Содержание
- Что означает имя Ханумана
- Изображение Ханумана
- Бог Хануман
- Храмы и статуи Ханумана
- Фестивали и праздники, посвящённые Хануману
- Хануман — вождь обезьян, упоминания в древних писаниях
- История рождения Ханумана
- Легенды о Ханумане. Детство и юность
- Хануман — один из главных героев эпической поэмы «Рамаяна»
- Героические подвиги Ханумана, воспетые в «Рамаяне»
- С чего всё начиналось
- Гигантский прыжок через океан на Ланку
- Поиски Ситы на Ланке
- Хануман сражается с ракшасами
- Хануман сжигает Ланку
- Хануман вызволяет Раму и Лакшману из подземного царства Паталы
- Хануман в «Махабхарате»
- Янтра Ханумана
- Мантра Ханумана
О, Хануман, сын бога Ветра, могущественный и сильный,
«Хануман Чалиса»
ты рассеиваешь тьму невежества! Даруй нам силу,
мудрость и знание, отврати от нас беды и несчастья.
Защити нас от влияния века Кали!
Хануман — один из главных персонажей эпической поэмы «Рамаяна», великий преданный Рамы, один из Чирандживи1. Хануман также упоминается в «Махабхарате», пуранах и в нескольких более поздних текстах: «Рамачаритаманаса», «Хануман Чалиса» 2, «Баджранг Баан»3. Хануман является сыном Анжаны и Кешари, а также сыном бога ветра Вайю. Он олицетворяет собой проявление внутреннего самоконтроля, веры и преданного служения. Бога Ханумана почитают в традициях индуизма, джайнизма и буддизма — появление Ханумана в восточноазиатских буддийских текстах может быть связано с переводом «Рамаяны» на китайский и тибетский языки в VI веке н. э.
Хануман как божество, предстающее в облике обезьяны, символично связан с умом, так как обезьяна является метафорой беспокойного ума, находящего в постоянном хаотичном движении от одной мысли к другой. Поэтому Хануман также являет собой олицетворение ума, взятого под контроль и находящегося во власти духа.
Хануман, изображаемый как раскрывающий своё сердце, в котором он хранит образы Ситы и Рамы, также являет в себе все черты и качества, присущие открытой и гармонично развитой Анахата-чакры — энергетического центра, отвечающего за беЗкорыстное служение, бхакти, преданность, любовь, сострадание и безотказное стремление прийти на помощь. Хануман обладает сиддхами, предоставляющими ему следующие сверхъестественные способности: возможность принимать форму очень маленького размера (анима) или, наоборот, достигать невероятных высот и размеров (махима), становиться невесомым и способным перемещаться по воздуху — левитировать (лагима), принимать любую желаемую форму (пракамайя), достигать всего желаемого и, благодаря применению силы воли, перемещаться мгновенно из одного места в другое (прапти), обрести власть над любыми существами (вашитва), способность подчинять себе (истхапитва или айсватва), получать удовольствие без потакания себе (бхукти). Все эти сиддхи являются проявлениями раскрытой и гармоничной Анахата-чакры. Считается, что в медитации на духовное сердце, Анахата-чакру, практикующий обретает духовное знание и перечисленные выше 8 сиддх. Так, Хануман представляет собой энергию, которая способна обращать его в любую форму, дающую возможности левитировать и переносить по воздуху тяжёлые предметы, о чём повествуется на страницах великой «Рамаяны». Он побеждает тёмные силы, значительно превосходящие его в численности. Хануман является олицетворением мощной непобедимой силы, стойкости, храбрости и преданности.
Существует асана в хатха-йоге, названная в честь этого славного героя «Рамаяны», — Хануманасана. Название происходит от санскритских слов Hanuman и asana, означает гигантский прыжок, сделанный Хануманом, с целью достичь островов Ланки. Его ещё называют «прыжок любви и преданности». Подробнее об этом и других подвигах Ханумана мы поговорим далее в статье.
Что означает имя Ханумана
Относительно происхождения и значения имени «Хануман» (санскр. हनुमान्) существует несколько версий. Вероятно, что его имя отражает неизмеримую силу знания и возвышенной мудрости, коими обладает этот храбрый воин, здесь он предстаёт как сражающий величием знания, или мудрый воин: «ман»— ‘думать’; «хан» — ‘бить, повергнуть, сразить’.
Согласно одной из версий, имя состоит из двух слов: «хану» — ‘челюсть’ и «мант» — ‘видимая’, соответственно, имя можно интерпретировать как «тот, кто имеет выдающуюся челюсть». Ещё одна версия заключается в том, что его имя происходит от слов «хан» — ‘уничтоженный, поверженный’ и «маана» — ‘гордыня’, таким образом, означает ‘тот, кто уничтожил в себе гордыню’.
