Ом! Пусть наши уши слушают то, что благоприятно, о боги
Пусть наши глаза видят то, что благоприятно, о достойные поклонения!
Пусть мы будем наслаждаться сроком жизни, отведённым богами,
Непреклонно восхваляя их с помощью наших тел и конечностей!
Пусть славный Индра благословит нас!
Пусть всеведущее Солнце благословит нас!
Пусть Таркшйа, гроза для злых и порочных, благословит нас!
Пусть Брихаспати ниспошлёт нам процветание и удачу! Ом!
Пусть покой пребудет во мне!
Пусть покой пребудет в моём окружении!
Пусть покой пребудет в тех силах, которые действуют на меня!
Затем Саморожденный Брахма пожелал сотворить потомство. [Затем] появилось желание желаний, владыка желаний, Вайшравана.
Вайшравана, Валакхилйа, сын Брахмы спросил Саморожденного:
“Что является символом вселенной? Кто божество, кто является божеством бодрствования и турии, кому подчиняется время, каковы средства познания? По чьему приказу светят солнца, луна, планеты и прочие. Чье величие сущность пространства? Это я желаю услышать. Ты это знаешь, и никто иной. Поведай [об этом], о Брахма!”
Саморожденный сказал:
“Матрика – символ всей вселенной, с двумя или тремя варнами, с двумя варнами, с тремя варнами. Божество – сущность моего дыхания, слог ОМ, состоящий из четырех матр. Я – единый владыка трех миров. Мне подчиняются все эпохи. Мной вращаются времена, начиная с суток. Мои формы – свет солнца, луны, огня, звезд и планет. Пространство – моя сущность, состоящая из трех шакти. Нет ничего, кроме меня. Майа, состоящая из тамаса – Рудра. Майа, состоящая из саттвы – Вишну. Майа, состоящая из раджаса – Брахма. Индра и прочие состоят из тамаса и раджаса, но не из саттвы, что говорить об Агхоре? [Он] – Сущность всей соразмерности, Рудра Пашупати, Творец всех жертвоприношений. Рудра – Бог жертвоприношения, Вишну – адхварью, Индра –хотар, божество [посредник] – Пожиратель жерты [Агни].
Ум – Брахма, Махешвара – Брахма, ум – Хамса. Он есть Я, Хамса. Жертвоприношение подобное ему – нада анусандхана. Изменяющийся, подобно ему –джива. Сущность высшего Атмана – Хамаса. [Тот, Кто] движется внутри и снаружи – Хамса. Пребывающий внутри внутренней птицей- неделимый Хамса, явленный подобно нити, [состоящей] из тридцати шести таттв. Три нити сознания, трижды охватывающих девять сущностей. Сущность Брахмы, Вишну, Махешвары, наделенная тремя частями огня, связующая сознание в узел. Узел недвойствености – неотъемлемая часть жертвоприношения. [Огонь], пылающий внутри и снаружи – символ жертвоприношения, Сущность Брахмана – Хамса.
Обвивающей нитью обозначаются жертвоприношения, пребывающие в Брахмане. Нить Брахмана обозначает связь с частью Брахмана. Это есть Брахма сутра [священный шнур]. Яджна сутра обозначает жертвоприношение Брахману. Его Сущность – части, матры, мысленное жертвоприношение, Хамса, священный шнур.
Пранава [ОМ] – есть священный шнур, состоящий из жертвоприношения Брахману. Священный шнур есть Хамса, движущийся внутри пранавы. Это жертвоприношение Брахману -путь Освобождения. Выполнение священной сандхйи – мысленное жертвоприношение. Признак мысленного жертвоприношения –обряд сандхйи. Владеющие священным шнуром, пранавой, и обрядом жертвоприношения Брахману – брахманы. Боги –[те], кто приобретают [все] брахмачарйей. Соблюдение правила священного шнура – жертвоприношение. Хамса и пранава неотделимы.
Хамса – есть трехкратная молитва. Три времени –три варны. Созерцание трех огней – жертвоприношение. Созерцание трех огней, образа Атмана, варны, слога ОМ и Хамсы – есть внутреннее жертвоприношение. Тождество с Сущностью Сознания – сущность турии. Сущность света внутри солнца – Хамса. Цель жертвоприношения – достижение Брахмана. В начале брахманы совершают созерцание [посредством] пранавы Хамсы и сутры.”
