Содержание
Вопрос перерождения души — «Есть ли жизнь после смерти?» — волнует многих. Одни говорят, что после человеческой жизни приходит жизнь вечная для души, причём в зависимости от того, как прожил эту жизнь, зависит, где эта вечность будет длиться, в аду или в раю. Другие придерживаются мнения, что вполне возможно переродиться вновь в подобном мире, однако не только человеком, но и другим живым существом. Третьи утверждают, что живём мы один раз и никогда больше не родимся вновь. Существуют разные мнения на этот счёт, в основном данным вопросом задаются религиозные течения, выстраивая на этом выдвигаемые морально-нравственные принципы, однако и люди от науки периодически совершают попытки доказать феномен перерождения, простых же людей знания о перерождении зачастую мотивируют на более благостную жизнь уже сегодня.
Перерождение души кропотливо изучалось такими исследователями, как Реймонд Моуди, Ян Стивенсон, Майкл Ньютон. В своих трудах они подробно описывали проводимые опыты и исследования и всячески пытались научно доказать существование этого феномена. Конечно, критика их не миновала, однако, это не значит, что они не были правы. Иначе обстоят дела в восточных странах, где распространены индуизм, сикхизм, джайнизм и буддизм. Для этих течений перерождение является центральным и неотъемлемым понятием учения. Но обо всём по порядку.
Научные доказательства перерождения души
Наиболее известными научными деятелями, изучавшими в своё время перерождение души, являлись Реймонд Моуди, психолог и врач, и Ян Стивенсон, психиатр и биохимик. Естественно, не все в научных кругах были готовы принять их труды. Однако и Моуди, и Стивенсон старались подойти к изучению этой проблемы максимально научно. Реймонд Моуди использовал в своих исследованиях регрессивный гипноз, часто применяемый для изучения перерождения души. Обладая большой долей скептицизма по этому вопросу, первым делом он прошёл эту процедуру сам и, вспомнив несколько своих прошлых жизней, всерьёз занялся изучением перерождения и выпустил книгу «Жизнь до жизни». До этого он был известен другим своим трудом «Жизнь после жизни» (или «Жизнь после смерти»), заявившим о безоговорочном существовании души и дальнейшего её путешествия, здесь описывались переживания людей, перенесших клиническую смерть. На этот счёт существует ещё одна известная книга автора Майкла Ньютона, доктора философии, гипнотерапевта, — «Путешествие души», в которой также описываются случаи погружения людей в глубокий регрессивный гипноз, посредством которого клиенты испытывали опыт внетелесного существования и вспоминали свои прошлые жизни.
Ян Стивенсон на протяжении 40 лет исследовал перерождение души путём поиска подтверждений высказываний детей об их прошлых жизнях. То есть сравнивались факты, например, ребёнок утверждал, что жил в определённом городе, с конкретными людьми, боялся чего-то и т. п. И Стивенсон отправлялся в это место и проверял данные, поднимал архивы. Часто сказанное детьми подтверждалось. За все годы было изучено около 3000 случаев.
Почему в научных кругах сомневаются в перерождении души
Основной причиной сомнений в перерождении души в научных кругах является не до конца изученный мозг человека и его возможности. Уже доказано, что любая информация, будь то звук, картинка или запах сразу отпечатываются у нас в мозгу. И в критических ситуациях, в болезни или спонтанно человек может вспомнить эту информацию и выдать за свои переживания. Известен случай, когда женщина, находясь в бреду, начала говорить на древнееврейском и древнегреческом языках, которые никогда не учила. Оказалось, что она работала горничной у пастыря, который часто читал дома проповеди на древних языках, и в её подсознании невольно отпечатались эти тексты. Отсюда можно понять сомнения учёных в перерождение души, особенно в современном мире, где круглосуточно в головы населения вливается огромный шквал информации посредством СМИ, и обнаружить, где действительно имеет место прошлая жизнь, а где фантазия, не так-то просто.
