Содержание
- Небесная пряха — богиня судьбы Макошь. Путь судьбы
- Богиня женского творческого созидательного труда
- Макошь — богиня достатка и плодородия
- Богиня Макошь — покровительница водной стихии
- Два лика богини Макоши
- Богини судьбы в других традициях и верованиях
- Знак и символ Макоши
- Праздники, посвящённые Макоши
- Макошь — супруга бога Велеса
- Макошь — покровительница водных служебных духов
- Происхождение имени «Макошь»
И пролился дождь на Ирийский сад —
«Песни Птицы Гамаюн»
водяными нитями с неба. И в тех струях
родилась Макошь — Повелительница Судьбы.
Макошь — богиня судьбы, прядущая путь души в земном воплощении, богиня-Мать и богиня-рожаница, попечительствующая деторождению, в этой ипостаси предстающая как хранительница рода и домашнего очага. Она почитается как богиня земного плодородия, водной стихии и покровительница Матери Сырой Земли. Макошь является дочерью бога Рода — как женская ипостась созидающей силы творца мироздания. Светлый лик Макоши — богиня Жива, сила животворящая и пробуждающая к жизни, контролирующая мир Явный, проявленный; а тёмная её ипостась суть богиня Мара, или Марена, своим серпом нить жизни рассекающая, — сила мира Навного.
Макошь — всеведущая Мать, проявляющаяся как сила, которая управляет исполнением закона воздаяния. Она ведает тайной пути Прави — великого закона мироздания и следит за тем, чтобы человек шёл по предначертанному пути, постигая уроки жизни и обретая драгоценный опыт в каждом своём воплощении. Нитями судьбы, которая прокладывает путь в жизни нашей, она сматывает клубок бытия каждого живого существа. Макошь — единственная богиня, имя которой было упомянуто в «Повести временных лет» (XII век), где описывается пантеон богов древней Руси1.
Небесная пряха — богиня судьбы Макошь. Путь судьбы
Она нити прядёт, в клубок сматывает. Не простые
(«Песни Птицы Гамаюн»)
нити — волшебные. Из тех нитей сплетается
наша жизнь — от завязки-рожденья и до конца, до
последней развязки — смерти.
Даже боги пред нею склоняются,
как и все они подчиняются тем неведомым
нитям Макоши».
Пряха небесная — богиня Макошь ответствует за «прядение» нитей судеб. Как богиня судьбы Макошь определяет те вехи2, которые неизбежно должны свершиться в нашей жизни. Пути судьбы на полотне жизни помогают Макоши «вышивать» её помощницы Доля и Недоля.
Слово «судьба» содержит в корневой основе слово «суд», что предполагает её неизменную связь с кармой, законом причинно-следственных связей, коим человек вершит суд над самим собой.
Так, богиня Макошь прядёт «полотно» жизни человека, а Доля и Недоля завязывают нитями причин и следствий тех деяний, которые были совершены человеком, события, по судьбе назначенные. Доля (или Среча), сидящая по правую руку от богини-Матери Макоши, завязывает узелки на нити судьбы сообразно благим поступкам человека, которые просияют как счастливые моменты в жизни, тогда как Недоля (или Несреча), сидящая по левую руку от Макоши, завязывает узелки событий, которые проявятся в жизни как следствия неблагих деяний, основанных на эгоистичных побуждениях человека, и неизбежно обернутся тяжкими испытаниями судьбы.
«А помощницы её Доля с Недолею на тех нитях, не глядя,
(«Песни Птицы Гамаюн»)
Завязывают узелочки: на счастье, на горе ли —
Только Макоши это ведомо».
Верите ли вы в судьбу, предопределяющую всё происходящее в нашей жизни, или считаете, что череда событий складывается сама по себе, по воле случая? Понятия судьбы и кармы тесно взаимосвязаны — на санскрите судьба обозначена словом kárman (कर्मन्). Всё, что нами было содеяно в прошлых воплощениях, так или иначе, явится в новых рождениях нам уроком, и эти уроки, завязанные узелками на нити судьбы богиней Макошью, определены ею для каждого из нас. Добрые семена содеянного принесут благие плоды, а худые — взойдут на поле жизни нашей горестями и печалями. Она прядёт нить судьбы человека с учётом всех кармических предпосылок, которые были сформированы в его прошлой жизни.
