Содержание
Материальный мир соткан из страданий точно так же, как из света сотканы далёкие звёзды. Для многих это может показаться вовсе не очевидным. «Да я и не страдаю», – часто можно слышать в ответ на то, что материальный мир полон страданий. «Существует страдание», – это первая из так называемых «Четырёх благородных истин», поведанных ещё Буддой Шакьямуни.
Почему же некоторые люди считают, что они не страдают? Часто человек просто привыкает к страданиям, а его психика, пытаясь адаптироваться под процесс постоянных страданий, просто перестаёт их осознавать. Для человека причина и следствия оказываются слишком растянуты во времени. И доходит до смешного: человек, на протяжении 20-30 лет употребляя алкоголь, потом удивляется, почему же у него такое плохое здоровье? Зачастую человек не способен связать причину и следствие. Поэтому вопрос именно в том, что большинство людей испытывают страдания, но при этом не считают самих себя их причиной. И это очень губительная точка зрения. Если человек считает причиной своих страданий внешний мир и внешние факты, он становится своего рода игрушкой в руках судьбы.
Удовольствия и страдания неразделимы
Материальный мир подобен реке. Река не имеет постоянной формы: она меняется каждый момент. То же самое происходит в материальном мире: течение жизни постоянно привносит изменения. Бесконечный цикл рождения и смерти, созидания и разрушения проявлен во всём. И именно это является причиной страданий: в материальном мире не существует ни одного состояния, которое можно было бы надолго зафиксировать. Первый кирпич, заложенный в основание дома, уже запускает процесс его разрушения ещё даже до того, как этот дом достроен. Рождение человека уже запускает процесс старения и умирания. Любой человек, который имеет какой-то опыт владения собственным бизнесом, знает, что ни один бизнес не может существовать вечно, развиваясь по схеме: развитие – пик – спад. И так во всём.
Почему же удовольствия – это суть те же страдания? Всё по той же причине: переменчивость мира. Любое стремление к удовольствию закончится одним из двух вариантов: либо разрушением/исчезновением объекта наслаждения, либо пресыщением/утратой интереса к объекту наслаждения.
Можно привести пример, который будет понятен многим. Торт – вредная, но вкусная еда, которую мы едим исключительно для наслаждения. Ложка, вторая, третья. И дальше наступает одно из двух: либо заканчивается торт, либо заканчивается аппетит. Причем во втором случае аппетит этот заканчивается чаще всего перееданием. И в том, и в другом случае мы получаем страдание. Таким образом, любое наслаждение – это уже начало страдания.
Ещё один интересный пример: жара и холод. Сильный мороз может причинять страдания. Когда заканчивается зима, мы испытываем своего рода удовольствие, когда согреваемся. Но парадокс заключается в том, что тепло – это тоже страдание. И только потому, что в данный момент страдание от холода выше, чем страдание от тепла, – мы испытываем некое временное удовольствие. Но как только страдание от тепла и страдание от холода сравняются между собой, а затем на смену весне придёт жаркое лето, – мы уже будем испытывать страдание от жары. Таким образом, лишь этот короткий момент, когда два разнонаправленных страдания уравновешивают друг друга, и можно назвать кратковременным иллюзорным счастьем. Но важно понимать: если мы зависим от внешних условий, то наше счастье так же зыбко, как пузырики на воде.
Самскары — причины страданий
Один из великих практиков йоги Свами Сатьянанда Сарасвати в своем трактате «Четыре главы об освобождении» писал:
Как удовольствие, так и страдание – болезненны. Четыре главы об освобождении, сутра 2.15
И далее в пояснении этой идеи он отмечает: «Для способного различать болезненно всё: страдание вследствие изменений, страдание острое, самскары, а также противодействие самскар, гун и вритти». Более подробно о самскарах и клешах можно прочитать здесь.
