Содержание
- Первое качество — скромность
- Второе качество — смирение
- Третье качество — отказ от насилия
- Четвёртое качество — терпимость
- Пятое качество — простота
- Шестое качество — обращение к истинному Духовному Учителю
- Седьмое качество — чистота
- Восьмое качество — стойкость
- Девятое качество — самодисциплина
- Десятое качество — отказ от объектов чувственного удовлетворения
- Одиннадцатое качество — отсутствие ложного эго
- Двенадцатое качество — сознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло
- Тринадцатое качество — отсутствие привязанностей
- Четырнадцатое качество — независимость от порабощённости женой, домом, детьми, хозяйством и работой
- Пятнадцатое качество — спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий
- Шестнадцатое качество — постоянная и чистая преданность Прародителю
- Семнадцатое качество — просветлённый ум, уводящий от праздного общения и скопища людей к уединению
- Восемнадцатое качество — самодостаточность
- Девятнадцатое качество — признание важности достижения совершенства
- Двадцатое качество — непрерывность глубинного познания Духа, Света и Истинного «Я»
- Двадцать первое качество — любомудрый поиск Совершенной Истины
Осознанность. Сегодня это очень популярный термин. Жить осознанно желает каждый, кто хоть немного задумывается о смысле своей жизни, о том, куда он идёт и к чему стремится. Но что такое осознанность? Какой человек является осознанным? Что значит жить осознанно?
Совершенно очевидно, что для осознанной жизни необходимо обладать определёнными знаниями о мироустройстве и законах, по которым живёт Вселенная. Однако с понятием Знания — вопрос весьма абстрактный. Таблица умножения тоже в какой-то мере является знанием о законах Вселенной. Но ведёт ли такое знание к осознанной жизни? Весьма сомнительно.
Итак, что же такое Знание? В древних писаниях можно найти много информации об этом. Наиболее точно и лаконично о признаках истинных знаний сказано в «Бхагават-гите». Согласно этому тексту, существует двадцать одно качество знания. И эти качества определяют, насколько то Знание, которым обладает человек, истинно и на самом деле ведёт к осознанной и гармоничной жизни. Что же это за качества?
Первое качество — скромность
Чтобы как можно лучше раскрыть суть этого качества, стоит прибегнуть к одному интересному наблюдению за Природой. Вообще, природа содержит в себе все законы Вселенной, важно лишь научится наблюдать за окружающим нас миром и видеть, как в простых вещах проявляется суть бытия. Обратите внимание на колосья пшеницы — они под тяжестью своих семян, дарующих жизнь и хлеб насущный всем живущим, гнутся к земле. И обратите внимание на бесполезные сорняки — они всё время тянутся ввысь, как будто стремятся привлечь как можно больше внимания. И от кого из этих растений больше пользы? Выводы делайте сами.
Второе качество — смирение
Это качество проистекает из скромности. Если обратиться к мировой истории, то такие качества, как тщеславие и гордыня, погубили многих великих воинов и правителей. Что же говорить о простых людях — жажда возвысить себя, унижая других, и постоянно хвалиться своими достоинствами (пусть даже реально существующими) приводит только к проблемам во взаимоотношениях с окружающими. Потому что гордецов никто не любит. С ними просто неприятно иметь дело.
Третье качество — отказ от насилия
Здесь важно упомянуть о таком базовом законе мироздания, как закон кармы. Любой негатив, проявленный в отношении нас, проявляется только потому, что мы ранее создали для этого причину. Представьте себе игру в настольный теннис — вы запустили мяч, а когда с противоположной стороны стола вам его вернули, то это вполне предсказуемо, и глупо возмущаться. Если человек сеет на своём поле семена крапивы, глупо ожидать, что взойдут розы. Поэтому проявлять насилие по отношению к окружающему миру — нелепость. Ведь любая агрессия, которую мир проявляет нам, нами заслужена в прошлом. И отвечать насилием на насилие — значит создавать причины для того, чтобы мир и дальше проявлял насилие в отношении нас. И важно понимать, что человек, который проявляет к нам агрессию, просто инструмент воздаяния. Стоит ли на него гневаться? То же самое, что гневаться на пистолет за то, что в вас из него стреляют.
