Измени себя — изменится Мир вокруг

Атрибуты Шивы

कर्पूरगौरं करुणावतारम् संसारसारं भुजगेन्द्रहारम् ।
सदा वसन्तं हृदयारविन्दे भवं भवानि सहितं नमामि ॥

karpūragauraṁ karuṇāvatāram
saṁsārasāraṁ bhujagendrahāram |
sadāvasantaṁ hṛdayāravinde
bhavaṁ bhavāni sahitaṁ namāmi ||

Белоснежному, как камфора, Воплощению сострадания,
Сущности мироздания, украшенному Царём змей,
Всегда обитающему в лотосе моего сердца —
Бхаве-Шиве вместе с Бхавани-Шакти я поклоняюсь

Мантра созерцания Шивы
Шива-дхьяна-мантра
Перевод с санскрита: Шив Рагини

Шива. Всякий раз, когда мы произносим это имя, ум рисует его образ со всеми деталями и атрибутами, о которых мы узнали из легенд, гимнов или снятых фильмов.

Но знаем ли мы, что означает каждая деталь, какое символическое значение имеет каждый атрибут?

Шива полон противоречий: его имя означает «Благой», «Приносящий счастье», однако же, олицетворяет он боль и разрушение. С одной стороны, Шива является одним из Триады высших божеств, выполняющим свою функцию, функцию завершения Творения посредством разрушения, а с другой стороны — это Высшее сознание, которое пронизывает всё в этом мире. С одной стороны, это аскет, живущий на горе Кайлас, погружённый в медитацию, а с другой — глава семейства, где роль его второй половины выполняет сама Ади-Шакти (Изначальная сила), а его дети — великий воин Картикея и мудрец Ганеша.

Постичь эту силу непросто, потому что Шива воплощает Высшую реальность. Реальность, которая находится за пределами дуальности и которую трудно описать словами и выразить в любых формах. Ничто в человеческом мире не может описать или дать ему характеристику. Шива имеет множество имён и форм, каждая из которых способна выразить один из аспектов этой многогранной и труднопостижимой для нашего ума силы. Мы же через понимание этих символов, форм и звуковых выражений, через практику и осознание разных его аспектов можем постепенно постараться увидеть полную картину той силы, имя которой Шива.

Являясь одним из триады высших богов, Шива имеет много символов, которые присущи только ему и по которым мы сразу его узнаём. Далее рассмотрим некоторые из них.

Месяц в волосах

Молодой месяц в волосах Шивы символизирует контроль над временем с точки зрения циклов природы. Растущая и убывающая луна использовалась людьми в древние времена для подсчёта дней и месяцев. Таким образом, Луна соотносится со временем, а Шива, носящий её на голове, является тем, кто не только находится в гармонии с циклами природы, но и свободен от влияния времени, выходя за его пределы. Поэтому Чандрашекхара (‘Тот, чья голова увенчана Луной’) является Властелином времени.

Пепел

Тело Шивы покрыто пеплом — священным вибхути. Пепел представляет собой конечный итог всех вещей, высшую форму, за пределами которой нет дальнейших трансформаций. Таким образом, в то время как все вещи этого материального мира преходящи и изменчивы, пепел является неизменной завершённостью всех вещей.

Пепел, который использует Шива, не обычный. Это пепел, взятый с мест кремации. Именно смерть зачастую является лучшим напоминанием о том, что важно в жизни, выступая мерилом ценности наших желаний и намерений. Всё в конце концов превратится в пепел, и Шива, покрывая своё тело пеплом, напоминает о вечности души и временности материальных целей, предлагая правильно расставлять приоритеты.

Спутанные волосы

Отличительная особенность Шивы — его волосы, которые в гимне Шива-тандава-стотрам, посвящённом Шиве, исполняющему неистовый танец Тандава, поэтически называют «лесом спутанных волос», «волосьями в клок», а в Риг-Веде есть известный гимн (10.136), описывающий «косматых аскетов», которые «оседлали ветер». И действительно, спутанные волосы Шивы соотносят с ветром (Вайю) и с тонкой формой дыхания, которой пронизано всё мироздание. Таким образом, Шива пронизывает всё творение.

Его три спутанных локона на голове символизируют важный принцип йоги — единство физических, умственных и духовных аспектов жизни.

