Содержание
Древний эпос Рамаяна описывает события Трета-юги, которые происходили около 1,2 млн лет назад. В этой истории переплелось всё: и любовь, и верность, и долг воина, и многие другие важные и поучительные вещи, которые даже спустя столько лет остаются актуальными.
Сюжет Рамаяны во многом схож с произведением А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» — злодей похищает жену главного героя с последующим противостоянием главному герою. И это ещё раз указывает на то, что ведические тексты — это отнюдь не какие–то индийские религиозные книги, а, скорее всего, описание реально происходивших событий. В любом случае изучение этих текстов может быть весьма поучительным:
- Как познать истину;
- Смысл изучения древних писаний;
- Краткая суть Рамаяны;
- Воплощение Рамы;
- Почему мы не помним прошлые жизни;
- Убивал ли Рама демонов;
- Зачем Сита взошла на костёр;
- Чему учит Рамаяна.
Как познать истину
Представим себе некоего мудреца, который ощутил аромат истины. И вот этот мудрец идёт к людям и пытается им описать этот аромат. И может быть, у него даже неплохо получилось, но в любом случае он пересказал свой опыт через призму своего восприятия, да ещё и конвертируя в слова то, что словами передать сложно. Затем через призму своего восприятия об аромате услышали люди, которые тоже поняли всё в силу своего мировоззрения. Можно ли поведать человеку об аромате сандала, если он об этом самом сандале только в энциклопедии читал? Вопрос риторический.
И вот эти люди, которые услышали от мудреца об аромате Истины, записали это в книге. Да именно в ту самую энциклопедию они записали о том, каков аромат сандала. Затем эту энциклопедию перевели поочерёдно на несколько языков, и через призму своего восприятия информацию об аромате истины пропустили ещё и переводчики. И можно ли сказать, что тот, кто прочитал об аромате истины, имеет хоть какое–то представление о том, что такое этот самый аромат?
Поэтому в йоге есть такое понятие, как «самадхи». Как это обычно бывает, подобные понятия сложно описать словами, но условно можно сказать, что это единение индивидуальной души с высшим разумом, в процессе которого человек познаёт всё и сразу. И именно древние мудрецы были теми, кто стремились ощутить аромат истины лично, войдя в это самое состояние «самадхи», а не просто прочитать об аромате в книге.
Самадхи — высшая ступень в йоге, описанной Патанджали, и достичь этого состояния непросто. Но это гарантия того, что человек ощутит этот самый аромат истины, а не будет вечно читать какие–то интерпретации чужого опыта. Можно ли сказать, что читать об аромате нет никакого смысла? И да, и нет. С одной стороны, гораздо лучше ощутить аромат самому, но с другой, пока это невозможно, стоит хотя бы узнать о нём то, что доступно на данный момент, — пусть иносказательно и через призму чужого сознания.
Поэтому изучение писаний — это важный помощник на пути развития, но важно также и применять здравомыслие, понимая, что любая информация, написанная в книге, является лишь описанием того аромата истины, который в полной мере можно постичь лишь на личном опыте.
Зачем изучать древние писания
Есть ещё один важный аспект, для чего изучать писания. Рассматривая этот аспект, нельзя не упомянуть о концепции реинкарнации. Дело в том, что если в прошлых жизнях человек уже сталкивался с тем или иным текстом, то, читая этот текст в этой жизни, человек может возродить в себе воспоминания об опыте той жизни, а то и вовсе её вспомнить.
Поэтому писания — это своего рода маячок во тьме беспамятства, который позволяет хотя бы на миг озарить самые тёмные уголки нашей памяти и вспомнить то, что обычными методами вспомнить крайне сложно.
Также писания обладают мощной энергетикой. А точнее, позволяют обмениваться энергией не только с персонажами, которые описываются в тексте, но также и с теми, кто такую литературу читает. А учитывая её специфику, это, скорее всего, люди, которые также идут по пути саморазвития. Поэтому чтение писаний — это также и аспект очищения сознания.
Краткая суть Рамаяны.
