Надеюсь, вы были в Индии и имеете представление об этой многообразной и мультикультурной стране. А кто-то даже практикует йогу. Какое-либо направление или стиль. Тогда вам наверняка будут интересны малоизвестные факты из прошлого, которые позволят более осознанно практиковать йогу современному человеку, познавая самого себя. А, возможно, кто-то захочет глубже разобраться в поднимаемой в этой статье теме.
Итак, с чего же всё началось?
Когда я первый раз в этой жизни попал к истокам Ганги, на меня произвели сильное впечатление мудрецы, которые встречались на узкой тропинке от Ганготри до Гомукха и в окрестностях. И не только в их энергетике дело. Между нами был языковой барьер, я не мог понимать, что они говорили на хинди, кроме интернационального приветствия — Ари Ом.:) Впечатлили меня их лица, правильные черты лица. Нигде больше в Индии я не встречал такой концентрации людей, черты лица которых так походят на живущих сейчас на территории России, Белоруссии или Украины. Очевидно, напрашивался вывод — часть народов в наших странах, имеют общие генетические корни, как следствие культурные и нравственные. Это был очередной звонок, мотивирующий лучше разобраться: почему я и в этой жизни начал заниматься йогой?
Впервые в текстах, которые дошли до нашего времени в академической науке и избежали огня пожаров, упомянул об Индии тверской купец Афанасий Никитин. Он совершил в XV веке путешествие в эту далёкую страну и принёс сведения о ней, изложенные в путевых записях «Хождение за три моря». В дальнейшем путешествия в Индию совершали в XVIII веке Филипп Ефремов и Герасим Лебедев. Последний настолько увлекся индийской культурой, что выучил бенгали, хиндустани, санскрит, прожив в Индии 12 лет. В начале XX века было открыто первое Российское императорское генеральное консульство. Его создание — фактор принципиально новых взаимоотношений между Россией и Индией. Это способствовало возрастающим торгово-экономическим связям, расширению визитов россиян в Индию и индийцев в Россию, а главное — духовному сближению двух стран.
Только ли экономические и политические отношения объединяют наши страны? Неужели наша дружба с Индией основывается только на успешной дипломатии и торговле? Современные исследования указывают, что общность наших культур тянется из глубины веков и тысячелетий. Существует гораздо тесная и тонкая связь между нами, которая едва заметна взору, но, вероятно, ощущается и передаётся на уровне генов, чувств. Разделённые горным ландшафтом, множеством промежуточных государств, историческими перипетиями, пережитыми врозь, со временем народы Руси и Индии потеряли предания и воспоминания о былой связи. Давайте посмотрим, что сейчас можно найти в сети на тему взаимосвязи наших стран, вне рамок бизнеса и дипломатии.
Намеки древних писаний, символов и знаков
Фундаментальный автор теории общности — Бал Гангадхар Тилак. Родился в 1856 г. в области Конкана (на западном побережье Индии) в семье брахманов, представителей того слоя элитарной интеллигенции Индии, который славится знанием традиционных установок, связанных с религией индуизма. Благодаря тому, что он с детства знал санскрит, именуемый языком индийской культуры, усвоенный им от отца и учителей из среды брахманов, он получил степень бакалавра филологических наук. Он издал несколько философских трактатов, давая комментарии на мало понятные места Вед. На мой взгляд, важнейшим трудом его жизни стала книга «Арктическая родина в Ведах», вышедшая в 1903 г. В России она издавалась в 1925 и 1956 гг.
Если в нескольких словах передать суть его исследования, то будет звучать примерно так:
Древние писания, Веда, Ригведа и Шастры, иногда описывают события на звёздном небе и другие природные явления, наблюдать которые можно находясь намного севернее территорий современной Индии. И он предположил, что возможно авторы этих писаний, проживали в северных широтах нашей планеты. Эту книгу надо читать целиком, рекомендую. В сети она есть, скачать легко.
В культурном плане между славянской культурой и древними индийскими писаниями сохраняется не только сходство, а можно это назвать параллельностью или копированием.