Сын Брахмы, риши Валакхилйа вновь обратился к Саморожденному:
“Разъясни, каково количество Хамса сутр. Какова прамана?”
[Брахма ответил]:
“Девяносто шесть в области сердца, [подобно] лучам солнца. Нить Сознания, пребывающая в небе, в ноздрях поддерживающая пранаву – шесть ангул, девяносто.
Хамса движется между левой рукой и правым плечом, [Он – есть] Высший Атман, Он есть образ пещеры Брахмана, [так Он] познается, не иначе. Без выполнения внутреннего созерцания пранавы и Хамсы нет Освобождения. Те, кто почитают девять сутр, те следуют Брахману. Теми, кем Он не познан внутри солнца, в середине вселенского солнца, те смертные, пробужденные совершают аскезу и молитву.
[В мире] у [обряда ] ваджапейа – убийца животных [резник] – адхварйу [жрец], божество –Индра. [Для знающего Брахман] ненасилие есть праведное жертвоприношение, Высший Хамса – адхварйу, божество – Высший Атман, Пашупати, Брахма. [Таково] наставление о Брахмане. Посредством свадхйайи брахманы выполняют [это жертвоприношение].
[Теперь] описание жертвоприношения ашвамедха. Оно – царское, выполняют [его], следуя брахмачарйе.”
“[Воистину], Путь всех этих жертвоприношений Брахману – есть путь Освобождения!”- сказал сын Брахмы.
Пробудившийся, Хамса, Риши, Саморожденный в сокрытии, Рудра, наставление в Брахмане, Свет Хамсы, Пашупати, пранава, Спаситель. Так следует знать [Его] [слог ОМ].
Брахман – сущность Хамсы, гирлянда варн, пробуждаемая временем, высший Атман, Пуруша, порождающий достижение Брахмана. /1/
Ничто не может сравниться с внутренним обрядом Брахмана. Мудрые устремляются к свету Знания Брахмана, [который есть] время сандхйи. Вот почему Хамса именуется душой Бога, происходящей из Сущности Атмана. /2/
Внутренняя пранава, именуемая надой – есть Хамса, Цель осознания, истинное постижение, сияющий внутри, пылающий огонь Знания./3/
Форма Сущности Шивы и Шакти, постигаемая, как наполненная Сознанием и Блаженством – есть тройное око: нада, бинду и кала охватывающее вселенную./4/
Три части, три пламени, два и три составляют его число. Хамса – истинное постижение, сокрытое внутри. Средства постижения находятся вовне./5/
Слово “брахма сутра” [известно] как выражение священного ритуала. В океане знания он именуется Хамса, солнце, пранава, дхйана./6/
Благодаря его познанию [человек становится] искушенным в океане знания. Он – Сам Шива, Пашупати, Свидетель всего и всегда./7/
Все вынуждены подчинятся уму. [Под его вздействием] чувства устремляются к объектам, прана приходит в возбуждение, язык говорит, глаз видит формы, ухо слышит все. Все другие чувства управляются им./8-9/
Будучи влекомыми каждый к своему объекту, так действуют они постоянно. Их движение производится майей, а не собственной природой./10/
Пуруша, пребывающий в сущности слуха – есть Сам Пашупати. Проникнув [туда], Шива наделяет слух слухом./11/
Так же Парамешвара, проникнув в сущность ума, пребывает там. Несомненно, он наделяет ум пребыванием в действительности [саттве]./12/
Ишвара отличен от остальных чувств, от познаваемых и непознаваемых ими [объектов]. /13/
Несомненно, какая бы форма не обреталась, Он ее дает глазу, речи, уму и другим чувствам./14/
Они не достигают высшего Света, собственной Сущности, высшего Атмана. Собственный Атман – есть свет для бездействующих [неодушевленных] [объектов]./15/
Тот, кто знает Брахмана без доводов и праман, тот [воистину] знает. Атман – Сам высший Свет, Майа же – великая тьма./16/
Для того, кто пребывает в Атмане, какая майа может быть возможна? Поэтому, в цельном Сознании нет переживания “Я”, достигаемого умозрением и праманой. При достижении высшего Атмана, Единого, Самосущего, нет Майи. Этот [мир] с мирского взгляда, есть знание и незнание, не иначе! С точки зрения Истины, он не существует, а есть только Истина. Мирской взгляд – помеха Свету./17-19/
Свет вечен. Поскольку Он не двойственный, выражение “недвойственный” – не помеха Свету./20/
Свет – вечен. Поэтому к нему применяется молчание. Его великий смысл – самоочевиден./21/
