Содержание
Жизнь — это движение от несовершенства к совершенству. Сама природа нам подсказывает это направление: все живые существа, так или иначе, эволюционируют и ничто не может вечно пребывать в статичном состоянии. Человеческое сознание — это промежуточный уровень между сознанием животным и сознанием божественным. И высшее предназначение человека — это трансформация своего животного сознания, усмирение своих животных инстинктов и стремление обрести божественное состояние сознания. В чём же разница между сознанием животным и сознанием божественным? Сознание животного основано на инстинктах, которые, так или иначе, направлены только на обеспечение жизнеспособности конкретного существа.
Мы не можем знать наверняка, в какой форме проявлено сознание в животных, но, судя по их поведению, можно сделать вывод, что они чаще всего заинтересованы лишь удовлетворением своих личных физических потребностей. То есть главный признак животного сознания — это эгоизм. Можно, конечно, привести в пример, скажем, собаку, друга человека, которая может проявить чудеса верности и даже пожертвовать жизнью ради своего хозяина (не многие люди на такое способны).
Но здесь, кстати, уже и можно увидеть, как при взаимодействии с человеком «очеловечивается» сознание собаки: оно становится более альтруистичным. Это яркий пример того, что эволюция — это в первую очередь трансформация эгоизма в альтруизм. Отсюда вытекает следующий вывод: что признак божественного сознания — это альтруизм. И чем выше уровень развития сознания, тем выше уровень альтруизма.
Коллизию животного и божественного сознания, контраст их разницы хорошо отметил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья аватара»: «Что я стану есть, если отдам? — таково своекорыстие злых духов. Что я отдам, если съем? — вот бескорыстие, достойное царя богов». Очень тонко подмечено. Сознание эгоиста ставит свою персону, свою личность, что называется, во главе угла, в центре Вселенной. И в первую очередь эгоист стремится удовлетворить свои потребности, а уже потом, если останутся ресурсы, можно подумать и о других. И это в лучшем случае.
А в худшем — такая мысль в сознании эгоиста даже не возникает, подобно тому, как не может в вакууме возникнуть порыв ветра. Сознание же альтруиста имеет диаметрально противоположную направленность: в первую очередь он помышляет о благе для других, и лишь когда страдания всех окружающих прекратились, он может подумать о себе. И в этом высшее предназначение разумного существа. Когда сознание существа расширяется до размеров Вселенной, оно начинает понимать, что в этом мире всё едино и тождественно, и невозможно в океане бед и страданий создать личный островок счастья. Ибо рано или поздно волны страданий захлестнут этот остров. Тогда человек начинает действовать не в интересах себя, но в интересах всех живых существ.
Щедрость — причина богатства
«Отпускай хлеб твой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его» — говорил ветхозаветный царь Соломон, и мудрость, покрытая пылью веков, актуальна и по сей день. Тоже самое говорил Учитель Богов и Людей — Будда Шакьямуни. Слова его изложены в «Сутре о Законе кармы», которую рекомендуется прочитать каждому: «Подношение одежды монахам станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.
Подношение еды голодным станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни. Будете скупыми и жадными по отношению к тем, кто нуждается, — это станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни. Подношение в дар еды монастырям станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни». Кто может лучше и яснее Татхагаты разъяснить всем живущим о том, как мудро быть щедрым и как глупо быть жадным?
Он знает закон кармы в совершенстве, видит прошлое, настоящее и будущее, и ему открыт опыт всех времён и всех существующих миров. Понимание важности щедрости невозможно без понимания закона кармы. Тот же Будда Шакьямуни также говорил: «Самое крайнее и тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо, — это неверие в закон кармы». Почему так? Потому что неверие в закон кармы порождает все остальные пороки и страдания. И если человек не понимает, что быть жадным и алчным как минимум просто невыгодно, то непонимание таких простых вещей закончится для него весьма плачевно, при чём, скорее всего, уже в этой жизни.
Часто приходится нам встречать нищих на улице. Мы видим их возле церквей, в метро, в электричках, в скверах. Их печальный облик порой вызывает жалость у невежественных людей, которые не понимают простой истины — всё возникает в силу условий. Человек попал в такое тяжёлое финансовое положение только по одной причине: он был эгоистом. В этой и/или в прошлых жизнях он лишь удовлетворял свои страсти, потребности и желания и наплевательски относился к окружающим.
Жизнь сурова и справедлива: если человек только потребляет и ничего не отдаёт взамен, то рано или поздно Вселенная просто перестаёт предоставлять такому человеку возможность для потребления. Подобно тому, как наш иммунитет борется с раковыми клетками, так и Вселенная стремится нейтрализовать эгоистов путём лишения их материальных благ и комфортных условий существования. Стоит ли проявлять жалость к нищему, который сам создал причины страданий?
