Содержание
Гандхарвы — мистические существа, полубоги, сведущие в равной степени в музыкальной и военной науках. Обитают полубоги в пространстве между землёй и небом, именуемом Антарикша. Они появляются в различных текстах индуизма и буддизма. Встречаются самые разные описания гандхарвов — от прекрасных, привлекательных, сияющих юношей (Ригведа) до источающих запах земли и леса лохматых существ с телами, подобными кентаврам и другим мифическим существам (Атхарваведа)124.
…тысячи гандхарвов, великолепных, блистающих подобно солнцу…
Махабхарата, книга III, «Лесная», глава 42, стих 363
Гандхарвы — прародители музыки и хранители знаний и умений, покровители учащихся. В древних индийских школах студентам рекомендовали обращаться к гандхарвам и апсарам (их небесным супругам) за благословениями перед началом обучения2.
Обратимся к переводу с санскрита. Гандхарва происходит от корня gandh, означающего ‘запах, аромат’, а в некоторых текстах этот корень переводят как ‘запах земли’. Соответственно, существует три перевода слова «гандхарва»:
Гандхарвы в индуизме
Упоминаются гандхарвы в индуизме в тексте Ригведы (XV–X в. до н. э.). В основном в тексте упоминается один гандхарва, и только трижды полубоги упоминаются во множественном числе1. Согласно тексту, проживает полубог на небесах, он привлекателен, красив, сияет божественным светом; его связывают и с Солнцем, и с Луной, и с Огнём, и с Ветром, а также и с радугой.
В Ригведе полубог предстаёт хранителем Сомы (напиток, который готовили для богов из растения Сома, растущего под луной), наблюдающим за всеми формами Сомы. Первым гандхарвом и прародителем людей (Ямы и Ями) считается Вишвавасу ‘благосклонный ко всем’. Его супругой была богиня вод, или водная нимфа, — апсара.
Образ гандхарвов многослоен, но больше они известны как небесные музыканты и певцы, восхваляющие в своих песнопениях Богов и героев. В «Натьяшастре» выделяется отдельный музыкальный строй, именуемый гандхарва-грамма. Под ним понимают два вида музыки:
- Религиозные, храмовые песнопения.
- Светская музыка, исполняемая при дворах Богов, царей.
Ассоциация гандхарвов с музыкой настолько стойкая, что уже в Ригведе гандхарвой называли особенную музыкальную систему, применяемую небесными музыкантами для разного рода церемоний. Существует версия, что музыка приходит полубогам в медитации, и после они воплощают её в мир2.
Гандхарвы поют песнопенья, восхищающие сердце и разум.
Махабхарата, книга V, «Книга усилий сохранить мир», глава 108, стих 98
В текстах также можно найти, что музыка гандхарвов и танцы апсар были настолько чарующимими, что неподготовленный ум увлекался ими надолго, терял счёт времени. Так, в Махабхарате описывается случай, как Аштавакра, очарованный божественной музыкой и танцами, задержался во владениях Бога Куберы на «год Богов», или 360 земных лет9.
Связывают полубогов и с бракосочетаниями. В Ригведе подробно описывается процесс заключения брака: считается, что девушка до замужества принадлежит гандхарве, затем он передает её Агни, и лишь после проведения всех обрядов невеста становится законной женой. Полубог выступает соперником жениха; возможно, отсюда пошла традиция присматривать на свадьбе за невестой, чтобы девушку не похитили. По некоторым версиям, именно благодаря тому, что гандхарва оберегает девушек до замужества, ему открыты тайные знания о мироздании; ими полубоги делятся и с людьми. Но не только девушек оберегали гандхарвы: охраняя девушек, небожители удерживали юношей от раннего взросления.