На судьбу также влияют тенденции и склонности всех личностей, которые являлись воплощениями нашей души, — на санскрите именуемые как скандхи. Они обладают особым воздействием на сознание и сопутствуют человеку из жизни в жизнь. Этот «набор» уникальных черт, привычек, интересов формирует нашу судьбу в соответствии с тем, что в нём запечатлено. Всё учтено мудрой покровительницей судеб богиней Макошью — ничто не сокрыто от её вездесущего взора…
Как гласит «Йога Васиштха», чистые тенденции ведут нас к Освобождению, в то время как нечистые тянут вниз и ведут к различным бедам. И во власти нас самих то, какие из них мы будем усиливать, а влияние каких — ослаблять.
Поэтому не существует никакого злого Рока, беЗпричинно сужденного нам как «слепой произвол» богов. Случайностей не бывает — всё в нашем мире проявляется закономерно. Не стоит сетовать на несправедливость, поскольку судьба есть следствие наших поступков, и ответственность за то, что с нами происходит, несём только мы сами, ибо всё воздаётся по заслугам. Условия, в которых мы оказались сейчас, есть результат прошлых деяний наших в предыдущих жизнях, а нынешние действия создают судьбу будущих наших воплощений на земле. Поэтому все основные события в жизни, так или иначе, предопределены и зависят от кармических предпосылок, созданных деяниями прошлых воплощений, и в последующих жизнях они проявляются как уроки, которые нам необходимо пройти. То есть кармически были обусловлены определённые обстоятельства, в которых мы должны проявить свободу воли. Человеку всегда предоставляется возможность выбора — каким путём ему следовать. Предопределённость судьбы, её фатализм, проявляется только в рамках ключевых событий жизни, и то, как мы проявим себя в этих обстоятельствах, зависит от того, насколько хорошо были усвоены нами уроки кармы. Духовное развитие происходит благодаря таким урокам школы жизни, «расписание» которых и предопределено судьбой, богиней Макошью предначертанной.
«То, что называется судьбой или божьей волей, — просто результат прошлых действий, личных усилий в прошлом. Настоящее бесконечно более могущественно, чем прошлое. Только глупцы удовлетворены результатами своих прошлых усилий и не прилагают никаких усилий в настоящем».
(«Йога Васиштха»)
Некие ключевые события жизни, как их иначе называют — вехи судьбы, — это и есть узелки на нити судьбы, завязанные Макошью и её помощницами Долей и Недолей. Ими определяется судьба человека от рождения до смерти. Они неизбежны, а путь человека, которым он будет следовать в сложившихся жизненных обстоятельствах, полностью зависит от его добровольного выбора. Макошь-матушка всегда оставляет нам свободу избирать путь в жизни: будем мы следовать Правным путём добра и благих стремлений, заповеданных нам богами и предками нашими, либо отклонимся от прямого пути Прави и пойдём дорогой, уводящей от света Ирия божественного во тьму и мрак невежества и порока. Жизнь проверяет нас — извлекли ли мы урок из прошлого, учимся ли на своих ошибках или повторяем их вновь из жизни в жизнь. Поэтому кармические следствия во многом формируют нашу судьбу.
Не всегда сами поступки становятся причиной кармических следствий — больше, чем само деяние, отражается на карме и судьбе мотивация к его свершению. Одно и то же действие имеет различные кармические следствия в зависимости от мотивов, внутреннего побуждения, — чем мы руководствуемся, делая определённый выбор поступить так, а не иначе. То, как мы поступим, зависит от отношения к возникшей в жизни ситуации.
Ведические наставления — не привязываться к результатам своих деяний — призывают нас обратить внимание на суть мотивов поступков: если человек стремится обрести плоды своих действий, значит, у него есть внутренний стимул к этому деянию — обрести определённое благо. Даже благородное стремление — в том случае, если есть привязанность к результату и желание «лицезреть» плоды своих поступков, — скрывает в себе личный интерес. Важно не попасться в ловушку ума и суметь различить истинные мотивы наших деяний. Пока в благодеянии присутствует чувство «Я» и радость от ощущения личного участия в благом деле, до тех пор совершаемое деяние не может быть истинным благом.
Перед любым светлым начинанием в жизни крайне важно определить и искренне ответить себе на вопрос — что движет вами, какова истинная мотивация. Исходя из этого, станет очевидным то, ради чего вы встали на этот путь. Действуете ли вы из благородных побуждений либо ищете своеобразную выгоду для себя лично. Каковы цель и мотивы к действию — из эгоистических побуждений свершается оно либо из стремлений принести благо всем? Каждое действие оценивается с точки зрения внутренних мотивов, приводящих к деянию.
