Аюрведа является самой древней из всех медицинских систем, когда-либо существовавших и существующих на Земле. Её область не ограничивается только знаниями о здоровье и лечении заболеваний, но также включает в себя данные об устройстве и строении мира и даже поднимает вопросы духовности и нравственности, согласуясь с принципами Вед. Основные аюрведические тексты утверждают, что изначально они были поведаны самим Брахмой — Богом-Творцом; принципы Аюрведы часто встречаются в текстах Атхарваведы, а также её крупицы можно найти и в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Махабхарате, называемой «пятой Ведой».
Аюрведа дала зачатки для появления многих других направлений медицины в Индии — широко известной Тибетской, а также Сиддха- и Юнани-медицин, базирующихся на её принципах, которые разительно отличаются от принципов других методов врачевания — традиционной (западной) медицины и медицины нетрадиционной. В отличие от современной медицины, Аюрведа не ограничивается лишь лечением симптомов и последствий заболеваний и не использует на практике ненатуральные, неприродные и вредные для человеческого организма вещества, дающие множество побочных эффектов. От нетрадиционных же методов лечения Аюрведа отличается наличием научного базиса и проверенного тысячелетней практикой опыта исцеления.
Все знания Аюрведы основываются на уникальном фундаменте, который издревле является их неизменным стволом, с течением веков обросшим многочисленными ветвями новых открытий, методов и рецептов. Этой непоколебимой основой является концепция о «Тридоша». Тридоша — это три основных составляющих, которые образуют материальное тело человека. Три Доши, именуемые Вата, Питта и Капха, — это субстанции, появляющиеся из различного сочетания Первоэлементов. Всего есть 5 Первоэлементов: Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля, и из них формируется всё существующее в нашем мире. Первоэлементы образуются из Первокачеств и их комбинаций: Звука, Шершавости, Формы либо Цвета, Вкуса и Запаха. Эфир образуется чисто из Звука (считается, что именно звук порождает Вселенную), Воздух — из Вкуса и Шершавости и так далее (суммируясь в перечисленном порядке), заканчивая Землёй, состоящей из всех Первокачеств.
Первоэлементы в мире сложно найти в чистом виде, так как они в основном проявляются в сочетаниях различных комбинаций, принимая совершенно разные качества и характер влияния. Поэтому для удобства их рассмотрения и описания и была введена концепция Дош — основных видов сочетаний первоэлементов. И хотя в каждой из Дош присутствует каждый из 5 Первоэлементов, Доши характеризируются по количественному преобладанию каких-то двух из них: Вата-Доша являет собой сочетание Эфира и Воздуха (то есть в ней присутствуют все 5 первоэлементов, но с наибольшими долями Эфира и Воздуха), Питта-Доша – сочетание Огня и Воды, и Капха-Доша – сочетание Воды и Земли.
Взаимодействуя между собой и постоянно меняясь, Доши образуют наше тело и обеспечивают все его физиологические процессы. Понятие «Доша» происходит от санскритского слова «Душ» — ‘вредить, причинять вред’ — и означает “то, что выходит из себя”. Как же наше человеческое тело может строиться из того, что «вредит и выходит из себя»? Ответ Аюрведы очень лаконичен и к тому же поучителен: в состоянии равновесия Доши образуются и исчезают в полном балансе, а в состоянии «Копа» (гнев) их баланс теряется, и они действуют негармонично, инициируя патологические процессы и разрушая тем самым тело.
В данном постулате можно обнаружить тонкий философский подтекст: когда человек совершает Ви-Карму (нежелательные действия, противоречащие Дхарме и Божественным Законам), Доши «злятся» и уничтожают его тело за неподобающие, неверные поступки, указывая на то, что он совершает ошибки или двигается по неверному пути; когда же человек совершает Карму (действия согласно Дхарме, соответствующие священным писаниям и соблюдающие здоровые принципы), Доши поддерживают его состояние и здоровье.
Процесс образования человеческого тела из «потенциально вредных» Дош в аюрведических текстах сравнивается с тем, как «ядовитые черви рождаются из яда», подразумевая под этим неординарным высказыванием то, что, как яд (отходы, испражнения и прочее), в котором рождаются ядовитые черви, не вредит им самим и поддерживает их существование, так и Доши, порождающие существование человека, не страшны для него, если он не противоречит их природе.
