Содержание
Равны ли люди между собой? Равны, но не одинаковы. С точки зрения реинкарнации каждая душа накопила свой опыт, и этим мы отличаемся друг от друга. В ведической философии есть такое понятие, как варны, проще говоря, четыре типа сознания, каждое из которых имеет свои ограничения по сравнению с той душой, которая уже достигла высшей точки реализации.
Шудры — это самый начальный уровень развития души. Шудры обречены не понимать тот факт, что стремление к развлечениям и эгоизм — ведут человека к страданиям. На этом уровне человек стремится удовлетворить четыре базовых инстинкта: потребность в еде, сне, размножении и безопасности.
Более высокий уровень развития — вайшьи. Их ограничение заключается в том, что на первом месте для них стоит семья, и это своего рода расширенная форма эгоизма: всё, что происходит за пределами семьи, такого человека редко волнует. Но стоит отметить, что на этом уровне уже частично преодолевается личный эгоизм.
Если говорить о варнах, то их представители, наверное, между собой отличаются уровнем эгоизма. У шудр он близится к отметке 100 %, а у брахманов — близок к нулю. Впрочем, обо всё по порядку.
Кшатрии – люди с обострённым чувством справедливости
Итак, далее следуют кшатрии. На этом уровне сознания уже приходит понимание, что за дверью дома существует целый мир и нельзя относиться к нему индифферентно. Кшатрии более альтруистичны, чем вайшьи и шудры и уже могут вмешиваться, как это принято сейчас говорить, куда не просят. Они просто не могут иначе, у них обострённое чувство справедливости (порой весьма своеобразное), и именно этого чувство толкает их на постоянную борьбу.
Ограничение кшатриев заключается в том, что они решают проблемы силой оружия, борьбы и противостояния. Почему это не особенно эффективно — мы поговорим дальше. Ну и последняя варна — брахманы.
На уровне брахмана душа обретает знание об устройстве Вселенной и уже действует максимально альтруистично и максимально эффективно. Это уровень учителей и практиков.
Шудры, вайшу, кшатрии и брахманы — это четыре варны, четыре типа сознания, четыре уровня развития, которые, согласно Ведам, проходит душа в материальном мире. Попробуем более подробно остановиться на такой неоднозначной варне, как кшатрии. В чём их плюсы и минусы, сильные и слабые стороны?
Кшатрии: за что воюем?
Итак, кшатрий, говоря по-простому, — это воин, витязь. Как уже сказано выше, у него обострённое чувство справедливости и вместе с тем он часто берёт на себя большую ответственность за происходящее вокруг. И если на уровне вайшьи это ответственность только за свою семью, то для кшатрия такой семьёй может быть как целый социальный слой, так и целое государство и даже целая Вселенная.
К примеру, в «Джатаках» описывается, как Будда Шакьямуни в одном из прошлых воплощений был Чакравартином — кшатрием высочайшего уровня, правителем вселенского масштаба. Да, важный момент: кшатрий — это не только воин, чаще всего это также ещё и правитель. По крайней мере, так было в ведические времена.
За что же воюют кшатрии? В ведические времена кшатрии были призваны охранять от произвола представителей всех остальных варн и восстанавливать устои нравственности, религии и так далее. То есть в былые времена кшатрий не мог пройти мимо, если кто-либо занимался греховной деятельностью. А. В. Трехлебов в своей книге «Кощуны Финиста» описывает кшатриев славянского общества (в нашей традиции они именовались витязями), где отмечает, что если витязь «закрыл глаза» на какой-либо неблаговидный поступок, то затем за этот поступок он будет нести точно такое же наказание, какое и тот, кто его совершил. Так было устроено общество наших предков, где всем до всего было дело.
И казацкая поговорка «Моя хата с краю…» в полном варианте звучит так: «Моя хата с краю, врага первым встречаю». А теперь эта поговорка стала символом эпохи, в которой никому ни до чего нет дела. И стоит отметить, что кшатрии были достаточно могущественными воинами, и, если бы сейчас на земле остался хотя бы один кшатрий, он бы не допустил такого нравственного падения общества. Что же случилось с кшатриями?
Куда делись кшатрии: одна из версий
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вернёмся на пять тысяч лет назад. По одному из представлений именно тогда, в 3102 году до нашей эры, началась так называемая Кали-юга. Цикл развития нашей Вселенной делится на четыре части примерно так же, как год делится на четыре сезона.
Есть Сатья-юга (чем-то напоминает лето), когда всё хорошо, все в благости и занимаются саморазвитием. И есть противоположность ей — Кали-юга, когда так же, как природа зимой, всё погружено в невежество и летаргию. И между этими двумя состояниями есть два промежуточных. Итак, пять тысяч лет назад началась Кали-юга. Какое это имеет отношение к кшатриям? Самое прямое.
Само существование кшатриев не позволяет людям заниматься греховной деятельностью и деградировать. То есть начало Кали-юги невозможно при наличии кшатриев на земле. Тогда и случилась цепь событий, описанная в Махабхарате. На землю снизошёл великий воин и бог Кришна, реализовал определённую многоходовку, в результате которой «стравил» между собой всех кшатриев. Закончилось тем, что все они пали на поле битвы. Сложно судить о том, хорошо это или плохо, таков был замысел, а Кали-юга — это определённый этап развития, который нужен так же, как и все остальные.
Наличие кшатриев на земле не позволяло этому этапу наступить, поэтому высшими силами и была запущена данная цепь событий, чтобы восстановить привычный ход вещей.