Рамаяна — это история о великом практике йоги Раване, который со своими братьями шёл по пути духовного развития. В своей практике Равана достиг невероятных результатов и даже получил так называемое «благословение богов», проще говоря, силой своих аскетичных практик он вышел на связь с высшими силами. Но проблема Раваны была в том, что, несмотря на успехи в практике, сознание его оставалось эгоистичным.
Это, кстати, очень поучительный яркий пример того, к чему приводит практика йоги без понимания концепций «ямы и ниямы» — нравственных предписаний. Конечно, современная эгоистичная йога вряд ли позволит «прокачаться» до такой степени, чтобы погубить весь мир, но, как минимум, самого практика–эгоиста такая йога погубит однозначно.
Однако, вернёмся к истории Раваны. Боги, видя, что Равана становится опасным, обратились к Вишну, который в свою очередь принял меры. Он решил воплотиться на земле в качестве Рамы. На самом деле такая ситуация в ведические времена происходила регулярно.
Вишну то и дело вынужден был воплощаться на земле, чтобы решать какие–то проблемы. И на сей раз такой проблемой был Равана. Итак, Рама воплощается на земле, побеждает Равану, и через некоторое время оба перевоплотились снова, но это уже другая история.
Воплощение Рамы
Воплощение божества на земле — это всегда очень сложный процесс. В первую очередь, божество никогда не воплощается в одиночку, потому что оно приходит на землю, чтобы выполнить некую задачу, а для этого ему нужна, так сказать, своя команда. К примеру, существует мнение, что большая часть участников армии Рамы были богами и полубогами, которые воплотились вместе с ним, чтобы помочь ему.
И они были вынуждены воплотиться, в том числе обезьянами только лишь для того, чтобы исполнить пророчество, данное Раване, о том, что его разорят и победят обезьяны.
Самое интересное, что подобные «рамаяны» происходят регулярно, то есть в нашем мире всё циклично. Существует некая демоническая цивилизация, которая развивается, достигает своего пика, а затем высшие силы воплощаются на земле и уничтожают эту империю зла. Именно поэтому часто можно слышать какие–то новости, когда в ходе археологических раскопок нашли какие–то странные вещи, которые по самой своей конструкции явно принадлежали более развитой цивилизации.
К примеру, находят обломки гигантских стен, которые была разрушены силой, не меньшей, чем атомная бомба. Это и есть остатки прошлых цивилизаций, которые в своём демоническом развитии достигли пика и потому были уничтожены.
Главный признак демонической цивилизации — это потребительское отношение друг к другу и к миру в принципе. И глядя на современную цивилизацию, можно сделать вывод, что она также идёт по этому пути развития. И значит, скорее всего, её также ждёт печальный конец. Впрочем, любой конец — это и новое начало. Цикличность бытия.
Однако, вернёмся к вопросу воплощения Рамы. Он родился в непростой семье у царя Дашаратхи. У царя было три жены, но ни одна не смогла подарить ему наследника, тогда было принято решение совершить ягью — жертвоприношение, чтобы умилостивить богов. В те давние времена именно так и свершались все важные события — через жертвоприношение.
В современном мире это понятие больше обрело негативную окраску, но что касается ягьи, это жертвоприношение без всякого насилия. В процессе этого человек скорее жертвует своим временем и энергией, потому что ягья — это очень непростой процесс. К примеру, для жертвоприношения необходимо подготовить около ста видов семян, которые затем по очереди бросаются в священный огонь. Причём среди этих семян встречаются очень редкие виды, которые сложно достать.
И именно такая ягья была проведена для того, чтобы у царя родился наследник. И на этом примере мы можем видеть, как ягья способна влиять на реальность — это очень мощная практика.
Почему мы не помним прошлые жизни?
Часто история воплощения святых личностей содержит некий период, который они пребывали в невежестве относительно своего предназначения. Дело в том, что, когда живатма воплощается в мире, процесс воплощения в материальном теле — это невероятно болезненная процедура, причём настолько, что память прошлых воплощений стирается. Точнее, нельзя сказать, что она стирается, ведь затем к этой памяти всё же можно получить доступ. Наверное, правильнее сказать, что эта память блокируется.