Денно и нощно свершает свою «судьбоносную» деятельность небесный ткацкий станок богини Макоши, на котором ткёт она полотно жизни каждого человека. Судьба — это некая программа «обучения» в школе жизни, в которой нам предоставляется возможность пройти те уроки, которые нам необходимы на пути духовного самосовершенствования. Карма, формирующая основные вехи судьбы, есть очищающая сила, благая для Духа, но скверная для эгоистичной личности, держащей светлый Дух в темнице невежества и омрачений. Все кармически обусловленные связи проявляются в определённые моменты жизни в благоприятное время для извлечения уроков судьбы, дыбы явить нам картину, того, как мы себя вели по отношению к другим живым существам, — всё это мы должны испытать сполна на себе и прочувствовать причинённые другим боль и страдания. Судьба призвана вернуть нас на путь Прави, с которого мы, вероятно, некогда сошли, и обусловили свою жизнь сложившимися кармическими следствиями.
Многие, не желая признавать себя ответственными за свою судьбу, также начинают винить других людей, которые создают им в жизни проблемы и чинят препятствия в осуществлении планов. Любая встреча не случайна. В жизни вообще нет ничего случайного, всё закономерно. Не стоит забывать, что каждый человек, встречающийся нам на жизненном пути, — это наш учитель. С помощью всех окружающих нас людей жизнь также учит нас.
Не расписано по времени и по часам возникновение в жизни конкретных ситуаций. Есть лишь некая предопределённая череда событий, проходя через которые человек учится принимать решения на основе полученного опыта всех прошлых воплощений. Событие может происходить несколько раз в жизни, пока человек не выработает правильное отношение к нему, пока не извлечёт урок. Этого может не произойти в течение проявленного существования — земной жизни, тогда в посмертии мы имеем возможность также извлечь уроки из допущенных за время жизни ошибок, которые сформируют «зерно кармы», проявляющееся впоследствии в нашей судьбе. Некое обстоятельство в жизни будет повторяться до момента, пока не будет пройден урок. Как только придёт осознание того, зачем эта ситуация нам дана, и что всё зависит только от нас, вы поймёте, что нет смысла менять что-то вовне, важно совершить внутренние преобразования в самих себе, которые приведут к изменению обстоятельств и во внешней жизни. Так осознанно проживая жизнь, мы постепенно «развязываем» узелки на нити судьбы, заботливо завязанные Матушкой Макошью для нашего же блага.
Кстати, в этом контексте немаловажно было бы упомянуть о целесообразности соблюдения определённых аскез и прочих самоограничений без явного понимания их истинного смысла. Поскольку неосознанное насильственное ограничение желаний лишь только создаст предпосылки к стремлению ещё с большим рвением удовлетворить их.
«Нечистые тенденции должны быть постепенно оставлены, и разум должен отворачиваться от них постепенно, чтобы не вызвать сильной реакции».
(«Йога Васиштха»)
Пока на глубинном уровне мы не осознаем беЗполезность поощрения возникающих у нас эгоистичных тенденций, никакими ограничениями избавление от желаний и страстей не может быть достигнуто. Запрет будет способствовать расширению влияния на наше сознание ограничивающего фактора, который впоследствии неизбежно приведёт к стремлению исполнить некогда желаемое. Не ограничениями желаний, а трансформацией их в высшие духовные намерения творческого созидания возможно преодолеть эти оковы одолевающих страстей и эгоистичных мотиваций поведения. Важно осознать, что не подавление низших чувств, а пробуждение высших стремлений ведёт нас на новую ступень на лестнице эволюционного восхождения Духа. Так негативные тенденции постепенно будут уходить, а желания, вызванные ими, постепенно перестанут влиять на наше сознание. Таким образом мы строим свою судьбу сегодня — и на будущее воплощение мы формируем благие условия жизни для духовного развития.
Постигая уроки судьбы, мы постепенно развязываем узелок за узелком, этим предотвращая возможность влияния на нас в последующем в жизни предопределённых событий, вызванных кармическими следствиями. Как подтверждает то «Йога Васиштха»:
«Усилия могут быть двух категорий — усилия прошлых рождений и усилия этого рождения. Последние могут победить первые. Судьба — это ничто иное, как усилия прошлых рождений. Между этими категориями — постоянный конфликт в этом воплощении, и побеждают более сильные. Поэтому надо, стиснув зубы, прилагать усилия, дабы победить зло добром, и судьбу — усилиями в настоящем».
