Содержание
Я оказываю почтение Матери всех существ, возникшей из лотоса, Шри, – её глаза подобны распустившимся после сна лотосам, – она прильнула к груди Вишну! Ты – чудесная сила, ты – жертва богам и жертва питарам, ты – мать, очистительница миров, ты – утренние и вечерние сумерки и ночь, власть, благополучие, жертвоприношение, вера, Сарасвати!
«Вишну-Пурана», кн. I, гл. IX, шлоки 115–116
Лакшми – богиня процветания
Лакшми (санскр. लक्ष्मी – ‘счастье’, ‘удача’) – богиня семейного благополучия, удачи и процветания, олицетворение красоты и грации. Имя Лакшми можно также трактовать как счастливый знак, благоприятная возможность: корень «lakṣ» означает ‘воспринимать’, ‘понимать цель’, ‘знать’.
Лакшми проявляется в восьми аспектах своего бытия:
- Ади – изобилие удачи;
- Дхана – обилие материальных благ;
- Гакджа – дарование власти и силы;
- Сантхана – счастье в семье, дарование потомства;
- Вира – проявление терпения и стойкости;
- Виджайя – множество побед и успехов;
- Дханья – достаток здоровья и пищи;
- Видья – поток знаний.
Богиня Лакшми – один из трёх аспектов женской энергии наряду с Сарасвати и Дургой, являющихся проявлениями женской сути единой божественной энергии Вселенной, представленной в ведической традиции как Тримурти: Брахма-творец, Вишну-хранитель и Шива-разрушитель.
Лакшми – «опора» Вишну-хранителя в материальном мире. На некоторых изображениях Лакшми сидит у его ног, символизируя поддержание порядка мироустройства в материальном аспекте. Она также олицетворяет божественную любовь и преданность (бхакти).
В Индии существует праздник, посвящённый богине, – Дивали, «фестиваль огней». Он раскрывает историю «Рамаяны» – легенды о битве между Раваной и Рамой. Равана похищает Ситу (воплощение Лакшми) – жену Рамы, изгнанного из своего царства. Рама побеждает в битве с Раваной и возвращается с семьёй домой. Народ встречает их с зажжёнными огнями, олицетворяющими победу добра над злом. В Дивали индусы зажигают свечи в своих домах в надежде на благословение Лакшми, которая может одарить их счастьем и благополучием.
Согласно «Махабхарате», богиня Лакшми воплощается как Драупади – супруга братьев Пандавов, также являющихся воплощениями богов, рождённых на земле от Дхармы, Ваю, Индры и Ашвинов.
А частица (богини) Шри ради удовлетворения (Нараяны) воплотилась на земле в роду Друпады в виде его безупречной дочери.
«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 61
А те, которые имели прежде образ Шакры и были заключены в ту пещеру в Северной горе, стали здесь могущественными сыновьями Панду… А Лакшми, которая раньше была определена их супругою, – это Драупади, одарённая дивной красотой. Ведь, в самом деле, как эта женщина, красота которой сияет как луна и солнце, и от которой благовоние распространяется на целую крошу, могла явиться на земле иначе, как не по определению судьбы, лишь на основании религиозных заслуг! Эта блистательная богиня, любимая богами, создана самим самосущным как божественная Супруга пятерых, благодаря деяниям, совершённым ею.
«Махабхарата», кн. I, Адипарва, глава 189
Считается, что Лакшми изначально родилась в нашей Вселенной у мудреца Бхригу и Кхьяти.
Кхьяти породила от Бхригу двух божеств – Дхатри и Видхатри, а также (дочь) Шри, супругу бога богов Нараяны. Вечна и непреходяща мать мира Шри, (супруга) Вишну.
«Вишну-пурана», кн. I, гл. VIII, шлоки 14, 16
Упоминания Лакшми в ведических писаниях
Лакшми упоминается в «Ригведе» как олицетворение благоприятного состояния. В «Атхарваведе» она представлена в различных проявлениях: удача, добро, успех, счастье, процветание, благоприятный знак. Описываются проявления Лакшми как энергии добродетели – пунья, которую приветствуют, и как проявление греховной деятельности – паапа, которую призывают уйти. В «Шатапата-брахмане» богиня Шри выходит из Праджапати после его медитации на сотворение Вселенной. Она описывается как прекрасная женщина, обладающая невероятной энергией, околдовавшая богов своим великолепием и силой, и выступает как олицетворение различных талантов и способностей. Тексты «Шакта-Упанишад» посвящены Тридэви: богиням Лакшми, Сарасвати и Парвати. «Саубхагьялакшми-Упанишада» описывает качества богини Лакшми, а также то, как путь йоги позволяет прийти к духовному просветлению и самореализации, с чем обретается истинное богатство.