Там же, на поле битвы, Кришна дал наставления Арджуне о том, как надлежит жить людям во время Кали-юги. Кстати, Арджуна — типичный кшатрий, но перед битвой его одолели сомнения в верности его пути, и Кришна эти сомнения развеял. В «Бхагавад-гите» Кришна объясняет сомневающемуся Арджуне важность исполнения своего долга. Поначалу Арджуна возражает, говорит о том, что лучше бы ему уединиться в лесу и предаться духовной практике, но Кришна объясняет: «Лучше исполнить свой долг самолично, чем чужой сверхотлично».
Арджуне было передано учение о вечной душе и о том, что смерть для воина не страшна: «Убитый — достигнешь небесного сада, живой — на земле насладишься, как надо». Наверное, в этих строках «Бхагавад-гиты» и есть квинтэссенция мировоззрения кшатрия. Стоит разве что отметить, что речь идёт не о том наслаждении, к которому стремятся шудры — не просто к удовлетворению чувственных наслаждений. Для кшатрия наслаждение заключается в торжестве закона и порядка.
Современные кшатрии, или При чём тут спорт?
Существуют ли кшатрии в наше время? Ответ: безусловно. Несмотря на то, что наступила Кали-юга, все четыре типа сознания продолжают существовать, но, как и положено в эпоху Кали-юги, в людях стало больше невежества. И сегодня кшатрием считается любой человек с оружием в руках. Старо как мир: форма осталась, а суть потеряна. Современные «кшатрии» чаще всего отстаивают какие-то личные интересы или воюют наёмниками в чужой стране, стремясь достичь каких-то определённых своих идеалов. Но существует и ещё одна любопытная форма проявления пути воина — это профессиональный спорт.
Важно понимать, что люди с типом сознания кшатрия всё равно появляются. И далеко не все из них пребывают в полном невежестве, и если кто-то из них сталкивается с адекватными знаниями, то он может встать на защиту справедливости, закона и порядка. В современном мире это не очень выгодно тем, кто этим миром управляет. Современное общество ориентировано на потребление, и задача заключается в том, чтобы растить людей с мировоззрением потребителя.
Воины, которые отстаивают справедливость, — это, прямо скажем, так себе потребители. Есть мнение: чтобы люди, жаждущие борьбы и противостояния, не мешали обществу потребления, для них создали иллюзию борьбы — профессиональный спорт, где «кшатрии» могут до посинения швырять друг друга на татами за какие-то позолоченные куски металла, чтобы повесить их потом на стенку. Всё это сопровождается пропагандой здорового образа жизни, воспитания силы духа и так далее. И в действительности, в какой-то мере это правда. Спорт позволяет человеку развиваться, но как только всё это превращается в безумную гонку за медалями, никакой пользы уже в этом нет. Кроме одной — отвлечения внимания от важных насущных проблем.
Что мы имеем в итоге? Человек с качествами кшатрия, который мог бы что-то изменить в мире к лучшему, попадает в эту цирковую индустрию, именуемую спортом, и всю жизнь тратит на какое-то иллюзорное противостояние ради каких-то никому не нужных званий и медалей. Вот и вся борьба за справедливость. Борьба есть — справедливости нет.
Тем не менее отметим, что сегодня всё чаще появляются здравомыслящие спортсмены, которые кардинально меняют вектор своего развития и стремятся сделать наш мир действительно лучше, служа во благо не только личных интересов, но и для оздоровления общества.
Кто же такие кшатрии?
Итак, кто же такие кшатрии? Изначально это были правители и воины, чаще всего — два в одном. Дхарма кшатриев, то есть предназначение, заключается в том, чтобы защищать справедливость, закон и порядок, вступаясь за тех, кто был несправедливо обездолен. Пройти мимо несправедливости для кшатрия — это тяжелейшее из падений. Такой поступок ставит кшатрия на тот же уровень, что и того, кто эту несправедливость совершает.
Основными качествами кшатрия, пожалуй, можно назвать благочестие, честность, чувство справедливости, смелость, решительность, развитую волю. Из негативных качеств могут проявляться гнев и честолюбие. Одним словом, определённый уровень развития, на котором человек имеет свои плюсы и свои минусы. В чём же заключается ограничение кшатриев? Проблема их часто заключается в том, что они привыкли все вопросы решать силой оружия и вступать в открытое противостояние.
Пример кшатрия, ставшего великим брахманом
Один из самых легендарных кшатриев — принц Сиддхартха, который показал всему миру эволюцию от уровня кшатрия до уровня брахмана. Он осознал всю бессмысленность борьбы силой оружия, стал аскетом и… победил весь мир, как и подобает кшатрию, но не силой оружия, а светом своего сердца, в котором зародил сострадание ко всем живым существам. Принц Сиддхарта стал Буддой, и его учение до сих пор является тем оружием, которое многим помогает победить своего главного врага — собственное невежество.
И неужели хоть один кшатрий за всю историю существования Вселенной смог стать настолько могущественным, что продолжает побеждать зло и невежество даже спустя 2000 лет после своего ухода? Сложив меч в ножны, Будда из ножен своего сердца достал нечто более великое — меч мудрости и сострадания. В этом и есть задача каждого кшатрия — осознать, что завоёвывать нужно не города и страны, а сердца людей. И нести не войну, а мир.
Об этом говорил и Иисус: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены Сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».