Как известно, наше тело – физическая оболочка, именуемая на санскрите «Анна Майя Коша» – «оболочка, состоящая из пищи». Следовательно, чтобы поддерживать физическое существование, тело нужно правильно питать.
В мире испокон веков существует огромное разнообразие типов питания, национальных и традиционных блюд, особых диет и постов. Большинство из них основаны на региональных особенностях, местных традициях и вкусовых предпочтениях. Однако зачастую они не учитывают индивидуальные особенности и не являются полезными для здоровья, приводя к различным заболеваниям. Поэтому люди всегда задавались вопросом: как и чем питаться, чтобы качественно поддерживать жизнь тела и не болеть? Аюрведа («наука о жизни»), пришедшая к нам из глубокой древности, подробно освещает основные правила оптимального питания и образа жизни.
Главная особенность Аюрведы как медицинской науки – внимание к предотвращению болезненных состояний, а не к лечению их симптомов и последствий. Аюрведа утверждает: правильное, достаточное и своевременное питание – самый важный фактор сохранения здоровья, ведь «мы есть то, что мы едим». Важный аспект Аюрведы – отношение к любому существу как к индивидуальности, неповторимой сущности, уникальному творению. Она учитывает все особенности каждого частного случая. Аюрведа утверждает: нет в мире ни одного вещества или субстанции, одинаково полезного или одинаково вредного всем. Это можно перефразировать так: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть». Какие же советы даёт «древнейшая наука о здоровье» относительно того, кому, что и когда лучше есть, и какие продукты и блюда кому лучше подойдут?
Чтобы разобраться, какая пища больше подходит определённому человеку, сначала стоит понять его тип конституции. Знание об этой принадлежности даст основные ключи к пониманию индивидуальных особенностей (строения, обмена веществ, склонностей и многого другого). Это укажет на нужные действия для поддержания баланса. В Аюрведе выделяют три основных типа врождённых конституций («Пракрити»): Вата (Ветер), Питта (Огонь) и Капха (Слизь).
Характеристики конституций
Вата-конституция
Для Вата-конституции характерны:
- сухость (кожи, слизистых или волос);
- лёгкость (худощавое телосложение, подвижность);
- холод (холодные конечности, мерзлявость);
- грубость (шершавость, плохая эластичность мышц);
- тонкость (впечатлительный ум, костлявость, узловатость);
- подвижность (быстрые действия и речь, смена настроения, быстрый обмен веществ).
Питта-конституция
Для Питта-конституции характерны:
- маслянистость (жирная кожа, волосы);
- резкость (острота восприятия, проницательность, резкие боли);
- горячее качество (пылкий характер, склонность к лихорадкам, жжению, раздражению и покраснениям, плохая переносимость жары, сильное пищеварение);
- лёгкость (активность, энергичность);
- плохой запах (едкий пот и моча);
- текучесть (хорошая пластика, растяжка).
Капха-конституция
Для Капха-конституции характерны:
- маслянистость (жирная кожа, хорошо смазанные суставы);
- холод (избыток слизи, вялое пищеварение, склонность к простудам);
- тяжесть (лишний вес, плотные кости, инертность);
- мягкость (спокойный характер, медлительность в речи, действиях, решениях и походке);
- гладкость и прозрачность (плотная светлая кожа, блестящие глаза);
- стабильность (малоподвижность, медлительность, застойные явления).
В конституции каждого человека присутствуют все три доши. Как правило, одна или две из них превалируют. Врождённое соотношение дош в теле – оптимальная норма и здоровый баланс. При неправильном питании и образе жизни доши могут увеличиваться или уменьшаться, нарушая индивидуальный баланс и приводя к болезням. Длительные дисбалансы приводят к загрязнению тела и каналов амой (токсинами, недопереваренной пищей), что усугубляет ситуацию и приводит к более серьёзным заболеваниям.
Баланс поддерживается правильно подобранным питанием с учётом всех особенностей конституции и сочетания дош, силы огня пищеварения, времени приёма пищи и даже поры года. Для каждого типа конституции в Аюрведе есть свои предписания и советы относительно подходящей пищи. Из этого следует строить свой основной рацион, а некоторых продуктов стоит избегать. Существует общий список основных рекомендованных продуктов, из которых стоит составлять рацион, и список того, что нежелательно регулярно употреблять. Также известны специальные блюда, составляющие основу диет для корректировки дош, для очищения от амы (детокса) и других лечебно-очистительных процедур. Эти блюда применяются как в период лечения и восстановления, так и для профилактики. Одно из основных блюд в диете при прохождении очистительных аюрведических процедур и для лёгкого профилактического поста – кичари.

Кичари: рецепт, применение, описание и вариации
Блюдо кичари упоминается в таких древних аюрведических писаниях, как «Сушрута-Самхита» и «Бхава Пракаша».
