«А как ты, Виджджвала? – спросил Кунджала. – Расскажешь ли что-нибудь удивительное нам?».
«Конечно же, я расскажу», – ответил Виджджвала.
Обычно Виджджвала летал за пищей в место по соседству с горой Сумеру. В этой области был удивительный лес, называемый Анандаканана. Он был полон цветов и плодов, в нем было множество божественных деревьев. Апсары и гандхарвы приходили резвиться в этот лес. Летающие колесницы богов часто посещали его.
В этом лесу было прекрасное, со множеством лебедей, озеро, изобиловавшее лотосами. Когда Виджджвала был там, он увидел сияющую виману (летающую небесную колесницу), которая опускалась в лес. В вимане находилась пара, чей облик казался божественным. Сидящие были очень красивы и одеты в богатые одежды. Мужчина и женщина вышли из виманы и приблизились к краю воды. Искупавшись в озере, они взяли в руки мечи. Также Виджджвала заметил лежащие возле озера два мертвых тела – причем, о чудо, мертвое тело мужчины в точности напоминало облик мужчины, вышедшего из виманы, а женское мертвое тело имело те же черты, что и прибывшая с ним женщина.
Женщина отрезала мечом несколько кусков от женского мертвого тела и принялась их есть. Так же поступил и мужчина, разрезав мужское тело. Пока они ели, две прекрасные женщины появились в этом месте и начали смеяться над теми, кто ест. Кроме того, пришли и две женщины ужасного облика, приговаривая: «Дай мне немного, дай мне немного!».
Мужчина и женщина, закончив свою трапезу, выпили воды из озера, взошли на виману и отбыли. Удалились и четыре женщины, а у мертвых тел восстановились отрезанные части. Виджджвала, бывший очевидцем этой странной сцены, обратился к своему отцу: «Что это значит, отец? Кто та божественно выглядящая пара, спустившаяся на вимане? Кто те две прекрасные женщины, что смеялись над ней? И кто те две ужасные женщины, просившие их о пище?»
Кунджала поведал следующую историю своей семье.
В царстве Чола жил некогда царь по имени Суваху. Он был красив собой, праведен и обладал многими другими достоинствами. Он был преданным Господа Вишну, и никто на земле не мог сравниться с ним в его преданности. Жену царя звали Таркшьи.
Суваху совершил множество жертвоприношений, но семейный жрец царя, Джаймини, не был доволен тем, что сделал Суваху.
«О, царь, – обратился к Суваху жрец, – пожалуйста, даруй мне милостыню. Это обеспечит поистине бессмертную заслугу для тебя».
«Что же сможет принести эта заслуга мне?» – спросил царь.
«Она даст тебе возможность отправиться на небеса, – ответил Джаймини. – А небеса – это в высшей степени прекрасное место».
«Возможно, что это так, – сказал царь. – Но смогу ли я жить на небесах вечно?»
«Конечно, нет, – ответил Джаймини. – Ты сможешь жить там до тех пор, пока твоя заслуга не будет исчерпана. Когда же она исчерпается, ты вновь родишься на земле».
«В этом случае, я не заинтересован давать тебе милостыню, – сказал царь. – Как могу я прельститься таким скоротечным счастьем? Я буду молиться Вишну, и, благодаря его милости, смогу жить в его обители на Вишнулоке. Это гораздо предпочтительнее жизни на небесах».
Царь сделал так, как сказал. Вместе со своей женой он начал совершать тяжелую аскезу и молиться Вишну. Результатом этих действий было то, что когда Суваху и Таркшьи умерли, они отправились прямо в мир Вишну, на Вишнулоку.
Вишнулока была удивительным местом. Но как ни старались, царь и его супруга не могли нигде увидеть Господа Вишну. Более того, они начали страдать от голода и жажды, и никак не могли найти ни пищи, ни воды. В поисках пищи, способной насытить их, и воды, способной напоить их, они пришли к обители мудреца по имени Вамадева.
«О, великий мудрец, – обратился к нему Суваху. – Что случилось с нами? Почему мы так страдаем?»
«Ты и твоя жена действительно обладаете преданностью Вишну, – отвечал Вамадева. – Но ты никогда не давал никакой милостыни. А лучшая форма милостыни – это давать пищу и воду. Поскольку ты никогда не предлагал в качестве милостыни пищу и воду, ты столкнулся с голодом и жаждой здесь, на Вишнулоке».
«Есть ли способ искупить мой грех?» – спросил тогда царь.
«Несомненно, он есть, – сказал мудрец. – Иди туда, где на земле лежат мертвые тела – твое и твоей жены. Эти мертвые тела не тронуты разложением. Ешь мясо своего собственного мертвого тела. Делай так до тех пор, пока кто-нибудь не произнесет для тебя гимн (стотра), посвященный Вишну. День, когда ты услышишь тот гимн, будет днем твоего спасения».
Это было объяснением тому, что увидел Виджджвала. Суваху и Таркшьи ели мясо своих собственных мертвых тел, а те две прекрасные женщины, что смеялись над ними, были олицетворением праджны (знания) и шраддхи (веры). Праджна и Шраддха смеялись над царем и царицей потому, что те, никогда не раздавая милостыни, не смогли достичь истинных знаний и веры. Две же ужасные женщины, просящие поделиться с ними, были олицетворением голода и жажды.
«А как же спасти их? – спросил Виджджвала. – Пожалуйста, поведай мне гимн, посвященный Вишну. Тогда бы я смог исполнить его для Суваху и Таркшьи, чтобы они достигли освобождения».
Кунджала научил гимну своего сына, а тот отправился к царю и царице и исполнил гимн им. Так Суваху и Таркшья избавились от своего греха.