Начнём с создания и созревания кармы. Для этого нужен объект. Не имеет значения, какой он, главное, его наличие. Объект является внешней причиной активации кармы в потоке ума, ключом для созревания кармического семени с заложенным в нём потенциалом. Это аналогия для образа.
Отвлечёмся на семена кармы. Сохранённые семена находятся в потоке сознания, которое перерождается из жизни в жизнь. Поток сознания — это явление, отправную точку которого не обнаружить. Есть множество разных вещей, которые имеют начало и конец существования. Безначальный поток сознания невозможно остановить или прекратить — хоть он и непрерывный, но при этом постоянно изменяющийся. У всего есть причины, и у безначальности и бесконечности сознания она тоже есть. Если попытаться найти отправную точку, то, сколько бы мы ни заглядывали всё глубже и глубже в прошлое, будем видеть предыдущий момент существования сознания, который является причиной для существования сознания в следующем моменте, и так до бесконечности.
Если нет причин для созревания семени, оно так и будет оставаться в неактивном состоянии в потоке сознания. Наличие объектов приводит к созреванию кармы в виде конвульсивного импульса, который проявляется как намерение или отношение к объекту. Можно сказать, что намерение — это более активное взаимодействие, тогда как отношение — более пассивная позиция взаимодействия с объектом.
Как следствие, намерение является причиной осуществления действий тела, речи и ума.
В какой же момент создаётся карма и её семена?
Когда они появляются и сохраняются в потоке сознания?
Когда есть 1) объект и 2) намерение, как следствие, может возникнуть 3) действие и 4) завершение.
Когда возникает в уме намерение, и мы отождествляемся с ним (можно сказать, присваиваем намерение себе), в потоке сознания в этот же момент создаются семена, т. е. карма. Намерение или отношение к объекту являются причинами для появления новых семян, а семена являются причиной для появления новых намерений. Всё это основывается на двойственном восприятии. Нужна вся связка причин и условий, если каких-то причин не хватает, то созревания семени не произойдёт.
В каждый момент или мгновение существования сознания созревает только одно семя. Этот момент не является временным отрезком, который можно измерить, как мы привыкли измерять время линейно — секундами или долями секунд и т. д. — но для объяснения прибегают к различным способам описания этого мгновения. Подходящее название для него — психический момент существования сознания. Для каждого существа длительность этого момента может восприниматься по-разному: чем выше сосредоточение, тем больше шансов увидеть процесс появления, пребывания, исчезновения момента и смены одного момента другим. В сутрах можно встретить такое описание как «время щелчка пальцев», за которое создаётся неисчислимое количество благих или неблагих семян кармы. Как говорят, вспышка гнева может создать огромное количество неблагой кармы. Временные периоды, выраженные в этих словах, можно приравнять к одной секунде. Количество таких моментов в секунде трудно поддаётся подсчётам. Считается, что в один психический момент внимание может быть направлено только на один объект. Невозможно одновременно воспринимать 2 и более объектов. Это значит, что даже за одну единственную секунду внимание переключается с объекта на объект неизмеримое количество раз. Пример, когда ум сравнивают с обезьяной, которая скачет по веткам, в данном случае неподходящий. Как аналогию можно взять щелочной металл цезий. Количество колебаний в секунду атома цезия достигает 9 192 631 770 раз — такой неугомонный атом. При том, что он ограничен физическими законами, тогда как ум, не поддающийся им, переключается с такой скоростью, что создаётся иллюзия непрерывности восприятия нашими органами чувств нескончаемого потока информации от объектов этих органов.