Рассказ о победе Индры над змеем Вритрой удивительным образом перекликается с некоторыми архаичными вариантами «Голубиной книги», в которых рассказывается о змее, не дающем людям пить (кстати, Вритра — демон засухи). В этой связи можно отметить ещё одну мифологическую параллель. Миф о вечной войне Волоса-Скотьего бога и Перуна в мифологии славян имеет параллель и в ведийской мифологии. Арийский громовержец Индра в сопровождении Брихаспати и Ангирасов освобождает стада коров, заточённых в подземной пещере демоном Валой. Существует версия, что на Руси божество Волоса ставили под горой, а Перун стоял на вершине. Один из вариантов происхождения имени Перун —от санскритского parvata — гора. Волос под горой и Вала в горной пещере, Перун на холме и Индра с горы Меру — сходство налицо.
Славянская богиня Лада, и ведическая Лакшми. Если поинтересоваться их деятельностью, и то какие блага они могут принести своим почитателям, тоже напрашиваются прямые параллели.
В древнем славянском эпосе «Ярилиной Книге» есть описание деяний Буса Белояра. Его именовали БуддАй — «Тот, кто проснулся сам и пробуждает других ото «сна». Это скорее титул, нежели имя. Более того, там описывается история, как змей пытался сбить Буса с Пути. Параллели с Буддой из рода Шакья. Перед его освобождением от иллюзий Майи, его тоже всячески пытался остановить Мара. И далее, всю свою жизнь он помогал людям знаниями.
Бонгард-Левин Г.М. и Грантовский Э.А. показывали на примере сюжета повести Н.В.Гоголя «Вий» сходство наших культур. Исследователи не раз обращались к анализу сюжета и образов этой повести, находили им соответствия в фольклоре восточнославянских народов, но образ самого Вия оставался необъяснённым. Более того, было высказано мнение, что он вымышлен писателем. Между тем Н.В.Гоголь, прекрасно знакомый с украинской народной традицией, утверждал, что ей принадлежит и образ Вия, и его имя, а вся повесть «есть народное предание». Основываясь на этом, исследователь Абаев В.И. пришёл к выводу, что образ и имя Вия восходит к древнему дохристианскому богу восточных славян «Вею» (Вей — реконструируемая форма, которую может закономерно отражать украинское Вий и соответствует индийскому и иранскому богу ветра и смерти Вайю. Вайю занимал важное место в пантеоне древних ариев: и иранцы и индоарии почитали его как бога ветра, войны, дарителя славы и богатства. Но издревле ему были свойственны и противоположные качества — он мог приносить также воздаяние за неблагую карму.
Обряды и обычаи русского и индийского народов также имеют определённое сходство. Мы можем теперь уверенно сказать, что в их основе лежит древняя традиция арьев. Так, индийский учёный Р. Пандей, описывая погребальный обряд индусов, упоминает о связке тростника, которая, «очевидно, служит лодкой умершему». Связка тростника, похожая на лодку, — образ корабля, курсирующего между миром яви и «тем светом». Некоторые элементы погребального обряда арьев сохранились до начала XX века у гребенских казаков в их Троицком обряде «пускания кораблей» по Тереку. Очень подробно похороны русов описал в своей «Записке» Ахмед ибн-Фадлан: «Бедному человеку делают у них небольшое судно, кладут его туда и сжигают его; у богатого же они собирают его имущество и разделяют его на три части: треть дают семье, за треть кроят ему одежду и за треть покупают горячий напиток, который они пьют в тот день, когда девушка его убивает себя и сжигается вместе со своим хозяином… Когда же наступил день, назначенный для сожжения его и девушки, я пошёл к реке, где стояло судно, и вот! Оно уже было вытащено на берег и для него сделали четыре подпоры из вяза, а вокруг поставили деревянные изображения, подобные великанам… После этого подошли люди с деревом и дровами, каждый имел зажженный кусок дерева, который он бросал в эти дрова, и огонь охватил дрова, затем судно, потом палатку с мертвецом, девушкой и всем в ней находящимся, потом подул сильный ветер, пламя огня усилилось и всё более разжигалось неукротимое воспламенение его… Рус сказал толмачу: «Вы — арабы — глупый народ, ибо вы берёте милейшего и почтеннейшего для вас из людей и бросаете его в землю, где его съедают пресмыкающиеся и черви; мы же сжигаем его в огне — в одно мгновение! — и он в тот же час входит в рай»… Потом построили они на месте стоянки судна что-то подобное круглому холму, вставили в средину большое дерево, написали на нём имя умершего человека и имя русского царя и удалились». Как мы видим, в основе погребальных обрядов русичей и индусов лежит древняя традиция арьев.