Множество имён, характеризующих основные черты и качества Ханумана, подробно описаны в «Хануман Чалиса», являющейся самым известным гимном, прославляющим бога Ханумана, описывающим его лики, деяния, подвиги, совершённые им и воспеваемые в эпосе «Рамаяна».
В ведическом пантеоне боги, как правило, имеют много имён, каждое из которых несёт в себе суть какой-либо благородной черты, атрибута или символизирует одно из деяний божества. Хануман предстаёт под различными именами, среди них такие как: Паванасута — сын ветра или Марути — дитя ветра; Мангаламурти (олицетворение Марса: «Мангала» — имя Марса в ведической астрологии; «мурти» — ‘лик, образ’). Есть имена, произошедшие от имён родителей Ханумана: Анджанея — сын матери Анджаны; Кесари Нандан — сын отца Кесари. Панчамукха-Анджанейя — пятиликий4 Хануман. Под именем Марути он предстаёт как сын бога ветра5. Ваджранга Бали — обладающий несокрушимой силой, тот, кого не сломить, — состоит из слов: «ваджра» — ‘молния, стрела, алмаз, несокрушимый’; «анга» — ‘часть тела, конечность’; «бала» —‘сила, мужество, власть’. Олицетворение необычайной силы и отваги Ханумана несут в себе имена Вира, Махавира, Махабала и другие, обозначающие этот присущий ему атрибут. Чирандживи — ‘беЗсмертный’, в различных версиях «Рамаяны» утверждается, что Хануман был благословлён Рамой на беЗсмертие, он будет пребывать на земле до тех пор, пока будет жива память о славных деяниях Рамы. Курупсундар — обладающий неприглядной внешностью, но внутренней красотой: «куруп» — ‘некрасивый’, «сундар» означает ‘красивый’. Камарупин («рупин» — ‘видимый, в видимом облике’; «кама» — ‘желание’) — он по желанию может видоизменяться, уменьшаться до размеров атома и увеличиваться до неограниченных пределов.
Изображение Ханумана
О, Хануман, ты облачён в прекрасные одежды, а кожа твоя золотом сияет, алмазами в ушах сверкают серьги, и кудри пышные чело венчают. В руке ты держишь булаву, через плечо повязана павитра, как символ связи с Богом, эта нить из трав редчайших и священных свита
«Хануман Чалиса»
Он может изображаться пятиглавым, именуемым Панчамукхи. В этом образе он освободил Раму и Лакшману из Паталы. Головы его обращены в разные стороны и несут 5 различных энергий: голова льва — Нарасимхи — означает победу над тёмными силами, смелость и преодоление чувства страха; голова самого Ханумана— символизирует победу над врагами, уничтожение грехов, наполнение своей жизни чистыми помыслами и благими деяниями; голова орла —Гаруды — олицетворяет победу над препятствиями, защиту от злых духов; голова кабана Варахи —приносит процветание и изобилие; голова лошади — Хаягривы — наделяет мудростью и знанием.
Хануман может изображаться либо вместе с другими центральными персонажами «Рамаяны», либо он представлен в одиночку. На изображениях с Рамой и Ситой он располагается, как правило, справа от Рамы, как преданный, преклоняющийся пред ним, а руки его сложены в жесте намасте. Когда он один, то всегда имеет оружие, одна его рука в жесте защиты, и может быть представлен в одной из сцен, отражающих события его жизни, например, как дитя-Хануман, держащий Солнце; или совершённые подвиги — держащим в руке гору с целебными травами. Оружием Ханумана является булава, с помощью которой он одолевает врагов Дхармы и разрушает препятствия на Пути духовного самосовершенствования. Также он может держать в своих руках Ваджру.
Чаще всего он изображается с Рамой, Ситой и Лакшманой, обычно открывая грудь, чтобы символически показать, что их лики он хранит в своём сердце.
Бог Хануман
Хануман является одним из центральных персонажей древневедического эпоса «Рамаяна», однако мы имеем мало свидетельств того, что Хануману поклонялись как божеству в ведические времена. Есть мнение, что Ханумана начали наделять божественной сутью примерно через 1000 лет после создания «Рамаяны». Так или иначе, описание Ханумана в эпосе как обладающего невероятной силой и наделённого необычайными способностями говорит о том, что Хануман являлся воплощением божественной сути на земле. Ханумана считают аватаром Шивы. В этом аспекте он известен как Рудра-аватара.
В современную эпоху его иконография и храмы становятся всё более распространёнными. Хануман является олицетворением силы, храбрости, героической самоотверженности и при этом любящей преданности своему богу. В более поздней литературе он предстаёт в качестве бога-покровителя боевых искусств, а также медитации и прилежного ученичества. Хануману поклоняются как отдельно, так и вместе с Рамой и Ситой. Его почитают как божество, одерживающее победу над злом и обеспечивающее защиту.
