Существует ли объективная реальность? Или же реальность — это отражение нашего ума? А состояние ума у всех разное. Восточные учения часто говорят об иллюзорности мира, но это не следует воспринимать буквально: мир существует, но для каждого по-своему.
Как это проявляется? Есть одна восточная притча, которая отражает то, как мы по-разному можем воспринимать мир. Когда мудреца спросили о том, почему в этом мире люди такие разные, почему есть добрые и благочестивые, а есть, напротив, злые и безнравственные, то мудрец поведал притчу о мухах и пчёлах.
Так, люди делятся на две категории. Одни, подобно пчёлам, повсюду видят только цветы, нектар, красоту, яркие краски и ощущают ароматы. Как гласит одна японская танка:
«кто мы, зачем мы здесь, живы мы или нет — дикой пчеле всё равно, мир для неё внизу — только дорога цветов…»
Это восприятие пчелы: она видит только прекрасное. И в этом её предназначение, или, как говорится в ведической культуре, дхарма. В этом её служение: она собирает нектар, чтобы её сородичам было чем питаться зимой. И, кроме этого служения, она больше ничего не замечает. Она концентрируется лишь на том, что полезно для неё и для окружающих. Даже в болотистой местности, полной зловонной тины и продуктов гниения, пчела найдёт один-единственный цветок и соберёт с него нектар.
Метафору с пчелой в своём философском трактате также упоминал монах Шантидэва:
«Как пчела с цветка собирает нектар, я возьму лишь то, что полезно для дхармы».
Эти слова он писал в контексте обсуждения взаимодействия с так называемыми «незрелыми людьми». Именно такие отношения с ними он советовал выстраивать: брать от них лишь то, что полезно. Потому что даже в самом, казалось бы, неприятном и безнравственном человеке всегда есть хотя бы частичка света.
Полностью противоположными качествами обладает другая категория людей. Они подобны мухам. Проще говоря, речь идёт о пессимизме, привычке постоянно осуждать людей, видеть вокруг только плохое. Если «пчела» всегда видит возможности, то «муха» — проблемы и сложности, причём неразрешимые и непреодолимые.
Вы наверняка встречали таких людей. Чаще всего они по жизни занимают позицию жертвы: «Вокруг всё плохо, мне не повезло, я ничего не могу изменить». Да, эти люди очень любят рассуждать о везении, причём именно в таком контексте: «всем повезло, а мне нет». «Муха» всегда видит пороки и осуждает людей, причём чаще всего за те же самые качества, которыми обладает сама. Об этом ещё говорит русская поговорка «свинья везде грязь найдёт». Ведь человек вокруг находит только то, что он способен видеть. И если он способен видеть грязь, то он найдёт её даже в стерильном помещении.
Путь мухи и путь пчелы
Итак, муха и пчела вылетают в поисках пищи. Но пчела ищет её в цветах, а муха — в навозе. Каждое из этих насекомых обречено иметь именно тот взгляд на реальность, который обусловлен его мировоззрением. Точнее, обусловлен вниманием. Пчела не вернётся в улей, пока не найдёт цветы, и она их найдёт даже там, где их не может быть в принципе. Помните сказку «Двенадцать месяцев»? Подснежников в середине зимы нельзя найти априори. Но главная героиня сказки всё-таки смогла их достать. Вот типичное поведение пчелы.
Поведение мухи — с точностью до наоборот. Она летит в поисках навоза, и она его найдёт даже там, где его быть не может. Люди с таким сознанием способны отыскать недостатки даже в святых.
И если спросить пчелу о том, где находится ближайшая куча навоза, она будет в полном недоумении, ибо в её реальности навоза попросту не существует, ведь «мир для неё внизу — только дорога цветов». А если спросить муху, где находится ближайшее ромашковое поле, она также не поймёт о чём речь: ведь она видела только коровьи лепёшки, которые лежали между цветами.
Уровни восприятия на разных чакрах
Чем же обуславливается сознание мухи и сознание пчелы? На самом деле всё просто. Энергия первична, материя вторична. Именно уровень нашей энергии позволяет нам видеть мир так или иначе и взаимодействовать с ним соответственно.
Говоря об энергии, нельзя не упомянуть о чакрах. Не случайно каждая чакра символизирует тот или иной из шести миров сансары. Считается, что в зависимости от того, на какой чакре было сознание человека в момент смерти, в такой мир он перевоплощается в дальнейшем.
К примеру, муладхара-чакра отвечает за адские миры. И если рассмотреть эту концепцию в рамках нашей человеческой жизни, то люди, сознание которых находится на уровне муладхара-чакры, к сожалению, действительно живут в аду. Они постоянно заняты вопросами выживания, удовлетворением базовых потребностей. Может быть, они бы и рады подумать о высоком, но условия жизни вынуждают думать только о приземлённом, и это во многом замкнутый круг. Поэтому и считается, что из адских миров очень сложно выбраться: там просто нет времени думать о саморазвитии.
