Когда Сатьявати призвала праведного Вьясу для продолжения царского рода, тот с покорностью и радостью согласился исполнить просьбу матери. Ночью, в покоях Амбики, Вьяса приблизился к девушке, и она увидела то, чего никак не ожидала: медные спутанные волосы, немытое тело, длинную бороду, неопрятные ногти. От страха и отвращения Амбика закрыла глаза.
Когда великий сын, сочетавшись с Амбикой, вернулся к матери, он сказал: «Твоя невестка родит благородного сына, одарённого знанием. Он будет обладать большими и мощными руками, и его назовут Дхритараштра — «Долгорукий». Но из-за того, что во время близости со мной твоя невестка закрыла глаза, её сын будет слепой».
В положенный срок родился мальчик, наделённый мощью тысячи слонов, но, как и предсказал отшельник, слепой.
Прошло время, внуки Сатьявати Дхритараштра, Панду и Видура, росли и мужали. Дхритараштра блистал благородством и необычайной физической силой, был хорошо обучен искусству владения оружием, искушен в знании закона и политики.
Повзрослев, братья в положенный срок женились, взяв в жены родовитых принцесс. Женой Дхритараштры стала благородная Гандхари из рода Ядавов. Ещё в юности, за благочестие, она снискала благословление Вьясы на рождение ста сыновей. Её стремление к чистоте и накоплению заслуг было столь велико, что она приняла решение навсегда закрыть глаза повязкой, дабы видеть мир таким же, каким его видит её муж. Верная своему супругу, она даже не обращалась словом к другим мужчинам.
Поскольку Дхритараштра был незрячим, а Видура принадлежал к смешанной касте, на царствование был помазан Панду. Благоденствие и гармония воцарились в государстве.
В положенное время, жена Дхритараштры забеременела, но носила плод два года. В отчаянии, что роды не наступают, женщина стала бить себя по животу, и оттуда выпал твердый мясной ком, подобный железному шару. В горе она собралась выбросить плод, но вдруг появился Вьяса, и велел полить ком холодной водой и, разделив на сто частей, положить в сто горшков с топленым маслом. Всё сделали по словам мудреца: разделили ком на сто частей, после чего осталась еще одна маленькая часть. Её тоже положили в горшочек.
В сосудах, оставленных в укромном месте и под охраной, медленно, но верно развивалась жизнь. Когда сформировался старший сын, завыли шакалы, закаркали вороны, зарычали страшные хищники. Это были зловещие приметы, и мудрецы поняли, что он будет истребителем рода. Его назвали Дурьйодхана — «Лихо сражающийся». Всего у Дхритараштры и Гандхари родилось 100 сыновей и одна дочь.
После печальных событий, произошедших с Панду, Дхритараштра стал царём, многочисленные сыновья Дхритараштры и пять сыновей Панду, оставшиеся без отца, росли вместе под одной крышей. Они учились у Дроны и Крипы, проявляя старание и, соперничая друг с другом.
Несмотря на то, что Дхритараштра слепо любил своих родных детей, порою он был мудр и справедлив. Однажды Дурьодхана, позавидовал успехам Арджуны в военном деле, и стал сетовать царю на отсутствие будущего в качестве правителя и довольствование вторыми ролями из-за права Пандавов на трон. Дхритараштра посочувствовал сыну, но ответил: «Это твои двоюродные братья. После смерти Панду я поклялся вырастить их как своих родных сыновей. Вырви занозу зависти из своего сердца, о сын»!
Однако, для слепого Дхритараштры его старший сын Дурьодхана, был тот единый свет, который озарял его жизнь и согревал его сердце. Отец не мог остаться равнодушным к плачу своего любимого ребенка, даже если тот был не прав. Образ сильного, красивого и бесстрашного Дурьйодханы, ослабленного завистью к Арджуне и его братьям, напоминавший смертельно раненного льва, представал перед незрячим Дхритараштрой. На волне этой слепой любви и случились ключевые события Махабхараты.
Так, с научения Дурьодханы, Дхритараштра выслал Пандавов в Варанавату, где им грозила страшная гибель. Впоследствии, узнав о том, что его племянники живы и завоевали руку прекрасной принцессы Панчали, Дхритараштра, разрывающийся между любовью к сыну и долгом по отношению к племянникам, собрал совет старейшин. Мудрые люди один за одним призывали Дхритараштру не слушать Дурьодхану, творившего беззаконие. Тогда Дхритараштра, укрепившийся в правде, послал скороходов и гонцов с подарками к царю Друпаде, а потом призвал к себе Пандавов и сказал:
«Сердце радуется, глядя на вас, невредимых и процветающих, дорогие мои племянники! Посоветовавшись со старейшими по возрасту, разуму и учености, во имя соблюдения закона, дабы не было снова меж вами и двоюродными братьями раздора, я принял такое решение: наследуйте половину царства, положенную вам по закону, затем отправляйтесь в Кхандавапрастху — лесистое место на берегу Ямуны и постройте там город, в котором сможете жить по своему разумению, соблюдая дхарму. Таково мое суждение, о безупречные»
Шло время, и Дурьодхана, наблюдая величие Пандавов, уговорил отца пригласить братьев на заведомо нечестную игру в кости, ставкой которой в первый раз было состояние Пандавов, а во второй раз-изгнание на 13 лет.
Позже, когда все обещания были выполнены и Пандавы вернулись, Дхритараштра, потакая Дурьодхане, не возвратил племянникам их царство и началась великая битва на Курукшетре. Когда Вьяса, пеняя Дхритараштре малодушность и развязывание войны, предложил царю на время вернуть зрение, дабы тот смог насладиться плодами деяний, Дхритараштра ответил: «Мне невыносимо будет видеть картину гибели моих сыновей и племянников. Видимо, небеса недаром создали меня незрячим от рождения».
На Курукшетре погибли все сыновья Дхритараштры, а смерть Дурьодханы на время лишила царя рассудка. Царь никак не мог простить Бхиму, убившего Дурьодхану, даже пытался задушить племянника. Но после проникновенной речи Бхимасены о множественных унижениях и подлости со стороны Дурьодханы, царь погрузился в раздумье о мудрости и прощении.
По прошествии пятнадцати лет Дхритараштра всё ещё не смирился с утратой. В произошедшем царь винил себя: «Много раз благие советы давали мне Бхишма и Вьяса, но я, ослепленный любовью, не внял им». Дабы очиститься от греха, Дхритараштра принял решение удалиться в лес. Так Дхритараштра стал отшельником: питался воздухом, держал во рту деревяшку, чтоб хранить обет молчания, и скитался по всему лесу вместе с Гандхари. Их глазами стала Кунти.
Однажды старый царь, стоя у берегов Ганги, совершал жертвоприношения и оставил непогашенными священные огни. Ветер раздул пожар. В царе из-за долгого поста еле теплилась жизнь, и у него не было сил убежать. Тогда он сосредоточил свое сознанье и уселся лицом к востоку вместе с Гандхари и Кунти. Так принял смерть от своего собственного жертвенного огня, освященного мантрами, тот бык-Бхарата.
смотреть сериал Махабхарата 2013