Храмы и статуи Ханумана
Существуют многочисленные храмы и статуи, посвящённые Хануману, по всей Индии. Считается, что самые первые изваяния Ханумана появились в VIII веке, его изображения можно встретить в храмах X века в центральной и северной части Индии. Например, резьба по камню, представляющая сюжет поклонения Хануману, а также скульптуры Ханумана в пещерных храмах деревни Андавалли (Undavalli) (VI-XIII вв.) рядом с городом Виджаявада (Андхра-Прадеш) недалеко от побережья Бенгальского залива.
Особо выделяется храмовая статуя, установленная в 2003 году в храме Паритала Анджанея, самая высокая в мире скульптура, посвящённая Хануману, в высоту достигающая 41 метра, расположена она в штате Андхра-Прадеш в деревне Паритала, недалеко от города Виджаявада.
В древнем селении Индии Кхаджурахо6 к юго-востоку от Дели находится древнейший храмовый комплекс. Известно, что в стародавние времена здесь было более 85 храмов, что удалось установить благодаря наличию остатков фундаментов этих некогда величественных сооружений, в ходе археологическим раскопок были восстановлены лишь некоторые из них. Восточная группа храмов включает в себя Храм Ханумана (X в.), на цоколе которого сохранилась надпись, датированная 922 годом н. э., — наидревнейшее письменное свидетельство среди остальных сохранившихся надписей в Кхаджурахо. Здесь же есть статуя Ханумана высотой в 2,5 метра.
На территории храма Джакху в Шимле, столице штата Химачал-Прадеш, находится 33-метровая статуя Ханумана. Также по преданию здесь сохранились следы бога обезьян, якобы в этих местах он отдыхал по пути, когда переправлял гору с целебными травами из Гималаев на Ланку.
Храм Санкат Мочан7, или «Обезьяний» храм, в Варанаси штата Уттар-Прадеш посвящён Хануману. Здесь также стоит статуя Ханумана. Считается, что пуджа, проведённая в этом храме, может даровать избавление от проблем и исполнение желаний. В храм ежедневно приходят паломники и преданные Ханумана.
В городе Читракут на границе Мадхья-Прадеши Уттар-Прадеш есть поросший лесом холм, на возвышении которого находится святилище, посвящённое Хануману, Хануман-Дхара, к которому ведут 360 очень крутых ступеней вверх, в нём находится небольшое изваяние Ханумана.
В штате Карнатака, в деревне Хануманали, на холме Анджанея стоит храм Ханумана, в котором присутствует лик вождя обезьян, высеченный в скале.
Другие многочисленные статуи Ханумана можно встретить по всей Индии, например, огромная статуя Ваджрангабали оранжевого цвета, раскрывающего грудь, в области сердца которого находятся Рама и Сита, статуя находится в Шахджаханпуре штата Уттар-Прадеш высотой в 125 футов. Огромная статуя Ханумана, оборудованная механической системой, изображающей Ханумана, раскрывающего сердце, где он хранит Ситу и Раму, находится в Нью-Дели. Мраморная скульптура Ханумана, держащего гаду (булаву), а другая рука сложена в жесте защиты, находится в Нандуре, Махараштра. Статуя в деревне Агараштата Карнатака в 31 метр высотой. Тридцатиметровая скульптура, отличающаяся реалистичностью изображения, находится в Шри Адья Катаяни Шактипит Мандир — в храмовом комплексе Чаттарпуре.
Фестивали и праздники, посвящённые Хануману
Хануман является одним из главных персонажей в ежегодных празднованиях Рамлила в Индии, которая представляет собой драматическую реконструкцию жизни Рамы на основе событий, воспетых в древневедическом эпосе «Рамаяна» или основанных на нём других произведениях, таких как «Рамачаритаманаса»8. Этим событиям также посвящены драматические пьесы и танцевальные мероприятия, которые проводятся во время ежегодного осеннего фестиваля Наваратри в Индии. Хануман представлен здесь как герой, участвовавший в событиях легендарной войны между добром и злом. Кульминацией торжеств Виджаядашами является сопровождаемое фейерверком сжигание гигантского чучела, представляющего демона Равану.
День рождения Ханумана — Хануман-Джаянти отмечается в традиционный месяц Чайтра в лунно-солнечном ведическом календаре (март-апрель). Фестиваль, во время которого празднуется рождение героя «Рамаяны» Ханумана, проходит в месяц Чайтра (обычно на день Чайтра-пурнима) или в месяц Картика. В этот знаменательный день преданные Ханумана ищут его защиты и благословений, приходят в храмы, дабы поклониться ему и принести подношения, читают гимны, вознося почтение Хануману, в частности, «Хануман-Чалиса», а также древние священные писания, такие как «Рамаяна» и «Махабхарата».
Хануман — вождь обезьян, упоминания в древних писаниях
Хвала тебе великий Хануман, владыка всемогущий обезьян!
«Хануман Чалиса», стих 1
О доблести твоей известно в трёх мирах, ты мудрости бездонный океан!
