Измени себя — изменится Мир вокруг

Сутры о беседах Будды Шакьямуни о Маре

25

Мара — это демон-искуситель и Владыка Мира Саха (Земли), исполнитель желаний. Мара уводит практикующих с пути саморазвития, удерживая в сансаре — бесконечном цикле рождения и смерти.

Мара в метафорическом смысле олицетворяет страсть и привязанность к внешним объектам.

В сутрах Мара предстаёт не только как персонификация человеческих пороков, но и как реальное божество, которое старается свести на нет усилия тех, кто намеревается достичь просветления. Мара также препятствует тем, кто стремится освободиться от страстей — источника страданий — и сделать свою жизнь максимально альтруистичной и благородной. Он отвлекает людей от духовных практик, придавая привлекательность земной жизни и создавая различные ситуации-ловушки.

Мара преследует Будду и архатов уже после их просветления, что было бы невозможно, если бы под Марой понимались только омрачения ума.

В Панньятти сутте (АН 4.15) Будда также упоминает, что Мара — величайший среди правителей и обладает огромным могуществом и славой.

В представленном сборнике сутр содержатся короткие беседы Будды Шакьямуни с Марой, в которых Татхагата выступает в образе ума просветлённого, а Мара — ума омрачённого. Приглашаем вас ознакомиться с этими бесценными знаниями и найти в них вдохновение для практики саморазвития.

Четыре Мары в буддизме

  1. Клеша-мара (санскр. ‘трудность’, ‘неприятность’, ‘страдание’) — поступки по привычке, подверженность эмоциям, импульсивное поведение.
  2. Мритью-мара (санскр. ‘смерть’) — страх перерождения; здесь Мара — воплощение смерти, непрерывной череды перерождений.
  3. Скандха-мара (санскр. ‘условность’, ‘форма’) — цепляние за свой образ, желание быть тем, кем мы себя считаем.
  4. Девапутра-мара (санскр. ‘дитя бога’) — желание оставаться в комфортных условиях, духовная лень, нежелание практиковать.

Иногда к этому списку добавляется кама-мара — Мара как сила чувственных желаний.

Любой начинающий практик сталкивается с такими трудностями, как:

  • недопонимание родными, близкими, да и вообще людьми;
  • сомнения в правильности выбора Учения, наставника и тому подобного;
  • страх о будущем, боязнь остаться одиноким;
  • соблазны предаться мирской жизни, жить, как раньше;
  • самобичевание за недолжное усердие в практике.

В мире йоги все эти препятствия приписываются никому иному, как Маре. По началу он использует самые примитивные уловки, старается манипулировать через старые привычки, привязанности и желания.

Запомните, пожалуйста: всё, что вы когда-либо желали, — сбывается! Мечты и желания, как правило, привязаны к уровню развития, который у практикующего меняется изо дня в день.

Поэтому первоочередная задача — научиться контролировать свои мысли и желания, управлять вниманием, чтобы не создавать себе препятствия на пути саморазвития.

Например, мечты о сладостях могут воплощаться, когда человек решает перейти на здоровое питание; улучшение условий труда — в момент написания заявления об увольнении с целью освобождения времени для благих дел и так далее. Всё это — уловки и проверки, насколько уверенно практик утвердился на Пути, подвержен ли он ещё тем или иным страстям.

Мара. Художник: Сергей Пидгайко

Препятствия — возможности для духовного роста. Практика по их преодолению, несмотря на трудные обстоятельства, приносит благо и пользу, позволяет продвинуться вперёд, помочь большему количеству живых существ!

Те, кто уверенно движется по Пути саморазвития, попадают в более изощрённые ловушки Мары. Например, у практикующего могут появиться мысли, что он познал истину, что он прав и все, кроме него, находятся в мороке. Появляются ученики, разделяющие его взгляды, которые также заблуждаются.

Мара влияет на сознание так, что практик начинает приписывать свои недостатки другим. Он говорит своему учителю или наставнику, что это он эгоистичен, что не даёт ему развиваться, проявлять инициативу, специально ставит палки в колёса. В таком состоянии человек думает, что остальные чего-то недопонимают, заблуждаются, причём поголовно.

Помните о замечательном наставлении опытного мастера: «Когда я начал видеть, что неправых слишком много, я понял, что что-то тут не так».

К сожалению, период такого кризиса — от нескольких дней до целой жизни. Многие сходят с Пути, соблазняясь сансарой, с мыслями, что в духовном развитии они достигли вершин, могут контролировать себя и жить в миру, не поддаваясь страстям.

Мара использует невежество человека, его привязанность, страх, тщеславие, любые желания — всё, что требует эго.

Будда и Мара. Художник: Сергей Пидгайко

Препятствия проявляются в зависимости от характера человека и его уровня развития. Совестливого человека будут ловить через чувство долга, неуверенного — через чувство вины, самолюбивого — похвалой и так далее. Страхи, сомнения, искушения — всё это инструменты Мары. Неважно, какие встречаются трудности, суть одна — увести практика с Пути или хотя бы затормозить его движение. Помните о том, что в этом мире всё взаимосвязано, и как только вы даёте слабину, это же качество проявят все, кто с вами связан.

Важно помнить, к чему вы стремитесь, каковы ваши стремления были в начале Пути. Должен быть внутренний ориентир — то, от чего вы не сможете отказаться даже в помутнённом состоянии, кто-то или что-то, чему вы безусловно доверяете. Это не чувства или эмоции, а знания и мудрость. Вспомните волчок, который главный герой фильма «Начало» (Леонардо Ди Каприо) заводил, чтобы понять, во сне он или нет. Во сне волчок не падал, крутился постоянно, в то время как в реальной жизни он не был настолько устойчив. Вот и у практика должен быть такой «волчок».

Формированию ориентиров способствуют жизнеописания святых, махасиддхов, реализованных личностей, также общение с людьми, которые дольше вас находятся на пути саморазвития. Чем больше у практика внутренняя непоколебимость, самоотверженность, тем больше шансов преодолеть соблазны сойти с Пути или остановиться на некоторое время.

Гуру Ринпоче Падмасамбхава изрёк: «Если лавина несчастий обрушивается на тебя, когда ты пытаешься заняться духовной практикой, то истина в том, что твоя дурная карма и омрачения очищаются».

Попробуйте воспринимать возникающие неприятности как очищение, а Мару — как помощника, проявляющего ваши слабые места, и с достоинством преодолевать препятствия, не попадать в ловушки.

Сутры объясняют, что Мара — это не конкретная личность, а, скорее, сменная должность, необходимая этому миру для развития через аскезы и терпение. В писаниях часто употребляется термин «мара/мары» в значении имени нарицательного. Мара не существует отдельно сам по себе и не воплощает собой Вселенское зло, он - олицетворение человеческих слабостей, страстей и других «ядов ума».

Единственный способ победить Мару — внутренняя победа над собственным эго, ибо, согласно словам Падмасамбхавы, привязанность к эго и есть величайший Мара.