Считается, что когда человек прозревает и окончательно освобождается от ложной самости и пут привязанностей, богиня Макошь развязывает все узелки на нити его судьбы.
Богиня женского творческого созидательного труда
Как небесная пряха — в этом же аспекте Макошь предстаёт как богиня различных видов женского рукоделия. Не только ткачество, вязание, вышивание, как можно предположить, но и другие виды женских ремёсел, посредством которых женщина наделяет всё сотворённое ею своей созидательной энергией. Макошь покровительствует всем мастерицам, занимающимся рукоделием. Как известно, творческий созидательный ручной труд ведёт к обретению внутренней гармонии, успокаивает, настраивает на мир и лад в отношениях с окружающими и развивает такие важные и необходимые для любой женщины качества, как терпение, трудолюбие, смирение, усидчивость и внимательность. Сам творческий процесс созидания прекрасного таит в себе исключительное благо — он ведёт нас к облагораживанию чувств и уравновешиванию внутреннего мира и внешнего.
<Макошь — богиня достатка и плодородия
Культ богини Макоши, проявляющей материнскую заботу ко всему творению, связан с почитанием Матери Сырой Земли, как жизнерождающей силы, дающей детям своим дары благодатные. Предстающая в аспекте Земли-Матушки — твердыни мира Явного, Макошь является в образе кормилицы, дарующей урожай богатый, проявляющей заботу обо всех живых существах.
Покровительница домашнего очага, богиня семейного благополучия и достатка, хранительница урожая (эта ипостась прослеживается в этимологии имени Макоши: «ма» — мать, «кош» — дом).
В этом аспекте, как и богиня Лада — хранительница домашнего очага, заботящаяся обо всех чадах Матери Сырой Земли, Макошь предстаёт как богиня благополучия, достатка и изобилия. Богиня Макошь особо благосклонна к труженицам, хлопочущим по домашнему хозяйству, созидающим уют и тепло домашнего очага.
Макошь также благоволит всем, кто трудится не покладая рук, вкладывая душу в свой труд и созидая во благо процветания рода. Кстати, по народным поверьям вестниками Макоши являются насекомые-труженики: пауки, пчёлы, муравьи.
Богиня Макошь — покровительница водной стихии
Макошь почитают также как богиню-покровительницу водной стихии. В русской ведической традиции Мать-Водица выступает как животворящая очищающая сила, материнская жизнерождающая стихия. В этой ипостаси Макошь предстаёт как хозяйка всех водных источников, рек, озёр, морей, океанов, также колодцев — хранителей воды, используемой человеком в жизни по хозяйству. Богиня Макошь у славян западных, в частности у чехов, почиталась как богиня дождей и сырости, в тяжёлое время засухи и неурожая к ней взывали как к спасительнице, приносящей влагу благодатную, насыщающую почву и сохраняющую урожай. Макошь, предстающая в своей ипостаси как Жива — богиня всего живого в мире Явном, является богиней живой воды. В то время как проявляющаяся тёмным ликом как богиня Марена, она является олицетворением мёртвой воды.
Макошь — мать-рожаница
Макошь, являющаяся проявлением женской ипостаси единой божественной сути, олицетворяет собой женское животворящее начало. Богиню-Мать, защитницу мироздания, почитают во многих культурах и традициях. Как мать, дарующая жизнь своему чаду, так и Богиня-Мать Макошь, положившая начало всему сущему, является силой, поддерживающей существование всего живого в мироздании. Наши предки особо почитали матерей-рожаниц, являющихся ипостасями Пра-Матери Вселенной, которая являет себя разными ликами в образах богинь прекрасных русского ведического пантеона. Помимо старшей рожаницы — богини Макоши, рожаницами являются также мать богов Сварожичей и людей Лада, породившая беЗтелесных духов Леля, жизнеродящая сила — богиня Жива. В этой ипостаси, выступающая как Мать-Прародительница, Макошь предстаёт в различных ликах (явленных как её дочери): Доля (она же Жива или Среча) и Недоля (Марена или Несреча).
Два лика богини Макоши
Великая богиня Макошь, единая в двух ликах своих — как воплощение двойственной женской природы, сплетает из пряжи судьбы полотно жизни каждому человеку. И не по воле случая и беспощадного жребия выпадает человеку по судьбе жизнь прожить так, как им не желаемо, а по велению богини Макоши исполняется закон воздаяния, который каждому по делам его отмеряет счастье и горе в жизни испытать.