Перерождение в буддизме
Если ранее мы говорили о перерождении души, то в отличие от других конфессий Буддизм говорит о перерождении ума, представленного потоком впечатлений, опыта или читт. На языке Пали перерождение звучит как «пунаббхава», что означает ‘существование вновь’. Часто можно встретить сравнение с горящей свечой, где воск — это физическое тело, фитиль — органы чувств, частицы кислорода — объекты восприятия, а пламя — сознание или ум. Горящая свеча, как живой человек: со стороны может показаться, что свеча всегда одна и та же, однако горит каждый раз новая частица фитиля и воска, и каждую секунду пламя взаимодействует с новой частицей кислорода. Когда свеча полностью сгорает, что символизирует смерть, пламя может перейти на новую свечу, и это и есть новое тело, перерождение, однако можно ли сказать, что пламя всё то же? Согласно учению Будды, да. Буддисты придерживаются мнения, что новое тело обусловлено накопленными впечатлениями и кармой. Считается, что перерождение происходит из-за страстного желания продолжать жить, наслаждаться, получать впечатления. Будда называл это желание швеёй: как швея сшивает разные куски ткани, так это страстное желание соединяет одну жизнь с другой. При этом круговорот жизней и смертей именуется сансарой. Пребывание в сансаре считается не самым благоприятным положением вещей, и одной из основных тем буддизма является практика, чтобы прервать этот порочный круг.
Традиционно в буддизме выделяют шесть миров сансары, т. е. шесть возможных путей перерождения:
- Мир Богов;
- Мир асуров;
- Мир людей;
- Мир животных;
- Мир голодных духов;
- Адские миры.
Интересно отметить, что все шесть миров отражены в каждом из них. Например, в мире людей можно встретить тех, кто живёт, словно в аду, т. е. человека могут подвергать пыткам, издевательствам; дети в голодных районах Африки всё равно, что голодные духи, при том, что на земле достаточно еды и воды, для них это практически недоступно, и они мучаются от голода и жажды; есть люди, которые живут, как животные, — спят на улице, едят, что подберут и т. п.; есть и те, кто живут по-человечески; люди преисполненные зависти, при этом ни в чём не нуждающиеся, являют собой мир асуров; существуют, конечно, и такие, кто живёт, словно боги, у них всё есть уже в человеческом теле, они красивы, здоровы и не знают бед. И, таким образом, можно рассмотреть каждый из миров. Всё же распространено мнение, что рождение человеком — одно из самых драгоценных рождений, поскольку здесь есть развитие и способность продвинуться дальше, чего трудно достичь, например, в мире Богов, поскольку отсутствует стимул к развитию ввиду отсутствия нужды в чём-либо. Перерождение в тот или иной мир происходит исходя из накопленной кармы, т. е. должны создаться определённые причины для рождения в конкретном мире и обстоятельствах. В целом и для попадания души в христианский ад или рай тоже должны создаться условия при жизни — чем не карма?
Символом сансары в буддийской традиции является колесо перерождений, или бхавачакра. Традиционно его изображают зажатым в лапах и клыках бога смерти Ямы. В центре расположены свинья, змея и петух, символизирующие невежество, гнев и похоть — источники страдания, которые удерживают существо в колесе сансары. Далее изображаются люди, стремящиеся вверх — к жизни духовной, и вниз — недобродетельные, которых ведут в ад. Затем располагаются шесть миров сансары, и завершает картину двенадцатичленная формула бытия (причины и последствия).
Согласно высказыванию Далай-Ламы XIV, сознание, которое есть у нас сейчас, перейдёт в следующую жизнь, и оно же было у нас в прошлой жизни. У сознания нет противоборствующего фактора, который привёл бы к его остановке, к его прекращению. В глубинных пластах сознания есть воспоминания о прошлых жизнях, и человек с достаточно высоким уровнем развития способен обратиться к этим воспоминаниям. При дальнейшем оттачивании сознания появляется возможность предвидеть будущее. Также Далай-Лама подчёркивает, что если каждый день жить жизнью исполненной смысла, то можно гарантировать для себя хорошее следующее воплощение.
