Содержание
Мудрость. О ней много написано и много сказано. Меньше, разумеется, чем о любви — о ней спето и сказано больше. Однако же, ни о том, ни о другом мы не имеем чёткого представления. Что же такое мудрость?
Можно прочитать тысячи книг, можно получить три высших образования, можно даже начать преподавать самому, но при этом так и не обрести мудрость. Является ли мудрость проявлением высокого уровня интеллекта? Или это никак не связано? Есть такое понятие, как «эффективный менеджер». Проще говоря, это тот, кто научился эффективно продавать. А если ещё проще — эффективно «впаривать» людям то, что чаще всего им не нужно.
Такой человек, скорее всего, вам очень много сможет рассказать о том, как сделать карьеру, как влиять на людей, как заработать много денег, как «стать успешным» и так далее. Но если посмотреть на жизнь такого человека, то можно понять, что он глубоко несчастен. Чаще всего у него даже нет времени это осознать, потому что вся его жизнь — это работа и между ней — попытки «расслабиться» с помощью странных способов это сделать.
Мудрость жизни
Каков же главный признак мудрости? Большинство людей считают, что обладают этим качеством. Ну потому что быть мудрым, это как минимум приятно. А позиционировать себя мудрым может быть ещё и выгодно. Поэтому, если вы спросите у человека, считает ли он себя мудрым, наверное, больше половины опрошенных ответят утвердительно. Но стоит ли в каждом из таких «мудрецов» на самом деле видеть мудреца?
Одним из главных критериев мудрости является состояние счастья человека. Многие века люди упражняются в философии и мудрствовании, и существует множество разных философских концепций, в том числе очень и очень странных. К примеру, концепция «брать от жизни всё» или «жить в своё удовольствие» — это тоже своего рода философская концепция, и её сторонники могут даже привести вам множество забавных аргументов в её защиту и, вообще, разрекламировать эту идею на все лады. Однако стоит ли здесь говорить о мудрости? Весьма сомнительно.
Как же определить наличие истинной мудрости от разного рода псевдофилософских концепций? Всё по тому же признаку — по наличию состояния счастья. Если «мудрец» транслирует вам те или иные философские взгляды и продвигает концепции, в которые предлагает поверить, стоит обратить внимание на то, счастлив ли он сам, следуя своим взглядам. Точнее, первым делом стоит выяснить, следует ли он сам тем концепциям, которые транслирует окружающим. Часто бывает так, что человек любит порассуждать о безнравственности общества, но при этом сам является носителем всех возможных пороков. Поэтому первым делом отслеживаем, не расходятся ли у человека слова с делом? А следующим критерием оценки мудрости является состояние счастья. Если человек счастлив, придерживаясь своей философии, такую мудрость можно воспринимать, как истинную.
Тут важно рассмотреть понятие счастья. Люди, употребляющие алкоголь, тоже в какой-то мере иллюзорно счастливы. Но такое счастье кратковременно, иллюзорно и приводит только к страданиям и ни к чему больше. Поэтому счастье — это в первую очередь внутреннее состояние человека. Что значит внутреннее состояние? Здесь речь идёт о том, что его счастье не зависит от внешних условий. То есть такой человек остаётся счастливым при любых обстоятельствах, а не только имея квартиру, машину, зарплату.
И если вы объективно видите, что человек, придерживаясь своих взглядов, счастлив, значит, вполне возможно, что перед вами мудрый человек. Вообще, если человек счастлив независимо от внешних условий — это признак мудрости. И часто ли можно сегодня встретить таких людей? Увы, нечасто.
Большинство философских концепций, а точнее, псевдофилософских концепций, которые сегодня присутствуют в обществе, ведут человека к деградации. Такие концепции, как «бери от жизни всё», «иди по головам», «сделал гадость — сердцу радость», «живи одним днём» и так далее, которые призывают только получать удовольствие, не задумываясь о последствиях, очень распространены в нашем обществе. И молодое поколение воспринимает их как привычную и нормальную парадигму жизни, считая, что это и есть житейская мудрость, с которой они, как с красным знаменем, идут по жизни. Вот только можно видеть, что к счастью их это редко приводит. Что же такое житейская мудрость и каковые её особенности?
Житейская мудрость
«Пустяки. Дело то — житейское» — часто мы слышали в известном с детства мультике. «Дело-то — житейское» — говорил персонаж о какой-то неприятности, намекая на то, что это норма. Но что такое норма и кем она определяется? Норма — это то, как поступает большинство. И поступки большинства, увы, оставляют желать лучшего. Поэтому понятие нормы в современном обществе очень странное. И житейская мудрость, которая формируется исходя из таких вот норм, чаще всего не ведёт к развитию. Как же отбросить различные ложные установки и «мудрость», которую нам стремится навязать буквально каждый?