На Руси использовалось большое количество различных видов солярных знаков, которые украшали национальные костюмы, стяги, оружие, храмы, бытовые предметы и дома славян. Коловрат (свастика) являлся самым главным и практически единственным в своём роде из элементов славянских орнаментов. Существовало порядка 144-х разновидностей этого знака. Все символы имели либо обереговое (охранное), либо культовое (сакральное) значение. Если вы сейчас посмотрите на практически любое культовое сооружение в Индии (кстати, как и Непала, Китая, Ирана, Сирии и других), то обязательно найдёте солярные знаки в оформлении фасадов и внутреннего убранства.
Географические названия
Описанные в древних индийских писаниях, в частности Махабхарате — величайшем памятнике культуры, науки и истории предков всех индоевропейских народов, названия рек и других водоёмов, почти буквально совпадают с названиями современных рек средней и северной России, а также имеют соответствие в расположении. Страна Бхарата и описываемое событие в эпосе происходит на Курукшетре в третьем тысячелетии до н.э. Но известно, что в это время арийских племен на территории Ирана и Индии ещё не было. В середине XX в. немецкий учёный Шерер предположил, что прародина всех индоевропейцев находилась на землях России, а судя по текстам Ригведы и Авесты, в 3 тыс. до н.э. арии жили в Восточной Европе. Священная книга зороастрийцев Авеста до II в. до н.э. говорит о реке Ранха или Ра, Ригведа и Махабхарата — о Ганге, что полностью соответствует одной из главных рек России — Волге. В этих же писаниях говорится о расположении ряда арийских стран, в том числе и Бхарате, которая располагалась между Гангой и Ямуной (по Ригведе и Махабхарате). И если в писаниях Ямуна — это крупнейший приток Ганги на юго-западе, то следственно подобным притоком Волги является Ока. Согласно арийским текстам, вторым именем реки Ямуны было Кала. До сих пор устье Оки называется местными жителями устьем Калы.
Академик А.И. Соболевский ещё в 1927 году в работе «Названия рек и озёр Русского Севера» писал: «Исходный пункт моей работы — предположение, что две группы названий (рек и озёр) родственны между собой и принадлежат одному языку индоевропейской семьи, который я пока, вплоть до подыскания более подходящего термина, именую скифским».
Такое сходство в языках не только в названиях водоёмов. Например, северный город Архангельск был основан на месте славянских поселений носивших имя Пур-Наволок. «Пур» с санскрита переводится как «город».
Во второй половине ХIХ века в Вологодской, Архангельской, Олонецкой губерниях были нередки названия сел и деревень: Пурово, Пурино, Пура, Пурка, Пуркино. Курукшетра (место главной битвы в Махабхарате) состоит из двух слов Куру и кшетра или по-русски - Куру-поле, и означает «поле, земля страна Куру или Кауравов». У нас же мы используем Курское поле (такое созвучное с санскритским Куру).
Выдающийся лингвист В.И. Абаев писал: «Через ряд столетий пронесли арии память о своей прародине и о её великой реке Волге (Ра). Ведическое же «Раса», «Рa» — название мифической реки, которая опоясывает землю».
Любопытные данные приводит Светлана Жарникова: в «Хождении по криницам» Махабхараты дано описание более 200 священных водоёмов древнеарийской земли Бхараты в бассейнах Ганга и Ямуны по состоянию на 3150 г. до н.э.. Только этим примером можно переубедить даже самого ярого скептика (первое название «священных криниц» Махабхараты затем название одного из водоёмов современного Поочья): Агастья — Агашка, Акша — Акша, Апага — Апака, Арчика — Арчиков, Асита — Асата, Ахалья — Ахаленка, Вадава — Вад, Вамана — Вамна, Ванша — Ванша, Вараха — Варах, Варадана — Варадуна, Кавери — Каверка, Кедара — Киндра, Хубджа — Кубджа, Кумара — Кумаревка, Кушика — Кушка, Мануша — Манушинской, Париплава — Плава, Плакша — Плакса, оз. Рама — оз. Рама, Сита — Сить, Сома — Сомь, Сутиртха — Сутертки, Тушни — Тушина, Урвашн — Урвановский, Ушанас — Ушанес, Шанкхини — Шанкини, Шона — Шана, Шива — Шивская, Якшини — Якшина.
