Я так долго уже практикую Дхарму, а до сих пор не избавился от привязанности к эго. Что толку в практике Дхармы, если не можешь укротить эгоистичную заботу о себе? - думал великий буддийский подвижник Миларепа, когда пытался сопротивляться порывам сильного ветра, что срывал с него ветхую одежду.
- Так пусть же ветер уносит мои дрова – если ему так хочется. Пусть срывает с меня одежды – если он того пожелает».
Вот в таких отношениях со стихиями находился ученик Марпы – переводчика Миларепа, который продолжал работу над укрощением своего эго, даже будучи к тому времени знаменитым.
И если мы взглянем, так сказать, в лицо современного человека, то увидим, насколько изменилось его сознание за всего лишь несколько тысячелетий. Мы привыкли к мысли о том, что все окружающие нам что-то должны. К примеру, в точно назначенное время преподаватель должен рассказать нам нечто такое, что раскроет нам глаза, и нам будет не слишком неприятно и не скучно, а мы, сидя, хоть и в не очень удобной, но подобающей случаю позе со скрещенными ногами, так уж и быть, изволим его выслушать. Затем, точно по расписанию, лекция закончится (а вдруг мы устанем), и мы вовремя пойдем ужинать, а потом спать. И тут вдруг всё пункт за пунктом разрушается. Мы начинаем возмущаться. Каждый из нас уверен, что его с нетерпением ждут, чтобы передать самое высшее, тайное учение. Мы недоумеваем: мы приехали сюда за сотни километров, отодвинув в сторону работу и другие важные дела, а тут такое неуважение! Но если присмотреться хорошенько, окажется, что мы слышим только голос своего эго. И если его не усмирить, мы так и будем коллекционировать безсмысленные знания, кочуя из одного зала в другой, из одного лагеря в другой, третий. А самое главное при этом так и останется для нас закрытым.
Так что же это такое: наше эго?. Мы с детства слышим об эгоистах, которые всё стараются делать только для себя, любимого. Но на этом наши познания в этой области заканчиваются. Между тем, изучив этот феномен поближе, вы, возможно, узнаете о себе много нового и сможете открыть новые возможности для самосовершенствования.
В Аюрведе в разделе «Психология» говорится о ложном эго, которое присуще людям, находящимся в материальном мире здесь, на планете Земля. А где же у нас истинное эго? Давайте рассмотрим схему из этого же раздела. Ведическая наука включает в себя уровни от тела до высшего «Я».
- Сверхсознание (Высшая Душа)
- Личность (душа)
- Ложное эго
- Разум
- Ум
- Органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус)
- Тело
На схеме мы видим строку ложное эго, но не видим эго истинного. Потому что наша настоящая природа духовна. И наше истинное эго осталось там, где высшая Душа. Скорее всего, там и наше истинное «Я». В этой статье речь пойдет именно о ложном эго без упоминания слова «ложное».
Психологический словарь говорит нам, что эго - это сгусток повторяющихся мыслеформ и обусловленных ментально-эмоциональных схем, наделённых чувством «я», то есть, ощущением себя. В википедии эго рассматривается как часть человеческой личности, которая осознаётся как «Я». Очень часто эго полностью овладевает личностью и эго приравнивается к самоощущению себя как «Я».
Почему так получается? Ответ на этот не праздный вопрос может дать нам изучение местонахождения этого живого придатка организма. По некоторым йогическим источникам эго начинается внизу, в свадхистане. Там есть движущаяся чакра, которая медленно плавает вдоль войда, собирает все проблемы брюшины (а это печень, почки, селезёнка, поджелудочная железа, почки, надпочечники, кишечник) и далее поднимается вверх, становясь шариком желтого цвета в области правой части головы. В норме аура сердца окружает мозг. Но если шар эго слишком большой, то мозг отсекается от сердца (все это происходит на тонком уровне). Теперь сердце работает в одном направлении, мозг – в другом, тело – в третьем, эмоции – в четвёртом. Вы пытаетесь усидеть на четырёх стульях, да ещё на двух ножках. Этот шарик эго заставляет вас отождествлять себя то с телом, то с умом, то с чувствами, то с вещами и предметами. Редко – с разумом. Вы теряете себя, считаете себя несчастливым, неудачливым, ищете виноватых. Не это ли яркая иллюстрация к словам Чацкого из грибоедовской комедии, когда он в отчаянии восклицает: «Ум с сердцем не в ладу!»