Каков признак мудрости? Какого человека можно назвать мудрым? Хорошо по этому поводу высказался один из величайших мудрецов человечества — Иисус Христос: «По плодам их узнаете их». Золотые слова. О чьей-либо мудрости не следует судить лишь по тому, как она красиво звучит или как хорошо ложится, порой оправдывая какие-то пороки или призывая к бездействию и праздному времяпровождению. О мудрости следует судить по поступкам человека. Если человек в принципе альтруистично настроен и желает привнести в этот мир, что называется, «разумное, доброе, вечное», — то такого человека можно считать мудрым.
В современном обществе лицемерия, игр и масок многие притворяются добродетельными. Потому что это выгодно. Ведь добрых людей все любят и все им доверяют. Поэтому, даже если человек красиво говорит и рассказывает о своих благородных мотивах, не спешите делать оценку о мудрости этого человека. Опять же, «узнаете по плодам». И мудрый человек больше делает, чем говорит. Хотя, если речь идёт о проповеднике, то его дело — говорить. Но если он сам не следует той мудрости, которую транслирует в массы, люди на тонком интуитивном уровне это будут чувствовать и не будут ему верить.
Философия переводится как ‘любовь к мудрости’. И лишь та философия является ценной, которая действительно обладает мудростью. Существует множество странных философских взглядов, которые весьма популярны в наше непростое время. Как же отличить истинную философию от ложной? Всё по тому же принципу: чему она учит. Если философия учит бездействовать, жить только ради себя, разделять людей на правых и виноватых, ставит под сомнение необходимость нравственного поведения и вообще не ведёт ни к какому развитию, то такая философия является деструктивной. Если же философия призывает к альтруизму, говорит о необходимости взращивать в себе лучшие качества своей души, учит, как изменить себя и окружающий мир к лучшему, — такая философия достойна внимания.
Мудрость — понятие очень растяжимое. Есть множество сложных философских концепций, которые рассуждают о том, как устроена Вселенная и как вращаются планеты, но не расскажет о том, как следует вести себя в самых обыденных жизненных ситуациях. Есть житейская мудрость, которая учит простым вещам, которые очевидны для любого адекватного человека.
К примеру, поступать с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой, — это самая простая, но самая истинная мудрость. И сложно встретить человека, который бы не слышал о ней. Но почему-то большинство людей, зная об этой мудрости, ей не следуют. Почему так? Потому что следовать истинной мудрости далеко не так просто. Мы каждый день делаем выбор между «чёрным» и «белым». Каждый день мы делаем выбор, какому голосу следовать — голосу «ангела» или голосу «демона» в своей душе. И следовать голосу последнего часто намного проще, чем сделать над собой какое-то усилие, в чём-то себя ущемить, поставить интересы других выше своих собственных. Но именно это и ведёт к развитию.
И это главный критерий истинной мудрости — она всегда ведёт к развитию. Есть одна очень хорошая пословица: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути». И ещё одна: «Философия должна быть неудобной». Как говорил древний философ Диоген: «Что толку от человека, который, занимаясь философией, никому не доставил беспокойства?». Вот это очень важное понимание о мудрости. Если мудрость слишком «удобная», не призывает ограничить себя в чём-то, не призывает сделать над собой какое-то усилие, пожертвовать чем-то ради блага других — грош цена такой мудрости. Если мудрость ведёт к выводу, что надо наслаждаться и «не напрягаться», то такая мудрость ущербна и следование ей приведёт к печальному результату.
«Философия должна быть неудобной» — почему так? Потому что благоприятная среда не способствует развитию. Если философия не создаёт никакого дискомфорта для человека, она, скорее всего, деструктивна. Потому что суть истинной мудрости — это разрушение невежества, которое является корнем всех бед. А разрушение невежества — это всегда болезненно и неприятно. Именно поэтому философия должна быть неудобной. Мудрость, которая призывает ставить интересы других выше собственных и о благе других переживать сильнее, чем о собственном, — такая мудрость доставляет определённый дискомфорт нашему эгоистичному сознанию. Но именно этот дискомфорт и ведёт к развитию. Ведь любое развитие происходит только через дискомфорт. Ни один олимпийский чемпион не завоевал своё «золото», лёжа на диване. Его медаль — это годы кровавых усилий. Другой вопрос: зачем это было нужно, но это уже другая тема. Однако факт остаётся неизменным: чтобы эволюционировать — нужно сделать усилие над собой. И если мудрость не содержит в себе аспекта прикладывания усилий к своему развитию — такая мудрость не стоит ничего.