Четвёртое качество — терпимость
Это качество проистекает также из глубокого понимания закона кармы. Что бы ни проявил нам окружающий мир, мы сами создали причины для этого. Поэтому гневаться мы можем только на своё отражение в зеркале. Также стоит понимать, что гнев ведёт опять-таки к накоплению негативной кармы. Даже в том случае, если мы не проявляем его наружу, но держим это всё в себе.
Пятое качество — простота
Это качество можно интерпретировать, как честность. Если человек живёт честно, ему ни к чему плести интриги, пускаться в различные хитрости, надевать какие-то маски и так далее.
Шестое качество — обращение к истинному Духовному Учителю
В эпоху Кали-Юги мы можем видеть вокруг множество ложных учений, которые порой транслируют в массы такие концепции, которые к духовному развитию вообще не имеют никакого отношения, а чаще даже наоборот. И как же во всей этой массе лжи найти истинный Путь? Дело в том, что наша душа уже накопила в прошлых воплощениях колоссальный опыт. И если мы сможем познать своё истинное «Я», избавиться от омрачений, то мы можем быть сами себе учителем. Под «истинным Духовным Учителем» понимается наше истинное «Я», душа, которая по природе своей лишена эгоизма, заблуждений, является добродетельной, сострадательной и не способна на зло. Если мы научимся слышать зов своего сердца, мы сами будем интуитивно знать, как следует поступать и куда двигаться. Важно не перепутать зов сердца с зовом других органов.
Седьмое качество — чистота
Речь, разумеется, не идёт о том, чтобы «мыть руки перед едой». Вернее, не только об этом. Речь идёт о чистоте на всех трёх уровнях: уровне тела, речи и ума. То есть содержать в чистоте, свои мысли, своё сознание, не допуская негативных тенденций в уме. На уровне речи — говорить коротко, по существу, избегать лжи, сквернословия, сплетен и так далее. На уровне тела — избегать того, что может принести вред нам или окружающему миру.
Восьмое качество — стойкость
«Худших — большинство». Это закон жизни. Вокруг нас всегда будут люди, которые имеют мотивации, далёкие от движения по духовному Пути. И это, в принципе, не так уж плохо. Развиваться в идеальных условиях просто, но ценность такого развития ничтожна. При этом важно осознавать свои мотивации, которые двигают к совершенству, и никогда не поддаваться влиянию извне.
Девятое качество — самодисциплина
Это качество проистекает из предыдущего. Чтобы уверенно двигаться к своей цели, следует соблюдать самодисциплину и держать в узде свои страсти.
Десятое качество — отказ от объектов чувственного удовлетворения
С этим качеством порой как раз и бывают основные сложности. Если перестать гневаться и проявлять насилие более-менее удаётся, то отказаться от своих страстей — под силу далеко не каждому. Но здесь важно не проявлять насилие к самому себе и не подавлять в себе желания. Важно просто на глубинном уровне осознать, что чувственные удовольствия приводят нас только к страданиям и ни к чему кроме. Если проанализировать разные жизненные ситуации, то к такому выводу придёт каждый. Удовлетворение своих страстей — это одна из причин наших страданий. Так зачем же самому себе создавать причины для страданий?
Одиннадцатое качество — отсутствие ложного эго
Что такое ложное эго? Проще говоря, речь идёт об отождествлении своего истинного «Я» со своим телом и умом. Важно понимать, что наша душа к этому телу и сознанию, которое мы имеем в этой жизни, имеет весьма косвенное отношение. И это понимание освобождает от многих ограничений.
Двенадцатое качество — сознание того, что рождение, смерть, старость и болезни есть зло
Здесь тоже может быть не совсем понятно. Если старость, болезнь и смерть — это очевидное зло, то кому-то может быть непонятно, почему же злом считается рождение. Так подумайте сами, разве не рождение является первопричиной, по которой происходят все остальные три аспекта зла — смерть, старость и болезни?