Всего у нас есть шесть сфер восприятия: 5 органов чувств и ум шестой. Ум видит мысли и образы, другими органами чувств они не воспринимаются. На каждой сфере восприятия присутствует как минимум один объект: ум — мысль, ухо — звук, глаз — форма, нос — запах, язык — вкус, тело — ощущение. Обычно объектов больше, чем один. При всём этом многообразии восприятие ощущается как непрерывный поток от всех сфер сразу и их одновременная обработка, вынесение суждения, осуществление действий тела, речи и ума. Этот кажущийся непрерывным поток можно сравнить с кинофильмом, где 24 кадра в секунду создают эффект непрерывности, — кажется, что это не отдельные кадры (а в нашем случае моменты), а единый сплошной процесс восприятия без каких-либо пробелов. Такое неизмеримое количество моментов для нас создаёт привычную картину реальности с сильным ощущением её незыблемости, постоянства.
Как только появляется намерение, в одну секунду закладывается в поток ума столько же семян, сколько субъективно психических мгновений. У каждого семени есть энергетический потенциал. Он зависит от полноты внимания, намерения к объекту, действия и завершения действия, что приводит к удовлетворённости и радости от сделанного.
Что такое полноценная карма? Это созревшее семя, вследствие которого было проявлено намерение, направляющее всё наше свободное внимание на объект, из-за чего возникает действие, которое доводится до завершения, т. е. до того результата, который мы хотели получить, и появления удовлетворённости и радости от этого результата.
Коротко, это 4 пункта:
- объект;
- намерение;
- действие;
- завершение, в котором присутствует сорадование или удовлетворённость от результата.
Начнём с объекта. Объект должен быть правильно распознан. Неправильное распознавание создаёт семена с меньшим потенциалом.
Должно быть намерение именно к этому объекту.
Должно быть действие в отношении этого объекта.
Действие должно быть обязательно завершено с наличием радости или удовлетворённости.
Например, я хочу Кате подарить чётки, которые когда-то купил, т. е. они не были получены неправедным способом, при этом я знаю, что ей они нужны для практики. Беру чётки, нахожу Катю, от всего сердца дарю, радуясь тому, что есть возможность сделать подарок и тем самым помочь ей улучшить или облегчить практику.
От начала зарождения намерения до завершения создавались семена кармы, в момент завершения создались семена с самым сильным потенциалом (сорадование является усилителем потенциала семян).
Вариант 2. Всё то же самое, только не получилось найти Катю. Был объект, было намерение, не было действия, не было завершения. В этом случае семена получают меньший потенциал по сравнению с первым вариантом. Семена с самым большим потенциалом всегда созревают первыми. Есть такой совет: сорадуйтесь тем качествам или делам и плодам этих дел, которые хотите в себе зародить, если они отсутствуют, или развить уже имеющиеся. Если сорадоваться недобрым делам (злорадство) или страданиям живых существ, то, соответственно, будет усиливаться потенциал семян с неблагой кармой, и усилятся склонности к действиям, приносящим страдания.
Каждое намерение создаёт склонности или привычки, или усиливает имеющиеся за счёт ещё большего количества семян. Даже любая мелочь только лишь в виде пожелания может дать значительный результат в последующих жизнях.
Например, склонность к щедрости даже в мелочах создаёт привычку отдавать. Можно дарить в различных ситуациях разные вещи — даже улыбку, меняются ситуации и получатели, а привычка набирает силу и даёт возможность отдать, казалось бы, даже самое ценное для нас.
Встретив Будду и сделав ему подношение в силу привычки дарить, как описывается выше, плод будет неизмеримым.
Или привычка убивать, например, комаров. Убивая комара, усиливается привычка к убийству. Когда-то комары уйдут, а привычка убивать останется и может проявиться в следующих жизнях в более жёстких формах, уже как убийство людей.
Или видеоигры. Дети создают различные намерения. Значит, создаётся карма. Но нет действий и завершений. Единственное намерение, которое в этом случае переходит в действие, — это осуществление самой игры и завершение её, что усиливает склонность к такого рода деятельности, создаётся полноценная карма.
При каждом ли действии создаётся карма? Нет. Если нет намерения, то нет и её. Например, мы движемся из пункта А в пункт Б. Намерение — добраться до места назначения. В момент движения под колесо попадает насекомое или мелкое животное, или резко выскакивает на дорогу человек так, что не получается полностью остановить машину. Во всех перечисленных случаях никакого намерения не было, но при этом живое существо погибло. Поэтому семена кармы убийства не создадутся, и не усилится склонность убивать.
