Содержание
Что мы знаем о строении собственного тела? В сущности, не так уж и много. Как правило, наши познания ограничиваются школьным курсом анатомии о строении физического тела, однако мудрые люди говорят, что знания тонкого тела не менее важны, чем знания физического. В этой статье попробуем разобраться в тонком мире человека.
Знай, что тело – колесница…
Одни из самых древних источников знаний на нашей планете, ведические тексты или Веды, часто описывают строение нашего тонкого тела весьма символично. Описание того, как устроен человек, можно найти в более поздних работах древних мудрецов – Упанишадах. Часто Упанишады называют самым «сердцем» вед, и это не случайно. В краткой форме там изложены основные понятия не только о строении человека, но и о том, по каким принципам работает наша вселенная.
Тонкие каналы, чакры, прана и апана… Кажется, что разобраться в терминах тонкого мира человека можно, лишь изучив тонны литературы. Действительно, для познания тонкого мира нужно прочитать не одну книгу, прослушать лекции о чакрах и иметь опыт практики с тонким телом. Однако для того, чтобы сформировать общее представление о тонком теле человека, много времени не требуется.
В этой статье мы попробуем разобраться, как устроен тонкий мир человека, разберём его свойства и расскажем, какие практики для самопознания могут быть полезны.
- Строение и свойства тонкого тела человека
- Разум – главный элемент тонкого тела
- Ум: функции и зона ответственности
- Чувства – инструмент познания мира
- Истинное и ложное эго
- Что представляет собой душа человека
- Параматма - аспект Бога, присутствующий в человеке
Катха-упанишада, один из древних ведических источников, представляет собой беседу между сыном брахмана по имени Начикета и богом смерти, царём Ямараджем. Отец Начикеты использует своего сына как подношение, в результате чего мальчик попадает в царство мёртвых. Знание вед, а также хорошее воспитание юного Начикеты восхищают бога смерти яму, и он соглашается ответить на любые вопросы юноши. Тогда Начикета решает узнать, из чего состоит человек? Где находится душа, и как сделать свой разум послушным?
В ходе беседы царь Ямарадж говорит:
«Знай, что тело – колесница, разум – возничий, а ум – возжи. Кони, запряжённые в колесницу, – наши чувства, а путь, которым они идут, – объекты чувств. Если колесница не достигает целей, то человек живёт зря».
Согласно пояснениям Ямы, душа является пассажиром, и от того, куда направит возжи ум, зависит то, как сложится судьба человека.
Действительно, душа человека может лишь наблюдать, она проносится между чередой сменяющихся событий вместе с телом, которое стремится к удовлетворению чувственных удовольствий. Задача человека– научиться управлять телом, заставить двигаться колесницу туда, куда нужно, превратившись из зрителя в непосредственного участника событий.
Для того чтобы понять, как управлять, в автошколе ученику рассказывают о коробке передач, скоростях, световых и звуковых сигналах. Точно также для того чтобы управлять собой, нужно знать, из чего мы состоим, как подчинить контролю каждый отдельный элемент нашего тонкого тела.
Говорится о структуре тела, а точнее, о соподчинённости элементов в «Бхагавад-гите». В 3 главе Кришна объясняет Арджуне: «Мудрецы провозгласили, что чувства выше безжизненных объектов, ум выше чувств, а непоколебимый разум выше ума. А то, что выше такого разума, – сама душа».
Тонкое тело человека: строение и свойства
Под тонким телом обычно понимают энергоинформационное поле, которое можно разделить на три части: чувства, ум и разум.
Например, разделив грубое тело человека, мы сможем понять, что руки, ноги и голова хоть и являются частями одного целого, но при этом выполняют разные функции. Точно также стоит подходить и к изучению тонкого тела человека.
Разум – главный элемент тонкого тела
Главным элементом тонкого тела является буддхи, или разум. Главной задачей разума является управление умом. Именно он заставляет наш ум делить вещи на полезные и вредные. Если проводить параллель с нашей современной жизнью, то буддхи – это большой начальник, который проверяет отчёты ума, даёт этой работе свою оценку и принимает или отклоняет её. Разум оценивает ситуацию и её последствия наперёд, в то время как его подчинённый, ум, мыслит категориями настоящего. Буддхи мыслит на несколько шагов вперёд, видит перспективы и, как итог, даёт оценку ситуации, принесёт ли она пользу человеку или нет.