В жизни каждого человека возникают такие моменты, которые требуют от него особой выдержки в преодолении напастей судьбы. Одни не жалуются на выпавшую им участь, памятуя о том, что всё явлено следствием их деяний и является в то же время залогом событий будущей жизни. Другие же не стремятся извлечь урок из выпавшего им на долю, а пытаются повлиять на ситуацию вовне или сбежать от неприятностей, не понимая, что они будут возникать в жизни неизбежно до тех пор, пока человек не будет в состоянии постичь их истинное предназначение.
К тем, кто силён духом, не отчаивается и не склоняется под грузом тяжких жизненных обстоятельств, достойно переносит все удары судьбы, стремится творить и созидать во благо всех живых существ (ибо истинно праведному человеку невозможно быть счастливым, покуда не счастливы другие) — к ним Макошь посылает свою дочь Сречу (Долю), богиню удачи и счастья, которая сопутствует им во всех благих начинаниях и помогает легко преодолеть все препятствия на праведном пути жизни. С веретена судьбы богини Доли выходит нить ровная златая — такой же путь человеку в жизни определяющая. А к тем, кто сошёл с пути Прави и живёт эгоистичными помыслами, предаёт, обманывает других, использует в своих целях, — к ним приходит другая дочь Макоши — Несреча (Недоля), богиня, с веретена которой идёт нить кривая, непрочная, — человеку предопределяющая жизненный путь, полный горестей и неудач, тем не менее, позволяющий пройти уроки судьбы и благоприятствующий их духовному росту.
Как гласит русская народная поговорка: «Жалеть о своей доле — что ветра искать в чистом поле». Поэтому не следует нам жаловаться на судьбу, ибо заботливо сплетённая богиней Макошью ведёт она нас к свету постижения истинной сути бытия. Всё в нашей жизни, сотворённое богами светлыми, служит во благо эволюции и нашего духовного роста. Всех детей своих, с пути правного свернувших, ослушавшихся наказа Вышних родителей своих — богов светлых, уроками, отмеченными узелками на нити судьбы, возвращают они на верную тропу светлую.
Светлый лик Макоши — летняя богиня Жива (Доля, Среча), олицетворяющая активную силу жизни в мире Яви, противостоящую смерти, пассивности и инерции; тёмный лик — зимняя богиня Мара (Недоля, Несреча), символизирующая смерть как переход из одного состояния в другое, сила мира Нави, иномирья. Жива дарует жизненную силу, а Марена контролирует правильное использование этого дара и в сужденный момент забирает. Потому, если человек силу жизни свою во благо всего сущего применяет, то богиней Живой сила эта приумножается, а иначе Мара силу жизни забирает, что хворобами да недугами в жизни человеку оборачивается, также призванными вернуть нас на путь Прави.
Богини судьбы в других традициях и верованиях
Богини судьбы, небесные пряхи, сплетающие нитями судеб пути жизни всех живых существ, в традициях других народов предстают как: мойры, норны, парки и др. Как правило, это три богини, образы которых весьма схожи с образами богини Макоши и её двух дочерей (ликов).
Согласно сказаниям древнегреческой мифологии, на Олимпе обитают три вершительницы судеб — богини мойры, которые вращают небесное веретено судеб, явленное как первооснова всего сущего во Вселенной. Они определяют судьбу богов и людей. Одна из них — богиня Лахесис, воспевающая прошлое, она же вынимает жребий, который определяет сужденное в жизни. Вторая богиня прядёт нить судьбы настоящего — Клото, почитаемая как богиня судьбы, гаданий, рукоделия, она отмеряет срок жизни человеку на земле — где нить обрывается, там и жизнь заканчивается. И третья мойра по имени Атропос — обозначающая на полотне жизни узор будущего, она заносит в свиток судьбы всё назначенное человеку её сёстрами — как запишет в свиток она судьбу, уже не избежать её никому. В одном из орфических гимнов к ним обращаются как к неотвратимым и неумолимым вседарящим «избавителям всех смертных в несчастьях». Также на Олимпе есть и богиня удачи Тюхэ, которая из рога изобилия одаривает всех счастливыми вехами судьбы.
В древнеримской мифологии также есть три богини судьбы, именуемые парками, — Нона, наматывающая нить жизни на веретено судеб, Морта, перерезающая нить жизни, и Децима, отмеряющая продолжительность жизни. Римлянами также почиталась богиня Фортуна, дарующая счастливую судьбу и удачу.
