Содержание
В древние времена жил царь по имени Нахуша, принадлежащий лунной династии. Нахуша был праведным царем – он оказывал обильные пожертвования и совершал множество жертвоприношений. Могущество его заслуг было столь велико, что он достиг положения Индры на небесах и стал властвовать над богами.
У Нахуши был сын по имени Яяти. Когда Нахуша отправился на небеса, царством стал управлять Яяти. Он правил в соответствии с законами дхармы и заботился о подданных. Он имел четырех сыновей, отважных и образованных – Руру, Пуру, Куру и Яду.
Царь Яяти мудро правил в течение долгого времени, и его слава разнеслась далеко за пределами его государства. Индра также узнал о Яяти и захотел встретиться с ним. Он послал своего колесничего по имени Матали, чтобы тот доставил царя на небеса. Матали искушал Яяти различными историями о богатствах небес, но царь отказался идти на небеса, поскольку для этого было необходимо умереть, оставив земное тело. Он был согласен отправиться на небеса только в своем физическом теле.
«Посмотри на меня, – сказал Яяти, – мне сто пятьдесят лет, но у меня нет признаков старости. Благодаря накопленным мной заслугам я выгляжу только шестнадцатилетним. Почему же я должен оставлять это тело? Что же касается богатств, то я имею их множество и здесь, на земле».
Матали передал Индре слова царя. Между тем, Яяти наставлял своих подданных о следовании дхарме и поклонении Господу Вишну. Результатом этого явилось то, что подданные Яяти стали праведными, а старость, болезни и горе были изгнаны с земли. Люди перестали умирать. У бога Ямы больше не было дела, и он пришел в волнение. Тогда 65 он отправился к Индре и пожаловался ему, что существует угроза для занятий Ямы из-за праведности царя Яяти – земля стала подобной небесам.
Индра решил, что Яяти может быть соблазнен, и тогда он сойдет с пути праведности. Он послал бога любви, Кандарпу, для выполнения этой задачи. Из-за льстивых слов бога любви царь забыл принять омовение в должное время, а это было упущением при поддерживании собственной чистоты. Старость тут же воспользовалась удобным случаем и вошла в тело Яяти. А поскольку он стал старым, он стал и более привязанным к материальным стремлениям.
Однажды Яяти отправился в лес на охоту. Преследуя оленя, он очутился на берегу красивого лесного пруда. В этом пруду плавал гигантский лотос, а в лотосе сидела прекрасная женщина. Она пела, и пение ее было столь чудесно, что Яяти сразу же влюбился в нее.
«Я великий царь Яяти из лунной династии, – сказал девушке царь, – а кто ты? Я полюбил тебя, пожалуйста, выйди за меня замуж».
«Меня зовут Ашрувиндумати, – ответила женщина, – я дочь Рати, богини любви. Я ожидаю здесь подходящего мужа, но не выйду за тебя, потому что ты уже стар. Стань молодым и приходи сюда снова – тогда я непременно стану твоей женой».
Яяти вернулся в свою столицу. Он позвал своих четырех сыновей и рассказал им о том, что случилось. Яяти хотел, чтобы один из сыновей принял старость отца в обмен на свою молодость для него. Только так он сможет жениться на Ашрувиндумати. Когда же Яяти насладится мирской жизнью, он вернет молодость назад и возьмет свою старость.
За исключением Пуру, все остальные сыновья отказались совершать этот обмен. Они считали, что раз Яяти стал старым, ему не следует жениться вновь. Тогда Яяти проклял Руру, Куру и Яду, чтобы они никогда не наследовали царство, а в их династиях не рождались цари. Пуру же отдал отцу свою молодость и получил его благословения.
Яяти вернулся на лесной пруд в своем молодом облике и встретил Ашрувиндумати.
«Несомненно, теперь не существует препятствий для нашего брака», – сказал он.
«Нет, препятствие все же есть, – ответила Ашрувиндумати. – У тебя есть две другие жены – Шар- миштха и Деваяни. Перед тем, как ты женишься на мне, ты должен дать мне слово, что не будешь больше относиться к ним как к своим женам. Кроме того, ты должен согласиться всегда выполнять мои просьбы».
«Я согласен с этими условиями», – сказал Яяти.
Теперь, когда ее условия были приняты, Ашрувиндумати согласилась выйти замуж за Яяти. Они жили счастливо долгое время.
Однажды Ашрувиндумати попросила Яяти устроить ашвамедха-ягью (жертвоприношение коня). Яяти поручил эту задачу своему сыну Пуру, и обряд прошел чрезвычайно успешно.
По прошествии многих лет, Ашрувиндумати сказала царю: «Мы не можем больше наслаждаться удовольствиями этого мира. Настала пора отправиться на небеса».
В соответствии с уговором, Яяти вернул Пуру его молодость и принял свою старость. Затем, наделив Пуру щедрыми благословениями, Яяти и Ашрувиндумати оставили свои тела и взошли на небо.
«Следует быть подобным Пуру, – сказал Сукарма Пиппале. – Нет большей заслуги, чем служение собственным родителям».
История Чтьяваны
Мудрец Чьявана принадлежал династии великого мудреца Бхригу.
Чьявана желал достичь истинного знания и решил, что только один способ подходит для этой цели – посещение священных мест омовений. Поэтому он отправился в паломничество по этим местам, расположенным по берегам рек Нармады, Сарасвати и Годавари. Спустя какое-то время он оказался в священном месте Амаракантака на южном берегу реки Нармады.
Чьявана устал в дороге и сел отдохнуть под баньяновым деревом. На этом дереве жил ученый попугай по имени Кунджала. У Кунджалы были жена и четверо сыновей: Уджджвала, Самуджджвала, Виджджвала и Капинджала.
Каждое утро сыновья отправлялись на поиски пищи, причем какое-то количество еды они должны были приносить своим родителям. Вечером, когда Чьявана отдыхал под деревом, они как раз вернулись домой.
После того, как семейство поело, Кунджала спросил Уджджвалу: «Сынок, где ты был сегодня днем? Расскажи нам о том, что видел и слышал».