Наше физическое тело подвержено старению, болезням и смерти. И если произошло отождествление с телом, то страдания неизбежны, ведь даже самое совершенное тело будет разрушено годами и болезнями, таков закон жизни. Сон, еда, совокупление и самооборона приносят телу наслаждение. Есть люди, которые и не задумываются никогда о том, что человек создан ещё для чего-то. Но йоги знают, что если мы больше всего любим поспать и покушать, и живем по принципу «бери от жизни все», не пропуская ни одной юбки, то в следующей жизни получим то, чего хотели: Господь всемилостив, он исполняет все наши желания. Только вот тело, вероятно, будет в медвежьей шкуре или с пятачком спереди и хвостиком сзади. Никто не сможет обойти закон причинно-следственных связей – карму. И незнание законов не освобождает от ответственности. И не важно, – верите вы в него –, не верите. Не нравится? Придумайте что-нибудь лучше! Только вот человеческий мозг за годы своего существования не «родил» даже маленького живого цветочка, подобного тому, что сотворил Всевышний. Лишь мёртвые, искусственные лианы и пальмы, которые убого украшают холлы и витрины многочисленных магазинов и торговых точек.
Некоторые в своем эго уходят в другую крайность (особенно подростки): ненавидят своё тело, постоянно находя кучу недостатков. То у них якобы груди маленькие, то ноги кривоватые. А между тем, надо благодарить Небеса за то, что вы получили драгоценное человеческое рождение, потому что именно благодаря ему можно заниматься духовными практиками. Да, в теле медведя медитировать сложнее.
Далее идём по нашей схеме вверх. На этом уровне эго может отождествляться с чувствами. Кроме телесных наслаждений мы, несомненно, можем получать наслаждения интеллектуального характера: прослушивание музыки, просмотр спектакля, прогулки по красивым местам. Наш ум на некоторое время успокоится, но затем снова придёт чувство неудовлетворенности или разочарования, а возможно, и депрессия.
Чувства могут привязаться к объектам. Например, чувство вкуса может привязаться к каким-нибудь продуктам. Как алкоголик к спиртному. Наверняка, даже в кругу ваших знакомых есть любители шоколада, которые готовы покупать его каждый день, обогащая, таким образом, компании и корпорации по производству и сбыту сладких плиток. Но, потакая прихотям своего эго, вы наносите непоправимый вред своему здоровью. На уровне речи может наблюдаться привязанность к сквернословию. Если попросить такого человека не ругаться, то он и двух слов не свяжет. Поэтому надо быть внимательными к тому, какие объекты воздействуют на наши чувства, и с какими объектами наши чувства контактируют. На каком-то этапе вам будет казаться, что чувства и объекты на большом расстоянии, но помимо вашей воли произойдет притягивание, и оторваться будет очень трудно.
Но чувства – это только проводники удовлетворения и наслаждения. Через них к нам приходит информация, которая стекается в ум. Здесь наши планы, желания. Их озвучивает голос в нашей голове, руководимый ложным эго. Допустим, произошло какое-то событие. Оно уже в прошлом, но наш ум продолжает сочинять историю, связанную с ним. Экхарт Толле приводит пример двух селезней. Он видел, как они столкнулись, пощипали друг другу перья, всхлопнули крыльями и разошлись, мирно продолжая плавать рядом. Представьте себе, если бы эти утки обладали человеческим умом. Тогда уже после произошедшего конфликта они не успокоились бы. Вот какие мысли могли бы родиться в голове одной из них: «Он думает, что пруд его собственность. Совсем уважения нет к личному пространству. Наверняка что-то опять замышляет. Я этого так не оставлю…». Как осложнилась бы жизнь этих пернатых, обладай они умом человека!
Бывает, что человеческое эго отождествляется с вещами и предметами: машиной, дачей, квартирой, домом… Насколько это часто это бывает? Очень часто! Представьте себе, вы встали утром, чистите зубы и по новостям из зомбоящика слышите новость о том, что у очередной знаменитости украли машину. Вы никак не реагируете. Продолжая чистить зубы, идёте к окну и с ужасом замечаете, что вашей машины нет на месте. А вчера вы её припарковали как обычно. Всё, вашего спокойствия как не бывало. Отними у ребенка машинку в детском саду, он заплачет. И неважно, кто отнимет: няня или злой небритый дядька, нам будет плохо по-любому, ведь нас лишили части нашего «Я». Считается, что мы выросли, стали взрослыми. Но что же в нас выросло? Ничего, кроме эго. Таким образом, наша привязанность к вещам и предметам есть не что иное, как привязанность к нашему эго.