Хануман — бог ванаров (полуобезьян-полулюдей). Самое раннее упоминание об обезьяне, представшей в образе божественного создания, которому преподносят подношения, содержится в «Ригведе» (гимн 10.86). Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что этот гимн относится именно к Хануману. Здесь представлен диалог между Индрой и его женой Индрани о том, что она заметила, как некоторые подношения сомы, предназначенные Индре, были переданы обезьяне, обладающей неимоверной энергией и неисчерпаемой силой, имя которой Вришакапи. Она расценивает это как знак того, что люди забывают Индру. На что царь богов Индра отвечает, что живое существо (обезьяна), которое беспокоит её, не стоит рассматривать как врага или соперника, напротив, они должны приложить усилия, чтобы мирно сосуществовать. В заключение гимна все приходят к согласию и разделяют на равных меж собой подношения.
Хануман упоминается в ведическом наследии времён — беЗсмертных эпосах — «Рамаяне» и «Махабхарате». Также в пуранах: «Махабхагвата-Пурана» описывает Ханумана как обитателя земель Кимпуруши-варши, где он и жители этих мест поклоняются Рамачандре; также о нём упоминает «Брихад-дхарма-пурана», «Сканда-пурана», драматургическое произведение «Маханатака» и другие.
«Хануман Чалиса» является прославлением Ханумана в виде гимнов, автором которой традиционно считается поэт Тулсидас. Он утверждал, что ему были видения, в которых пред ним предстал Хануман, впоследствии им была написана его поэтичная версия сказания о Раме — «Рамачаритаманаса».
В «Рамаяне», автором которой считается Вальмики, Хануман является одним из центральных персонажей, где он фигурирует в качестве вождя обезьян, помощника и посланника Рамы. Здесь он являет собой образ истинного идеального бхакти, духовного преданного, при этом мужественно и самоотверженно отстаивающего Дхарму и Путь истины.
Такие тексты, как «Бхагавата-пурана», «Ананда Рамаяна» и «Рамачаритаманаса», представляют его как мудрого, сильного, храброго и всем сердцем преданного Раме.
История рождения Ханумана
Согласно ведическим легендам, Хануман родился в царстве Кишкиндха, принадлежавшем ванарам, у Анджаны и отца Кешари. Имя его отца означает «смелый, словно лев». По одной из версий его мать Анджана с благочестивым почтением поклонялась богу Шиве, и за её смиренную преданность бог Шива наградил её рождением сына, который стал его воплощением на земле. Ханумана ещё называют сыном бога ветра Вайю, как было поведано в сказаниях о рождении Ханумана, описанных также в «Бхавартхе Рамаяне» поэта Экнатха (XVI век н. э.), которая гласит, что когда царь Айодхьи Дашаратха совершал по совету Васиштхи ягью на зачатие сына, проводил которую мудрец Ришьяшрингу. Жёны Дашаратхи должны были отведать священный напиток пайасам («дарованный богами»). Однако чашу с пайсамом, предназначенным Сумитре, унёс орёл9, который, пролетая над деревней, где жили будущие родители Ханумана, выронил чашу, и её подхватил бог Вайю и перенёс к тому месту, где совершала богослужение Анджана, и передал ей в руки. Испив из чаши, она вскоре зачала сына. В результате у неё родился Хануман.
Легенды о Ханумане. Детство и юность
Хануман был учеником солнечного бога Сурьи. «Я буду всегда рядом, ни на шаг не отставая, и стану самым прилежным учеником» — сказал Хануман Сурье, который за 60 часов передал ему все знания. В благодарность за это Хануман пообещал богу солнечного света и тепла во всём поддерживать и опекать сына Сурьи — Сугриву, когда это будет необходимо. Так, впоследствии Хануман и Сугрива стали верными друзьями, и он не раз оказывал Сугриве помощь и выручал из беды.
Как повествует Вальмики в «Рамаяне», однажды, ещё до того, как лучезарный Сурья стал духовным наставником Ханумана, он, будучи ещё маленьким, но уже обладавшим неимоверной силой и воистину небывалыми и уникальными способностями, завидев яркое красное светило, восходящее на небе, счёл его за фрукт, и, памятуя слова матери о том, что его пища должна состоять из сочных и спелых фруктов, похожих на Солнце, он подлетел к Солнцу, схватил его за бок и долго летел с ним по небу, что повлекло за собой замедление движения Солнца10 и на земле воцарился хаос, никто не мог разобрать, где день, а где ночь. Тогда царь богов Индра дабы восстановить порядок, метнул в Ханумана молнию, которая попала ему в челюсть, и он упал на землю бездыханным. Бог Вайю, пребывая в скорби от потери сына, покинул землю, что повлекло за собой огромные страдания, которые испытывали все живые существа. Чтобы он вернулся, Шива вернул к жизни Ханумана и даровал ему силу и мощь, подобную ваджре Индры. Другие боги также преподнесли дары Хануману: Агни обеспечил ему защиту от огня, Варуна — от воды, Вайю даровал сыну возможность летать, как ветер. Бог Брахма даровал ему возможность перемещаться в любом месте, и при этом никто не будет в состоянии его остановить. Вишну преподнёс ему в дар оружие — гаду (булаву).