Примером, который легко проиллюстрирует такую ситуацию, являются молодые родители. Если они слышат, что ребёнок закричал ночью, они пойдут и проверят его. Ум будет сопротивляться, участливо предлагая продолжить прерванный сон, а разум даст оценку ситуации: «если я не встану, то не узнаю, что случилось. Вдруг ребёнок заболел?»
Разум человека бывает духовным и практическим. Легко догадаться, что за решение бытовых задач отвечает практический разум. За наше духовное развитие ответственен, соответственно, духовный. Благодаря разуму человек может сформироваться как личность, получить глубинный духовный опыт, а также состояние долговременного счастья. Не сиюминутного, достигнутого удовлетворением чувств, а именно духовного, более продолжительного и надёжного. Иными словами, человек не сможет быть по-настоящему счастлив, если живёт сиюминутными удовольствиями. Такого рода радости скоротечны и мимолётны. Для их удовлетворения нужны огромные ресурсы, а для того, кто открыл счастья внутри себя, будет достаточно и крошки.
Для того чтобы наш разум мог выполнять свои функции, ему необходимы три вида энергии:
- энергия памяти,
- энергия воли и
- энергия аналитического мышления.
Так, например, благодаря энергии памяти наш разум понимает, что, если мы будем кушать много сладкого, мы сможем располнеть. Энергия аналитического мышления позволяет разуму сделать вывод о том, что если сейчас нам будет вкусно и приятно, то потом нам нужно будет сожалеть о лишних килограммах. И, используя энергию воли, мы проходим мимо кондитерского магазина.
Таким образом, можно сделать первый вывод. Чаще всего наши чувства действительно представляют собой лошадей, которые мчатся без оглядки за минутным наслаждением. Мало того, ретивые скакуны обычно тянут человека в череду неприятностей. Удержать их не так просто, нужен хороший возничий. Таким возничим является разум, но для того чтобы разум окреп и смог справиться с чувствами, ему нужна постоянная тренировка.
Говоря о возничих, разумно вспомнить «Махабхарату», которую некоторые источники называют эпосом о войне колесниц. Те, кто читал или смотрел экранизацию, прекрасно помнят, какую роль на себя взял Васудева Кришна во время боевых действий на поле Курукшетра.
Принято считать, что так Говинда показал, что боги готовы помогать и служить своим преданным. Но вместе с тем, управляя колесницей, Кришна стал не просто возничим, от которого зависела жизнь и успех Арджуны в бою. Он стал тем самым разумом, который раскрыл Арджуне глаза на происходящее, рассказал о йоге и смысле жизни, о том, для чего душа обретает воплощение, и куда она уходит.
Ум: функции и зона ответственности
Ум человека также называют манасом. Манас выполняет функцию обработки информации, которую получает от органов чувств. Ум делит полученные сведения на две категории: нравится и не нравится. Безусловно, любой человек хочет получать от жизни наслаждение. Трудно найти того, кто мечтает об обратном. Вместе с тем ум человека не способен сделать выводы о том, принесут ли наслаждения пользу нашей личности. Ум живёт за счёт эмоций, в этом его главная проблема. Когда мы испытываем раздражение или злость, если нам стало обидно или больно, ум начинает сигнализировать разуму о возможном неприятном исходе, о том, что ситуация принесёт разочарование, а не наслаждение. Вместе с тем, испытав вдохновение, решимость, ум сообщает разуму о том, что колесница движется в правильном направлении.
Вместе с тем наш ум чаще всего встречается с неоднозначными или смешанными эмоциями. Примером такого чувства может стать ревность. С одной стороны, наш ум получает отрицательный сигнал, тем самым зарождая неудовлетворённость, злость. С другой стороны, та же ревность порождает большее влечение. Ум создаёт другую оценку ситуации: «Раз эта вещь нравится кому-то ещё, значит, она мне просто необходима», – обладание такой вещью приведёт к описанному выше сиюминутному удовольствию.