Итак, Доши в непрерывном процессе рождаются, образуют наше тело, обеспечивают обмен веществ и также покидают тело, затем заново появляясь и исчезая. Каждая из трёх Дош отвечает за определённые процессы в организме и соучаствует в деяниях двух других Дош (то есть Доши в организме действуют сообща и никогда не противоречат друг другу). Вата (Вайю — ‘ветер’) представляет собой телесный воздух, Питта (Тап, Тапас — ‘жар, огонь’) является трансформирующей субстанцией, а Капха (‘слизь’) образует форму тела и его содержание. Все три Доши присутствуют в каждой части, органе и клетке нашего тела, однако, каждая из них имеет области, в которых она доминирует.
Вата-доша локализуется в нижней части тела, от пупка до пят, Питта-Доша преобладает в пупочной области, от пупка до зоны верхушки сердца, и Капха-доша – в верхней части тела, от сердца до макушки.
Вата-доша, в которой преобладает элемент Воздуха, осуществляет все двигательные процессы — телодвижения, циркуляцию жидкостей (крови и лимфы), коммуникацию органов, пульс, дыхание. Также важной функцией Ваты является раздувание Агни — пищеварительного огня. Кроме того, именно под действием Ваты при зачатии сперматозоид соединяется с яйцеклеткой, зарождая новую жизнь.
Питта-доша, в которой преобладает элемент Огня, обеспечивает метаболизм — обменные процессы в теле, переваривание пищи, трансформацию телесных тканей и поддержание температуры тела.
Капха-доша, в которой преобладает элемент Воды, формирует наше тело и его массу, поддерживает уровень жидкостей, смазывает суставы, обеспечивает стабильность, связь органов. Капха также играет важную роль в процессе пищеварения, контролируя активность пищеварительного огня, не давая ему разгораться сильнее необходимого.
Совместные действия Дош можно наглядно увидеть на примере, сравнивающем процесс пищеварения с приготовлением пищи на огне: огонь (Питта), греющий котёл, разжигается и поддерживается при помощи воздуха (Вата), а водой (Капха) регулируется его равномерное горение, предотвращая пожар.
Доши в телах разных людей проявляются с разной силой, и их уникальное сочетание в каждом из нас обуславливает нашу индивидуальную конституцию. Во врождённой индивидуальной конституции Доши могут находиться в теле как в равном процентном соотношении (Вата = Питта = Капха), так и преобладать над другими, что будет нормой для этого конкретного человека. Когда каждая из Дош находится в своём балансе (то есть своевременно и в достаточном количестве формируется, действует и покидает тело), то человек здоров, хорошо себя чувствует и активно исполняет свои обязанности. При неправильных действиях или образе жизни человека Доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс организма.
Чтобы понять, является ли определённая Доша — Вата, Питта и Капха — доминирующей в вашей конституции, либо она изменила своё количество, выйдя за пределы своих норм, что является патологией и говорит о дисбалансах в организме, нужно знать характеристики и свойства Тридоша.
Пять элементов попарно объединяются и образуют три доши:
Вата, Питта, Капха.
Баланс трёх дош поддерживает физическое тело, психоэмоциональное состояние и гармонию в жизни.
Для баланса и гармонии, осваивайте асаны и аюрведу под руководством опытного преподавателя йоги и эксперта по аюрведе.
Характеристики Дош: Вата, Питта и Капха
Вата находится в постоянном движении, её называют «Анилла» — ‘то, что никогда не стоит на месте’.
Сухость. Основным качеством Ваты является сухость. Сухость может проявляться как сухая кожа, волосы, сухость (чёрствость) характера. Сухие субстанции абсорбируют влагу, следовательно, люди Ваты нуждаются в жидкости, масле, смазке, ровно как и их психика нуждается в эмоциональной поддержке, наполнению чувствами извне, при этом сами они не склонны делиться своими эмоциями.
Лёгкость. У людей с преобладанием Ваты наблюдается малый вес, некоторая слабость и немощность, высокий тон голоса. Лёгкость Ваты привносит в характер лёгкость на подъём, беззаботность, легкомысленность, способность резко изменять направления и решения.