Он не джива, не Брахма, ни ничто иное. У него нет варны и ашрама./22/
Для него нет ни Дхармы, ни а-дхармы, ни правила ни запрещения. Когда Сущность Брахмана все выявляет, тогда не является даже отблеск страдания и других разделений. Не знающий высшего Атмана, видя вселенную, дживу и прочие формы, не видит форму сознания, не видит реальность Брахмана. При разделении реальности на качество и носителя качеств, реальность дробится. Для высшего Атмана, который Сам делим и неделим она делима и неделима. Нет ничего превосходящего собственный Атман, “Я” существует всегда. Оно известно как Брахман, реальный и нереальный. Отсюда знающий Брахмана джнанин что принимает, что отвергает?/23-27/
[Брахман], Тот Который не имеет местоположения, несравненный, не достижимый речью и умом, невидимый, неуловимый, не имеющий рода, лишенный формы./28/
Он без глаз, без слуха, без ума, без рук и ног, Вечный, Великий, Вездесущий, чрезвычайно тонкий, Непреходящий./29/
Этот Брахман – есть бесмертие, Высшее Блаженство Брахмана – впереди, Высшее Блаженство Брахмана – позади, Высшее Блаженство Брахмана – справа, Высшее Блаженство Брахмана – сверху./30/
Бестрашный, который всегда видит все в своем собственном Атмане [становится] тогда освобожденным, свободным от связанности и освобождения./31/
Эта форма высшей видйи обретается правдивостью. Брахмачарйей, и прочими праведными [действиями], теми, кто следует веданте./32/
Уничтожившие грех видят в своем теле форму высшей реальности, самосветящегося [Света], но не другие, которые охвачены майей./33/
У йогина, у которого имеется знание своей Сущности, ему некуда идти, для него [все является] формой Полноты./34/
Единому пространству некуда идти, также наилучший из знающих Брахман никуда не идет./35/
Прекращение вкушения [недозволенной] пищи есть очищение сердца. При чистой пище чистым становится само сознание./36/
При очищении сознания, знание постепенно очищает узлы [неведения], ясно, что недозволенная пища есть отсутствие знания Брахмана у воплощенных./37/
Все это полностью не так для знающих непосредственно собственую Сущность. “Я – пища,[Я] – всегда вкушающий пищу” – таково постижение Брахмана./38/
Благодаря Знанию, знающий Брахмана воспринимает все как Сущность Брахмана. Для него все; брахманство, кшатра и прочее всегда есть пища./39/
Для кого смерть – приправа, тот и есть джнанин. Благодаря постижению внутренней Сущности Брахмана вселенная становится поглощенной. Когда она становится поглощенной, является Сущность вселенной. Тогда все, что постоянно поглощается является как Собственная Сущность Брахмана./40-41/
Когда вселенная становится поглощенной в образе света, поглощенная, она является непременно заполняющей собственный Атман./42/
То, что поглощается есть собственная Сущность, она не существует отдельно от Себя. Если есть какая либо форма, имеющая существование, это признак существования Брахмана./43/
Признак существования – Реальность. Реальность – есть Брахман, не иначе. Нет реальности, превосходящей эту. В действительности майи не существует./44/
Для йогинов утвердившихся в Атмане майа – производная в собственном Атмане. Она является в форме субъекта, устраняемого посредством Знания Брахмана./45/
При появлении Знания Брахмана вся вселенная видится отчетливо, но зрящей ее отдельно от своего Атмана никогда [ничего] не видит./46/
Такова упанишада.
Ом! Пусть наши уши слушают то, что благоприятно, о боги
Пусть наши глаза видят то, что благоприятно, о достойные поклонения!
Пусть мы будем наслаждаться сроком жизни, отведённым богами,
Непреклонно восхваляя их с помощью наших тел и конечностей!
Пусть славный Индра благословит нас!
Пусть всеведущее Солнце благословит нас!
Пусть Таркшйа, гроза для злых и порочных, благословит нас!
Пусть Брихаспати ниспошлёт нам процветание и удачу! Ом!
Пусть покой пребудет во мне!
Пусть покой пребудет в моём окружении!
Пусть покой пребудет в тех силах, которые действуют на меня!
Источник: scriptures.ru/upanishads/pashupatabrahma.htm