Желание – первооснова тщеславья.
Трехлебов А. В.
Тщеславье - порок.
А порок - есть страданье
Желанием всё мирозданье одето.
Потворник невежды
И враг для аскета.
Кто кругу Сансары «желает» конца,
Тот знает: желание - враг мудреца.
Кто ищет от действия скорых плодов –
Желает. И к Вечности тот не готов.
Мудрец же, живя, результатом не связан.
Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан…
Желанием всё мирозданье одето,
Желание недруг познанья и света,
Враг мудрости, мудрых ввергает в пыланье,
То алчное пламя в обличье желанья»
Бхагавад-гита
Что такое желания, эмоции.
Начнем, пожалуй, с отвлечённого вопроса. Что такое счастье? То счастье, к которому все так стремятся, в поисках пути достижения которого царевич Сиддхардха в свое время покинул дворец и семью. Из википедии можно узнать, что счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. Перефразируя это определение, получаем, что основным препятствием счастью является неудовлетворённость материальным или духовным положением своего бытия. Как возникает это чувство и почему оно наполняет практически всю нашу жизнь, ведь мгновения счастья, как общепринято, так мимолётны. Дело в том, что не мы, а общество формирует форму нашего счастья. Начиная с детства, нам внушают все его составляющие, а затем запускают хорошо отлаженный механизм, который не даёт и минуты на осмысление, автоматически гоня нас от одной цели к другой, формируя наши желания. Желания, привитые нам извне – вот источник страданий, поскольку они не соответствуют нашей внутренней сути. Люди, словно актеры в театре, позабывшие кто они на самом деле.
Желания – искусный инструмент манипуляции нашим сознанием. По сути, желание – это эмоция, поскольку эмоции – это наши реакции на внешний мир. Мы проявляем эту эмоцию, когда хотим заполучить что-то. Вы, возможно, слышали о сансаре и ее шести мирах. Адских мирах, мире голодных духов – претов, мире животных, мире людей, мире асуров и мире богов. В первых четырех господствуют желания. Проще говоря – “хотелки”. А Боги и Асуры – полубоги - страдают лишь от желания существования, поскольку и так обладают всем, что пожелают.
Источником всех желаний и эмоций является неведение. Так первоначальное неведение привело абсолют к желанию разделиться, к двойственности: делению на хорошее и плохое, добро и зло, желанное и отвратительное. Поэтому мы постараемся его хоть немного развеять. В первую очередь неведение приводит к тому, что люди не видят законов причинно-следственной связи. То есть они делают что-то, но не понимают, почему они делают это и к чему приведут в будущем их деяния. Например, женщины носят обувь на высоком каблуке. Но они даже не знают для чего. Разве ваш отец или ребенок будет вас меньше любить без каблуков? Так в фильме “Прекрасная зелёная” героиня искренне не понимает, для чего женщины красят губы, как будто помада – средство привлечения любви. Стройными ногами и алыми губами обладают богини, но, подражая им, можно не только заработать себе кучу проблем со здоровьем, но и создать кармическую предпосылку к рождению в следующей жизни с еще более непривлекательной внешностью, поскольку деформируя реальность, вы, условно говоря, берёте кредит, а его придется рано или поздно отдавать. Невежество не дает нам осознать совершенство этого мира и нас самих. Закон Кармы действует без ошибок: хорошие деяния приводят к счастью, а плохие – к страданию.
Из неведения возникает желание или привязанность и ненависть или отвращение. Или дуальная система восприятия. То есть мы воспринимаем все вокруг как хорошее, то, что нам нравится, что мы хотим себе или как плохое, то, чего мы пытаемся избегать. Помимо желания выделяют еще две базисные эмоции – гнев (злость) и неведение (глупость). Из них происходят все остальные, например:
- озлобленность – продолжительный гнев;
- ярость – когда причины гнева и озлобленности становятся невыносимы;
- мстительность – отсутствие любви и сочувствия, презрение к другим;
- ревность – вызвана привязанностью к уважению и имуществу;
- склонность к обману – сочетание желания, злости и глупости;
- лицемерие – для обретения имущества и уважения вы притворяетесь, что обладаете качествами, которых у вас нет; привязанность и неведение;
- отсутствие смущения – все три яда ума: неведение, желания (привязанности), злость (отталкивание); относится к нам самим;
- бессовестность – возникает по отношению к другим – неблагодарность;
- скрытность – сочетание привязанности и глупости, чтобы нам не указывали, как вести себя хорошо;
- жадность – сильное желание удержать свое имущество; Будда сказал: где власть, там и порок; где огромное богатство, там и непомерная жадность;
- тщеславие – разновидность гордости – привязанность к своему хорошему здоровью, красоте, молодости, прочему, восхищение собой;
- неверие – форма глупости;
- леность в сочетании с тремя ядами дает незаинтересованность в совершении благих действий и избегании плохих;
- забывчивость, неосознанность, сонливость, волнение-беспокойство ума, рассеянность.
Откуда к нам приходят желания и эмоции.