В материальном мире любое действие имеет обратную сторону. Возьмём пример с тем же алкоголем. В самом по себе употреблении алкоголя нет ничего плохого, если бы не те последствия, которые он вызывает: неадекватное поведение, зависимость, разрушенное здоровье и так далее. Таким образом, желая получить удовольствие (сомнительное, надо сказать) от приёма этого наркотика, человек просто игнорирует то, что у этого действия есть обратная сторона. Часто можно слышать от некоторых людей: «Я осознанно употребляю алкоголь». Сейчас вообще модно быть осознанным и всё делать осознанно. Но это очередная уловка ума. Осознанное употребление алкоголя – это когда человек полностью осознаёт, что в данный момент он губит своё здоровье и создаёт причину для своих страданий. И ни один человек в здравом уме, осознавая это, алкоголь употреблять не будет.
Это самый яркий пример, но так во всём. Любое удовольствие имеет обратную сторону. От конфет портятся зубы, убойная пища порождает страх и разрушение здоровья, компьютерные игры калечат психику и так далее. А начинается всё, конечно, весьма радужно и сказочно. Мало кто думает в момент поедания конфет о визите к стоматологу.
Страдания: можно ли избежать?
Может возникнуть вопрос: «Со страданиями всё понятно, но что же делать и кто, собственно, виноват?». На вторую часть вопроса ответ предельно прост: во всём, что с нами происходит, виноваты только мы сами. Приятно/неприятно, удобно/неудобно это признать, но это факт. Закон кармы существует независимо от того, верит в него кто-то или нет.
Свами Сатьянанда Сарасвати в следующей сутре своего трактата (2.16) пишет: «Будущих страданий можно избежать». Об этом же говорил и Будда Шакьямуни в своей третьей из Четырёх Благородных Истин: «Страдание можно прекратить»; а вот вторая истина гласит о том, что «у страдания есть причина». И это ключ к освобождению от страданий.
Мы живём в математически справедливом мире. Здесь ничто не может существовать без причины. Следовательно, устраняя причину, мы можем устранить и само страдание. Если семя страдания не брошено в почву, оно не может прорасти. Будда Шакьямуни в своё время говорил о трёх основных причинах страданий, которые порождают все остальные причины: привязанность, гнев и неведение. Причём неведение считается корнем всех страданий.
Под неведением в данном случае можно понимать непонимание базовых принципов мироздания, а также отождествление себя с материальным телом и органами чувств. Именно это отождествление порождает зависимость нашего душевного покоя от внешних условий. Отождествляя себя с материальным телом и органами чувств, мы начинаем разделять все явления на приятные и неприятные, что в свою очередь порождает привязанность к приятным и отвращение к неприятным. И то, и другое по итогу приводит к страданиям.
Причина наших страданий — наши желания
Любое живое существо желает избежать страданий и обрести счастье. Проблема в том, что большинство людей не понимают природу своих страданий. Не имея возможности обрести желаемое, они считают, что проблема в невозможности обретения желаемого, а не в самом желании. Самый простой пример: огромное количество людей не имеют в своём распоряжении автомобиля. Но данный факт причиняет страдание лишь тем из них, кто имеет такое желание. Таким образом, искореняя причины страданий (привязанность, гнев и неведение), можно обрести счастье, что немаловажно, независящее от внешних условий.
Нет счастья, равного спокойствию
Будда Шакьямуни
Под спокойствием следует понимать освобождение от всех страстей, желаний и привязанностей. Ведь страдание происходит по причине двух желаний: желания получить приятное и желания избежать неприятного. Когда же мы равностно воспринимаем всё, что происходит, страдание прекращается. И наступает глубинный покой. Любая страсть или материальное желание – это беспокойство, которое мы стремимся устранить, съедая что-нибудь, покупая, предаваясь какому-то развлечению и так далее. Когда же достигается глубинный покой, мы словно стоим на высоком утёсе, внизу которого бессильно плещутся волны страстей.
Великие учителя прошлого предостерегали людей от крайнего фанатизма. Желание практиковать, постигать Истину, делиться знаниями, помогать ближнему, стремление поддерживать своё здоровье – всё это конструктивные желания, которые не влекут за собой страданий. Поэтому важно не впадать в крайности: надо уметь разделять те желания, которые ведут нас к свету, и те, которые ввергают во мрак страданий.