Хладность. Холод — одно из превалирующих свойств Ваты; оно может выражаться в мерзлявости, холодных конечностях, скованности. В эмоциональном плане Вата проявляется в равнодушии и беспристрастном отношении. Красоте предпочитается функциональность.
Чистота, прозрачность и тонкость. Вата придаёт лицу мелкие черты, коже — тонкость, прозрачность, а также утончённость как на уровне тела, так и ума. Вата-доше характерна аккуратность, детальность, быстрота реакций и чуткость к изменениям.
Грубость. Грубость Ваты ощущается в шершавой коже, неровностях, трещинах, сухих и грубых на ощупь волосах, угловатом телосложении. В отношениях грубость может подразумеваться не только в своём основном значении, но и в негибкости, отсутствии обходительности и деликатности.
Подвижность. Вата всё время находится в движении, суетлива, хаотична, нестабильна и неустойчива: бегающий взгляд, быстрая речь, дрожь в теле, беспокойство. Людей с высокой Ватой легко испугать, сбить с толку, смутить и расстроить. Для Ваты характерна паника, тревога, запинки в речи и заикание.
Питта — единственная субстанция в теле, способная осуществлять процессы трансформации, благодаря её огненной природе.
Горячесть. Из всех трёх Дош только Питте присуще горячее свойство, тепло и жар. Под воздействием Питты тело становится тёплым и мягким на ощупь, а кровь — горячей. Питта привносит в характер темпераментность, пылкость, страстность, но также желчность и раздражительность. Жар провоцирует расширение, и Питта, не терпящая границ, стремится выйти за рамки, даёт широкое мышление, полёт мыслей. Жар, напор наделяет целеустремлённостью, способностью трудиться не покладая рук.
Влажность. Признаками Питты является влажная, жирная кожа и волосы. В характере проявляется средняя эмоциональность, нежность, преданность и забота, несмотря на жаркие вспышки гнева и агрессии в случае накалённой обстановки.
Острота. Острота Питты выражается в едкости, желчности, интенсивности и активности: сильное пищеварение, активный метаболизм, острая речь. Питта может привносить в характер склонность к критике и обострению ситуаций, к ревности и перфекционизму.
Лёгкость. Как и Вата-доше, Питте присуща лёгкость на подъём. Лёгкость Питты даёт среднее телосложение, ловкость, а также стремление к свободе.
Дурной запах. Питте присущи неприятные запахи — едкий запах мочи, пота. Изначально Питта-доша пахнет сырым мясом или кровью, а при дисбалансах приобретает гнилой оттенок. На характере может отражаться в недовольствии, привычке бурчать, ссориться.
Текучесть. Питта придаёт гибкость как телу, так и характеру: хорошо растяжимые мышцы и подвижные суставы, неплотная кожа, большое количество телесных соков; деликатность, обходительность.
Жидкость. Питта в теле представлена в жидком виде — кровь, желчь, пищеварительные соки.
Капха-Доша (‘то, что объединяет’), отличающаяся тяжестью и стабильностью. Капха связывает все части тела воедино, обеспечивая его фундамент и форму.
Маслянистость. Жирная, лоснящаяся кожа, блестящие густые волосы, большое количество жира в теле, блеск глаз — характерные признаки Капха-доши. Она проявляется спокойствием, мягкостью, лаской, согласием. Маслянистость Капхи также подразумевает доброжелательность, дружелюбие, преданность и привязанность.
Холодность. Природа Капхи также холодная, не имеющая огня, что отражается в плохой переносимости холода физического, склонности к застыванию и затвердеванию, а также в спокойствии, апатичности, отсутствии страстей.
Тяжесть. Физически тяжесть Капхи выражается в тяжёлом весе, крупных формах тела и черт лица, неловких размеренных движениях. В характер привносит весомость, убедительность, опытность, основательность и почтенность, чем дорожат и что ценят окружающие.
Тупость. Тупость является противоположным качеством остроты: Капха инертная, медлительная, отстающая, тормозящая движения; в характере — ленивая, унылая, праздная. Она наделяет склонностью не обострять ситуации, сглаживать трения и углы, что проявляется также на физическом плане как крупные черты лица, низкий голос.
Гладкость. Гладкая и глянцевая кожа, округлые формы и плавность являются признаками Капха-доши. Гладкость в характере выражается в деликатности, добродушии, вежливости и лести.