Казалось бы – мы сами их создаем и контролируем, но так ли это. Разве не случалось вам говорить что-то в сердцах, а после сожалеть или пытаться сдерживаться, и не выходит, из тебя как из ведра льет. А желания! Вроде бы понимаешь головой, что ничего хорошего удовлетворение твоей страсти не принесет, но идешь и удовлетворяешься. От чего одни не могут отказать себе в обильной трапезе, а других это не тревожит, зато они не могут сдержать эмоций. Дело в том, как говорилось в одном известном фильме: “мы не хозяева самим себе”- пока живем по инерции, принимаем всё как должное и не задумываемся над своей жизнью.
Мы живем в век потребительского отношения. Людей буквально разводят на бездумную трату своей энергии. Есть такое мнение, что как физический мир весь поделен по кусочкам, например, при всем вашем желании, вы вряд ли сможете построить дом в центре Москвы, даже найдя там место, разметку провести не успеете. Так же поделено и энергетическое пространство. А контролируют его Лярвы, сущности, которые питаются энергией, в том числе наших эмоций. Чем сильнее эмоция, тем в большем объеме и быстрее сливается энергия. Самая сильная эмоция – это гнев. Пару минут погневались и вы опустошены. Замечали такое? Немногим дольше можно сливать энергию на сексуальные утехи или блюдоманство, когда вы ими от души наслаждаетесь. Еще дольше можно сливать энергию на восхищение своим имуществом, статусом, накопленными материальными благами, личными достижениями.
Энергия в нашем теле движется по каналам Нади. Есть три центральных основных канала: Ида, Пингала и Сушумна. В местах их пересечения образуются чакры, их семь. Если каналы Нади широкие и чистые, энергия свободно поднимается вверх, наполняя человека, как сосуд наполняет вода, до самого верха.
Если Нади засорены, человек подвергается мирским желаниям, энергия не может свободно циркулировать по забитым каналам и скапливается в той части, до которой пробилась. Избыточная энергия начинает искать выход: отягощать, появляется желание что-то сделать, куда-то её слить. И тут на помощь приходят всякие энергетические сущности – Лярвы. К ним относятся все психологические комплексы, типа: стыдливости, неуверенности в свои силы, мнительность, занудство, страх, чувство вины и т.д. Сюда же входят все вредные привычки: курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания, сексуальные извращения и т.д. Здесь же все пристрастия, которые не вредны сами по себе, но забирают все силы и время: коллекционирование (марок, монет, игрушек и др.), страсть к охоте, рыбной ловле, увлечение спортом, фанатизм в работе с творческим, научным уклоном и т.д. Сюда входят все патологии психики и нервные расстройства, связанные с получением удовольствия от унижения других (садизм), мании преследования, мании мифотворчества (сверх-лгуны), мании величия и другие патологии одержимости идеями.
Находясь в невежестве, вы ежедневно подкармливаете своих определенных Лярв. И до тех пор, пока вы сливаете им свою жизненную энергию, они вас не трогают, наоборот – холят и лилеют. Но стоит вам сказать НЕТ, придется собрать все мужество и силу воли, чтобы им противостоять. Отстанут они только, если вы станете для них “безвкусным” или же когда ваша энергия на нуле. Что значит безвкусным? Это значит жить осознанно, контролировать свое внимание, а значит и свою жизнь. Так человека, который думает о своем здоровье гораздо труднее соблазнить химическими сладостями с кучей консервантов, чем того, кто ни о чем не думает.
В зависимости от того, в области какой чакры накапливается избыточная энергия иначе – в каком месте она блокируется, возникают соответствующие последствия:
Первая – муладхара. Когда нади в области ног засорены, человек подвержен состояниям страха, гнева, мнительности, сомнения и тупости. Люди, у которых уровень энергии не поднимается выше этой чакры постоянно выживают.
Если нади свадхистана-чакры засорены, человек испытывает половое желание и желание наслаждаться едой, так называемые гурманы.
Если нади узкие или засорены в манипура чакре, человек испытывает жадность, привязанность к концептуальному мышлению. Он копит имущество и получает удовольствие от обладания им. Слить энергию с этой чакры можно также объедаясь, но при этом не так важно чем.
Засоры нади анахата-чакры ведут к тому, что человек подвергается гордости, эгоизму, самомнению, легко впадает в привязанность к другим людям, у него сильно развито представление о себе как об индивидуальной личности.
Если человек испытывает засоры в области вишудхи, у него есть склонность разговаривать грубо, лгать, ссориться, подвергаться влиянию демона гордыни.
Если засорены нади в районе аджна-чакры, у человека есть стойкая привязанность к концептуальному мышлению и нет способности к всеохватывающему видению проблемы.
Если говорить кратко, все мирские желания вызываются движением нечистых пран по засоренным нади, при этом, если праны двигаются по каналу пингала, эти желания проявляются вовне, если они двигаются по каналу ида, желания оказывают влияние на сознание и мышление.