Скандинавское средневековое мифологическое сказание «Младшая Эдда» повествует о трёх богинях судьбы — норнах, которые «судят людям судьбы». А древнеисландская песнь о богах и героях «Старшая Эдда» описывает множество богинь-прорицательниц, повелительниц судеб, выступающих в различных ипостасях, однако особо выделяет трёх мудрых дев, ткущих судьбы и жребий готовящих, именуя их как Урд, Верданди и Скульд. Старшая Урд — богиня судьбы, ответствующая за прошлое, зрелая Верданди — за настоящее, а юная Скульд созидает будущее.
У литовцев одна из семи прях судьбы, ткущих на холсте жизни путь, которым суждено следовать человеку, — богиня Верпея, восседающая на небесах и соединяющая звёзды, олицетворяющие жизни людей, нитями судеб с небосводом — чем длиннее нить, тем жизнь дольше. Падающая звезда была знаком того, что где-то оборвалась чья-то жизнь, ибо богиней судьбы была перерезана нить, связующая душу человека с жизнью. Так, согласно верованиям многих индоевропейских народов, у каждого человека на небосводе есть своя звезда, которая сияет, пока он жизнь свою на земле проживает, и гаснет в тот миг, когда он умирает.
Знак и символ Макоши
Богиня Макошь изображается, как правило, на вышивках в виде женской фигуры с распростёртыми ввысь руками. В руках могут изображаться две птицы, либо по сторонам от Макоши — две лосихи, символизирующие рожаниц, либо богини-потворницы Доля и Недоля. Также символы земного плодородия ассоциируются с Макошью в ипостаси покровительницы земной стихии. Как правило, это ромбы, квадраты и треугольники (вершиной вниз). Все они также символизируют защиту материнскую, которую дарует нам богиня-Мать Макошь.
В частности, славянским символом небесной пряхи судеб Макоши является геометрическая фигура в форме ромба, включающая в себя ещё четыре малых ромба, отделённых друг от друга перекрестьем. Считается, что своей владелице такой оберег с изображением символичного образа Макоши, принесёт здоровье, достаток в доме и семейное благополучие. Особенно действенным он считается, когда женщина облачается в одежду с вышитым знаком Макоши во время праздников, посвящённых богине судьбы: Вешнее, Летнее или Осеннее Макошье. В этом же аспекте богиню Макошь олицетворяет символ плодородия — знак засеянного поля, который используется в народной вышивке, но также его можно изобразить любым другим способом при создании оберега. Вышивают ромбы и прямоугольники с точками посредине — «семечками», засеявшими поле, как правило, бисером, рисуют — точками, а при резьбе по дереву просверливают небольшие дырочки. Олицетворяют богиню судьбы также такие символы, как веретено, прялка, пряжа, сноп колосьев (символ урожая).
Праздники, посвящённые Макоши
Днями, посвящёнными богине Макоши, можно считать следующие: Вешнее Макошье, приходящееся на 9–10 мая; Летнее Макошье, празднуемое 19 июля; Осеннее Макошье, отмечаемое 14 или 28 октября; также днями Макоши считаются — 8 и 14 сентября, 1 и 10 ноября.
Вешнее Макошье, также именуемое как День Матери Сырой Земли или Именины Матери Сырой Земли, поскольку в этот день чествуют Землю-Матушку, пробудившуюся по весне от сковавшего природу холодного зимнего сна. В сей Макошин день надо проявить особое уважение и чуткость к Матери-Земле, нельзя её тревожить: пахать, копать и «докучать» ей любыми другими способами, поскольку считается, что земля пребывает в покое, «отдыхает» в день своих Именин.
Летнее Макошье, иначе именуемое как Летние Мокриды, отмечаемое накануне Дня Перуна (20 июля), также является одним из святодней, посвящённых Макоши, предстающей в одном из её ликов — как стихия воды. Согласно народным приметам, наблюдаемая в этот день дождливая погода является предвестником ненастной дождливой осени, ну а коли вёдро3 на Летние Мокриды, то и осень предвещает быть сухой. Также дождь в этот день сулил богатый урожай ржи на будущий год. Макошь почитаема в своей ипостаси как покровительница водной стихии в сей день и облагодетельствована требами, которые ей преподносят с просьбами даровать влагу в засушливую пору или уберечь от обилия дождей.
Главный день, когда особо почитают Великую богиню Макошь, — Осеннее Макошье, или Осенние Мокриды. С этого дня Макошь, проявляемая двумя ликами своими как стихия земли и воды, «засыпает» на время долгой зимы. Принято в этот день приносить Матери-Земле и Матери-Водице требы и просить прощения у них, коли чем досаждали в году прошедшем. Также проводят гадания, вопрошая Пряху Небесную Макошь, судьбы покровительницу, о том, что в грядущем ею уготовано.
