В наше время в воспитании детей слишком много времени уделяется внешнему. В погоне за развитием способностей мы перестаём обращать внимание на суть, на развитие внутренних качеств, которые делают человека человеком.
Дать знания необлагороженному, бездуховному человеку — это всё равно, что дать саблю сумасшедшему!
Д. Менделеев
Я как раз из числа тех мам, которые ещё до рождения ребёнка стали изучать тему воспитания и психологии в поисках идеального рецепта. Как только первый ребёнок родился, началась гонка за достижениями: раньше сеть, раньше встать – пойти – побежать – начать говорить и т. д. Методик сейчас масса, каждая «самая правильная». А вдруг до года не успею, а «после трёх уже поздно». Времени не хватало, но «если не я, то кто же?». Такая гиперответственность отбирает много сил. Но результат не всегда соответствует ожиданию. Очевидно, что ребёнок растёт и развивается по какой-то своей программе. Со вторым ребёнком все эти процессы ещё больше подтвердились, т. к. то, что действует с одним, со вторым частенько не прокатывает.
Был один случай, который помог пересмотреть мой взгляд на родительство. В кризисных ситуациях без веры в высшие силы, карму и реинкарнацию, как мне кажется, можно сойти с ума, если считать, что только твои действия определяют исход событий. Когда дети заболели коклюшем, младшей дочке было 3 недели. Это самый опасный возраст для данной болезни. Причём пик болезни наступает через несколько недель. То есть неизвестно, как будут развиваться события, и можно только ждать. Старшая дочка тоже болела, но с ней было проще, так как она заболела раньше, и, пока я поняла, что это за болезнь, пик уже прошёл. А с младшей – режим ожидания. Бессонные ночи: слушаешь, дышит ли ребёнок. Ежедневный подъём в 4 утра и прогулка к озеру – дышать влажным воздухом. И отсчёт каждой минуты в ожидании. В этот момент происходила серьезная работа над собственными переживаниями, поиском причин и стремлением принять ситуацию. Чему научила меня эта ситуация? Ни идеальные беременность и роды, ни питание и образ жизни не спасут, если есть карма чему-то случиться. У каждого человека в жизни свои уроки и учителя. Ещё я ощутила неповторимую энергетику ранних подъёмов, но сейчас не об этом.
В общем, не всегда действия родителя «во благо» ребёнка могут гарантировать это благо. Но я не о том, что нужно всё бросить и ничего не делать. Моя роль как родителя — работать над собой. В моём случае ЙОГА — это идеальный путь развития себя, в том числе и как родителя.
Речь не только о физических упражнениях. Изучение законов кармы и реинкарнации дают иной взгляд на происходящее вокруг, другое отношение к событиям в твоей жизни и в жизни окружающих людей (в том числе детей). Появляется иной взгляд на ребёнка. Это не чистый лист, который надо чем-то заполнить. Это не «цветок жизни», которым нужно наслаждаться. Это —личность, которая имеет свой накопленный опыт и пришла в этот мир с задачами, не зависящими от наших планов. И моя роль в воспитании, повторюсь, — работать над собой, вести здравый образ жизни. И тогда в будущем, столкнувшись с иной реальностью, ребёнок сможет сделать свой выбор.
Мощным инструментом являются внутренние практики. Занимаясь по утрам, я чувствую, как меняется моё внутреннее состояние и как сильно это сказывается на здоровье и поведении детей.
ЯМА и НИЯМА. Прежде всего. С этих этически-нравственных принципов начинается йога. Изучить эти принципы достаточно легко, гораздо сложнее вводить их в свою жизнь и практиковать. Если говорить об этих понятиях с точки зрения родительства, то тут другая ответственность в отношении воспитания. Такой подход отнюдь не лёгкий, но, как мне кажется, он наиболее правильный. Ведь волшебных пилюль не бывает. Без личного примера странно надеяться, что дети вырастут такими, как мы хотим.
В заключение приведу здесь отрывок из размышлений Льва Николаевича Толстого, который очень созвучен мои мыслям. «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя» (Письмо к Ф. А. Желтову. 18 декабря 1895).