Когда нади очищаются, мирские желания оставляют человека. С очищением муладхара-чакры гнев оставляет человека. С очищением свадхистана-чакры вожделение оставляет человека. С очищением манипура-чакры человек освобождается от жадности и материальных привязанностей. Очистив анахата-чакру, человек освобождается от привязанностей к родственникам и друзьями, распространяет свою любовь на весь мир. Очистив вишуддха-чакру, человек освобождается от зависти, нечистой речи и злословия. Очистив аджна-чакру, человек освобождается от скованности застывшими представлениями, догмами и теориями и может мыслить нестандартно, на интуитивном уровне.
Например, современное общество потребителей по большей мере живет на уровне свадхистханы чакры. Легко заметить: наслаждайся жизнью, свободные отношения, удовольствия на первом месте. Накопил такой человек энергии, а она дальше не поднимается, так как стоит блок в энерго каналах, не проработаны они. И вот его распирает от этой энергии. Видит какой-то сексуальный объект и сливает свою энергию этой лярве, которая как пиявка присасывается к нему, пока полностью не опустошит. Что человек чувствует: удовлетворение и опустошенность. Теперь лярва отсасывается, но на прежнее местечко ей уже гораздо легче присосаться, чем на новое. Таким образом, человек становится этаким кормильцем: накопит энергии – сольет, накопит – сольет. А если вдруг его бросит объект увлечения, он уже не сможет сливать сюда энергию, она будет вновь копиться и снова занимать все его мысли. Тогда он отыщет новую лярву. Может быть, пойдет - напьется. И самое горькое, что контролировать этот процесс практически невозможно. Даже продвинутые йоги не справляются.
Есть лишь один эффективные способ – поднимать энергию вверх, поскольку, чем выше она поднимается, тем с меньшей скоростью она сливается, а значит, часть энергии все же будет оставаться на практики самосовершенствования. Вы замечали, что духовно развитые люди совершенно не привязаны ни к уюту, ни к вещам, ни к вкусностям; они ничем не владеют, ничего не просят и счастливы тем, что имеют.
Но поскольку это длительный процесс, а что-то делать необходимо уже сейчас, старайтесь отслеживать, когда у вас происходит накапливание энергии и сами поскорее её сливайте на более благие дела, если пока нет возможности перевести её вверх. Например, пришла к вам энергия в виде денег, а вы взяли и отдали их на благотворительность – на развитие здорового образа жизни или в помощь хорошему человеку. Напал на вас жор, а вы в зал на коврик и пранаяму на часик. Приехали из поездки по святым местам – поделитесь энергией с единомышленниками, не ждите, когда она возьмет вас в оборот и погонит по “любимым” местам. Иными словами, мы не в силах противостоять этой системе, пока переживаем свою карму, но мы можем постараться жить эффективнее, стараться направлять энергию на развитие других людей, больше отдавать, тем самым меньше привязываться и меньше подпитывать свои желания. Их нельзя удовлетворить. Нельзя насытиться ни едой, ни впечатлениями, ни любовью, ни властью. Тому много примеров, когда люди сходили с ума идя на поводу у своих желаний даже великие личности.
Итак, делай то, что ты делать обязан.
Бхагавад Гита 3:19 (перевод С.И. Липкина)
Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан
Чем меньше у нас привязанностей, присосок к этому миру, тем полнее наше счастье. Тому много примеров – посмотрите на детей, они счастливы ничего не имея, ощущает ли это счастье хоть один богач, обремененный удовлетворением своих пристрастий.
У желаний есть еще одно опасное свойство – концентрируясь на чем-то и посылая туда энергию, вы обеспечиваете реализацию этого в материальном мире. Вы будете вынуждены пережить все свои желания, и, скорее всего, вам потребуется на это не одна жизнь. Вы вынуждены будете в будущем сливать свою энергию на желания из вашего прошлого. И именно они являются тем самым крючком, который держит вас в сансаре. А теперь вспомните, о чем вы мечтали в детстве? Нужна ли вам теперь та игрушка или конфетка? Так и с душой, постепенно развиваясь, ей уже не нужны прежние желания, но она вынуждена переживать их. Замечали ли вы за собой, как трудно избавиться от своих страстей? Возможно, стоит уже сейчас начать жить осознанно, чтобы на будущее не выращивать себе столь сильных противников. При этом не впадайте в крайности фанатизма: не нужно ни в чем координально менять свой образ жизни и уходить в леса. Важно не то, что будет по карме к вам приходить, а то, как вы будете это принимать.
В отношении эмоций, то чем сильнее вы будете с ними бороться, тем сильнее будут они. Поэтому попытайтесь становиться в сложных ситуациях сторонним наблюдателем, воспринимать происходящее, как фильм на экране, не более того. Попытайтесь отслеживать моменты, когда сильные эмоции проявляются и наблюдайте за ними. Постепенно, замечая свои эмоции уже как старых друзей, вы будете совсем иначе воспринимать ситуации через их призму, вы будете видеть отдельно свои эмоции и происходящие события, вы не будете в них вовлекаться, а значит, и не будете подпитывать их своей энергией.
Не связывайте себя желаниями и сильными эмоциями, сохраняйте спокойствие и осознанность – это и есть основа счастья – видеть вещи такими, какие они есть. Вы и есть источник ваших горестей и радостей, не позволяйте внешним силам контролировать вашу жизнь.
Ом!