Деятельность нашего ума контролирует разум. Разум – начальник, ум – заместитель. К примеру, в двенадцать часов ночи принесли торт. Ум идёт к начальнику и докладывает: «Принесли торт». Разум, серьёзный такой, сердитый. Поднимает голову и показывает на часы: « Поздновато, сам знаешь, нельзя на ночь наедаться. Спать пора. Завтра с утра, чтоб на курсы повышения квалификации!» И что? Ум недоволен. Он продолжает искать удовлетворения. И если у кого-то разум не такой «строгий» – беда! Голос в голове, который озвучивает мысли, нашёптываемые нашим эго, будет звучать до тех пор, пока вы не съедите торт. Например, вы скажете себе: «Ну ладно, в последний раз. Поем и с завтрашнего дня ни-ни!» А дальше сами знаете, что происходит. Сколько еще таких последних разиков будет?!
Есть разум материальный, когда человек ведёт благочестивую правильную жизнь, знает, что хорошо, что – плохо. Те, кто руководствуются духовным разумом, имеют стремление к балансу между духовной и мирской жизнью.
Наше истинное «Я» – это наша духовная природа. Тело меняем, чувства уходят, а ум, разум остаются. Ум хранит память, разум – накопления духовной деятельности. Все материальные накопления - аннулируются. Все духовные наработки остаются. Причём сохраняется тот уровень, который был достигнут – с него начнётся следующая жизнь. И даже если вы ушли от духовной практики, – вернётесь. Если говорить о метафизическом строении нашего тела, то выше уровня разума находится наша личность. Душа. Она не подвержена материальным воздействиям. Это уровень счастья. На духовном уровне мы всегда счастливы. Но почему же мы не всегда радостны? Потому что наше сознание направлено на другие уровни: ума, чувств, в лучшем случае - разума.
В материальном мире лучше ориентироваться на разум, чем на тело и чувства. На тело вообще трудно ориентироваться. Какие-нибудь 70 лет и его нет. Если посмотреть на приведенную выше схему, то можно увидеть, что разум находится между умом и душой. Он на перепутье. Если человек прислушивается к уму, то он живёт эмоциями. Эмоции – это реакция организма на различные ситуации, когда происходит выброс энергии. А ситуации бывают различные. Наше эго, озвучиваемое нашим голосом в голове, начинает жаловаться, возмущаться, гневаться. Вспомнить, хотя бы поведение водителей на дороге. Час пик. Пробки. Новичок водитель не рассчитал расстояние между транспортными средствами и чуть не наехал на впереди идущий «ауди». Из неё тут же со страшными ругательствами выскакивает водитель и набрасывается на виновника. Далее по сценарию следовало бы физическое насилие, но, по счастливой случайности, рядом с ними в этой пробке оказалась зажатой и полицейская машина. Люди в форме, конечно, охладили пыл пострадавшего, хотя пострадавшим то его можно назвать лишь условно. А сколько энергии было выброшено! Куда она девается? Часть идёт обратно в ум. Здесь она рождает ещё больший поток мыслей, а вслед за ними и серию необдуманных поступков. Как в случае с «нашим» водителем. Часть становится токсичной и блокирует различные чакры на тонком уровне и в результате вызывает проявление болезни на физическом уровне. Когда мы приходим к врачу и говорим, что боли в сердце начались три дня назад, это уже поздние стадии заболевания. На самом деле болезнь началась уже давно, возможно, она стала результатом заработанной нами кармы из прошлой жизни. Оставшаяся часть энергии уходит в окружающую среду и заражает окружающих таким же негативным состоянием.
А вот если разум прислушивается к душе, то человек больше смотрит на духовную природу людей. Иду по улице. Рядом группа студентов. Навстречу - две молодые девушки. Одна из них ярко одетая и красивая. Один из молодых людей восклицает: « Вот на такой я бы женился!». «А я бы другую выбрал, скромную. У неё глаза лучистые. А приодеть я её и сам смогу», - ответил ему кто-то. Человек может идти на поводу у своих желаний. И он всегда будет оценивать внешние составляющие: как одеваются, как себя ведут, как общаются. Наше эго будет идти на всякие хитрости. Чтобы получить наслаждение. Вспомните хотя бы свои мысли, которые толпой проносятся в вашей голове, когда вы сидите на коврике в зале и пытаетесь разогнуть суставы, которые по твёрдости напоминают железобетонные конструкции: «Может, бросишь это гиблое дело, а? Чего ж ты себя мучаешь? Пойдем лучше тортика купим, к подружкам заглянем, пивка глотнем…». И если пойти на поводу своего эго, на йоге можно поставить жирный крест.