Именно ум человек должен благодарить за страдания. К сожалению, следуя за ложным наслаждением, человек обретает чувство неудовлетворённости, постепенно переходящее в страдание. Примером, иллюстрирующим такое положение дел, может стать, например, тяга к необдуманным покупкам. Мы видим в магазине вещь, которая нам приглянулась, это может быт красивая чашка или новая кофта. Следуя за порывом чувств, ум говорит: «Купи эту кружку. Мы будем счастливы!». И вот, кружка приобретена, проходит день или два, иногда достаточно и пятнадцати минут, когда наш разум закричит: «Зачем ты это купил?». И вот, трезво оценив ситуацию, мы понимаем, что потратили деньги на вещь, которая нам вообще не нужна. Деньги не вернуть, вещь уже не кажется желанной, а уж тем более нужной. Шопоголик погружается в грусть до того момента, пока опять не увидит желанный предмет на полке магазина.
Чувства – инструмент познания мира
Описанный пример с шопоголиком показывает, что наша колесница является, по сути, заложником чувств. По сути, чувства – это всего лишь органы, через которые мы познаем мир. Они ищут удовольствия, а получив его, требуют новых, так как уже пресытились тем, что было.
Согласно ведам, все наши чувства связаны с той или иной стихией. Так, например, слух тесно связан с эфиром, обоняние – с воздухом, глаза – с огнём, вода связана с языком, а земля – с осязанием. Иными словами, наши чувства есть часть материальной природы. Именно поэтому разорвать привязанность к материальному миру так трудно.
Чувства очень напоминают щупальца осьминога: они тянутся к тому, что нравится и доставляет удовольствие. Щупальца чувств обхватывают объект вожделения и не отпускают, пока не наиграются. Глобальная задача нашего разума состоит в том, чтобы не позволять щупальцам привязаться к материальным объектам. Это очень сложная задача, которая требует постоянной и непрерывной работы над собой в течение многих лет.
У чувств есть несколько свойств:
- Они могут быть привязаны к органам чувств, а могут действовать отдельно от них.
- Могут привязываться не только к материальным, но и духовным вещам.
- Действуют в настоящем, прошлом и будущем времени.
- Не могут насытиться.Чувства подобны костру: если мы бросим в огонь дрова, то он сожжёт их, но не насытится. Так же и чувства: сколько не дай им наслаждений, пресытиться чувства не смогут.
- Имеют высокую скорость.
- Имеют главную цель – исследование внутреннего мира человека, но, лишённые контроля разума, обращаются к внешним объектам.
- Должны быть подконтрольны уму, но чаще всего действуют самостоятельно, тем самым управляя человеком.
К сожалению, все мы чаще следуем за зовом чувств, а не за зовом разума. Чаще всего люди используют это как некое оправдание своим поступкам. На вопрос: «Зачем?» мы часто слышим ответ: «Захотелось». Как правило такие объяснения простительны для ребёнка, который, не имея жизненного опыта, не может выстраивать сложные логические цепочки. Но в последнее время такой подход к жизни становится приемлемым для взрослых людей.
Безусловно, пойти за порывом чувств куда проще, чем за холодным разумом. Однако это не снимает ответственности с человека за совершённый им поступок. Самое печальное заключается в том, что иногда, действуя по велению чувств, человек может попасть в очень непростую жизненную ситуацию, в том числе криминальную. Для того чтобы избежать возможных неблагоприятных поступков, следует работать над собой в части обуздания чувств. Идеальным методом для этого может быть практика йоги, в которой разумный уровень аскетизма сможет притупить чрезмерное желание следовать за сиюминутными желаниями.
Истинное и ложное эго
Нам кажется, что эго, которое является составной частью тонкого тела человека, является чем-то большим и весомым. Часто человека, который думает о собственном благополучии больше, чем о счастье ближних, называют эгоистом. Подчёркивая, что эго в нём превалирует над всем остальным. Что же такое эго?
На самом деле эго – это тонкая прослойка, между разумом и душой. Ведические источники выделяют два типа эго: истинное и ложное. Принято считать, что ложное эго позволяет человеку отождествлять себя с внешними факторами и событиями. Например, такая потребность, как быть частью какой-либо общности или социальной группы, является проявлением внешнего эго. Другая потребность, при которой человек ставит себя на ступень выше других, желая при этом получать подтверждение своей уникальности, является также проявлением внешнего эго. Ещё одним проявлением эго является так называемая потребность в самоактуализации. Когда человек хочет не просто радоваться своим успехам и победам, но и реализовывать в этом мире свою внутреннюю природу.