Землистость. Качества земли наделяют Капху плотными, клейкими и липкими свойствами (липкость поверхности кожи, плотность тканей и костей; склонность к привыканию, привязанностям, навязчивости).
Устойчивость. Капха награждает стабильностью в здоровье, психике и отношениях, а также прочностью, надёжностью и невозмутимостью в них. Долговечность, уравновешенность и неизменность, верность и правдивость — характерные черты Капха-доши.
«Подобное усиливает подобное, противоположное — ослабляет»
Знание о качествах Дош полезно для оценки своей индивидуальной природы, помогает понять склонности и возможности как собственные, так и окружающих людей, и прийти к балансу внутреннему и также научиться балансировать с окружающими, учитывая их особенности. Если какая-либо Доша в организме патологически увеличилась или уменьшилась, для её успокоения и приведения их в гармоничное состояние Аюрведа применяет принцип противоположности: восполняет недостающее или убирает избыточное посредством качеств, противоположных качествам Доши, вышедшей из-под контроля.
Излишне сухое, лёгкое, холодное и подвижное качество Вата-Доши балансируется влажностью и маслянистостью, тяжестью, теплом и спокойствием (употреблением в пищу согревающих, тяжёлых и питательных продуктов сладкого, кислого и солёного вкуса, с большим количеством жиров и жидкости, увлажняющих и согревающих специй, масляными массажамии, расслабляющими физическими практиками).
Избыток горячести, остроты, влажности и активности Питта-Доши понижается холодом, притуплённостью, твёрдостью и пассивностью (плотная, охлаждающая, с небольшим количеством мягких специй, не очень маслянистая пища сладкого, горького и вяжущего вкуса, пребывание в прохладном помещении и климате, умеренные физические нагрузки, медитации).
Маслянистость, тяжесть, холодность и устойчивость Капха-Доши уравновешивается сухостью, лёгкостью, теплом и подвижностью (лёгкая сухая тёплая пища острого, горького и вяжущего вкуса, теплый сухой климат, активная деятельность, интенсивные физические практики).
В понимании принципов Дош важно учитывать состояние сознания (Гуна), в котором находится человек, так как оно является определяющим фактором того, какие именно качества Дош будут проявляться. Активность какой-либо Доши также сильно зависит от определённых периодов времени.
Доши и время
Независимо от изначальной индивидуальной конституции человека и врождённого соотношения Дош в теле, каждая из Дош может доминировать и оказывать сильное влияние на организм в разные периоды времени.
- Вата-доша преобладает в завершающем периоде жизни — в пожилом возрасте и старости, высушивая организм, телесные соки, разрушая кости и другие ткани и принося старческие заболевания. Также Вата активизируется поздней весной и в начале лета, когда преобладает сухая и ветреная погода, а в рамках суток — в конце дня и в конце ночи (именно поэтому подъём до рассвета обеспечивает бодрость на весь последующий день).
- Питта-доша соответствует среднему периоду жизни, зрелости — времени активной деятельности и накопления опыта. Сезон Питты — лето и ранняя осень с влажной и тёплой погодой, время суток — середина дня, когда солнце и пищеварительный огонь наиболее активны, а также середина ночи.
- Капха-доша доминирует в раннем возрасте — детстве и юности, обеспечивая организму рост и формирование тканей; зимой и особенно в начале весны, принося холод и сырость; в начале дня — утром — и в начале ночи (что помогает быстро заснуть, если ложиться спать через несколько часов после заката).
Знание о пиках активности Дош в определённые временные отрезки и периоды помогает корректировать своё поведение, распорядок дня и питание для поддержания баланса с окружающим миром, так как время и внешнее воздействие существует неотрывно от нас.
Доши и гуны
Как уже говорилось выше, наши материальные тела и физиологические процессы являются результатом совместного творения всех пяти первоэлементов, объединяющихся в Доши. Также важнейшей опорой, обеспечивающей человеческую жизнь, наравне с Дошами является Ум. И если телесная составляющая нашей природы (Деха-Пракрити) обуславливается различными комбинациями Дош, то умственная (Манаса-Пракрити) — комбинациями трёх Гун (качеств материальной природы или состояний сознания, именуемых как Саттва, Раджас и Тамас).
