Содержание
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь.
Библия, 1 Ин 4:7-8 (Христианство)
Как мать, рискуя своей жизнью, защищает своего единственного ребёнка, так пусть человек развивает безусловную Любовь ко всем существам.
Метта-сутта (Буддизм)
Воистину, Аллах — это Любовь, и Он любит тех, кто любит.
Пророк Мухаммед (Ислам)
Тот, кто видит себя в других и других в себе, тот действительно знает, что такое Любовь.
Упанишады (Индуизм)
Любовь — это основа всех заповедей.
Талмуд (Иудаизм)
Важность Любви как топлива для быстрой духовной эволюции подчёркивается во всех общепризнанных мировых религиях. Вот только речь идёт не об эмоциональной любви, называемой в йоге анахатной, а о высшей форме — безусловной Любви. В чём разница между анахатной и безусловной Любовью, как не попасть в ловушки сердечной привязанности и при чём тут Просветление, разберём в данной статье.
Омрачённая любовь — страсть
То, что понимается под любовью в современном мире, на самом деле не имеет к любви никакого отношения. Часто словами «я люблю» люди прикрывают свои зависимости к шоколадкам, сериалам, развлечениям или даже к какой-то конкретной персоне. На самом деле под такой любовью скрывается потребительское стремление снова и снова воспроизводить полученный ранее приятный опыт.
Слова «я люблю» чаще всего означают ‘мне было хорошо, и я хочу ещё’. Так, попробовав новое вкусное блюдо или проведя отлично время в чьей-то компании, возникает цепляние, желание повторять этот приятный опыт снова и снова. Вот только воспроизведение того, что раньше приносило удовольствие, радует лишь какое-то время. Вкусности и развлечения приедаются, а объект такой любви, когда узнаешь его поближе, неизбежно разочаровывает, потому что не соответствует нарисованному в уме идеальному образу.
Всё перечисленное — это не любовь, а просто различные виды зависимостей, гормональные всплески, эмоции, страсти, погоня за которыми неизбежно ведёт к ощущению тотального разочарования и неудовлетворённости. Но именно на этом этапе чаще всего человек задумывается о более духовных аспектах жизни, своём истинном предназначении и начинает поиск ответов на внутренние вопросы.
Анахатная любовь — забота
Когда энергия доходит до сердечной чакры — анахаты, человек открывает в себе способность любить и искренне заботиться о ком-то помимо себя. Эту бескорыстную, чистую, сердечную мотивацию часто воспевают в литературе, кино, искусстве. Ярким примером такой самоотверженной заботы о другом служит родительская любовь или героизм спасателей.
Соприкосновение с этой формой энергии после долгих мытарств на нижних энергетических центрах кажется просто венцом духовной эволюции.
- Наполненная анахата преображает весь мир в радужную утопию.
- Восприятие становится более чистым и наивным, подобно восприятию ребёнка.
- В каждом существе видишь божественное, прекрасное, совершенное, ощущая себя гармоничной частью всего проявленного.
- Возрастает эмпатия, чужая боль начинает восприниматься как собственная.
- Появляется стремление избавить мир и всех живых существ от печали и горя.
- Ты готов распахнуть объятия всему миру и ждёшь, что человечество тоже обнимет тебя в ответ.
Вот только человечество к такому сближению оказывается, как правило, не готовым. Не получая ответного тепла, анахатная любовь постепенно истощается. Даже у опытных практиков может наступать выгорание, сильная душевная боль, ощущение жгучего одиночества, обесцененности. Маятник такой любви может отклониться в диаметрально противоположном направлении, порождая обиды, ревность, депрессию, когда в очередной раз ожидание и реальность разойдутся.
Такие эмоциональные качели на анахате неизбежны, потому что это всё ещё ограниченная любовь, исходящая от эго. Но, если у практика хватит мужества идти дальше, вглубь самого себя, именно этот болезненный опыт поможет раскрыть в себе безусловную Любовь.