Благодаря ложному эгоизму человек чувствует себя независимым, вернее сказать, создаёт иллюзию независимости. Ошибочное чувство независимости вступает в противоборство с истинной природой души, тем самым порождая новые страдания внутри человека.
Бытует мнение, что всё, что мы получаем или теряем, так или иначе связанно с описанным противоборством.
Истинное эго, наоборот, заставляет человека жить для других. Для того чтобы истинное эго проявило себя, нужно не так уж и много, следует развивать положительные черты характера, которые будут способствовать победе истинного над ложным.
К сожалению, современный мир, в том числе деловой, диктует человеку определённую концепцию, призывая урвать кусок получше и жить для себя. Об этом пишут книги, этому обучают на тренингах, называя их «тренингами личностного роста». Но куда растёт такая личность? Вероятнее всего, вширь, раздувая ложное эго до невероятных размеров. Человека учат буквально идти по головам для того, чтобы получить минимальную прибавку к зарплате.
Учителя и ученики таких тренингов стремятся получить сиюминутное благо, прикрывая это следованием за своей мечтой, называют это поиском призвания и способом самореализации.
Полной противоположностью и при этом ярким примером истинного эго являются учителя прошлого, которые отдавали себя и свои знания, ничего не требуя взамен. Они шли за своей мечтой, несли знания, по-настоящему раскрывая своё предназначение в этом мире.
Совершая тот или иной поступок, стоит задать себе вопрос: «Как это отразится на жизни других?», тогда, думая и заботясь о других, мы сможем заставить наше эго расти в правильном направлении.
Что представляет собой душа человека
Душа, которую также называют Атманом, сильно отличается от нашего тонкого тела, душа – это наша личность, то, что мы называем своим «Я». Это то, что делает нас непохожими на других, наша «изюминка».
Душа является пассажиром нашей колесницы. Причём сравнительно небольшим. Согласно ведам, размер души меньше, чем кончик иголки. Часто концепцию существования души и возможности её перерождения отрицают в научном мире. Говорят, что то, чего нельзя увидеть, не может существовать. Мы не можем увидеть движение электрического тока в проводах, но при этом не отрицаем его существования. Аналогично с душой: если мы не можем увидеть её обычным зрением, это не является подтверждением её отсутствия.
Душа является самым главным, что есть в человеческом теле. Главная цель нашего извозчика-разума – доставить душу туда, где она не будет страдать. По сути, вся описанная колесница работает именно для этого. Однако мы часто забываем о главной задаче в погоне за благами: мы сами своими силами мешаем спокойному движению нашей колесницы. И только в наших силах вовремя заметить отклонение от курса и вернуться на правильный путь.
Параматма – аспект Бога, присутствующий в человеке
Под параматмой понимают аспект бога, который так или иначе присутствует в каждом человеке. Частичку Атмана йоги прошлого сравнивали с птицей, которая сидит на вершине дерева и наблюдает за тем, что и как делает человек. Связь атмы и параматмы называют совестью. Иными словами, наша душа обращается за советом к Богу, задавая вопрос, как поступить в том или ином случае.
Человек здесь, как и во всём остальном, вправе решать сам, как ему поступить: по совести или нет. Увы, но в современном мире люди чаще забывают о голосе совести, иной раз намеренно заглушая его, руководствуясь общественным мнением, следуют за толпой. Безусловно, это выбор каждого человека, каждый – сам творец своей судьбы, но все же хочется надеяться и верить, что тот, кто задумался о вопросах строения тонкого тела, будет поступать по совести.
Идеальной, с точки зрения йоги, является жизнь по закону совести. Деятельность, построенная на следовании за разумом, способна подарить человеку истинное удовольствие не только от жизни, но и от совершаемых поступков. Спокойный разум никогда не нанесёт вреда человеку. Напротив, обезопасит вас и ваших близких. Неслучайно йоги говорят о том, что нет ничего могущественнее разума человека. Тело – лишь инструмент, колесница, которой нужен хороший извозчик. Извозчик, который проведёт её по ухабистому пути с наименьшими повреждениями.