Муж Лакшми. Вишну и Лакшми
Лакшми – воплощение творческой энергии Вишну (шакти). Божественная сила Вишну проявляется в двух формах: Бхудэви (материальная энергия) и Шридэви (духовная энергия). Вишну вызволяет Лакшми, восседающую на лотосе, в процессе Пахтания Молочного океана дэвами и асурами. Согласно Пуранам, Лакшми появилась из вод океана на цветке лотоса и избрала себе в спутники Вишну.
В «Махабхарате» Лакшми рождается из лотоса над головой Вишну. Чтобы заслужить милость Вишну, его преданные обращаются к Лакшми. На изображениях рядом с Вишну она стоит или сидит на его левом бедре, на змее Ананте, иногда – на орле. Когда она единственная спутница Вишну, тогда она – Лакшми. На изображениях Вишну рядом с Бху или Сарасвати Лакшми присутствует также, но именуется как Шри. Она – спутница всех аватаров Вишну: Рамы (как Сита) и Кришны (как Радха/Рукмини). В Индии во время свадебной церемонии невеста предстаёт как Лакшми, приносящая удачу, а жених – как Вишну, принимающий жену в свой дом.
Пахтанье Млечного океана – история рождения Лакшми
Во время войны богов (дэвов) с асурами Вишну, в образе черепахи (своей второй аватары), устанавливает на спину гору Мандара. Привязав к ней змею Васуки, боги и асуры начинают вращать гору. Из океана, в процессе взбалтывания вод, появляются различные сокровища, среди которых – богиня удачи Лакшми и эликсир бессмертия – амрита. Они должны были помочь богам победить асуров.
Затем из вод, блистая красотой, поднялась, смущая помыслы, богиня Шри, она стояла в сияющем лотосе, в руках у неё был лотос. Охваченные радостью великие риши славили её гимном, посвящённым Шри, впереди (богини) были вишвадевы и пели гандхарвы. Перед ней, о брахман, танцевали гхритачи и сонмы апсар; Ганга и другие (священные) реки своими водами служили ей при омовении. Небесные слоны, взяв золотые кувшины с чистейшей водой, омывали богиню, великую Правительницу всех миров.
«Вишну-Пурана», гл. IX, шлоки 98–101
Когда появился напиток бессмертия, асуры попытались завладеть им. Но Вишну, приняв образ красавицы Мохини, покорившей асуров, похищает амриту, которая достаётся богам.
Шри Лакшми. Имена Лакшми
Священное имя богини Лакшми – Шри (санскр. श्री – ‘счастье’, ‘процветание’). В «Вишну-Пуране» Лакшми фигурирует под именем Шри (мать мира). Если Вишну – суть, то Шри – речь; Вишну – знание, то она – озарение; Вишну – дхарма, она – действие в добродетели. На изображении Шри можно увидеть богиню с кокосом (оболочки которого символизируют уровни творения) и лотосом в руках, в сопровождении двух женщин-носильщиц – чаури с опахалами, а также двух или четырёх слонов.
У Лакшми множество имён, среди них: Падма и Камала (проявленная в лотосе), Падмаприя (любящая лотосы), Падмамаладхара-дэви (облачённая в гирлянду из лотосов), Падмамукхи (с прекрасным лицом, подобным лотосу), Падмакши (лотосоокая), Падмахаста (держащая в руках лотос), Падмасундари (прекрасная как лотос), Вишнуприя (любимая Вишну), Улкавахини (вахана которой – сова) и многие другие.