Спустя некоторое время после этого Хануман начал использовать полученные божественные возможности и силы на невинных прохожих как простые шалости, пока однажды в лесу Кишкиндхи он не подкрался к мудрецам, находящимся в медитации, и не начал подбрасывать их в воздух. Один из них, мудрец Матанга, очень разозлился и наслал на Ханумана проклятие, которое повлекло за собой то, что Хануман забыл подавляющее большинство своих сверхсил, и в будущем, когда ему они будут крайне необходимы, он вспомнит о них только после того, как ему напомнит об этом тот, кто окажется рядом (им будет Джамбаван11, который предложил Хануману перепрыгнуть через океан, чтобы попасть на Ланку и найти там похищенную Раваной Ситу, и напомнил ему, что тот может преодолеть это огромное расстояние над океаном, благодаря тем божественным сверхспособностям, которыми он наделён).
Хануман — один из главных героев эпической поэмы «Рамаяна»
Хануман явился на землю одновременно с Рамой, великим правителем Солнечной Династии, правившим 11 000 лет12, время его правления именуется как « Рамараджья» — Золотой век. Он укрепил основы Дхармы на земле, праведность, добродетель и благочестие среди подданных государства были нормой, время его правления не было запятнано страданиями, горем, унижением и несправедливостью. Каждый человек был олицетворением самых светлых качеств, никто не помышлял ничего дурного, было налицо абсолютное соблюдение известных нам и для некоторых достаточно трудноисполнимых в наше время Кали-юги принципов «Ямы» и «Ниямы»13, в частности, правдивость, непричинение вреда, отсутствие жадности, зависти, ответственность за свои слова, мысли и поступки. Правитель нёс ответственность за процветание своего народа во всех аспектах. На страницах «Рамаяны» мы видим описание высокоразвитой цивилизации, существовавшей некогда на нашей планете. Рама воплотился на земле, дабы стать образцом идеального поведения для своего народа, на своём примере показать, какими качествами должен обладать каждый. Ибо, как это и утверждается на страницах «Рамаяны», — «Каков царь — таковы и подданные». Он пришёл на землю с целью избавить людей от страданий и даровать счастье, ибо тот, кто имеет власть, несёт огромную ответственность за своих подданных.
Также его миссия на рубеже эпох (Трета- и Двапара-юги) явившегося на землю, состояла в том, чтобы высветить перед человечеством в образе демона Раваны — его антипода — все пороки, которыми тот обладал, будь то похоть, злоба, вожделение, гнев, алчность, и показать всю их беЗсмысленность и тленность, а также то, к чему они приводят. Равана должен был стать олицетворением тех качеств, которые в лице Рамы уничтожила сила праведности и верности Дхарме. Их противостояние и привело к победе сил света, что являет собой очевидность неизбежного исхода извечной борьбы добра и зла. Многие боги также воплотились в это время на земле, среди них был и Хануман, явленный в этот мир, дабы участвовать в этих событиях и помогать Раме. Ввиду того, что события «Рамаяны» происходили приблизительно 1200–860 тыс. лет назад, то и внешний облик героев мало соответствовал тем образам, которые рисует наше воображение, сообразуясь с современной эпохой. Ванары и медведи тех времён не были представителями животного царства. К сожалению, теперь мы можем только предполагать, какими были представители этого таинственного народа, который давно исчез с лица земли.
Героические подвиги Ханумана, воспетые в «Рамаяне»
С чего всё начиналось
Первая встреча Рамы и Ханумана случилась, когда Рама и Лакшмана в поисках Ситы направлялись в сторону временного прибежища Сугривы — на горе Ришьямукха, который, увидев их, заподозрил, что это могут быть воины его брата Вали, и попросил Ханумана разузнать, кто они. Так, Хануман в облике риши отправился навстречу братьям. Когда он узнал, что это принцы Айодхьи, то склонился пред Рамачандрой с почтением и, приняв свой истинный облик, рассказал о себе. Рама заключил его в объятия и сказал, что он дорог ему так же, как брат Лакшмана: «Я изливаю свою любовь на тех, кто предан мне и видит в этом высший путь к освобождению». Хануман поведал Раме, что Сугрива мог бы оказать неоценимую помощь в поисках Ситы, что он царь обезьян, однако ему приходится скрываться от преследований брата Вали. Когда Рама узнал, что и Сугриву постигла та же участь — брат Сугривы украл его жену, он помог ему одолеть брата и передал Сугриве царский трон Кишкиндхи. После Сугрива собрал своих воинов-ванаров в поход на поиски Ситы.