За мир животных отвечает свадхистана-чакра. И на этом уровне большей частью проявляются все животные инстинкты. Именно с позиции инстинктивного поведения такой человек смотрит на мир. Для этого уровня сознания всё, что есть в мире, делится на две части: то, что помогает удовлетворить страсти, и то, что мешает.
Противоположностью этой чакры можно считать анахата-чакру. Считается, что рождение в мире людей происходит именно через эту чакру. То есть в прошлой жизни сознание было именно на этом уровне. Человек с таким сознанием вокруг видит только прекрасное и стремится совершать только благие поступки — типичное сознание пчелы. Порой на этом уровне бывает другая крайность: человек слишком идеализирует мир. Но, объективно говоря, восприятие на уровне анахата-чакры гораздо боле гармоничное, чем на уровне первых трёх чакр.
Взгляд на мир с уровня той или иной чакры не является чем-то постоянным. Утром можно быть в приподнятом расположении духа, излучать свет и любовь, а вечером под грузом произошедших за день неприятностей опуститься на самое дно восприятия. И тут мы подходим к такой важной теме, как осознанность, а именно, управление своим вниманием.
Как научиться видеть нектар
Есть множество практик, которые позволяют переключить сознание, изменить его, поменять точку зрения. Но человек — это постоянно текущая энергия, как река. Поэтому невозможно зафиксировать ни одно неизменное состояние. Пребывать в состоянии любви и радости постоянно могут только очень великие души, которые накопили уже колоссальный опыт.
Но всё в наших руках. К примеру, возвысив своё состояние утром с помощью медитации, важно запомнить это ощущение и постоянно удерживать его в себе. Важно понимать: мы вокруг видим лишь то, на что откликается наш ум. И всё, что нас так или иначе раздражает, говорит о том, что проблема внутри, а не снаружи. А значит, всё, что мы можем делать, это менять своё восприятие.
Первое, от чего следует отказаться, – это осуждение окружающих. Потому что концентрироваться на человеческих пороках не самое лучшее занятие. То, что захватывает наше внимание, постепенно начинает влиять на нас. Если наше внимание постоянно сконцентрировано на чужих недостатках, мы начинаем взращивать их в себе. Если же мы, наоборот, восхищаемся позитивными качествами окружающих, то автоматически то же самое будет прорастать и в нас. И это всегда наш выбор — какие зёрна сеять в почву своего сознания.
Далее, нужно научиться видеть не проблемы, а возможности. Как ни парадоксально прозвучит, но человек способен любую ситуацию использовать для своего развития. Есть примеры, когда люди, приговорённые к пожизненному заключению, вдруг находили в себе какие-то таланты или начинали духовно развиваться. То есть люди, для которых, казалось бы, умерла последняя надежда, вдруг находят и новые возможности, и смысл жизни. Возможно, такое испытание и было нужно человеку, потому что только в таких условиях эта душа способна найти путь к свету.
Что же говорить о менее серьёзных жизненных трудностях? К примеру, увольнение с работы может быть толчком к тому, чтобы найти своё истинное предназначение, а болезнь – поводом задуматься и изменить свою жизнь, тип питания, мировоззрение.
То же самое с людьми вокруг нас, которые порой могут раздражать своим поведением. Если нас кто-то раздражает, это повод задуматься: скорее всего, похожая проблема есть и у нас, или же просто нам надо работать над своими качествами принятия. Легко проявлять терпение и сострадание к друзьям, которые нас любят. Но эти качества обретают ценность именно тогда, когда мы способны проявлять их к тем, кто доставляет нам дискомфорт и неудобства.
Это и есть сознание пчелы, которая в любой ситуации видит возможность — возможность добыть нектар. И пусть поле с цветами будет находиться даже на другом конце земного шара, пчела долетит. Или же погибнет в попытке сделать это. Но никогда не отступит от своего предназначения, которое ей дано свыше. Потому что пчела точно знает: зимой её собратьям нужна будет пища и она должна сделать свой вклад в общее дело. У неё попросту нет времени видеть что-либо, кроме цветов.
В этом секрет сознания пчелы: когда мы точно знаем свою цель и эта цель нас вдохновляет, когда мы верим в то, что мы делаем, у нас попросту нет ни времени, ни энергии на то, чтобы искать вокруг какой-то негатив, который только отвлекает нас. Какой смысл рассуждать о несовершенстве мира или чужих пороках? Имеет смысл видеть вокруг возможности, благодаря которым мы можем изменить свою жизнь и жизнь окружающих. А критиковать и осуждать — это значит в лучшем случае стоять на месте, а чаще всего — всё дальше уходить от истинных целей.
Важно понимать: наше время и энергия не безграничны. В этом мире нет ничего неисчерпаемого, это противоречит закону сохранения энергии. А раз так, значит, мы попросту не можем тратить их впустую. Важно постоянно отслеживать: куда направлено наше внимание; на что мы тратим свою жизнь; куда сейчас мы вкладываем свою энергию? От ответов на эти вопросы зависит наша жизнь и тот вектор, куда мы движемся, — к ромашковому полю за нектаром или к месту складирования отходов.