Материальный мир существует, чтобы мы выполнили свою задачу. Но за миллионы лет мы накопили кучу поступков, просто так не выбраться. Поэтому это как бы тюрьма для исправления. А начальник в ней – майа, иллюзия, – материальная энергия, – «то, что временно». Но мы думаем, что она постоянна, что мы будем жить вечно. Почему? Потому что наша природа духовна, и действительно, умрёт только наше очередное тело, а всё духовное останется. Мы должны вернуться домой, к своей духовной природе. Но это трудно. Куча сроков, столько статей висит. Три пожизненных или полмиллиона. Но сколько бы их ни было. Нужно воспитывать в себе умонастроение благодарности за всё.
Есть притча о том, что когда брахман узнал, что для достижения освобождения ему нужно прожить еще одну жизнь, он в своем эго возмутился: «Почему так долго, Бхагаван?». Сапожнику же было сказано, что для достижения высшей цели ему придёется прожить столько жизней, сколько листьев на дереве, под которым он работает. Сапожник тут же сложил руки в намасте и, обращатясь к небесам, воскликнул: «О, Всевышний! Благодарю тебя за милость!» Листья с дерева тут же попадали. Остался один единственный. Такова сила благодарности. Хотя эго будет ворчать в любой ситуации, но как бы мы развивались, если бы не было проблем, и все были Буддами?
Мы можем испытывать восторг, счастье в материальном мире, но они временны. Значит, истинное счастье можно найти только в духовном мире. Есть такое понятие – сварупа –индивидуальная духовная форма. Она есть у каждого духовного существа. И у каждого – индивидуальное служение в духовном мире. Но эта сварупа отражается в материальном мире в вашем предназначении. Когда мы его реализуем здесь – это тренировка к возвращению домой, духовный мир. И здесь мы можем испытывать счастье от взаимоотношений с другими живыми существами. Во времена Будды люди не были такими сложными, как сегодня. У них не было такого количества точных машин, которые работали на них, и они могли выжить, только имея достаточное количество пищи. Щедрость касалась в основном материальных потребностей. А мы начали развивать внутренние трудности, поскольку внешних становилось всё меньше. Люди стали одинокими и неуверенными в себе, сделали свою внутреннюю жизнь очень непростой, что не принесло пользы ни им самим, ни другим. Но не существует свойств, которые переносятся из одной жизни в другую легче и непосредственнее, чем полная радости энергия. Следовательно, если в этой жизни вы в большей степени будете полезны другим (а, значит, и себе самим), то накопленная энергия сделает вас полными сил и в следующем воплощении. И только эго, которое удобно устроилось на вашей голове, может помешать этому. Нужно научиться распознавать его и усмирять. Тогда вы поймете, что такое сострадание. Сострадание – это когда мы вместе переживаем страдание. Нужно только понять, что все люди находятся в состоянии, близком к безумию. Да-да! Бешеный ритм современной жизни не даёт возможности человеку остановиться, осознать происходящее и стать самим собой. Ну разве что затяжная болезнь какая-нибудь заставит это сделать. А ведь нужно понять, что никто ни в чем не виноват, это просто наше эго. Отбросьте его и на смену придут истинные человеческие отношения. Недавно была свидетельницей такой сцены. Поздний вечер. Все торопятся закупиться и поскорее оказаться дома, чтобы отдохнуть перед следующим рабочим днем. Одна из кассирш обсчитала покупательницу: не додала 39 рублей сорок копеек. Женщина лет пятидесяти, обнаружив ошибку, тут же встаёет в позу и заявляет «Вы меня обманули, вы все тут жульничаете…» Кассирша, извинившись, вернула сдачу сполна и продолжила работу, профессионально проговаривая алгоритм. Но обиженная покупательница решила, вероятно, добить «обманщицу» и она продолжила: «А вы знаете, кем работает мой муж?».
Что тут сказать? Вот она, работа эго! Вероятно, кассиршу, немолодую усталую женщину из одной из республик ближнего зарубежья меньше всего это интересовало. После ежедневного двенадцатичасового рабочего дня с пятнадцатиминутными перерывами на обед и ужин и пятиминутными пробежками, извините, в туалет, ей, вероятно, более всего хотелось одного: спать, ведь утром снова на работу. И если даже она намеренно обсчитала покупателя, то это не в компетенции покупателя – предъявлять обвинения. Для этого есть специальные органы, в руки которых она рано или поздно попадёт, если мошенничает. Но нужно знать: что нас возмущает в других, то есть в нас самих. Вы недовольны хамством, жадностью, неискренностью? Извините, что посеешь, то и пожнёшь. Но это не значит, что нужно равнодушно пройти мимо вопиющей ситуации. Допустим, вы купили просроченный творог или молоко. Вызвав администратора, можно мирно решить эту проблему в сторону положительных изменений для обеих сторон.