Упоминания кичари в древних текстах
«Сушрута-самхита», Су. 46.346:
kaphapittakarī balyā kr̥śarā'nilanāśanī |346|
«Сушрута-самхита»
«Бхава Пракаша», pūrvakhaṇḍa-miśraprakaraṇa-kr̥tānnavarga 9-10:
taṇḍulā dālisaṁmiśrā lavaṇārdrakahiṅgubhiḥ |
«Бхава Пракаша»
saṁyuktāḥ salile siddhāḥ kr̥sarā kathitā budhaiḥ ||9||
kr̥sarā śukralā balyā guruḥ pittakaphapradā |
durjarā buddhiviṣṭambhamalamūtrakarī smr̥tā ||10||
Вышеприведённые шлоки характеризуют кичари (kr̥sarā) как субстанцию, повышающую Питту и Капху, дающую силу и понижающую Вату. Блюдо из смешанных зерновых (taṇḍulā – зерно, чаще всего рис) с далом (зелёный маш, Vigna radiata) варится на воде с солью, свежим имбирём и асафетидой. Основные свойства кичари: тяжёлое, медленно перевариваемое, дающее силу, укрепляющее Шукра-дхату (семя, половые клетки), способствующее развитию Буддхи (интеллекта). Увеличивает количество Мала (выделений: стула и мочи) и способствует образованию газов (из-за бобовых).
Традиционно диета на кичари назначается как часть Самсарджаны – правил питания и распорядка дня во время очистительных процедур (Панчакармы) и подготовки к ним (Пурвакармы). При отсутствии проблем со здоровьем питаться только кичари не нужно, но хорошо включать его в рацион, особенно при повышенном аппетите, слабости, истощении, нехватке энергии и дисбалансе Вата-доши.
Основной рецепт кичари
Чаще всего кичари готовят из смеси риса и зелёного маша (4:1), но соотношения можно менять по вкусу. Соотношение воды к объёму смеси риса и маша – 6:1. Свежий имбирь, асафетида и соль добавляются в процессе варки. По вкусу можно добавить другие подходящие специи и топлёное масло (гхи). Сухие приправы можно предварительно обжарить до лёгкого потрескивания на небольшой сковородке в топлёном масле, а затем добавить в кичари.
Время приготовления кичари – около 40 минут. Рис обычно варится быстрее маша, поэтому можно добавлять его в кастрюлю на 10–15 минут позже, либо предварительно замочить маш (на час или на ночь). Это значительно сократит время его варки. Проращивать маш или другие бобовые не нужно: Аюрведа относит проростки к тяжёлой пище, вызывающей дисбалансы, ослабление пищеварения и проблемы со зрением. Не стоит сильно разваривать блюдо: переваренная пища приносит мало пользы и блокирует каналы (Шроты).
Ингредиенты и их свойства
Теперь подробнее разберём ингредиенты классического состава кичари и уместные варианты их замены с учётом конституций:
- Рис;
- Мунг-дал (маш);
- Свежий имбирь;
- Асафетида;
- Саиндхава лавана (розовая соль).

Три основных компонента (рис, маш и розовая соль) входят в список продуктов, рекомендованных в Аюрведе для ежедневного рациона. Их можно без опаски есть каждый день. Далее в статье рассмотрим вариации компонентов, подходящие для разных дош.
Подробные характеристики продуктов
Подробные характеристики продуктов (по данным «Бхава Пракаша», «Чарака Самхита», «Раджаваллабха Нигханту», «Маданади Нигханту»):
Свойства риса: увлажняющий, сладкий и холодный (балансирует Вата-дошу, слегка увеличивает Капха-дошу и понижает Питта-дошу), увеличивает семя, полезен при астме, хронических респираторных заболеваниях, чахотке, кашле, расстройствах мочеиспускания.
Свойства мунг-дала: сухость, лёгкость и холод (что может немного увеличивать Вата-дошу), сладкий и вяжущий вкус (снижает Питту и облегчает лихорадочные состояния) и острый после переваривания (снижает Капху). Благоприятен для глаз и зрения. Маш считается наилучшей основой для приготовления супов к основному блюду.
Свойства свежего имбиря: тяжесть, резкость и острота (может увеличивать Питту, обострять кровотечения и лихорадку), сухость. Свежий имбирь имеет горячую природу (успокаивает Капху) и сладкий вкус после переваривания (успокаивает Вату). Сильно стимулирует пищеварение и обмен веществ, размягчает стул и каловые камни.
Свойства асафетиды (смолы ферулы вонючей): лёгкость, резкость, маслянистость и острота (увеличивает Питту), стимулирует аппетит, пищеварение и переваривание амы (токсинов), согревает (успокаивает Вату и Капху). Устраняет боли, спазмы, несварение и запоры (характерные проблемы Ваты), изгоняет паразитов, лечит заболевания желудочно-кишечного тракта. Асафетиду рекомендуется добавлять при приготовлении любых бобовых для устранения их газообразующих свойств.