Безусловная Любовь — истинное сострадание
Хридая: не путать с анахатой
Высший тип Любви связан не с анахата-чакрой, а с хридаям — духовным сердцем, что буквально переводится с санскрита как ‘сердце есмь Я’. Так, в упанишадах упоминается, что именно здесь находится Атман — высшее «Я», Наблюдатель12. О важности хридаям как об основе Просветления говорили такие известные йогины, как Пайлот Баба и Шри Рамана Махарши34. Сатья Саи Баба также подчёркивал, что из всех чакр наиболее важны только две: хридая и сахасрара5.
Хридая, или хрид-чакра, кальптару-чакра — это малая чакра, расположенная в центре груди. В основном упоминается в тантрических текстах. Её пробуждение подобно мифическому дереву, исполняющему желания йогина и дарующему ему бессмертие.
Не стоит понимать эту метафору буквально. Раскрытие хридая вовсе не означает выпустить джинна из бутылки и предаться гедонизму. Речь о том, что, познакомившись в медитации со своим бессмертным «Я» и научившись настраиваться на него в повседневной рутине (уровень сахаджи-самадхи), появляется:
- Чувство невероятной целостности, тихого счастья.
- Ничего из внешнего мира более не нужно, чтобы оставаться в состоянии благости и гармонии.
- Желания отпадают не ментальными усилиями, а естественным образом.
- Компульсивные поступки и жизнь на автопилоте сменяются стабильной осознанностью.
- Возникает глубинное умиротворение.
Как говорил сам Будда: «Нет счастья, равного спокойствию».
Сердечный центр в буддизме
В высших тантрах тибетского буддизма — от калачакры до пховы — подтверждается важность работы с областью хридая. При выполнении практик сознание сначала аккумулируют в бинду (тигле), в области сердца, и только потом поднимают к ушниша-чакре, соответствующей в йогической интерпретации сахасраре. Это важно для балансировки пран (лунга).
В дальневосточном буддизме сознание и сердце обозначают одним иероглифом. А в одной из важнейших буддийских сутр — «Сутре сердца» (Праджняпарамита-хридая-сутре) термин «хридая» обычно переводят как ‘сознание’6.
Кроме того, ясный свет (сверхтонкое сознание), согласно текстам тантр, Махамудры и Дзогчен7, находится именно в области сердца. Вот почему при выполнении простираний третье касание уровня ума совершается на уровне хридая, а не на уровне головы. Плодом материнских тантр, делающих акцент на распознавании ясного света, считается достижение внутреннего блаженства, сопровождаемого ощущением умиротворения, гармонии и единства на уровнях тела, праны и ума. Это и есть высшее Единение, высшая Йога.
Как связаны Просветление и безусловная Любовь
Единство такого блаженства-умиротворённости и неконцептуального понимания пустотности и есть Просветление, или Пробуждение. Это не какой-то титул или разовое достижение, а, скорее, многослойный процесс, открывающий всё новые уровни понимания реальности, требующий развития постоянной осознанности, неотвлечения.
Возникающие при правильном функционировании тонкого тела блаженство, тихое счастье, удовлетворённость составляют базу безусловной Любви.
Отличие безусловной Любви от анахатной
Безусловная Любовь — эталонная энергия, неотделимо связанная с ясным светом. Бесполезно об этом много говорить, её надлежит прочувствовать каждому практику. Это не состояние какого-то экстаза или эйфории, а, скорее, безмятежность, сострадательная доброта, принятие без осуждения самого себя, каждого человека, каждого мига жизни такими, как есть, без иллюзий.
Состояние безусловной Любви может прерваться только в одном случае — при потере связи с собственной Сутью, высшим «Я». Укрепление этой связи регулярной практикой медитации позволяет исцелиться от старых обид, претензий, травм, которые обычно накапливаются к зрелому возрасту. Обретённая внутренняя опора и целостность начинают излучаться естественным теплом на всех, кто рядом. Рядом с таким человеком ощущается особое поле подлинной любящей доброты и сострадания, транслируемые не из эго, не из желания быть всеми любимым, а из высшего «Я».
Такой человек уже не стремится причинять добро и доставлять радость, а ищет возможности делиться состоянием ума, избавляя тем самым других от корня страданий — цепляния и вечной неудовлетворённости.