Перейдём к видам сохранения кармы:
- благая, или добродетельная;
- неблагая, или недобродетельная;
- нейтральная, или непоколебимая.
Если создано благое семя, то, созревая как плод, будет переживание счастья, благополучия.
Если создано неблагое семя, оно созреет как плод в виде страдания, неудовлетворённости.
Неблагое семя нельзя сделать благим, и наоборот. Можно лишь противопоставить одну карму другой. Вот созревает неблагая карма, но в силу созревания благой плод недобродетельной кармы принесёт меньшие страдания, и наоборот.
Например, преступника поймали и назначили смертную казнь, в то же время президент издал указ об амнистии — его не убили, а назначили срок.
Как создаётся неблагая карма? Намерение, причиной которого стали омрачения. Всё многообразие умственных омрачений сводится к трём категориям:
- Притяжение и все его виды (алчность, привязанность, жадность, скаредность, желание заполучить, удержать, страсть, различные виды тяги и т. д.) возникает в силу приятных ощущений от контакта с объектом. Притяжение к приятному.
- Отторжение и все его виды (от лёгкой неприязни, враждебности, недовольства, раздражения до ненависти, злобы, гнева, агрессии, желания причинить боль и т. д.) возникает в силу неприятных ощущений от контакта с объектом. Отторжение от неприятного.
- Заблуждение и все его виды (безразличие, сомнение, неясность, неуверенность, недопонимание, гордость, заносчивость, надменность, страх, боязнь, лень, апатия и т. д.) возникает в силу нейтральных ощущений от контакта с объектом.
На их почве созревает карма, как следствие, — намерение, из него — жажда или желания. Конечный плод любого притяжения, отторжения и заблуждения или их смеси всегда созревает как страдание. Всё то множество семян, создающихся на их основе, приносит различные виды страданий и неудовлетворённостей, иногда очень трудно различимых и видимых как счастье.
Как создаётся благая карма? Создаётся качествами, противоположными омрачениям. Намерения, возникшие в силу любящей доброты, сострадания, ясности-разумности, дружелюбия, равностного восприятия, альтруизма, ответственности за каждое своё действие на уровне тела, речи и ума приводят к поступкам, конечный плод которых будет созревать в виде семян, приносящих счастье и благополучие как себе, так и другим.
Такие качества ума, как любящая доброта, сострадание, не являются эмоциями, это не эмоциональные состояния. Это намерения или в более сильном проявлении желания, которые проявляются в действиях речи и тела.
Любящая доброта — это желание, чтоб живые существа обладали счастьем и всеми причинами для его обретения. Часто можно встретить, что такое намерение остаётся на уровне мыслей и речи, но это всё равно создаёт благие семена кармы. Если идём дальше, то мы становимся участниками создания счастья как себе, так и другим. Мы принимаем активное участие в созревании благих семян кармы живых существ. Становимся одной из причин, активирующих именно благие семена у живых существ. Как мы видим, любящая доброта никакого отношения не имеет к такого рода притяжениям, как привязанность или страсть к чему-то.
Как раз она и является противоположностью. Противоположности не могут одновременно присутствовать в потоке ума. Как и в одно психическое мгновение, внимание не может находиться на двух объектах. Или присутствует доброта, или притяжение. Они могут чередоваться с бешеной скоростью. Такие обстоятельства часто встречаются в наше время. Когда человек находится в тяжёлом психологическом состоянии, притяжение и отторжение сменяют друг друга каждую секунду, и всё это подкрепляется заблуждением, подпитывающим и отторжение, и заблуждение. Это со стороны может выглядеть как одновременная любовь и ненависть. И в этой всей неразберихе могут проскакивать качества доброты, сопровождаемые спокойствием и ясностью, помогающие иначе взглянуть на ситуацию, своего рода мелкие вспышки счастья из созревающих благих семян. Это счастье, которое идёт изнутри, из внутреннего благополучия, проистекающего из мудрости, не связано с чувственным удовольствием.