- Саттва — благостное состояние сознания, чистое, просветлённое, ясное, адекватное.
- Раджас — страсть, активность, возбуждённость, охваченность желанием и эмоциями.
- Тамас — состояние невежества, сопровождаемое иллюзиями и ленью, застоями и деградацией.
Именно благодаря воздействию трёх Гун происходит проявление тех или иных характеристик Дош различного характера. Например, у человека, находящегося в Саттва-гуне, Вата-доша будет проявляться такими своими качествами, как ясность, тонкое восприятие, творчество, быстрота, лёгкость на подъём, непривязанность и ненавязчивость. В Раджо-гуне же раскроются такие стороны Ваты, как волнение, хаотичность, незавершённость (в мыслях, речи и делах), переменчивость и неустойчивость. Пребывание в Тамо-гуне привнесёт Вата-доше чёрствость, холодность, грубость, неуверенность, тревожность, панику, вялое пищеварение. Аналогично Саттва, Раджас и Тамас будут влиять на Питта- и Капха-доши, способствуя проявлению их качеств, ведущих соответственно к благости, страсти или невежеству как на уровне Ума, так и отражаясь на физиологии.
При этом гуны Раджаса и Тамаса считаются дошами ума (так как «Доша» — ‘то, что вредит’ — может вызывать дисбалансы, и Раджас и Тамас именно к ним и приводят), а Саттва-гуна означает равновесие ума («Суддха Саттва» – ‘чистый ум’) и поэтому не является Дошей, подразумевая состояние баланса и ясности, без изъянов и загрязнений. Следовательно, при наличии дисбалансов Ваты, Питты и Капхи либо при их нежелательных проявлениях целесообразно также стремиться повысить уровень сознания, очистив его от вредоносного влияния Раджаса и Тамаса, устремляясь к Саттвичному состоянию, где будут проявляться лишь лучшие свойства Тридоша, способствуя здоровью физическому и духовному.
Достижение чистой Саттвы можно осуществить посредством Саттваваджайи — обуздания ума. Первыми шагами на пути к благостному и добродетельному сознанию будут:
- на физическом уровне: правильное питание, исключающие продукты, полученные путём насилия. Например, пища из плоти животных содержит в себе все чувства страха, боли, ужаса и отчаяния, которую они испытывали в момент их убиения, и наполняет наше тело и ум энергией смерти.
- на деятельном уровне: правильный распорядок дня, искренние мотивации, посвящение своей деятельности во благо всех живых существ и непривязанность к результату.
И подобно тому, как в буддизме для очищения от омрачений вводятся противоядия от основных «ядов ума» — желаний, гнева и невежества, в Аюрведе применяются «три лекарства» от загрязнений Раджасом и Тамасом: различение — умение отличать плохое от хорошего, полезное от вредного; терпение — спокойное, равностное и терпимое отношение к окружению, стойкость и сила воли; и познание собственной сущности — чёткое понимание ответов на вопросы: «Кто я, зачем я создан, зачем живу и зачем умираю?», стремление заглянуть внутрь себя, прекращение отождествления себя лишь со своим телом и осознание своего единства с Творцом.
Обретению состояния благостности, чистоты, ясности и адекватности Саттвы способствует соблюдение принципов, предписанных на пути йоги, — фундаментальных основ Ямы и Ниямы вкупе с работой над своим физическим и тонким телом посредством асан хатха-йоги, практики пратьяхары (концентрации) и медитации, позволяющих поднять энергию на более высокий уровень и подчинить свой ум. Следование же своей природе, понимание качеств дош и поддержание их в балансе, несовершение неверных поступков и действий, противоречащих божественным законам, помогает обрести здоровое человеческое тело — нашу временную оболочку, создающуюся пятью первоэлементами и разрушающуюся ими же, управляемую и поддерживаемую Дошами и ими же караемую, служащую нам нашим инструментом для исполнения своего предназначения в этой жизни.
Если данная статья оказалась вам полезной, и вы хотели бы углубить свои знания в древней науке аюрведе, приглашаем Вас на курс обучения по аюрведе на сайте AYURVEDA.PLUS, где можно записаться на очное и онлайн обучение из любой точки мира.
Бдагодарим и будьте здоровы,
Ом!