Жалость чаще всего возникает в силу невежества и непонимания законов Вселенной. Поэтому жалость — не самое лучшее чувство. А вот сострадание проявить стоит. И, если есть возможность объяснить человеку, почему он попал в такую ситуацию, и помочь ему добрым советом, стоит это сделать.
Тут следует предостеречь от весьма распространённых ошибок. Многие, осознав пагубность эгоизма и жадности, движимые, казалось бы, самыми что ни на есть благородными мотивами, начинают помогать всем подряд. Однако это большая ошибка, которая может привести к ещё более печальным последствиям, чем эгоизм и жадность. Возьмём самый типичный пример: стоит у церкви нищий, с запахом перегара, и просит деньги. Часто можно видеть, как прихожане (буквально каждый второй) дают ему какую-нибудь мелочь, искренне полагая, что совершают благое дело. Однако что же происходит дальше? Нищий собирает все эти деньги и либо идёт и покупает на них водку, либо отдаёт львиную долю криминальным элементам, которые контролируют весь этот бизнес.
Таким образом, тот, кто пожертвовал, в любом случае проспонсировал безнравственных людей и самоотравление этанолом. Является ли это благом? Уж лучше человек бы проявил эгоизм и жадность и прошёл мимо: нищий бы остался трезвым, алкогольный бизнес не получил бы прибыль, а бандиты — свой процент от бизнеса. Многие на самом деле не задумываются над этим, они просто действуют по заданной схеме, по шаблону поведения. В действительности гораздо проще сунуть деньги первому нищему у ворот церкви и таким образом облегчить свою совесть и потешить своё Эго мыслями о своём благородстве и щедрости, чем потратить время и найти того, кому пожертвование реально принесёт пользу.
Кому же нужно жертвовать? В нашем обществе почему-то есть мода жертвовать больным и убогим. Причём чаще всего такие финансовые вложения просто продлевают страдания этих людей. Является ли это благом? Вопрос риторический. К примеру, очень распространена практика пожертвований больному ребёнку. Никто не задаётся вопросом, почему такой ребёнок родился больным и как пожертвование сможет ему помочь. Чаще всего собранные неравнодушными людьми средства просто продлят его страдания, и ничего больше. А даже если он и выздоровеет, то выздоровеет только на физическом уровне, а вот каким человеком он вырастет — ещё большой вопрос. Так что пожертвование больным детям — сомнительное благо.
Есть мнение, что жертвовать нужно здоровым, чтобы они развивались и не становились больными. Постарайтесь найти какой-либо развивающийся проект, который меняет этот мир и жизнь людей в лучшую сторону, или какого-либо адекватного человека, который с адекватным альтруизмом пытается что-то благостное привнести в этот мир. Это будет благо и, несомненно, принесёт пользу и вам, и окружающему миру.
Синонимы щедрости
У слова «щедрость» множество синонимов, которые как нельзя лучше раскрывают это понятие и его глубинный смысл. К примеру, щедрого человека называют «широкая душа» или «широкая натура», обращая таким образом внимание на то, что проявить истинную щедрость может только высоконравственный и высокодуховный человек. Также из этих синонимов видно, что щедрость — это глубинное качество души, которое покоится в каждом из нас, но порой скрыто, подобно драгоценной жемчужине под чёрными волнами океана. И ещё интересный момент: как мы уже рассмотрели выше, щедрость станет причиной богатства. А «богатый» — от слова «Бог». Как говорил Михаил Задорнов: «Богатый — это тот, в ком Бога много, а тот, у кого много денег, тот не богатый — тот коллекционер». Очень тонко подмечено.
Пословицы о щедрости
С давних времён в обществе ценилась щедрость, потому что люди понимали, что щедрость — это проявление чистоты души и высокого уровня эволюционного развития. Поэтому ценность такого явления, как щедрость, запечатлена во множестве поговорок:
- Что отдал, то твоё, что оставил, то пропало.
- Что посеешь, то пожнёшь.
- Да не оскудеет рука дающего.
- Никто не станет бедным отдавая.
- Дороже серебра и злата душа, что щедростью богата.
- У щедрых хозяев куры по два яйца приносят.
- И вода сладка, если от души подана.
- У кого руки щедры, тому все дороги открыты.
- Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
- Кто сирых напитает, тот Бога знает.
- С миру по нитке — голому рубаха.
Щедрость — это состояние души
Только та душа, которая уже накопила опыт и прошла через многие испытания, начинает понимать, что нет смысла в накоплениях. Причём нет смысла как в материальных, так и в духовных накоплениях. Есть люди, которые, к примеру, свободны от материальных благ, но накапливают знания. Накапливают, но при этом не делятся ими. Такая жадность и эгоизм ничуть не лучше жадности материальной.