Гигантский прыжок через океан на Ланку
Возглавил войско обезьян Хануман, и он, исполненный преданности и самоотречения, отправился с войском исполнять священную миссию — он дал обещание Раме непременно найти Ситу. Орёл Сампатхи (брат Джатайю) рассказал им, что пленная Сита находится на острове Ланка, стоящем на трёхглавом холме, в одном из цветущих садов — Ашокаване, но где именно — предстоит им узнать самим, если они смогут пересечь океан, совершив прыжок в сто йоджан, и найти её там. Кто обладает силой и ловкостью, чтобы сделать это? Конечно, сын бога ветра Хануман, обладающий блестящими талантами и способностями, преданность Раме которого безгранична. Поскольку расстояние было велико, бог океана решил помочь Хануману, и из вод своих он поднял подводный пик Майнака, дабы у Ханумана была возможность немного отдохнуть на нём, но доблестный Хануман лишь коснулся его ногой в знак благодарности, но не стал останавливаться и стремительно направился к Ланке. Однако на его пути возникла преграда — демон-змей Сураса и великанша Симхика. Он одолел их обоих и вскоре очутился на Ланке.
Поиски Ситы на Ланке
Хануман владеет многочисленными сиддхами, некоторые из них он использует, проникнув на Ланку в поисках Ситы. Оказавшись на Ланке, чтобы беЗпрепятственно перемещаться по владениям Раваны, он принял форму маленькой, почти невидимой обезьянки. На входе в город ракшаси Ланкини, оберегавшая врата столицы, заметила Ханумана и собиралась его проглотить, но он нанёс ей столь сильный удар, что она повалилась наземь. Хануман проник в город, исполняя свою божественную миссию, — и это было предвестием полного уничтожения ракшасов14. В столице, в храме с именем «Хари», посреди сада из деревьев Туласи он познакомился с преданным Рамы Вибхишаной. Ханумана поразило, что среди ракшасов ему посчастливилось встретить достойного и чистого сердцем жителя, коим оказался брат Раваны, который и поведал Хануману, как найти Ситу в Ашоковой роще, куда сразу отправился Хануман. Он предстал пред Ситой, бросив ей золотое кольцо Рамы, чтобы она признала в нём посланника Рамы, и поведал ей о том, что совсем скоро Рама прибудет на Ланку со своей армией обезьян под командованием Сугривы и медведей под предводительством Джамбавана, чтобы сразиться с демонами и спасти её. Он также доказал ей, что вполне может противостоять ракшасам, и предстал в гигантской форме, которую он принимает в сражениях, чем убедил Ситу в том, что такая армия Рамы способна одолеть демонов Ланки.
Хануман сражается с ракшасами
Хануман предстаёт как непобедимый воин, обладающий невероятной силой, способный один сразить значительно превосходящее войско противника. Покинув Ситу, Хануман решил перекусить в саду спелыми фруктами, но был обнаружен стражниками, которые не могли с ним справиться. Когда весть дошла до Раваны, тот оправил против Ханумана целое войско ракшасов, но Хануман легко с ними справился одной лишь веточкой дерева, с мантрой «Рам… Рам…» на устах, сразил всех напавших на него демонов, среди которых был один из сыновей Раваны Акшайя Кумара. Вслед за этим Равана отправляет новое войско под предводительством другого сына — Мегананды, дабы уничтожить незваного пришельца. Но и здесь им не суждено было справиться с Хануманом. Он, издав оглушительный рёв, вырвал огромное древо с корнем и, размахивая им, отражал ливень стрел, пущенных в него. Однако, лишь когда Мегананда применил стрелу Брахмы, Хануман не стал противостоять великому божественному оружию Брахмастре и простёрся пред ним в благоговении. Тогда его схватили, и он предстал перед правителем Ланки.
Хануман сжигает Ланку
В этом эпизоде великого эпоса мы видим, как Хануман сталкивается с очень трудными обстоятельствами, которые угрожают его миссии, однако, он находит невероятный способ изменить ситуацию и обернуть её против врага. Раване Хануман пояснил, что в саду он всего лишь хотел поесть, и ему пришлось противостоять войску демонов, дабы сохранить свою жизнь. Он напомнил Раване, что тот является правнуком Брахмы, внуком Пуластьи и сыном Вишравов, и указал на то, что следовало бы ему отказаться от роскоши и власти и преклониться перед Рамой. Равана рассвирепел, услышав столь возмутительные для него предложения, и приказал убить Ханумана. Вибхишана вступился15, сказав, что наказание не должно быть таким суровым. Ракшасы придумали другое: было решено обмотать хвост Ханумана тряпками, пропитанными маслом, и поджечь его. Эту затею Хануман встретил хохотом — пока они лили масло, его хвост становился всё длиннее, а когда его подожгли, Хануман начал прыгать с одной крыши на другую, распространяя за собой огонь. Вся Ланка в считанные минуты была объята пламенем16. После чего Хануман, издав оглушительный рёв, от которого задрожала вся Ланка, перепрыгнул через океан и оказался на другом берегу. Этими событиями была ознаменована ночь полнолуния месяца картика17.