Согласно писаниям, передача важных знаний и навыков индийским юношам также предоставлялась гандхарвам. Например, в Махабхарате есть описания, как полубоги обучали Арджуну11. Там же полубоги предстают и в облике могучих воинов, раскрывающих тайны воинского дела и поддерживающих Пандавов на поле боя — Курукшетре. Хотя в основном в мифологии гандхарвы описываются как полубоги, существа мужского пола, в Ригведе также можно найти и описание гандхарви — «водяной женщины», красивой и привлекательной, но, по некоторым версиям, в текстах чаще они именуются апсарами.
В Атхарваведе количество гандхарвов значительно возрастает, относительно Ригведы. Они предстают как класс полубогов, не всегда дружественных; описываются конфликты с Индрой и нагами (мифологическим змеиным народом). Рассказывается история похищения гандхарвами у Богов Сомы с последующей её потерей, так как, возжелав Богиню Вач, полубоги согласились отдать Сому, но в итоге остались ни с чем. Двойственная природа гандхарвов вытекает и из описаний в текстах: зачастую они упоминаются в одном ряду с якшами (духами лесов и гор) и ракшасами (злыми духами); не исключается и возможность причинения ими вреда человеку.
Атхарваведа описывает способность полубогов менять облик, представая то в образе прекрасного юноши, то в образе животного. Там же мы находим множество способов защититься от гандхарвов13:
«Один — как собака, другой — как обезьяна.
Став как бы приятным на вид
Юношей с пышными кудрями,
Гандхарва пристаёт к женщинам.
Мы заставляем исчезнуть его отсюда
С помощью могущественного заклинания».
Атхарваведа IV, стих 1112
Позднее гандхарвы описываются как свита Индры, принимающие участие в битвах против его врагов, поддерживающие и обучающие сына Индры Арджуну в Махабхарате, и, конечно же, завораживающие музыкой и танцами на празднествах.
Брак гандхарва (гандхарва-виваха) — один из видов ведического брака
С гандхарвами связывают один из восьми видов древнеиндийского брака. Суть этого вида заключается в его добровольности: девушка или оба возлюбленных самостоятельно, без участия старших принимают решение о браке. Интересен этот вид также тем, что не совершаются и привычные обряды; хотя этот вид брака и порицался индийским обществом, согласно текстам (законы Ману), этот союз всё же признавался.
Добровольный союз девушки и жениха, любострастный (maithunya), происходящий из желания, называется гандхарва.
Законы Ману, глава III, стих 3218
Наиболее распространён такой брак был у кшатриев, что нашло отражение в эпосах. Яркий пример — сваямвара (обычай, когда выбор жениха совершался незамужней девушкой). Как правило, проводились своеобразные соревнования, а наградой был союз с девушкой, например: в Рамаяне — сваямвара Ситы с поднятием лука Господа Шивы, в Махабхарате — сваямвара Драупади с необходимостью попасть в глаз рыбы через отражение. Правда, за сваямварой всё же следовали привычные обряды и благословения старших217. По одной из версий, именно такой брак связывал Шри Кришну и Шримати Радхарани; не было ни ритуалов, ни церемоний, но было добровольное желание обоих. Позднее этот вид брака стал исчезать. Это было обусловлено ростом благосостояния людей, т. к. брак по договорённости в том числе был источником дохода.
Гандхарвы в буддизме
Гандхарвы в буддизме также известны как искусные певцы, музыканты, сопровождаемые небесными супругами-танцовщицами — апсарами. Упоминания о гандхарвах и апсарах встречаются в различных текстах. Чаще всего они выступают как небесная свита выдающихся личностей, например Будды. Небожители сопровождают торжественные и радостные события жизни великих практиков, исполняя музыку, воспевая гимны и рассыпая тысячи цветочных лепестков, при этом оставаясь совершенно незаметными человеческому восприятию20. Как следует из описаний, в буддизме полубоги чаще выступают в роли музыкантов, восславляющих выдающихся личностей, нежели праздно развлекающих зрителей.
Став неподалёку от Будды, гандхарв пропел песню, аккомпанируя себе на ви́не. В своей песне гандхарв воспел дочь царя гандхарвов.