Что нам дает признание феномена перерождения
Это, пожалуй, один из самых важных вопросов, ответ на который объясняет позицию противников перерождения души. Дело в том, что когда человек понимает, что не просто живёт не одну жизнь, а что качество этой жизни влияет на следующую, что ничего не проходит бесследно и придётся искупить все свои грехи и пожать плоды своих действий, то приходит осознание, что жить так, как живёт большинство из нас сегодня, просто нельзя. Но разве выгодна такая позиция тем, кто продвигает безудержное потребление, жизнь одним днём и ставит материальные ценности выше духовных? Конечно, нет. Стоит задуматься, почему люди, пережившие клиническую смерть или получившие опыт прошлых жизней, в большинстве своём меняются в лучшую сторону. Видимо, что-то они такое увидели, что привело их к необходимости пересмотреть свою жизнь уже сейчас. В любом случае понимание того, что жизнь на этом воплощении не заканчивается, а может и вовсе только начинается, наполняет смыслом происходящее, позволяет не пасть духом и осознать свою ответственность и причастность к тому, что происходит. То есть то, что мы имеем сегодня, — плод наших прошлых действий, и винить за это кого-то другого, выходит, глупо.
В Тибете и Индии у большинства даже вопрос не стоит о перерождении, это считается неоспоримым и даже очевидным явлением. Как было сказано выше, в данных культурах утверждается, что рождение человеком — это драгоценное рождение, которое нужно заслужить, я молчу о рождении в теле белого человека, для индийцев это сравнимо с божественным воплощением. Если же человек не смог прожить эту жизнь по-человечески, то добро пожаловать в более низшие миры: животных, претов или ад. Такая теория несомненно заставляет не просто задуматься, а ценить и дорожить выпавшим шансом пройти эту жизнь в полной осознанности и с возможностью влиять на своё развитие. Например, животные практически лишены такой возможности, поскольку, как утверждают люди, получившие опыт воспоминания жизни в теле животного, в том мире правят инстинкты и для проявления волевых сознательных действий места практически не остаётся. Даже человек, спасая свою жизнь или находясь в нужде, зачастую не способен думать ни о чём кроме удовлетворения своих потребностей, что уж тут говорить о животных.
Мне очень близко высказывание одного ламы Дзонгсара Кхьянце Норбу Ринпоче. По его словам, из жизни в жизнь мы вырабатываем привычки. Например, депрессивные и озлобленные люди, возможно, вырабатывали привычку унывать и злиться на протяжении пятисот жизней, и эта привычка закрепляется из воплощения в воплощение так, что уже не осознаётся человеком, и управляет им. Но как только он осознаёт, что это не он, а всего лишь его привычка, то в этот же миг он может начать формировать другую, более благостную привычку, которая из жизни в жизнь будет усиливаться и, наоборот, облегчать жизненный путь. Объединив данную мысль с общепринятым буддийским взглядом о том, что рождение обусловлено страстным желанием, можно поразмышлять на тему, какие желания и привычки движут нами в этом воплощении, и к чему они приведут нас в будущем. Допустим, человек постоянно думает о еде и ест, не замечая этого, т. е. это его привычка, не поддающаяся контролю, то нужно ли ему тело человека для этого, или может оказаться достаточным тела какого-нибудь животного? Конечно, тут важны все качества присущие этому индивиду, быть может, они всё же перевешивают в сторону мира людей. Однако, как мы рассматривали выше, человеческая жизнь тоже бывает разной, можно родиться в такой среде, где возможности прийти в сознание не будет.
В завершение хотелось бы сказать, что независимо от того, верим ли мы в перерождение души или знаем, что оно существует наверняка, мы должны оправдывать свою причастность к миру человеческому. Разве обязательно нужно доказательство, что в будущем придётся за всё ответить? Может быть достаточно своей личной совести, чтобы жить достойно, уважая себя и других уже сейчас, стремясь к развитию не для того, чтобы в будущем заслужить чего-то, а чтобы эта жизнь была наполнена смыслом и высокими идеалами.