Переправа на Ланку по мосту Рамы. Хануман переносит гору с целебными травами на Ланку
И тогда Хануман сказал Раме: “Ты выбрал меня как оружие, которым вершишь свои дела. Нет ничего невозможного для того, кто завоевал твою милость”.
«Рамаяна». Диалог Ханумана и Рамы
Существенную роль сыграл Хануман в спасении Лакшманы, раненого на поле битвы с демонами. Армия Рамы переправилась на Ланку через океан по огромному мосту, построенному за 5 дней, длиною в сто йоджан18. Согласно легендам об этой переправе, на каждом камне было начертано имя бога Рамы — так они становились легче ветра. Зачастую Хануман изображается как наносящий священное имя Рамы на камни для будущего моста к Ланке. Есть мнение, что мост Рамы и сегодня соединяет Индию и Ланку, образованный грядой известняковых валунов (с примесями песка и кораллов), размером полтора на два с половиной метра. Строительство моста Рамы (Setubanhanam — священная дамба) описано в VI книге «Рамаяны»:
«В течение первого дня, в преизбытке задора,
«Рамаяна», Юддха Канда, «Книга войны»
Четырнадцать йоджан запруды построили споро.
И двадцать — назавтра воздвигнула рать обезьянья
Для великосильных не диво такие деянья!
И йоджану двадцать одну среди водной пучины
Закончили к вечеру третьего дня исполины
И двадцать две йоджаны быстро достроить к исходу
Четвёртого дня удалось обезьяньему роду.
На пятый ещё двадцать три уложили, и до ста
Они довели протяжённость волшебного моста
Переправившись на Ланку, они разбили лагерь у горы Сувела. И вскоре начали осаду четырёх врат города. Когда Мегананда атаковал, применив магическое оружие Брахмы — Шакти, которое сразило Лакшману прямо в сердце, Хануман вынес его с поля боя, и, дабы спасти Лакшману, необходимо было целительное средство, которое мог подсказать целитель Сушена. К нему и отправился доблестный Хануман: приняв маленькую форму, он проник в крепость Ланки, где спал Сушена, и перенёс его в лагерь. Целитель назвал исцеляющее растение, которое поможет Лакшмане вернуться к жизни, — оно произрастает на горе Сандживи. К этой горе отправился Хануман, но, не сумев распознать необходимую траву целебную, он перенёс весь холм в своих руках на Ланку. Тогда целитель нашёл необходимые растения и, приготовив целебное снадобье, вернул Лакшману к жизни. Так, благодаря отважному и сверхсильному Хануману, был спасён брат Рамы Лакшмана. Этот сюжет является основой для широко распространённого изображения Ханумана, где он показан летающим и держащим гору с целебными растениями на ладони.
Хануман вызволяет Раму и Лакшману из подземного царства Паталы
Когда Равана потерял своего любимого сына Мегананду, он отправился в храм Шивы, где к нему явился обитающий в подземном мире ещё один его сын Ахиравана, которого Равана призвал себе в помощь. Ахиравана, совершив необходимые ритуалы, окутал лагерь армии Рамы непроглядной тьмой, с целью захватить в плен Раму с братом. Хануман удлинил свой хвост и обвил им лагерь несколькими кольцами, так, что сформировалась высокая стена, и своим телом преградил вход в сотворённую им «крепость». Но Ахиравана, приняв образ Вибхишаны, умудрился проникнуть внутрь и манрой погрузил всех в сон, а Раму и Лакшману уволок в подземное царство Паталу. Когда настоящий Вибхишана распознал, кто мог это совершить, он сообщил об этом Хануману, который отправился в Паталу, глубоко под землёй сокрытую, там он услышал разговор двух птиц о том, что Ахиравана собирается провести ритуал принесения в жертву Рамы и Лакшманы. У врат подземного царства он встретил стражника Макарадваджу, который тоже был обезьяной, поэтому Хануман быстро вошёл к нему в доверие, и тот поведал о месте, где находятся пленённые братья. Хануману удалось войти в город, и он в виде молекулы проник в гирлянду, предназначенную для ритуального жертвоприношения, в которой принимал все подношения, возлагаемые на алтарь. Когда в зал ввели принцев, Хануман принял свою гигантскую устрашающую форму и рассёк Ахиравана на части, но тот сумел воссоединиться, тогда Хануман отсёк ему голову и бросил в жертвенный огонь, а корону водрузил на голову стражника Макарадваджи, провозгласив его правителем Паталы. Хануман посадил себе на плечи Раму и Лакшману и поднял их из-под земли.