Символы Лакшми и изображение богини
Основной символ богини – лотос, представляющий чистоту, просветление и духовное самопознание. Её очи подобны лотосам, и она окружена ими. Одно из её имён – Камала – означает «лотосная богиня». Лакшми обычно изображается как прекрасная женщина с четырьмя руками, стоящая на лотосном пьедестале. Иногда позади неё – один или два слона, купающихся в воде. Слоны символизируют активность, силу, труд, а вода – среду для плодородного процветания. Также Лакшми изображается сидящей у ног Вишну.
Иногда у богини восемь рук, в которых она держит: лук, жезл, стрелу, лотос, колесо, раковину, деревянный пестик и стрекало. На некоторых изображениях у неё четыре руки (четыре цели жизни: дхарма (нравственная жизнь), кама (любовь и удовольствия), артха (богатство и материальное благополучие), мокша (самопознание и освобождение). В руках она держит колесо, раковину, лотос и жезл.
Встречаются и другие вариации: лимон, сосуд с божественным нектаром (как богиня, дарующая бессмертие), плод бильва (деревянное яблоко). Иногда она держит лотосы в двух верхних руках, а из ладоней двух нижних сыпет золотые монеты (богатство, проявляющееся через Лакшми в материальном мире). Одна рука может быть в благословляющей мудре (милосердие, сострадание и дарение). Вахана Лакшми – сова, олицетворяющая способность перемещаться во тьме, символ терпения, умения наблюдать, открывать истинные знания в иллюзорной действительности.
Янтра Лакшми (Шри-янтра) и мантра Лакшми
Шри-янтра – универсальная янтра, изображение богини Лакшми в форме сложной геометрической конструкции, олицетворяющей космическое мироздание. Упоминания о ней есть уже в «Атхарваведе» как о ритуальном изображении из девяти пересекающихся треугольников. Янтра состоит из защитного квадрата с четырьмя вратами на стороны света – Бхупура («обиталище» энергии шакти), представляющего проявленную Вселенную в пределах космического хаоса. В нём расположены два круга с шестнадцати- и восьмилепестковыми лотосами, окружающими пять колец из 43 треугольников. В центре янтры – точка бинду – точка «небытия» и высшего сознания, центр Вселенной. В янтре сливаются энергии Шивы и Шакти: треугольники с вершинами вверх – мужское начало (Шива), с вершинами вниз – женское начало (шакти). Она оказывает благотворное влияние на сознание созерцающего.
Медитация на янтру Лакшми способствует раскрытию чакр. Геометрическая конструкция янтры переводит мозг на альфа-ритм (8–14 Гц), что соответствует медитативному состоянию. Концентрация на янтре активирует правое полушарие мозга, приводя к творческим озарениям и обострению интуиции. Созерцание янтры Лакшми (Шри-янтры) защищает от несчастий и нищеты. Лакшми одаривает трудолюбивых и честных людей, чуждых высокомерия и самодовольства, даруя благосостояние, здоровье, процветание, мудрость и крепкую семью. Медитация на янтру приводит к исполнению желаний. Размещают янтру Лакшми в северной или восточной части жилища, либо там, где необходимо восполнить благие энергии.
Существует также Маха-янтра (Шри Лакшми Ганеша янтра), объединяющая силу двух янтр: Шри-янтры и Ганеша-янтры. Она направлена на созидание энергий процветания, изобилия и удачи.
Существуют бесчисленные гимны, молитвы, стотры, шлоки, посвящённые богине Лакшми, произносимые во время ритуального поклонения. Основная мантра – Махалакшми – Om Shrim Mahalakshmiyei Namaha.
Мантра Om Hrim Shri Lakshmi Bhyo Namaha (Ом Хрим Шри Лакшми Бхио Намаха) – Шри Лакшми Маха мантра – означает: «Богиня Лакшми пребывает во мне и дарует изобилие во всех аспектах моего существования». Она дарует богатство и исполнение желаний. Лакшми вряд ли внемлет просьбам эгоиста, алчущего единоличного благосостояния. Она благоволит тем, кто занимается пожертвованиями и честно зарабатывает. Призывая энергии Лакшми, важно, чтобы намерения были чисты, альтруистичны и преисполнены желанием принести благо всем живым существам.
Список литературы
- Вишну-Пурана.
- Махабхарата.
- Ригведа.
- Атхарваведа.
- Шатапата-брахмана.
- Шакта-Упанишады.
- Саубхагьялакшми-Упанишада.