Ганга

Самой священной рекой в Индии считается Ганга: о ней написано много историй в Пуранах (древнеиндийских текстах), сложены красивейшие гимны. И согласно легендам, Ганга берёт своё начало и течёт по спутанным волосам Шивы. Именно поэтому можно увидеть на изображениях либо прекрасный лик Ганги в волосах Шивы, либо поток воды, который исходит прямо из макушки его головы.

По легенде, Земля не выдержала бы снисхождения потока Ганги из высших миров, поэтому Шива позволил ей спуститься сначала себе на голову, а затем по его спутанным волосам она потекла к людям. Воды Ганги символизируют чистоту, ясность и прозрачность нашего сознания. Вода принимает любую форму, в которую помещена, что также поясняет, каким гибким и подвижным должно быть наше сознание.

Воды в древних писаниях также являются символом плодородия, достатка и процветания. И связь Шивы с Гангой говорит о том, что он не только несёт разрушение, но и является источником чистоты и процветания мира.

Третий глаз

В одной из самых древних мантр — МахаМритьюнджае мантре (Великой мантре, побеждающей смерть), записанной в Риг-веде (7.59.12), — к Шиве обращаются как к Трехокому (Триамбакам).

На многих изображениях можно увидеть, что Шива имеет три глаза: его правый глаз символизирует Солнце, левый глаз — Луну, а третий глаз — огонь. Если правый и левый глаза указывают на аспекты его активности в проявленном мире, то третий глаз, в центре лба, символизирует духовное знание и силу. Поэтому он называется глазом мудрости или знания. Как Триамбака (‘имеющий три глаза’), Шива использует свой внутренний глаз для отличения истины от иллюзии и разрушения желаний, которые погружают человека в сансару.

Третий глаз Шивы способен видеть то, что невозможно увидеть обычным зрением. Это способность видеть тонкое, видеть эту реальность в объёме и воспринимать её такой, какая она есть, без искажения.

С точки зрения йоги, когда активирована область межбровья, на физическом плане связанная с шишковидной железой, тогда практик способен видеть сквозь пространство и время, а также качественно изменяется и становится более эффективным его взаимодействие с этим миром.

Змея вокруг шеи

Часто Шива изображается с обвитой тремя витками змеёй (царём змей Васуки) вокруг его шеи. Трижды обвитая змея символизирует время в трёх формах — прошлое, настоящее и будущее, — а витки означают природу цикличности времени. Творение происходит в циклах и зависит от времени, но сам Шива превосходит время.

Полуприкрытые глаза

Глаза Шивы изображены не полностью открытыми. Полуприкрытые глаза символизируют продолжающуюся цикличность существования мироздания. Когда Шива полностью открывает глаза, начинается новый цикл творения, а когда он их закрывает, то Вселенная уничтожается до следующей фазы творения. Полуприкрытые глаза показывают, что Творение — это вечный циклический процесс, который не имеет ни конца, ни начала.

Три полосы на лбу (трипунда)

Три полосы на лбу у Шивы, обычно нанесённые пеплом, называются «трипунда» (tripuṇḍraṃ) и символизируют три гуны — неотъемлемые качества материальной природы, которыми она пронизана и из которых состоит (саттва — гармония, раджас — активность, тамас — инертность).

Также можно найти другой символический смысл, которым наделяют эти полосы, а именно, их ассоциируют с тремя омрачениями, которые необходимо преодолеть, — анавой (эгоизмом), кармой (действием в расчёте на результат) и майей (иллюзией). Справляясь с ними, человек способен трансформировать своё сознание и уверенно двигаться по пути саморазвития.

Трезубец (тришула)

Согласно легендам, свой трезубец Шива использует для борьбы с демонами и силами, которые представляют угрозу Творению.

Копьё Шивы имеет три зубца, и они олицетворяют три фундаментальные силы — волю (иччха-шакти), действие (крия-шакти) и знание (джняна-шакти). И именно при помощи этих трёх сил Шива уничтожает невежество, являющееся причиной всякого зла.

Барабан (дамару)

Барабан, имеющий форму песочных часов, — неотъемлемый атрибут Шивы. Это символ бесконечности. Две части барабана символизируют два совершенно разных состояния существования — проявленное и непроявленное, которые сменяют друг друга, обеспечивая непрерывность существования мироздания.