Хануман в «Махабхарате»
О славном и доблестном Ханумане повествует также древний эпос «Махабхарата», где он именуется как мудрейший Индра среди обезьян. О нём речь идет в третьей лесной книге «Араньякапарве». Здесь он представлен как брат Бхимы, который случайно встречает его на пути к горе Гандхамадане. Хануман лежит на земле обессиленный и преграждает Бхиме путь своим телом, однако предлагает ему отодвинуть его хвост и пройти. Бхима, обладающий невероятной силой, был не в состоянии сдвинуть с места хвост Ханумана, он смирился и признал божественную его силу. Тогда он попросил Ханумана принять его прежний облик, коим он обладал во времена Трета-юги (когда происходили события «Рамаяны»). Хануман пояснил Бхиме, что уже имеет другой облик, так как все существа в каждую югу соответствуют текущей эпохе, поэтому он уже не выглядит как прежде, — «время необратимо». Однако Бхимасена настивает, и Хануман принимает прежнюю форму, существенно увеличившись в размерах19. Он рассказывает Бхиме о разных югах: Крита, Трета, Двапара и Кали; а также о сути Дхармы. Хануман пророчествует Бхиме, что тот в скором времени будет участвовать в великой войне, а Хануман будет, сидя на знамени Виджаи, кричать боевой клич, ввергая противника в страх и ужас и ослабляя его силы. Однако после этого упоминания о Ханумане в дальнейшем на страницах эпоса он более не встречается…
Янтра Ханумана
Янтра Ханумана — некая геометрическая конструкция, проводник космической энергии, гармонизирующая пространство и наделяющая концентрирующегося на ней определёнными качествами, а также трансформирующая энергию низких вибраций, поднимая её до более высоких. Обеспечивает защиту от напастей, дарит силу и мужество в преодолении трудностей, наделяет храбростью и смелостью, обеспечивает уверенность в себе и своих силах. Янтра Ханумана представляет собой изображение, помещённое в защитный квадрат бхупур, которое представляет собой круг в лепестках лотоса, олицетворяющий силу абсолютной истины, изначальную природу чистую и божественную. Янтра помещается в вашем жилище на чистом алтаре, лицом ориентирована должна быть на север или восток. При этом соблюдайте определённые правила: не позволяйте никому прикасаться к священному изображению, не допускайте её запыления и загрязнения, а также само место, где она стоит, должно всегда содержаться в чистоте, так как оно будет заряжено энергией, излучаемой янтрой. Во время медитации на янтру, как правило, повторяется мантра, прославляющая божество, таким образом, призывающая энергии этого божества. Медитация на янтру Ханумана позволит вам быть более сосредоточенным и сконцентрированным в моменте.
Мантра Ханумана
Тебе, о, Хануман, молитвы вознося, достигнуть можно просветления. От цикла жизней и смертей даруешь ты освобождение
«Хануман Чалиса», 30 стих
Помимо сорока гимнов из «ХануманЧалиса», обладающей силой мантры, воспевающей славу доблестному и благородному Хануману, существуют также небольшие мантры, прославляющие доблестного Ханумана, которые также излучают вибрации чистой энергии бхакти, силы и храбрости, стойкой уверенности, которая так необходима на Пути духовного саморазвития, позволяет преодолевать любые трудности и не даёт сбиться с верной тропы праведности, ведущей к высшим сферам бытия, поднимающей нас на более высокие уровни сознания. Есть мнение, что мантры, воспевающие имя храброго преданного Рамы Ханумана, активизируют прану — жизненную силу, наше сознание пробуждается и очищается мощной энергией Вселенной. Также матры Хануману применяются в тех случаях, когда необходимо освободиться от какой-либо зависимости, привязанности или ограничения.
1. Гаятри-мантра Ханумана, или «Хануман-гаятри», — модификация древнейшей и очень сильной Гаятри-мантры20 из «Ригведы» (III.62.10):
Om bhur bhuvah svaha
Tat savitur varenyam
Om Andjaneyaa Vidmahe
Vayuputraya Dhimahi
Thanno Hanuman Prachodayat
2. Мощная мантра достижения успеха:
Om Shri Hanumate Namaha
3. Мантра силы через преданность:
Om Hum Hanumate Vijayam
4. Мантра великомуХануману — вариация традиционной мантры Махавишну: «Oṁnamobhagavatevāsudevāya»:
Om namo bhagavate andjaneyaa
P.S. Погружаясь в чтение сказаний о былом и мифологических сюжетов, мы восхищаемся качествами, которые некогда явили в своих образах боги и герои прошлого. «Рамаяна» представляет собой эпическое повествование о событиях, в давние времена происходивших, когда боги пришли на землю, дабы своим примером напутствовать человечество, вступающее в новую эпоху. И в наше время эти поучения и наставления представляют собой беЗценный дар ведического прошлого, к которому мы должны относиться с почтением и уважением.
О, Хануман, сын Паваны, спаситель и воплощение всех благословений, пребывай в моём сердце вместе с Рамой, Ситой и Лакшманой! ОМ ТАТ САТ
«Хануман Чалиса»