На территории Европейского севера сохранилось множество названий рек и озёр, которые переводятся только с санскрита. В Олонецкой губернии в XIX веке (современная Карелия) значилась река под названием Сагаров ручей. Здесь же у Онежского озера протекали реки — Шива, Ганеш, Падма. А рядом с реками расположены ещё и два Ганг-озера, а также гора под названием Гандамадана. В Вологодской области есть река Сухона, переводимая с санскрита — «легко преодолимая». Много рек со схожим корнем «кава» — «пища, приносимая в жертву» — Кавакаурья, Большой Каурец, Малый Каурец, Сухой Каурец, Каурский, Кауров.
Предлагаю рассмотреть древний эпос Рамаяна. Любопытный момент, царица Кайкея изгоняет Раму в лес на 12 лет. И одно из условий — ходить в одежде из бересты. Вы можете себе представить на территории жаркой Индии берёзу, с которой можно набрать бересты себе на одежду? Вот и я не могу. Возможно, описываемые события проходили в широтах, где берёзы — норма леса?
Языковая общность
Из наскальных надписей царя Ашоки (273–232 гг. до н. э.) и из книг выдающегося языковеда Патанджали явствует, что за 300 лет до нашей эры в Северной Индии употреблялся язык, включавший в себя несколько значительно отличавшихся друг от друга диалектов. Он возник в результате неправильного произношения арийского языка женщинами, детьми и шудрами. Этот народный язык называют пракритом от слова пракрити (природа), то есть, «естественный, деревенский, грубый». В более узком значении он называется ещё вторичным пракритом в отличие от первичного пракрита, который уже существовал во времена Вед, из которого и сложился вторичный пракрит — вульгарный санскрит. Стремясь спасти «язык богов» от испорченного пракрита, учёные-пандиты ведического периода очистили его и ограничили грамматическими нормами. Этот очищенный и облагороженный язык и был назван санскритом.
Как инструмент выражения санскрит не сопоставимо совершеннее любого современного языка. В нём совмещаются возможности передачи философской мысли и богатого ассоциативными смыслами поэтического письма. Разговорный санскрит может обходиться меньшей частью выразительных средств.
Конечно, древний санскрит невозможно полностью сравнивать с современным русским языком, несмотря на схожесть. Для адекватного сопоставления необходимо рассматривать примерно одинаковую ступень развития, для чего от современного письма и даже от кириллицы необходимо спуститься к более древней славянской графической системе — рунице. Она так же была слоговой, то есть каждому знаку соответствовало два звука, согласный и гласный, так же делилась на «лигатурную» и «линейную», и так же использовалась для сакрального письма. Для обоих видов письма является наличие вертикального штриха. Оба входят в одну и ту же не только языковую, но и графическую группу, в восточную ветвь индоевропейских языков «сатем». Однако славянская руница , будучи древним типом индоевропейского письма, существовавшим ещё в палеолите, могла быть представлена как основа письма деванагари, только как гипотеза, так как на сегодняшний день, видимо по геополитическим причинам, мало изучается. Если оставить на время попытки найти источник происхождения, а вместо этого провести множество параллелей между русским языком и санскритом, то мы обнаружим много интересного.
В начале 60-х годов XX века Россию посетил индийский санскритолог Дурга Прасад Шастри. После двух недель пребывания он сказал переводчику, чтобы тот не переводил, так как он всё понимает, назвав русский язык изменённой формой санскрита. Вернувшись в Индию, он опубликовал статью о близости санскрита и русского языка. А на конференции Общества индийской и советской культуры (округ Мирут 22–23 февраля 1964 года, г. Газиабад, Уттар Прадеш) сделал доклад: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний: «русский и санскрит». И не потому, что некоторые слова в обоих этих языках похожи, как и в случае со многими языками, принадлежащими к одной семье.