Макошь является покровительницей поры осенней, а месяц в году, которому она покровительствует, — октябрь. Как было сказано выше, главными днями Макоши являются октябрьские дни, приходящиеся на Осеннее Макошье. Но также в давнюю пору её почитали в череду дней «старого бабьего лета» (с 1 по 7 сентября) — так называемое Полетье Макошино.
Также 14 сентября считается днём «свадьбы» Велеса и Марены (зимняя ипостась Макоши), когда начинается увядание природы. Как старшая рожаница почитается богиня Макошь в день Рода и рожаниц 8 сентября, в этот день чествуют не только Пращура Всевышнего Рода, но также всех предков, сородичей, это день семьи и домашнего благополучия.
Предстающая в своём зимнем лике как Марена, богиня Макошь почитается порой осенней в ноябре месяце, будь то 1 или 10 ноября, когда приходит зима и окутывает хладным мороком природу, до будущей весны под его покровом пребывающую.
Макошь — супруга бога Велеса
Супруга Велеса — богиня Макошь является управляющей силой на границе Явного и Навного миров, будучи хозяйкой перехода из одного мира в другой. Макошь являет собой женский лик Велемудрого бога Велеса — стража Калинового моста, над рекой забвения Смородиной (переправой между мирами Яви и Нави) расположенного, по которому проходят души, завершившие своё очередное воплощение на земле. По завершении жизненного пути человеком, когда нить жизни пресечена серпом Мары, являющейся тёмным ликом Макоши, душа покидает тело бренное и является на суд предков и Совести. В мире Навном, на «пастбищах Велесовых», встречают душу бог Велес и богиня Макошь и определяют судьбу сообразно всем деяниям, свершённым при жизни на земле, дабы в новом воплощении был извлечён урок из содеянного в прошлом. Каждому отмеряется Велесом и Макошью по поступкам, совершённым в мире Яви. Так, Велес многомудрый ведёт души к новому рождению на земле, а супруга его Макошь прядёт нитями судьбы путь, в новой жизни уготованный.
В сложных ситуациях в жизни многие люди часто ропщут на судьбу, думая, что боги их «не любят» и наказывают. Однако всё, что с любовью родительской уготовано нам богами вышними, идёт во благо нашего духовного развития. Важно не забывать о том, что всё происходящее с нами сейчас есть следствие наших прошлых деяний, и судьба проявляет плоды посеянного.
«Святые подчёркивают — с постоянством иди по Пути, который ведёт к истинному благу. И мудрый искатель знает: результаты его стараний будут соразмерны интенсивности собственных усилий, и ни судьба, и ни бог не могут это изменить».
(«Йога Васиштха»)
Когда человек постиг истинную суть судьбы, он не воспринимает её более как злой рок, наказание или испытание, а принимает её как благое проявление, которое непременно служит его духовному развитию. Благодаря такому совершенному процессу нашего «обучения» в школе жизни, предопределённому нам покровительницей судьбы матушкой Макошью, мы имеем возможность учиться на собственных ошибках и расти духовно.
Макошь — покровительница водных служебных духов
Супруга бога Велеса, который предстаёт как покровитель всех домашних и природных4 духов, как правило, связанных со стихией земли, обитающих на границе миров — меж Явью и Навью, богиня Макошь является покровительницей всех водяных и духов воздушного пространства. Поскольку, как было сказано выше, богиня Макошь является покровительницей таких женских стихий, как земля и вода, в её ведении находится мир, в котором обитают водяные, русалки, мавки, сестрицы-водяницы и другие духи междумирья, являющиеся воплощениями водной стихии.
Происхождение имени «Макошь»
Имя богини судьбы произносится в различных вариантах: «Макошь» или «Мокошь», а в словаре В. И. Даля она именуется как «Макешь». Существует несколько версий происхождения имени богини судьбы. Различными исследователями прошлого имя богини Макоши трактуется по-разному. Многочисленные версии и предположения смыслов и толкований её имени возникают в связи с тем, что имеет место вариативное чередование гласных «о» и «а» в корневой основе.
Согласно одной из версий, имя «Макошь» состоит из двух частей: «ма» — мать, «кош» — дом (например, у запорожских казаков «кошем» именовалась станица, селение, а станичный атаман именовался как «кошевой»). Поэтому она предстаёт в аспекте хранительницы домашнего очага, богини благополучия и достатка. Наличие в корневой основе слова «мать» подразумевает связь с материнством и родительской заботой.