На этом уровне уже не важна поддержка окружающих или их позитивная оценка. Поток душевного тепла изливается не выборочно, а на всех, кто только попадает в поле практика.
Главное отличие безусловной Любви от анахатной в том, что высшая Любовь всегда направлена на такую помощь другому, чтобы он смог стать лучшей версией себя и приблизиться к пониманию истинной природы реальности, а не просто на помощь в решении текущей проблемы.
Сравнение сердечной любви и безусловной
Признак | Сердечная любовь | Безусловная Любовь |
Локация в тонком теле | Анахата-чакра | Хридая-чакра/бинду |
Эмоции | Есть | Нет |
Источник | Эго | Высшее «Я»/Атман/Ригпа |
Характеристики |
Тревожная «Голодная» Всегда мало Ожидание любви взамен Удушающая Демонстрируемая Брать Зависимость Требовательность Идеализация |
Спокойная Целостная В достатке Без ожиданий Свободная Тихая Давать Независимость Отсутствие осуждений Полное принятие |
Понимание помощи | Удовлетворение узкой потребности нуждающегося | Помощь в эволюции и устранении корня страданий |
Базовое побуждение | Неуверенность, потребность быть любимым | Внутреннее благополучие и самодостаточность |
Культивация | Социумом, моральными догмами, культурой | Осознанностью и духовной практикой |
Объект любви | Избирательный | Ко всем одинаково |
Удовлетворение | Ограниченное, всегда чего-то не хватает | Полное, счастье без видимых причин |
Семь ловушек анахатной любви
Регулярная практика медитаций помогает развить мудрость и значительно ускорить эволюционный переход сначала от эгоистичной любви к сердечной, а затем и от сердечной к безусловной, тем самым избежав множества проблем.
Задерживаться на уровне анахатной любви не стоит. За кажущейся идиллией мягкой сердечной энергии прячутся опасные ловушки, которые могут настичь даже опытных духовных искателей.
Разберём самые распространённые:
-
Сидеть «на дозе» внешней любви
Активно совершать добрые дела, проявлять щедрость, показывать себя только с лучшей стороны, быть хорошим, стараться всем угодить, чтобы почувствовать хоть немного любви в ответ.
Эта главная ловушка исходит из потребности быть любимым. Проблема в том, что внешней любви будет всегда не хватать, пока человек не найдёт её Источник в самом себе. Благодаря практикам йоги и медитации можно выйти за границы эго и ощутить истинную целостность и самодостаточность. Тогда потребность во внешней любви естественным образом отпадёт.
-
Синдром спасателя
Не жалея себя, спасать мир, выручать всех нуждающихся, бросаться в самое пекло чужих проблем, проявлять геройство, быть жилеткой для других, отдавать последнюю рубашку, никогда не требуя ничего взамен, но втайне ожидая, что в трудные времена вам тоже обязательно помогут.
Ирония в том, что из-за уже созданного амплуа люди будут продолжать воспринимать вас «бэтменом» и ожидать спасения, даже если вы будете нуждаться больше их самих. Важно разумно рассчитывать свои силы, перестать ждать чьей-либо помощи, взяв ответственность в свои руки. Не доводить себя до изнеможения. Учиться выстраивать границы. Быть самому себе любящим, заботливым «родителем».
-
Бегство от социума
Столкнувшись с болезненным опытом, предательством, холодностью, отвержением, закрыться в крепости цинизма и держаться от новых отношений на безопасной дистанции.
Бегство от дискомфорта, в том числе и душевного, относится к одному из трёх ядов ума — двеше, отторжению. Практик должен уметь храбро проходить через любые виды душевной боли. Не убегать от неприятного опыта, не пытаться спрятаться ото всех в своём внутреннем мире, а смело открываться новому. Стирать границы двойственного восприятия, принимая реальность так, как есть.
-
Эмоциональные качели
От веселья, сменяемого грустью, до эйфории, уходящей в депрессию. Эмоциональные качели с каждым разом увеличивают свой размах, и вот вы уже делаете на них «солнышко». Когда объект привязанности перестаёт соответствовать ожиданиям, любовь сменяется разочарованием, обидами и новыми поисками несуществующего идеала.