Например, общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском и русском языках, относящихся к индоевропейской группе языков. Удивляет то, что в двух наших языках схожи структуры слова, стиль и синтаксис. Добавим ещё большую схожесть правил грамматики — это вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием, кто желает больше знать о тесных связях, установившихся ещё в далёком прошлом между народами СССР и Индии...
Молодые языки индоевропейской группы, такие, как английский, французский, немецкий и даже хинди, напрямую восходящий к санскриту, должны применять глагол «is», без чего приведённое выше предложение не может существовать ни в одном из этих языков. Только русский и санскрит обходятся без глагола-связки «is», оставаясь при этом совершенно верными и грамматически и идиоматически. Само слово «is» похоже на «есть» в русском и «asti» санскрита. И даже более того, русское «естество» и санскритское «astitva» означают в обоих языках «существование». Вряд ли найдётся ещё два различных языка, сохранивших древнее наследие — столь близкое произношение — до наших дней. Таким образом, становится ясно, что схожи не только синтаксис и порядок слов, сама выразительность и дух сохранены в этих языках в неизменном начальном виде. Пришло время усилить изучение двух крупнейших ветвей индоевропейской семьи и открыть некоторые тёмные главы древней истории на благо всех народов».
Санскрит — это древний язык со сложной синтетической грамматикой. По одной из версий, слово «санскрит» означает «обработанный, совершенный». Арии, переселившиеся в Индию, говорили на так называемом ведическом санскрите, который ещё называют деванагари — «"языком" из обители богов», языком сознания или языком Природы. Язык подавляющего большинства философских, литературных, учёных и религиозных текстов древности, на котором написаны Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, а также брахманы (жреческие книги), араньяки (книги лесных отшельников) и упанишады (религиозно-философские сочинения). Значительно более поздний отшлифованный язык «Махабхараты», «Рамаяны» и произведений Калидасы известен как эпический санскрит. Язык остальной литературы на санскрите называют классическим санскритом.
Есть мнение, что рифмы санскрита, весьма похожи на современное стихотворное выражение мысли. Разговаривая на деванагари, говорили стихами. Читая буддистские сутры или джатаки, вы будете встречаться с двойным повествованием. Сначала оратор говорит на языке большинства присутствующих на собрании, донося свою мысль, а затем говорит на санскрите, для, говоря по-современному, иностранных (инопланетных) гостей, и для более глубокого пояснения своей мысли. Да, не удивляйтесь, в сутрах описывается как к Будде и его ученикам периодически прилетали с визитами представители других планет для бесед о саморазвитии. Дополнительное обоснование перевода деванагари — «"язык" из обители богов».
Как приводилось выше в докладе индийского санскритолога Дурга Прасад Шастри, он был поражён сходством между языками в простом бытовом обиходе. Приведём примеры всего лишь малой части слов (санскрит-русский):
мата = мать, матрь = мать, матерь (ср. с укр. матiр), нана = няня, пардада = прадед, свакар = свекор, свака = свояк, тата = тятя (отец), укр. тато, снуша = сноха, суну, суна = сын;
пурва = первый, два = два, дви = две, двая = двое, трета = третий, траяс = трое,
трая = трое, чатвара = четверо, чатура = четыре, дашан = десять;
этад = это, этайх = все эти, этам = это, этан = все эти, этани = эти, этат = этот, эте = те, тэ = те, тебе, вас = вас, то = то, та = та, эта, татсама = тот самый, тат (тад) = тот, татха = так, твайи = тебе, твам = ты, тебя, тва = твой, тебе, те = все они, тебе;
асти = есть, ку, кудас = куда, ступа = ступа, твар = творить, атха = итак, вари = вода, ватар = ветер, гхоре = ужасно, дам = дом, дара = дыра, дваре = двери, ворота, лагху = легкий, лад = ладить, играть, лала = ляля, женщина, нава = новый, молодой, нитья = нить, нихина = низина, нэд = нет, пара = пара, другой, пхена = пена, сваям = лично, свая = свой (собственный), суха = сухо, тимира = темнота, мрак, томо = темно, хладака = свежесть, хлад = холодить, освещать, чашака = чашка, юна = юный, юша = юшка, похлебка, ява = явь, явление, яма = яма (конец).