Счастье, возникающее из-за стимуляции шести органов чувств внешними объектами, тоже активирует благие семена, и т. к. оно непостоянно и благие семена могут быстро исчерпаться, при попытке повторить стимуляцию активируются уже неблагие семена, что приводит к страданию. Например, перед нами вкусный торт: воспринимая торт как источник, приносящий счастье, у нас уже создаётся намерение в силу притяжения, мы его кусаем, ощущаем приятный вкус, возникает более сильное притяжение (жажда получить ещё раз вкусовое удовольствие). Если торт на самом деле был источником счастья, то при втором укусе счастье должно удвоиться, но этого не происходит, возникает неудовлетворённость (ум в силу омрачений присвоил торту те качества, которыми он не обладает, ожидания не совпали с реальностью), при очередном укусе вдобавок возникнет физический дискомфорт, переедание. Вывод: созрела неблагая карма и создалась гора неблагих семян для будущих жизней.
Сострадание — это желание, чтоб живые существа были свободны от страданий и от всех причин, создающих страдания в будущем. Сострадание невозможно без сопереживания (эмпатия). Сопереживание — это когда мы видим или представляем то, что переживает другое живое существо, понимаем (т. е. присутствует качество мудрости) его состояние, можно сказать, входим в резонанс с ним, что вызывает похожие ощущения, хотя внешне мы находимся, например, в благополучном окружении, нам ничто не угрожает. Мы желаем, чтоб его страдания были устранены, это намерение может быть очень сильным именно благодаря резонансу сопереживания. Если идём дальше, то предпринимаем шаги, действия к устранению страданий, используя мудрость. Мы также становимся причиной для активации благих семян кармы живых существ и прекращению созревания неблагих семян. Сострадание является противоположностью ко всем видам отторжений.
Равностность — это проявления мудрости в виде ясности и разумности. Все живые существа на уровне подсознания инстинктивно, интуитивно и сознательно желают и стремятся к счастью и благополучию. И не желают испытывать страдания. Равностность, как проявление мудрости, противоположна заблуждению и приводит к осознаванию того, что как я не хочу испытывать страдания и желаю счастья, так и все существа не желают страдать и стремятся к счастью. Всё живое в равной степени заслуживает счастья. Для этого нужна всего одна причина: желание счастья со стороны живого существа. Если оно есть, значит, уже это существо заслуживает быть счастливым. Нет лучших и худших, нет ни одного живого существа, которое было бы выше или ниже другого, нет первых и последних, — это равностное восприятие, при котором нет ни завышенной, ни заниженной самооценки, какая бы ситуация не складывалась. Так любящая доброта и сострадание в равной степени проявляются ко всем без исключения. Например, такая фраза: «Он заслуживает наказания, его надо заставить мучиться. Он должен заплатить за всё, что сделал», — свидетельствует о проявлении заблуждения.
Сорадование является при доброте и сострадании усилителем всех благих качеств и, как следствие, кармы. Само по себе сорадование нейтрально, и благим или неблагим делает его конкретное качество, проявляющееся в уме. Можно часто встретить в сутрах примерно такие слова: «Завершив речь, Будда возрадовался сказанному, и всё собрание возрадовалось и восхвалило речь Будды...» Восхваление добродетелей и недобродетелей приводит так же к приумножению семян. В современном мире восхваление недоброго, как правильного и допустимого, можно часто встретить.