Саиндхава лавана (розовая соль): солёная, немного сладкая, холодная, лёгкая, балансирует Вату и Питту (все остальные соли повышают Питту), успокаивает Капху. Усиливает вкус пищи, пищеварение, является афродизиаком, не вредит глазам (в отличие от других солей), не вызывает жжения, помогает при икоте. Среди остальных солей (морская, чёрная, соль Самбхар и другие) розовая гималайская считается наилучшей по качествам.
Кичари для различных дош
Рассмотрев свойства классического состава кичари, посмотрим, каким типам конституции это блюдо подойдёт, и какие вариации ингредиентов можно применять.
Вата-доша
Для людей Ваты кичари в целом полезен. Людям Вата-типа предписана тяжёлая питательная диета, поэтому тяжёлые и укрепляющие свойства кичари им подходят. Асафетида, свежий имбирь и розовая соль усиливают огонь пищеварения, который у представителей этой конституции бывает нестабильным. Возможную сухость, которую могут увеличивать маш и свежий имбирь, можно устранить, добавив в блюдо топлёное или кунжутное масло, также подходящее для Ваты. При сухости слизистых рис можно заменить овсяной крупой, а свежий имбирь – сушёным. Для большей питательности маш можно заменить чёрным урад-далом, но его, в отличие от маша, нельзя употреблять часто.
Питта-доша
Людям Питта-конституции кичари подходит из-за охлаждающих и питательных свойств риса и мунг-дала, однако асафетида и сырой имбирь могут выводить Питта-дошу из равновесия. Эти приправы не стоит употреблять ежедневно при занятиях разогревающими практиками, типа Капалабхати, Агнисара Крийя, Наули или Випарита Карани. Сушёный имбирь – более мягкая замена свежего, а вместо асафетиды можно добавлять кориандр, куркуму, кардамон и гвоздику. При жжении и раздражениях можно использовать овёс вместо риса. Из масел подойдут топлёное и оливковое (умеренно), либо за минуту до готовности в кичари (для Питты) хорошо добавить кокосовое молоко (отжатая жидкость из мелко натёртой свежей кокосовой мякоти). Кокосовое молоко не рекомендуется зимой и в холодную погоду.
Капха-доша
Людям Капха-конституции кичари поможет наладить пищеварение, но из-за ослизняющих и охлаждающих свойств риса могут усугубиться проблемы со слизью и лишним весом. Рис целесообразно заменить ячменём (перловкой, ячкой) с сушащими и вяжущими свойствами, уменьшающими Капху и жировую ткань. Подходящие масла – кунжутное и горчичное. Можно разнообразить специи: Капхе подойдёт кумин (зира), чёрный перец, куркума, мускатный орех и другие.
Вопреки распространённому заблуждению, что кичари – основное блюдо аюрведической кухни, показанное всем, не стоит ограничивать свой рацион постоянной моно-диетой на кичари. Она применяется только по необходимости – во время лечебно-очистительных процедур. Кичари – не полностью сбалансированное блюдо, так как в нём нет кислого и горького вкусов, необходимых для поддержания баланса (согласно Аюрведе, в пище должны присутствовать все шесть основных вкусов: сладкий, кислый, солёный, острый, вяжущий и горький).
Тем не менее, кичари – сытное, питательное и не очень тяжёлое для пищеварения блюдо, которое можно регулярно включать в меню. В его классический состав входят здоровые компоненты: высшие зерновые (рис, ячмень), бобовые (маш, мунг-дал) и розовая соль, рекомендованные в аюрведических писаниях («Аштанга Хридайям Самхита») для ежедневного употребления. Если вы употребляете кичари не в лечебных целях, можно сочетать его с другими блюдами: тушёными овощами, кисломолочными продуктами и прочим. Запивать кичари молоком категорически нельзя (молоко плохо сочетается с машем и солью), как и заедать свежими фруктами (фрукты можно есть только до еды, за исключением маленьких спелых бананов, которые можно есть после еды, и дыни, которую можно есть только отдельно). Правильно подобранные вариации и соотношения ингредиентов кичари и умеренное разнообразие в питании, согласно индивидуальной конституции, помогут наладить пищеварение, восстановить силы, достичь баланса и качественно питать физическое тело – нашу материальную оболочку, служащую нам для обретения жизненного опыта, мудрости, исполнения своих обязанностей и следования своему пути.
В статье использованы переводы шлок аюрведических текстов с санскрита доктора А. Головинова.
- Сушрута-Самхита / пер. с санскр. А. Головинова.
- Бхава Пракаша / пер. с санскр. А. Головинова.
- Чарака Самхита.
- Раджаваллабха Нигханту.
- Маданади Нигханту.
- Аштанга Хридайям Самхита.