Тринадцатое качество — отсутствие привязанностей
С привязанностями всё предельно просто: нет привязанностей — нет страданий.
Четырнадцатое качество — независимость от порабощённости женой, домом, детьми, хозяйством и работой
Для многих современных людей, сознание которых сильно привязано к материальным объектам, этот вопрос также является болезненным. Более того, в современном обществе семья, хозяйство и работа объявлены чуть ли не смыслом человеческой жизни в принципе. Но это большое заблуждение. С позиции одной жизни — эти вещи, возможно, и имеют большую ценность. Но если осознать, что наша текущая жизнь — лишь одно из тысяч воплощений, то приходит осознание, что семейная жизнь, работа и материальные блага — это лишь декорации, обусловленные нашей кармой, и не более того. Совсем пренебрегать действиями в этой плоскости, разумеется, не стоит, но и слишком заигрываться тоже не нужно.
Пятнадцатое качество — спокойствие перед лицом как приятных, так и неприятных событий
Причины человеческих страданий не находятся где-то вовне. Причины страданий — в нас самих. Лишь наше отношение к тому или иному явлению создаёт для нас либо страдание, либо счастье. И причина человеческих страданий только в двух желаниях: получить приятное и избежать неприятного. Если же мы научимся равностно ко всему относиться и всё принимать как жизненный урок и проявление нашей кармы, то мы станем свободными. «Всё, что ни делается — всё к лучшему» — так гласит русская поговорка. И об этом стоит всегда помнить.
Шестнадцатое качество — постоянная и чистая преданность Прародителю
Речь идёт о преданности и служении Всевышнему. Об этом в той или иной форме говорят все учения. Потому что только те действия, которые совершены в согласии с желанием Всевышнего, проще говоря, ради блага всех живых существ, — не ведут к образованию негативной кармы и, как следствие, не ведут к страданиям. Всё же действия, продиктованные нашим эго, приведут нас к страданиям.
Семнадцатое качество — просветлённый ум, уводящий от праздного общения и скопища людей к уединению
В общении с неправедными людьми неизменно рождаются пороки. Пороки подобны самому настоящему вирусу. Если долго общаться с их носителями, то рано или поздно они станут частью вас. Поэтому следует избегать праздного общения, так как это ведёт к потере времени и взращиванию в себе разного рода пороков.
Восемнадцатое качество — самодостаточность
Речь идёт о независимости от толпы, о возможности идти в выбранном направлении, не поддаваясь влиянию толпы.
Девятнадцатое качество — признание важности достижения совершенства
Большинство современных религий навязывают людям комплекс неполноценности, греховности, ничтожности. Это делается потому, что людьми, которые верят в собственную ущербность, проще управлять. Истинное же духовное развитие — это не постоянное самоуничижение и повторение молитв и формул с упоминанием собственной греховности и ничтожности. Духовное развитие — это осознание того, что наше истинное «Я» уже находится в состоянии совершенства, и надо лишь осознать это и отбросить всё лишнее, наносное. И именно к этому состоянию надлежит стремиться.
Двадцатое качество — непрерывность глубинного познания Духа, Света и Истинного «Я»
Это качество проистекает из предыдущего. Осознавая тот факт, что мы по своей истинной первоначальной природе уже совершенны, нам надлежит неустанно стремиться познать свой Дух и наше истинное «Я», дабы действовать не под влиянием наших омрачений и нашей кармы, а исходя из божественной частицы внутри нас.
Двадцать первое качество — любомудрый поиск Совершенной Истины
Это качество, пожалуй, самое важное. Здесь речь идёт о правильной мотивации. Разумеется, в начале пути мотивации у каждого свои. И большей частью на первоначальном этапе они практически всегда эгоистичны. Но по мере продвижения на Пути мотивации должны поменяться на альтруистичные. Если мы стремимся познать Истину не ради собственного блага, но ради блага всех живых существ, то это самая достойная мотивация, которая не позволит нам свернуть с Пути ни при каких обстоятельствах.