Есть мнение, что санскритские звуки находятся в естественной гармонии с космическими вибрациями, поэтому даже простое прослушивание санскритских текстов и их чтение оказывают благотворное воздействие на организм и психику человека, а также способствуют духовным поискам. Поэтому в ведическом обществе рекомендовалось общение на санскрите, изучение санскрита супружескими парами, обучение санскриту детей. Мы же, имея такие корни происхождения, просто обязаны развивать и объединять наши культуры, находить всё больше общего, возрождать обычаи и традиции наших предков, сохранять и беречь наш язык.
В подтверждение всех вышеперечисленных данных говорит и достаточно молодая наука ДНК-генеалогия, изучающая изменение в Y-хромосоме человека, происходящих естественным путём через мутации с очень медленной скоростью (приблизительно 1 мутация на 200 лет). На основе полученных данных можно проследить и расселением народов по планете. Анатолий Клёсов в своей работе «Происхождение славян и других народов» пишет:
«Из приведенного выше неизбежно следует, что «индоевропейцы» — это и есть древний род R1a1. Арии. Тогда всё, или во всяком случае многое становится на свои места — и с приходом людей этого рода в Индию и Иран, и распространение людей того же рода по всей Европе, а отсюда — и появление индоевропейской группы языков, поскольку это на самом деле их, арийский язык, или его диалекты, и появление «иранских языков» индоевропейской группы, поскольку это и есть арийские языки...»
В своих исследованиях А. Клёсов показывает, что до сих пор большинство высших каст (брахманы и кшатрии) в Индии относятся к арийской гаплогруппе R1a1 (приблизительно половина, а иногда доходит до 72%). Причём наибольшая концентрация этой группы представлена в северо-восточной части Индии, что исторически согласуется с моделью прихода ариев.
Основываясь на вышеизложенных фактах и сопоставлениях, можно утверждать, что между нашими культурами много общего. Слово «йога» можно перевести с санскрита как «связь», и, возможно, именно она способна восстановить ту утраченную связь с нашей древней культурой, памятью и целью пребывания на этой планете.
PS: Прикоснуться к сакральным местам планеты, прочувствовать на себе связь с древними корнями вы можете, поехав вместе с Андреем Верба в Йога-тур в Индию - Непал и Йога-тур «Большая экспедиция в Тибет».
Присоединяйтесь по возможности!
PPS: Если у вас появится желание ознакомится с более монументальными работами на эту тему, вот краткий перечень работ:
- Б. Г. Тилак. Арктическая родина в ведах. М., 1925 и 1956 гг;
- Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян. М., 1981;
- О.Н. Трубачев. Названия рек Правобережной Украины. М., 1968;
- О.Н. Трубачев. Лингвистическая периферия древнейшего славянства.
- Индо-арийцы в Северном Причерноморье//Вопросы языкознания, 1977, №6;
- А.С. Сейбутис. Миграция послеледникового человека как отражение изменений экологической обстановки// Научные труды вузов Литовской ССР, серия «География», VIII, 1982;
- Н.Р. Гусева. Арктическая родина в Ведах?// Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. М., 1998;
- Н.Р. Гусева. Краткая сводка совпадающих и сходных слов русского языка и санскрита (400 слов), тот же сборник;
- С.В. Жарникова. Древние тайны Русского Севера, тот же сборник;
- С.В. Жарникова. Гидронимы Русского Севера. (Опыт расшифровки через санскрит), тот же сборник;
- Дурга Прасад Шастри. Связь между русским языком и санскритом (перевод с английского), тот же сборник.
- Качаева Марина. Сокровища русского орнамента. 2 тома. Белые Альвы. 2008г.
- Е. Елачич. Крайний Север как родина человечества. СПб., 1910.
- А. А. Клёсов. «Происхождение славян и других народов», журнал «Биохимия», 2011.