Саккапанха-сутта21
Сохраняется и оберегающая функция полубогов: считается, что они оберегали Будду с момента его зачатия, оберегали также и его последователей. Есть мнение, что гандхарвами могли переродиться лишь достойные личности — праведники.
В литературе слово «гандхарва» связывают с палийским «гандхабба», обозначающим музыку как искусство и науку. В божественном пантеоне гандхарвы относятся к существам низшего ранга, они обитают в шестом, и низшем, божественном мире — небе Четырёх локапал. «Локапалы — боги-охранители четырёх сторон света»19. Оба термина, «гандхарва» и «гандхабба», происходят от одного корня, означающего ‘аромат’; в буддизме гандхарвов также называют благоуханными. Вот что говорит Будда в Суддхика-сутте:
«В Саваттхи [Благословенный сказал]: «Монахи, я расскажу вам о дэвах группы гандхабб. Слушайте. Монахи, и какие [бывают] дэвы группы гандхабб? Монахи, существуют:
- дэвы, проживающие в благоухающих кореньях,
- дэвы, проживающие в благоухающей сердцевине дерева,
- дэвы, проживающие в благоухающей заболони,
- дэвы, проживающие в благоухающей коре,
- дэвы, проживающие в благоухающих ростках,
- дэвы, проживающие в благоухающих листьях,
- дэвы, проживающие в благоухающих цветах,
- дэвы, проживающие в благоухающих фруктах,
- дэвы, проживающие в благоухающем древесном соке,
- дэвы, проживающие в благоухающих ароматах.
Монахи, эти [существа] называются дэвами группы гандхабб».
Суддхика-сутта: Простое, СН 31.124
В этом тексте упоминаются места обитания полубогов, снова отсылающие к духам леса и гор. Отмечается, что гандхарвы могли доставлять неприятности практикам, это связывают с их родством классу якшей.
В буддизме упоминается состояние души в процессе перерождения, именуемое гандхарва-саттва — промежуточное тонкое состояние между смертью и новым рождением. Важно уточнить, что следует различать гандхарвов-полубогов, описанных выше, и гандхарва как состояние души. В последнем состоянии гандхарва наделён определёнными способностями, такими как быстрое перемещение, ясновидение.
Волшебными силами по карме он обладает,
Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения23
имеет все органы чувств и не имеет
препятствий движенью,
неотвратимый — вот он, гандхарва.
Душа пребывает в состоянии гандхарва недолго (примерно 7 дней), пока не найдёт, где и как перевоплотиться. Если не сложились обстоятельства, необходимые для перевоплощения, гандхарва умирает, чтобы снова воплотиться гандхарвой. Всего этот процесс может повториться не более семи раз, т. к. время пребывания в Бардо (санскр. антарабхава) ограниченно сорока девятью днями. Описывается, что гандхарвы не тоскуют по предыдущему телу, т. к. не ассоциируют себя с ним. Они наделены правом выбора, без их желания они не могут воплотиться вновь; но всё же их выбор обусловлен заслугами прошлых рождений, т. е. от этих заслуг зависят образы, которые могут привлечь их для перерождения192223.
Интересным предстаёт сравнение в буддийских текстах «города гандхарвов» с человеческими иллюзиями, игрой ума. Город полубогов подобен миражу, он иллюзорен и недостижим. В текстах индуизма можно найти описание определённой опасности в созерцании города гандхарвов: для видящего это означает, что в его жизнь придёт беда. Так и для души: чрезмерная привязанность к иллюзорному таит определённую опасность, поэтому следует воспринимать всё как иллюзию или сон, не относится слишком серьёзно.
Как явленные на картине земля и горы видятся, но не существуют,
Ланкаватара-сутра27
так бытие существ видится, однако не существует.
Зримый мир, подобный граду гандхарвов иль миражу,
[невеждою] постоянно воспринимается, однако для мудрого — не существует.
Снова образы гандхарвов и их города, описанные в текстах, напоминают практикующему о важности осознания иллюзорности бытия.