Содержание
«Среда заедает!» — часто можно слышать в оправдание, когда обстоятельства оказываются сильнее нас. На самом деле, отчасти это оправдание, но оно не лишено истины. Действительно, наше окружение обуславливает нас. А точнее, не само окружение, а мнение этого самого окружения о нас.
Ну, самый простой пример — если родители невысокого мнения относительно интеллектуальных и/или физических способностей своего ребёнка, он вряд ли чего-то добьётся в жизни.
Попробуем разобраться, почему это происходит, и как это работает.
- Исследования Розенталя доказывают: ожидания влияют на реальность.
- Управленцы и лидеры способны менять реальность.
- Мы можем менять жизнь окружающих людей.
- Чтобы поменять свою жизнь, иногда нужно сменить обстановку.
Рассмотрим эти и другие вопросы и попробуем найти способ менять свою жизнь и жизнь окружающих.
Исследование Розенталя
В 60-х годах прошлого века американский психолог Роберт Розенталь провёл любопытное исследование. Ещё в 1948-м году некто социолог Роберт Мертон ввёл такой термин, как «самоисполняющееся пророчество». Что это значит?
Это значит, что если человек получает некую информацию, которая не соответствует реальности, то эта информация может так воздействовать на его психику, что он подсознательно начинает совершать действия, превращающие эту ложь в реальность. Проще говоря, что-то из области самовнушения. Если человеку внушить определённую идею, то он сам своими действиями воплотит её в реальность, причём этот процесс будет происходить на подсознательном уровне.
Психолог Роберт Розенталь в своих исследованиях доказал наличие этого феномена. К примеру, Розенталь провёл такое исследование: студентов колледжа разбили на пары и затем одному из каждой пары сообщали, что их партнёр им симпатизирует или, напротив, относится к нему с неприязнью 1.
Затем Розенталь наблюдал за поведением исследуемых. Выяснилось, что при встрече те студенты, которые имели убеждённость, что они нравятся партнёру, вели себя более благосклонно по отношению к нему — меньше спорили, меньше проявляли грубость, были более откровенными в разговоре. А в случае со студентами, получившими информацию о том, что не нравятся партнёру, поведение было прямо противоположное — настороженное и даже враждебное.
И по понятным причинам: такое поведение студентов создавало все предпосылки для самоисполнения ложного пророчества — те, кто были более приятными в общении, с высокой долей вероятности могли у партнёра эту симпатию вызвать, и наоборот.
Ещё один эксперимент доказывает, что даже восприятие одним человеком другого может влиять на его состояние 2. Так, группа детей была поделена на три части. У одних IQ был выше среднего, у других — ниже среднего, а у третьей группы — что-то среднее. Эту информацию сообщили учителю, и затем спустя годы проверили, что же произошло с тремя группами детей.
Выяснилось, что результаты у тех, у кого IQ был выше среднего намного лучше, чем у всех остальных. Казалось бы, чего тут странного? Но дело в том, что информация об IQ детей учёными была попросту... выдумана. Да, именно так. Но учитель, убеждённый, что одни дети умнее других, сам сделал из них гениев. И тут нет никакой мистики. Совершенно очевидно, что учитель больше будет уделять внимания тем, кто имеет больше способностей к обучению, причём чаще всего подсознательно. Таким детям он будет давать более сложные задания, нагружать их как можно больше, чтобы они реализовали свои способности.
Аналогичный эксперимент до этого был проведён на крысах 3. Во время этого исследования студентам-медикам была сообщена ложная информация, что одна группа грызунов гораздо умнее другой. Объективно это были две группы абсолютно одинаковых животных. Но студенты этого не знали — для них грызуны были поделены на «гениев лабиринтов» и «тупиц лабиринтов».
В результате эксперимента, студенты-медики отметили, что «гении лабиринтов» на самом деле намного умнее — у них быстрее реакция, они сообразительнее и в целом с ними более приятно работать. Опять-таки типичное самовнушение. Студенты-медики просто одну группу грызунов воспринимали как гениев, а другую — как тупиц. Вот и весь секрет.
Управленцы и лидеры меняют реальность
Что же мы можем понять из данного эксперимента? Ни много ни мало лидеры и авторитеты способны влиять на реальность. Ведь всё начинается с родителей, учителей и воспитателей. Их ожидания уже влияют на нашу жизнь. А дальше — больше. Преподаватели в вузе, руководители на работе, тренеры, да даже просто те, кто нас окружают, — от их ожиданий отчасти зависит успех человека.