Если мы хотим поменять что-то в лучшую сторону, нужно остановить голос нашего эго.
На то, чтобы в голове круглые сутки происходил диалог ума и тела, у нас, между прочим, уходит 30% накопленной непосильным трудом в зале энергии. Этот голос в голове служит 72 архонтам духам, которые питаются нашей праной, излучаемой во время этих всех диалогов и монологов в голове. Они выращивают нас как клубнику на грядке. Чтобы питаться нашими эмоциями.
Свобода от эго предполагает правильные действия. Например, эго спрашивает: «Как мне заставить эту ситуацию удовлетворить мои требования? Или попасть в другую ситуацию?» Дзен буддисты сказали бы по-другому (дзен - состояние осознанности, когда а «Я» - наблюдатель). Присутствуя в настоящее время в настоящем моменте, спросите себя: «Как мне откликнуться на требования данной ситуации, данного момента?» Эта очень важная идея – жить здесь и сейчас. Это тренировка, подготовка к жизни в духовном мире, потому что в духовном мире нет ни прошлого, ни будущего, а только настоящее. Мы как маятник качаемся из стороны в сторону, то сожалеем о прошлом, то предвкушаем будущее, когда происходит что-то не по плану, эго нашим голосом начинает жаловаться, и мы думаем, что это мы и есть.
Именно наше собственное, искусственно выращенное эго не дает течь энергии по центральному каналу, то есть, идти по срединному пути, о котором говорил Будда.
Какой бы ни была ситуация неприятной, нужно помнить, что мы её сами и создали своим действиями, мыслями, речью. Не выдержим экзамен – дальше будет два таких. Поэтому уместно будет применять для решения некоторых проблем йогический принцип приятия ситуации, то есть сокращение требований. Перестаньте оценивать ситуацию нравится-не нравится, плохо-хорошо. Это тупик в развитии, если не регресс вообще. Ходите в зал и занимайтесь хатха-йогой, а параллельно – дыханием. Дыхание – это не что-то, что вы делаете, а то, за чем вы наблюдаете, когда дышите. Оно происходит само собой. Оно не имеет формы. Осознавайте своё дыхание. Вовсе необязательно стремиться к выполнению каких-то сложных техник: достаточно качественного выполнения простой. Вдох, выдох, вдох, выдох через нос в спокойном ритме уведет ваше внимание от мыслей, а вы помните, что эго отождествляется с нашими мыслями, которые в уме и формируются.
Работа над дыханием еще важна и потому, что дыхание – это способ, с помощью которого прана соединяет микрокосм и макрокосм, соединяет человека и вселенную. Так осуществляется энергоинформационный обмен между человеком и вселенной, и прана связывает между собой все живые существа. То есть, на этом уровне (уровне метафизического строения тела), когда тело контактирует с окружающим миром с помощью пяти чувств, мы объединены между собой через прану в единое целое. Одновременно мы едины и в то же время индивидуальны. И когда мы совершаем поступки, думаем, говорим, мы оказываем влияние на всё человечество, на всю вселенную. То есть, понимание сущности праны, через дыхание, позволяет нам ощутить определенную ответственность. То есть, если мы на уровне ума, речи и тела совершаем неблаговидные дела, на которые сподвигнуло нас наше эго, то мы распространяем негатив, который и создаёт плохую карму и нам, и всему человечеству в целом. Вот так и получается: работаем над собой, для себя, а меняется и мир вокруг нас.
Сейчас, в наше переломное время даже бодхисаттвы, дэвы и боги, глядя на нас с райских планет, завидуют нам, волевым людям, практикующим йогу. Ибо на что раньше уходили десятилетия упорной практики, сейчас требуются – месяцы и недели. И под конец, снова хочется процитировать одну из песен непревзойденного Миларепы: Будьте честны и искренни – И вы найдете свой путь.
И помимо всего прочего, помните всегда и везде, слова славного Миларепы:
Никогда не будьте самонадеянны или горды собой, Иначе самомнение заставит вас брать на себя слишком много, И вы будете перегружены притворством. Если откажетесь от обмана и притязаний, Вы найдете свой путь.