То же самое произошло и с Рамой — болезненный процесс воплощения заблокировал память его живатмы о том, кем он является на самом деле. Также в этот процесс включился его отец, который хотел сделать из Рамы правителя, что, несомненно, помешало бы исполнению Рамой своего предназначения, ведь он пришёл в этот мир, как воин.
И тогда сам Брахма вынужден был вмешаться, чтобы напомнить Раме о том, кем он является на самом деле. И тогда Брахма «вселился» в одну из служанок во дворце и определённым образом повлиял на реальность, после чего Рама ушёл в лесной ашрам и там приступил к духовным практикам.
Как мы можем видеть, даже некие божественные сущности, воплощаясь на земле, забывают о своём предназначении, что же говорить обо всех остальных. И если в случае с Рамой вмешались высшие силы, то нам для того, чтобы отыскать свой путь, скорее всего, придётся самостоятельно прикладывать усилия для того, чтобы вспомнить о своём предназначении.
Рама и демоны
В Рамаяне описывается, как Рама убивал демонов, но скорее всего тут можно предположить, что речь идёт о метафоре и убийство демонов — это преодоление ограничений собственного сознания. Почему так? Дело в том, что просветлённые личности вообще не стремятся бороться с демонами таким образом.
Потому что убийство тела не решает проблему — демон воплощается снова и начинает заново делать свои дела. Поэтому задача просветлённых существ — изменить сознание существа, создать условия для его развития. А убить злодея — это лишь временное решение проблемы.
Но главным соперником Рамы был, собственно, Равана, о котором уже говорилось выше. Их противостояние началось с того, что Раване понравилась супруга Рамы Сита. Далее Равана похищает Ситу и держит её взаперти, стараясь сломить её сопротивление. Равана долго уговаривал Ситу стать его женой, а в конце концов оставил её, дав время на раздумья. Вскоре Рама с армией медведей и обезьян атаковал царство Раваны, убил его и спас Ситу.
Проверка Ситы огнём
Однако хеппи-энда после этого не наступило. После того как Равана был убит и, казалось бы, всё наладилось, Рама вдруг задумался о том, что Сита была в плену у Раваны и значит её чистота, мягко говоря, под сомнением. И тогда Сите предложили взойти на костёр, чтобы проверить её чистоту.
Это может показаться дикостью, но в ведическом обществе знали о так называемых «законах Рита», согласно которым мужчина оставляет энергетический отпечаток после интимной близости с женщиной. И этот энергетический отпечаток будет влиять как на сознание женщины, так и на всё её дальнейшее потомство, даже если оно будет от другого мужчины.
И в случае с Раваной то был принципиальный вопрос, ведь он был демоном и, если он оставил на Сите свой энергетический отпечаток, это могло кардинальным образом повлиять на всех потомков Рамы. И огонь стал проверкой для Ситы. Пройдя через огонь, она доказала, что осталась чиста. И эту проверку Сита проходила дважды.
Однако, несмотря на все доказательства, хеппи-энда не наступило и после этого. Сомнения относительно чистоты Ситы всё равно остались в силе, жители царства всё больше роптали, и Рама отправил Ситу в лесной ашрам, посчитав, что она не может жить в его дворце.
На этом основная сюжетная линия Рамаяны заканчивается, Рама выполнил своё божественное предназначение — победил Равану, могущество которого было угрозой для целой цивилизации.
Чему учит Рамаяна?
Чему же нас учит Рамаяна? В первую очередь, Рамаяна — это яркая иллюстрация того, к чему приводит эгоистичная йога. Йога ради обретения могущества и сверхспособностей при сомнительной мотивации — это верный путь демонического развития. И Равана — яркий тому пример. Это ещё раз свидетельствует о том, что йога — это инструмент, который в невежественных руках может быть опасным оружием, а в руках достойного человека — эффективным инструментом для помощи себе и другим.