Как создаётся нейтральная карма? Намерением, которое приводит к полному успокоению ума. Оно возникает в глубоком, однонаправленном сосредоточении, когда присутствует ясность, безконцептуальность и блаженство дхьяны. Если эти семена созревают в момент умирания, и мы входим в состояние однонаправленного сосредоточения, то перерождение произойдёт в мире форм или в мире без форм. В зависимости от того, в какой дхьяне мы пребываем. В сутрах Будда описывает 4 дхьяны мира форм и 4 дхьяны мира без форм. Такая карма называется непоколебимой в силу того, что дисфункция ума в виде гиперактивного отвлечения и притупленности устранена. Ни один объект не может поколебать ум. Однонаправленное сосредоточение, приводящее к полному успокоению ума, называется шаматхой. Она необходима как инструмент для мудрости прозрения — випассаны (випашьяны).
Шаматха — это инструмент, с помощью которого происходят непосредственные постижения. Для развития или тренировки в сосредоточении используют три состояния: расслабление тела и ума, устойчивость, или неподвижность тела и ума (без расслабления неподвижность невозможна), и осознавание. Осознавание проистекает из двух качеств: непрерывности памятования выбранного объекта и бдительности, непрерывного исследования, — как учёный, который непрерывно следит за экспериментом, изучая мгновение за мгновением объект, что с ним происходит, он заинтересован и не отвлечён. Основа для сосредоточения — это нравственная дисциплина. Без неё беспокойство и обстоятельства неблагой кармы не дадут успокоить ум. Внимательность к нравственному поведению также тренирует ум в сосредоточении. Бдительность и памятование здесь играют очень важную роль. Во время однонаправленного сосредоточения, при котором всё внимание собрано на одном объекте (с органов чувств не поступает информация), причины для существования концептуального ума прекращаются, остаётся тонкий ум, в котором так же, как и в дхьянах, присутствуют три качества: ясность, безконцептуальность и блаженство. Это состояние самадхи, ещё называемое шаматхи, является предвестником более глубоких сосредоточений — дхьян. Его вполне достаточно для прозрения, проникновения в суть любого явления и развития безграничного, непрерывного, спонтанного сострадания.
Считается, что когда в мире форм или без форм исчерпывается потенциал семени нейтральной кармы, причин для жизни в этих мирах нет, божество начинает умирать, в силу цепляния за состояние, которое даёт нейтральная карма, начинают созревать неблагие семена, и живое существо перерождается в низших мирах. Поэтому нейтральная карма по умолчанию приводит к страданиям. Чтобы её действие приводило к созреванию благих семян, необходимо создавать правильное намерение, т. е. для чего мы занимаемся практиками медитации, однонаправленного сосредоточения, мантрами и т. д., и всегда зарождать такое благое намерение перед практикой. Правильное намерение проистекает из правильного взгляда в восьмеричном благородном пути, преподанным Буддой Шакьямуни. Считается высшим намерение, устремление к просветлению для блага всех живых существ.
Далее рассмотрим способы и виды созревания кармы.
В первую очередь в момент умирания, когда концептуальный ум уже растворился, но поток ума остаётся ещё в теле, созревает семя с самым большим потенциалом, проявляясь как тело. Оно определяет новую форму — тело для потока ума. В состоянии между смертью и новым рождением ум как раз проявляется в этой тонкой, энергетической форме, внешне уже похожей на тело, которое будет получено при рождении. Из-за тела определяется мир.
Во вторую очередь созревают семена с меньшим потенциалом, проявляясь как окружающий мир, среда обитания и социальная среда. Всё до мелочей: погодные условия, катаклизмы или их отсутствие, времена года, социальная инфраструктура, и т. д.