Животные не знают, что умрут. Поэтому живут только ради себя и удовлетворения своих базовых потребностей. Человек осознаёт, что он смертен, но вместе с тем большинство продолжает жить так, словно они не умрут никогда, накапливая материальные блага и кружась в бесконечном круговороте потребления, подобно шаману в безумном танце. Причём чаще всего можно видеть картину, что чем человек более материально обеспечен, тем он скупее. Почему так происходит? Человек накопил благодарности в прошлых жизнях, но, очевидно, не усвоил жизненные уроки и не развил определённые качества своей души. И поэтому снова живёт, как эгоист, пользуясь своими накоплениями благодарностей из прошлых жизней. И глядя на таких людей, можно подумать, что закона кармы не существует. Но это иллюзия. Закон кармы абсолютен. И эгоиста рано или поздно ждёт печальный конец. Который на самом деле будет для него лишь началом. Началом духовного пути и взращивания в себе альтруизма и щедрости. Тот же, кто уже прошёл болезненные жизненные уроки и осознал всю бессмысленность и глупость накоплений ради самого накопления, — тот начинает отдавать. И отдавая, становится счастливым. И это есть счастье Человека, на фоне которого меркнут все остальные временные материальные радости.
Развитие щедрости
В Учении Будды бодхисаттвам предписывается развитие так называемых шести парамит — «шести освобождающих действий». И первой из шести парамит является парамита даяния, то есть щедрость. Недаром щедрость поставлена в списке первой. Щедрость — это базовая нравственная дисциплина, в которой предписано упражняться бодхисаттве, дабы развить альтруизм и максимально искоренить в себе эгоистичные мотивации. Щедрость следует понимать не только как жертвование материальных благ — это понятие гораздо более широкое. Напротив, в эпоху Кали-Юги очень опасно жертвовать именно материальные средства, потому что вокруг много соблазнов и большинство людей ведут далеко не идеально нравственный образ жизни. Поэтому есть опасность, что пожертвованные средства будут использованы во зло. Поэтому в первую очередь следует жертвовать знания. То есть делиться знаниями. Самая лучшая помощь — это помощь ценным советом. Не нравоучением, а именно советом. То есть, если вы можете дать человеку реальное, практически применимое знание, которое избавит его от тех или иных страданий, это высшее и лучшее проявление щедрости.
Есть одна хорошая притча. Однажды к Будде пришёл человек и спросил у Будды: «Почему я живу в нищете, почему я так страдаю? В чём причина?». Татхагата видел карму всех живых существ, поэтому объяснил человеку, что он был жадным и эгоистичным и поэтому ничего не имеет в этой жизни. Тогда человек, опечалившись, спросил: «Что же делать?». Будда ответил: «Жертвовать». На что человек возразил: «Что же мне жертвовать, если у меня и у самого-то ничего нет?». На что Будда дал бесценный совет: «Как это ничего нет? У тебя есть руки, которыми ты можешь помогать другим, у тебя есть ноги, которые ты можешь использовать во благо других. У тебя есть красивая улыбка, которой ты можешь дарить людям хорошее настроение, у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова». И человек, вдохновлённый советом, пошёл практиковать парамиту даяния.
Таким образом, даже если мы ничего материального в этой жизни не имеем, мы можем делиться с людьми знаниями — это будет даже более благородная форма жертвования. В случае если у нас нет и этого, мы можем просто быть доброжелательными ко всем живым существам и если не можем помочь советом, то можем хотя бы выслушать человека и утешить его добрыми словами. Развивать щедрость нужно постепенно. Если в вашем уме пока преобладают эгоистичные мотиваци, не огорчайтесь — дорогу осилит идущий. Начните с малого: постарайтесь для начала доброжелательно относиться к людям.
Как писал тот же Шантидэва: «Различают две бодхичитты: бодхичитту вдохновенную и бодхичитту деятельную». Разницу между ними он объяснял сравнением движения по пути и намерением отправиться в путь. То есть, если вам пока сложно проявлять щедрость, хотя бы взращивайте в себе намерение быть щедрым и доброжелательным, а потом постепенно начинайте практиковать парамиту даяния, подобно тому как спортсмен в спортзале начинает с небольших нагрузок: берёт сначала небольшой вес, потом побольше и со временем достигает успеха. Так и вам следует усердно упражняться в парамите даяния, дабы взрастить в себе совершенство щедрости. Прилагайте усилия и однажды достигнете успеха.
И самое главное: никогда не привязывайтесь к плодам действий, ибо это порабощает разум и лишает действие альтруистичной мотивации. Совершайте даяние именно так, как писал царь Соломон: «Отпускай хлеб свой по водам…». То есть просто отпускайте по водам благие поступки и не ждите, что вам на них ответят. Это и есть совершенство даяния в самых благородных его проявлениях. Но воздаяние будет обязательно. Просто не привязывайтесь к мыслям о нём.