С развитием осознанности и регулярной практикой медитации уменьшается вовлечение в эмоции, ими становится проще управлять. Развитие любящей доброты и сострадания помогает взрастить сначала принятие своих собственных несовершенств, а затем принятие других такими, как есть, без обид и осуждений.
-
Зависимые отношения
Привязанность и влечение к определённой персоне, постоянная зависимость от его или её оценки, настроения, внимания, мнения. Фанатизм, растворение собственных границ и потеря себя как личности.
Собственная реализация и душевный комфорт не должны быть привязаны к кому-то или чему-то. Важно оставаться автономным, независимым, самодостаточным в любых отношениях. Здоровые отношения — это не встреча ущербных половинок, судорожно пытающихся решить свои проблемы за счёт партнёра, а творческий союз полноценных личностей, гармонично дополняющих друг друга для достижения общей цели.
-
Выгорание
Хроническая нехватка внутреннего ресурса, зависимость от благодарностей, похвалы или хотя бы тёплого слова поддержки. Болезненное восприятие критики: когда из-за повышенной чувствительности при столкновении с грубостью или обесцениванием сразу опускаются руки.
Основная причина оттока энергии в постоянном ожидании одобрения и мониторинге общественной реакции. Какое бы мнение ни возникало у значимых для вас людей — гораздо важнее, как вы сами оцениваете свою деятельность. Не ищите поддержки вовне. Будьте опорой самому себе. Будьте автономным.
-
Депрессия
Потеря смысла бытия, падение с высоты иллюзий в зыбучие пески мрачных мыслей, постоянный внутренний душевный дискомфорт, ощущение, что всё не то, а что «то» — непонятно, потеря красок жизни.
Самая запущенная стадия омрачённой анахаты, настигающая при игнорировании всех предыдущих признаков дисбаланса. Но иногда даже достижение такого энергетического дна помогает быстрее оттолкнуться, всплыть на поверхность и, накопив необходимый опыт, не повторять прежних ошибок.
Заключение
В Тибете есть удивительная легенда о яке, которого потерял пастух. В надежде отыскать яка пастух отправился по его следам, взбираясь на вершины гор и спускаясь в опасные расщелины. Он обошёл всю округу, проверил все пещеры, но, увы, безрезультатно. Отчаявшись найти своего четвероногого друга, голодный, измученный пастух поплёлся к дому, и о чудо: оказывается, всё это время верный як преданно ждал любимого хозяина у крыльца8.
Долгожданная встреча пастуха и яка напоминает встречу со своим истинным «Я» — природой Будды, Атманом, частицей Бога, которая есть в каждом из нас. Сколько бы мы ни затратили времени и сил на её поиски, посещая различные учения или совершая паломнические туры, наше высшее «Я», подобно яку, всё это время тихо и преданно ждёт воссоединения. Даже сейчас, пока вы читаете эту статью, оно пребывает не где-то на вершинах Гималаев и не в следующей кальпе, а прямо здесь и сейчас. Это не что-то отдельное от вас, а состояние вашего собственного ума.
Долгие поиски того, что могло бы сделать нас счастливыми и любимыми, подводят к избитому, но сущностному выводу: истинное счастье и Любовь надо искать не во внешнем мире, не в ком-то другом, а внутри себя. В этом могут помочь ретриты и личная практика. Лишь нащупав этот внутренний Источник, практик сможет помогать и себе, и другим по-настоящему эффективно.
Цель данной статьи лишь вдохновить читателей не ограничиваться умственным пониманием безусловной Любви, а распробовать её вкус на практике, избегая ловушек человеческой привязанности. Познакомиться с истинной природой всех вещей, самим ощутить целостность, гармонию, чтобы делиться этим внутренним Светом с другими.
Слово «сорадование» включает в себя две основные части, определяющие его смысл, — приставку «со» (соединение) и корень «рад» (радость), что означает совместную радость, или возможность радоваться успехам других, как своим собственным.