В третью очередь семена созревают как намерения. Про намерения мы уже поговорили. Это единственный вариант, который легче всего исправить или изменить. Посредством волевых усилий можно создать доброе, сострадательное намерение. Как многие говорят: «Это же надуманно, неестественно, искусственно выдумано». Именно с таких осознанных намерений, сознательно зарождаемых в потоке ума, и создаётся посредством тренировки спонтанное, естественное, идущее из самой сути, великое сострадание ко всем без исключения. Те, кто родился с естественным, присущим ему качеством доброты, создали его не за 5 минут, а за многие жизни. А теперь пожинают плод в виде естественной доброты и сострадания. Что же делать тем, у кого нет этих качеств? Развивать намеренно. Но чтоб сострадание стало спонтанным, надо сначала подчинить ум, сделать его работоспособным. Отвлекающийся ум не может постоянно, да ещё и спонтанно проявлять сострадание и доброту, т. к. в какой-то момент он отвлечётся, забудется, проявится дисфункция ума, и он с лёгкостью впадёт в омрачения, и три яда проявятся в тот же момент. Шаматха, способность к правильному однонаправленному сосредоточению, даёт возможность породить как спонтанное сострадание, так и спонтанную мудрость, т. е. ненадуманную. Реализовав шаматху, мы выбираем объектом для сосредоточения сострадание. Удерживая своё внимание на этом качестве, мы проникаем в суть, раскрываем природу сострадания в себе, после такой медитации ваше сострадание станет спонтанным и непрерывным, независящим от ситуации. Такой вид сострадания и доброты часто описывается в джатаках о прошлых жизнях, когда Будда Шакьямуни был Бодхисаттвой.
А если ум «скачет», мы ни в какую суть не проникнем, так и будем «плавать» на поверхности.
В четвёртую очередь семена созревают как обстоятельства. Тут мы в современном обществе часто сталкиваемся с представлением о карме как о долге, или бумеранге судьбы. Так скажем, «современным индийским» представлением кармы у большей части населения. Пример: я намеренно хочу причинить боль человеку и ударяю его, и ещё радуюсь сделанному, торжествую над противником. Если потенциал, вложенный в семя, оказывается самым большим к концу жизни, то семя принесёт плод в виде перерождения в трёх низших мирах (животные, духи, ады). Как исчерпается потенциал низших миров, проявится благая карма. Родившись человеком, оставшиеся семена от намеренного причинения вреда будут созревать как обстоятельства, приносящие физический вред, или как побои. Т. к. семян очень много, то их хватит на множество будущих жизней.
Если удар был бы нанесён из сострадания к живому существу, то результатом будет благая карма как для того, кто ударил, так и для того, кого ударили.
Вкратце:
- тело;
- среда;
- намерения;
- обстоятельства.
Как мы понимаем, семена могут созревать вперемешку как с благим плодом, так и с неблагим. Например, тело человеческое — это благой плод, а среда обитания, например, пустыня — это неблагой плод. Причина нищей окружающей среды — это воровство, или присвоение того, что тебе не принадлежит. Причина окружающей среды, которая не поддерживает жизнь, а убивает или приносит много страданий — это намеренное причинение физического вреда или убийство живых существ. Как пример, сейчас у многих детей есть аллергия на молоко матери, т. е. то, что должно поддерживать жизнь, становится ядом в силу созревшей неблагой кармы убийства или вреда. Туда же относятся неблагоприятные природные условия, отсутствие природных ресурсов (вода, почва и т. д.), так же и социальная среда будет или поддерживать благополучие, или наоборот, как сейчас, убивать всё и всех вокруг. Если поискать, и в наше время можно найти людей с созревшими благими семенами среды и тела. Одних внешних причин недостаточно — должны быть и внутренние причины, если и их нет, то ни один внешний яд не сможет привести к болезни или смерти.
Можно ли «очистить» карму?
В сутре «Благородное учение о четырёх факторах» говорится:
«Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал в зале собрания Судхарма на небесах тридцати трёх, вместе с великим собранием из пятиста монахов и множества великих бодхисаттв-махасаттв, включая Майтрею и Манджушри. В то время Бхагаван сказал Великому бодхисаттве-махасаттве Майтрее:
«О Майтрея, бодхисаттва-махасаттва, если обладаешь четырьмя факторами, то преодолеешь вредоносные действия, которые были совершены и накоплены. Каковы эти четыре? Действие полного отвержения, действие как лекарство, сила восстановления и сила опоры.
Действие полного отвержения означает, что если совершил недобродетельное действие, испытываешь по поводу этого великое раскаяние.
Действие как лекарство означает, что, совершив недобродетельное действие, прилагаешь огромные усилия в действии добродетельном.