Дамару как музыкальный инструмент тесно связан со звуком. Он производит изначальный звук, который называют Шабда-брахман, или слог Ом. Танец Шивы непременно сопровождается звуком его барабана, который задаёт ритм и приводит к творению Вселенной. Согласно Шива-пуране, звуки дамару создают космический ритм и влияют на движение энергии во всём Творении.

Помимо этого, согласно Шива-сутре, именно Шива дал людям буквы санскритского алфавита, ударив в барабан 14 раз. Поэтому считается, что звуки дамару дали начало возможности общения посредством речи у людей.

Рудракша

Рудракша — это вечнозелёное дерево, которое произрастает от гангских равнин в предгорьях Гималаев до Юго-Восточной Азии, Непала, Индонезии и нескольких других мест за пределами Азии. Слово «рудракша» на санскрите состоит из двух слов: «Рудра» (другое имя Шивы) и «акша» (‘глаза’). Семя рудракши в основном используется в качестве молитвенных бусин для четок, помогая в практиках концентрации. Мудрецы, йоги и преданные Шивы всегда носили рудракшу на протяжении веков.

Согласно одной из легенд, Господь Шива однажды отправился в глубокую медитацию ради благополучия всех существ, и после продолжительной медитации, когда он проснулся, слёзы покатились из его глаз и упали на землю. В результате образовалось семя рудракши, которое впоследствии стало деревом. Также считается, что семя рудракши содержит в себе элементы, использованные при сотворении мира.

Тигриная шкура

Тигр в древнеиндийских текстах символизирует Шакти — Богиню силы и могущества. Шива в тигриной шкуре олицетворяет не просто обладание этой силой, но и то, что он умеет искусно взаимодействовать с ней. Более того, тигр также является символом скрытой энергии, и в этом случае Шива выступает источником относительной, или потенциальной, энергии, которая течёт во всей Вселенной.

Тигр также олицетворяет один из ядов ума — похоть. Шива, изображённый сидящим на тигриной шкуре, символизирует то, что он одолел этот яд.

Кувшин для воды (камандалу)

Камандалу является ещё одним из непременных атрибутов Шивы. Это кувшин с водой из высушенной тыквы, в котором содержится нектар бессмертия — амрита. Точно так же, как сорванная тыква с удалёнными

семенами и очищенной кожурой превращается в сосуд с нектаром, так и человеку следует трансформировать свой внутренний мир, избавившись от неведения и эгоизма. И тогда он сможет стать вместилищем знаний, чистоты и совершенства — вот что поясняет нам этот символ.

Ездовое животное

Ездовое животное Шивы — бык Нанди. Согласно легендам, это его верный проводник, спутник и преданный последователь. Он символизирует, с одной стороны, силу, а с другой — невежество, которое может помочь устранить Шива, даровав мудрость своим преданным.

На санскрите быка называют «вриша», что также означает ‘справедливость’ или ‘добродетель’, и это в полной мере олицетворяет быка Шивы.

Три формы Шивы

  1. Ниргуна — ‘без атрибутов’. В этом состоянии он не имеет имени, формы или атрибутов.
  2. Сагуна — ‘с атрибутами’. В состоянии Сагуна Шива — это вся Вселенная. Его частица присутствует в камне, растении, животном, насекомом, человеке — во всём Творении. В этом состоянии все формы возникают из него, но ни одна форма не может его описать. Он остаётся беспричинной причиной всех причин.
  3. Ниргуна-сагуна: в этом состоянии посредством интеллекта, знаний, чувств, созданных из гун, мы стараемся объяснить Шиву в терминах гун и используя материальные формы, но наше объяснение не может описать его в полной мере, поскольку он находится за пределами мысли, интеллекта и чувств.

Итак, через образы, истории, записанные в древних текстах, гимны и собственную практику мы стараемся определить и осознать для себя ту силу, которая по сути не может быть определена по причине дуальности и ограниченности нашего инструментария. Однако стремление постичь её сильнее этого понимания, и именно это стремление, в совокупности с верой и усилием, ведёт нас по пути саморазвития и трансформации. Ом!