Есть ещё одна версия происхождения имени: «ма-кошь» — мать урожая. На это указывает архаичный корень «кош», который наблюдается в таких словах, как «кошель», «кошти» (укр. «материальные блага»), «кошик», «кошница», «кошова», «кошела», «кош» — в значении «плетёная корзина», «кошной» — добротный, годный.
Родственные слова на древнейшем божественном языке санскрите также указывают на божественную силу, проявляемую богиней Макошью в аспекте заботливой богини-Матери, дарующей достаток и благополучие, — «makhá», что означает ‘богатый, благородный, щедрый’.
Во многих индоевропейских языках прослеживается этимологическая связь корневой основы «мак», или «mah», которая выступает в значении «возвышенный», «величественный» (на санскрите «маха» — великая).
В. И. Даль полагал, что имя богини судьбы Мокошь произошло от слова «мокать» — опускать в воду. Морфема «мок» также встречается во многих словах русского языка, указывающих на связь с водой, влагой, как то — «мокрый», «мокнуть». Эту версию поддерживает большинство исследователей славянской мифологии. В этом случае богиня Макошь олицетворяется со стихией воды, выступает как покровительница всех озёр, ручьёв, морей, океанов, воды колодезной, родниковой, болотной и дождевой, а также водяных служебных духов.
Есть предположение, что имя связано со словом «мокшить», что означает «выпрашивать», «ворожить», «гадать», «заклинать». В этом аспекте мы знаем богиню Макошь как олицетворение сокрытого знания о судьбе, на которую издревле гадали в надежде узнать своё будущее, сплетённое на полотне жизни нитями судеб богини-Матушки Макоши.
Указанием на верховность богини, на её высшее место в ведическом пантеоне богов древней Руси служит семантическое родство со словом «макушка» в значении «вершина» чего-либо, возвышенность. Что также предположительно указывает на «вознесение» на вершину бытия, или освобождение души. В этом аспекте однозначное сходство прослеживается со словом «мокша» (санскр. मोक्ष, mokṣa), которое с санскрита переводится как ‘освобождение’ (или спасение души).
Кстати, богиня Макошь именуется в пергаментной рукописи «Псковского пролога 1383 года» как «Мокш». Как известно, мокша — это освобождение от всех тенденций и ограничений, абсолютное разрушение невежества. Являющаяся одним из ключевых понятий ведического мировоззрения, мокша неразрывно связана с понятием судьбы, которая неизбежно ведёт нас чередой воплощений на земле к заветному освобождению души, к беЗсмертию, предполагающему непрерывность сознания, когда Душа освобождается от оков ограниченности обусловленного самоотождествления с личностью в каждом воплощении. Когда приходит осознание высшей истины бытия и восприятие себя как частицы божественного проявления этого мира, после смерти физического тела сознание не прерывается и единым потоком проходит через каждое воплощение.
P. S. Каждый человек стремится к счастью, однако, когда страдания и несчастья обрушиваются на него, он начинает винить судьбу, богов, других людей в несправедливости. В нашей статье о покровительнице судеб богине Макоши мы описали, что путь, которым следует человек в своей жизни, есть избранный им по собственной воле, и никто кроме него самого не виновен в том, как складывается его жизнь. Хотя один из основополагающих законов жизни — беЗпристрастный и неподкупный закон абсолютной справедливости — и кажется многим жестоким и немилосердным, тем не менее, именно благодаря ему и реализуется в нашей жизни та цепь событий, которая являет собой закономерные следствия созданных ранее причин. Да, большинство людей не помнит прошлых воплощений, и закон причинно-следственных связей для них является неочевидным, однако его главная цель — сделать возможным извлечение нами уроков из эгоистичных деяний в прошлом, испытав явленные ими следствия на себе, а скандхи, бережно «сохранившие» полученный беЗценный опыт жизней, побудят нас никогда не совершать подобных деяний вновь. Именно это действие закона кармы и подразумевают, когда говорят, что человек — сам творец своей судьбы.
Проходите свой путь достойно, принимая всё, что даровано судьбой, Матушкой Макошью предначертанной. Помните, что всё происходящее с вами, есть следствие ваших деяний в прошлом, и стремитесь искупить их служением жизни во благо всего сущего.
Живите по Совести и в ладу с Природой!
Во благо всех живых существ!
Ом