Однако не стоит впадать в иллюзию того, что в данном случае человек является лишь жертвой обстоятельств и игрушкой в руках толпы. Вовсе нет. Ведь если ожидания окружающих способны влиять на нас, то значит, сформировав правильные ожидания, мы способны с помощью окружающих более эффективно развиваться.
К примеру, если тренер видит, что тот или иной спортсмен имеет бóльшие шансы, чем все остальные, он обязательно вырастит из него чемпиона. Но ведь возможность сформировать себе такую репутацию находится в руках самого спортсмена. И так во всём.
Если первоклассник уже с первых дней учёбы проявляет интерес к учёбе, то учитель сознательно или подсознательно будет воспринимать такого ученика, как более способного. Таким образом, каждый из нас способен влиять на реальность, исходя из этого принципа.
Мы можем менять жизнь окружающих людей
Но и это ещё не все. Представим себе человека, которого все окружающие (ну, или большинство) воспринимают как неудачника. По вышеописанным причинам такой человек будет обречён на постоянные неудачи, ведь все окружающие программируют для него такую реальность. Но самое интересное, что любой из окружения этого несчастного может изменить его жизнь. Если хотя бы один человек поверит в него и будет воспринимать его как успешного человека и соответствующим образом к нему относиться, это уже начнёт менять реальность в лучшую сторону. И это — удивительная способность каждого из нас менять жизнь окружающих людей.
Проблема в том, что мы очень предвзято относимся к окружающим нас людям. Большинство из нас подвержено стереотипному и шаблонному мышлению в той или иной мере. Мы часто осуждаем людей за малейшие проступки и совсем не готовы верить в то, что кто-то может измениться.
К примеру, как часто можно встретить предвзятое отношение к тем, кто побывал в местах лишения свободы. Одна такая ошибка молодости может стоить человеку нормального отношения окружающих на протяжении всей его жизни. Таких людей не берут на работу, даже если они первоклассные специалисты в своём деле, к таким людям предвзято относятся окружающие, а в случае совершения какого-либо преступления, первое подозрение всегда падает на того, кто уже был ранее судим. И это гораздо более тяжёлое наказание для человека, чем сам тюремный срок. Более того, наказание незаслуженное, ведь каждый имеет право на ошибку. И самое главное, каждый имеет право на второй шанс. Ставить клеймо на всю жизнь по причине когда-то совершённой ошибки — это бесчеловечно.
И часто бывает так, что достаточно окружающим просто поверить в человека, поверить, что тот способен измениться, способен стать лучше — и с человеком происходят удивительные изменения. Замечали ли вы, что часто те, кто был двоечниками в школе, в жизни затем достигают успеха? Всё по причине того, что они попросту меняют ту среду, которая навесила на них клеймо неудачника. И только лишь поменяв окружающую среду, человек раскрывается по-новому, открываются его таланты и способности, которых просто никто не видел за клеймом «двоечника».
Чтобы изменить жизнь, иногда нужно сменить обстановку
И это одна из возможностей изменить и свою жизнь. Если вам кажется, что вы в тупике и нет никакой возможности что-либо изменить, попробуйте сменить обстановку или круг общения. Речь не идёт о том, чтобы прекращать общение со всеми, кого мы знаем и, оставив всё, начинать новую жизнь. Хотя иногда, быть может, нужны и такие радикальные меры.
Но чаще всего речь идёт о том, чтобы привнести в свою жизнь что-то новое — сменить регион проживания, поменять работу, завести новые знакомства. Быть может, такая перемена в окружающем вас мире окажет влияние и на вашу жизнь по принципу ожиданий окружающих.
Но самое главное, чему нас может научить исследование Розенталя, — нужно постоянно вдохновлять окружающих. Ведь, как мы можем заметить из результатов его исследований, наши ожидания относительно окружающих влияют на их жизнь. И если мы в каждом человеке будем видеть гения, творца, просто достойного человека, это будет коренным образом влиять на их жизнь. Уже много сказано о том, что мы своими мыслями можем влиять на реальность. И исследования Розенталя — наглядное тому подтверждение, как мы своими мыслями можем помогать окружающим развиваться или, наоборот, препятствовать их развитию. И это значит, что на каждом из нас ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь окружающих.
И, меняя себя, мы можем изменить реальность вокруг нас. По большому счёту, несовершенство окружающих — это отчасти и наша заслуга. Научиться каждую новую ситуацию и каждого нового человека воспринимать как «белый лист»; верить в то, что каждый способен измениться; просто верить в лучшее; верить, что в каждом, несмотря даже на самую непроглядную тьму, всё же есть искра света — вот задача каждого из нас. И, если каждый из нас сможет обрести такое восприятие, мир вокруг на самом деле изменится. И это не какая-то мистика. Исследования Розенталя это подтверждают.