну вы помните несчастного персонажа «Пиковой дамы», игры которого закончилась тем, что он сидел в палате психиатрической клиники и, раскачиваясь метрономом, повторял свою «мантру» — «Тройка, семёрка, туз». А всё началось с иллюзии, в которую он впал — что может играть без проигрыша.
Часто иллюзия сопровождает другие пороки. Так, она может приходить к нам в паре с гневом или жадностью, искажая реальность и заставляя нас ещё глубже погружаться в эти пороки.
Зависть (матсарья)
Зависть — своего рода сестра-близнец вожделения. Мы завидуем тем, на чьём месте хотели бы оказаться сами. Во-первых, это, опять-таки, проявление невежества. Мы снова забываем о законе кармы — каждый получает ровно столько, сколько заслуживает. И, если у кого-то есть, а у нас нет, значит, он создал для этого причину, а мы нет. Пенять остаётся только на себя. Во-вторых, завидуя, мы часто также проявляем ещё и гнев. Как в том анекдоте, когда Бог сказал: «Я дам тебе всё, что хочешь. Но при условии, что твоему соседу дам вдвое больше». И человек ответил: «Боже, лиши меня глаза». Всё это, конечно, смешно, если бы не было так грустно. Часто мы можем желать вреда тому, кому завидуем, даже если это принесёт вред и нам. Так, работник, завидующий своему начальнику, может желать ему разориться, не понимая при этом, что и он сам тогда отправится на биржу труда и будет ещё долгие месяцы, скорее всего, иметь вид весьма печальный и удручающий.
В криминальной психологии есть вообще версия, что зависть — это первопричина всех преступлений. Если поразмышлять над этим, то можно прийти к выводу, что в этой теории есть рациональное зерно. Даже ревность (которая часто становится мотивом преступлений) по большому счёту произрастает из зависти — «кого-то любят больше, чем меня». Да и многие другие мотивы преступлений вполне могут брать своё начало в зависти — завидуем более успешным, красивым, здоровым и так далее, а затем — восстанавливаем «справедливость». Таким образом, зависть часто также лишает человека рассудка и толкает на необдуманные проступки.
Однако с помощью зависти можно проанализировать свои глубинные желания. Достаточно поразмышлять над тем, почему мы завидуем тому или иному человеку, и понять, чего нам не хватает. И если это нечто конструктивное, то, может быть, стоит приложить усилия, чтобы этого достичь, а если мы желаем чего-то не очень полезного, то стоит подвергнуть это желание анализу и понять, что нам это не нужно. Так можно работать с завистью.
Гордыня (мада)
В каком-то смысле гордыня — один из самых опасных пороков. Почему? Потому что часто ему подвержены даже люди с высоким уровнем духовного развития. Дело в том, что гордыня — очень коварный противник, который часто подкрадывается незаметно. Так, совершая какие-либо добрые поступки или достигая какого-либо успеха в какой-нибудь сфере, человек может «заболеть» гордыней и даже не заметить этого.
Упрощённо говоря, гордыня — это когда мы возвышаем себя и принижаем других. А также приписываем себе любой свой успех. Важно понимать, что так или иначе любому человеку помогают свыше, и без этой помощи вряд ли мы могли бы достичь того, чего достигли. А самое главное — наш успех в чём-либо вовсе не является причиной того, чтобы считать других недостойными, глупыми, грешниками или что-нибудь ещё в таком духе. Каждый из нас находится на своём уровне развития. Это можно сравнить с первоклассником и десятиклассником. Можно ли сказать, что первый — дегенерат по сравнению со вторым? Вовсе нет, просто каждый находится на своём этапе пути, и это важно понимать.
Гордыня — это, пожалуй, последний из пороков, с которым человек сталкивается на пути к духовному совершенству. Преодолев такие очевидно пагубные вещи, как вожделение, гнев, зависть и другие, человек, собственно, и может впасть в гордыню, ведь все основания для этого есть: «Я такой святой, такой духовно развитый, не то, что эти все…». И это очень опасная позиция, так как она ведёт к падению. Потому что, когда человек подвержен гордыне, он становится уязвимым и для других пороков, которые уже, казалось бы, побеждены им. Он может впадать и в гнев, и в жадность, и в вожделение и так далее. Ведь он уже считает себя святым и поэтому думает, что достоин большего, чем ему дано. Одним словом, гордыня — это, можно сказать, последнее испытание. И именно с этой ступени многие падают вниз, потому что преодолеть гордыню очень непросто. Именно поэтому во многих религиях этот порок считается одним из самых тяжёлых. Видимо, для того, чтобы человек оставался бдительным даже тогда, когда все остальные пороки уже побеждены.
Явный признак гордыни — это когда мы начинаем выстраивать какие-то стены между собой и другими, начинаем делить людей на чистых/нечистых, грешников/праведников, достойных/недостойных. В психологии это называется комплексом превосходства, и по своей пагубности он ничуть не уступает комплексу неполноценности. Оба этих дефекта личности одинаково разрушительны. Вовремя распознать в себе зарождающуюся гордыню и обезвредить её — это очень важно.
Итак, мы рассмотрели шесть врагов, которые и являются во многом причинами наших страданий. Именно эти шесть врагов затуманивают наш разум и заставляют совершать неблагие поступки. А корнем этих шести врагов, как уже сказано выше, является отождествление себя с материальным телом. Важно понимать, что душа — уже совершенна, и всё, что нам нужно сделать, — это избавиться от той шелухи, той пыли, которая осела на нас в процессе нашего бесконечного пути воплощений.