Сила восстановления означает, что, правильно приняв благой обет, обретаешь неразрушимое самообладание.
Сила опоры означает принятие прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе и неоставление бодхичитты. Если обладаешь этой силой, тебя не пересилят вредоносные действия.
О Майтрея, бодхисаттва-махасаттва, если обладаешь этими четырьмя факторами, вредоносные действия, что были совершены и накоплены, возможно преодолеть. Бодхисаттве-махасаттве следует постоянно читать эту сутру, начитывать её вслух, размышлять над ней и медитировать над ней — и всё это осуществлять много раз. Посредством этого последствия неблагого поведения не смогут проявиться».
Когда изрёк это Бхагаван, бодхисаттва-махасаттва Майтрея, монахи, бодхисаттвы и дети богов, такие как Индра, и все члены свиты возрадовались и восславили преподанное Бхагаваном».
На этом закончена махаянская сутра под названием «Благородное учение о четырёх факторах».
Так как мы не желаем страдать, и, понимая причину страданий, прекращаем её создавать.
Основополагающее неведение является причиной для дуального восприятия, от дуального восприятия возникают омрачения, от омрачений возникает карма — намерение, из кармы возникает жажда — желания, из желаний — рождение, старение, болезни, смерть.
Из всей цепочки мы можем изменить, как сказано выше, намерение и желание, осознавая прошлые действия тела, речи и ума, совершённые под влиянием омрачений, приведших к страданиям, как меня, так и других, и созданию причин для страданий в будущем. И, желая освободиться от страданий, осознать и признать эти действия тела, речи и ума как приносящие страдания. Это называется искренним признанием (раскаяние) посредством осознания (ясности-мудрости) с желанием освободиться от страданий, изменяя намерение и отсекая недобродетельные деяния тела, речи и ума. Это является проявлением сострадания к себе. Следом идёт утверждение впредь не совершать (неразрушимое самообладание) неблагих деяний, искреннее обещание самому себе быть более бдительным, впредь не делать того, что приносит страдания. Искренность так же проистекает из осознавания всей пагубности поступка. И, устремляясь к добродетельным действиям, осуществляем их (действие как лекарство). Например, начитывание мантры Ваджрасаттвы или совершение других очистительных практик или добродетельных деяний, приносящих благо другим живым существам. И сила опоры на Просветлённых, Дхарму и Сангху, и неоставление устремлённости к просветлению для блага всех живых существ (бодхичитта).
В силу омрачений даже после всей искренности не совершать тех или иных поступков, привычная склонность может проявиться в сложившихся обстоятельствах. Если возникает чувство вины, осуждение, отчаяние, депрессия, заниженная самооценка, постарайтесь пресечь их, т. к. они возникают в силу заблуждения и подпитывают неблагие семена. Не перекладывая ответственность, устремитесь к благим действиям тела, речи и ума, так же повторив четыре выше описанных пункта. Внимательность, памятование и бдительность к нравственной дисциплине распространяют её на все жизненные ситуации. А нравственная дисциплина стабилизирует и успокаивает ум, делает его более внимательным к окружающим, устраняет иллюзию независимости и отдельности от остальных живых существ.
Пока мы не реализуем шаматху и випашьяну, пресечь все омрачения будет невозможно. Конвульсивно созревающие семена кармы так и будут омрачать наш ум. Используя три основы пути, — нравственную дисциплину, самадхи, и прозрение (мудрость), — прикладывая усилия, не оставляя благих устремлений, цель будет достигнута.
Будда говорит: «С уничтожением притяжения, отторжения и заблуждения происходит уничтожение причин кармы».
Заранее прошу прощения за допущенные ошибки и беру за них ответственность на себя.
Надеюсь, что эта статья написана ненапрасно и принесёт пользу для тех, кто её читает.
Материал взят из лекций буддийского монаха Лобсанга Тенпы и книги «Действие кармы» Па-Аук Тоя Саядо.