Как-то, несколько дней спустя после двухнедельного пребывания далеко за городом в условиях, близких к идеальным для самосовершенствования, после интенсивной каждодневной практики саморазвития (ретрита) ко мне пришёл вопрос извне: «Ну как дела? Есть ли жизнь после ретрита?»
Большинство людей сегодня задаются вопросом, насколько совместимы современная активная жизнь в социуме и йога? Те, кто живут жизнью, которая в сегодняшней сформированной для нас реальности должна расцениваться как полноценная, активная, насыщенная различными возможностями, совершенно не понимают тихих, неприметных йогов «не от мира сего», тех, кто часто отрекается от удобств и комфорта, забирается в места, далекие от цивилизации и занимается «бессмысленными» и непонятными упражнениями. Такие люди, по мнению социума, находятся под воздействием внушения каких-либо организаций или личностей и растрачивают свою жизнь впустую, не реализуют себя во внешнем мире.
Однако прежде, чем делать поспешные выводы о «странных» йогах, разберём несколько основных правил жизни этих людей, которые так настораживают остальных членов социума.
Начнем с того, что в жизни йога, оперирующего некоторыми тонкими категориями, о которых мы поговорим ниже, существуют 10 обетов для соблюдения. Если рассмотреть эти обеты, мы увидим, что из них родились все заповеди миролюбивого и добронравного сосуществования почти во всех мировых религиях. Эти обеты называются законами Ямы и Ниямы. Существует 5 Ям и 5 Ниям. Законы Ямы и Ниямы очень тесно переплетены между собой. Ямами являются обеты, которые практик соблюдает по отношению к миру. Однако очевидно, что соблюдение этих обетов невозможно без определённых внутренних устоев (ниямы). Я хотела бы выделить следующие обеты йогов, которые поддерживаются внутренними установками:
- Отказ от насилия (не убий, не причини вреда).
- Отказ от лжи.
- Отказ от воровства.
- Отказ от удовольствий.
- Отказ от эгоистичной жизни ради самого себя (ненакопительство).
Думаю, что первые 3 пункта ни у кого недопонимания не вызовут. Любому ясно, что причинение смерти или вреда, ложь и воровство приводят к негативным последствиям.
А вот 4 и 5 пункты хотелось бы пояснить подробнее.
Дело в том, что удовольствия – это крючки, за которые нас можно подцепить, и очень легко разрушить наше душевное равновесие. Причем удовольствия-то могут быть совсем «невинными». Например, есть определённое кафе, в котором я люблю заказывать то или иное блюдо. И вот я иду в это кафе, ожидая, что сейчас снова буду наслаждаться любимым кушаньем, как кафе оказывается закрытым или само блюдо в меню сегодня отсутствует. Что же происходит со мной дальше? Мир мгновенно приобретает серую окраску, я вяло и без интереса заказываю другое блюдо, и всё время думаю о том удовольствии, которое могла бы сейчас испытывать. Казалось бы, такая мелочь приключилась, а мне уже свет не мил. Разве это разумно и допустимо?
Проблема в том ожидании удовольствия, которое я лелеяла. Когда мы чего-то ожидаем, мы уже не живем в настоящем, мы пребываем в будущем, то есть тратим свою энергию на то, чего не существует. Поэтому современные йоги и стараются ограничивать себя в удовольствиях, чтобы их ум был способен к концентрации, был способен находиться здесь и сейчас. Зачем это надо? Беда и проклятие этого проявленного мира состоит в его линейности. Наши глаза затуманены иллюзией времени. Для нас последовательно существуют прошлое, настоящее и будущее. Очень немногим практикам удается выйти за пределы этой двойственности и видеть мир объёмно, одновременно в разных временных точках. Все страдания человека заключаются либо в переживаниях прошлого, либо в ожиданиях будущего. Когда человек научится жить настоящим моментом, уйдут и страдания, потому что переживание каждой новой секунды не может породить концепцию в уме о том, что было и что будет. Это то, что просто есть в данный момент. Таким образом достигается полнота и абсолютная свежесть переживания момента, а когда мы переживаем момент, даже момент боли, это не может породить в нас страдание.
Рассмотрим одну из ситуаций, которая является неприятностью или в каком-то смысле даже страданием для современного человека – отсутствие возможности поехать в «долгожданный и заслуженный» отпуск. Мы страдаем. Но почему? Потому что наш ум уходит либо в прошлое, вызывая в памяти какие-то особо приятные эпизоды, связанные с прошлогодним отпуском, либо уносит нас в будущее, заставляя постоянно крутить в уме мысли о том, что все уедут отдыхать, а мы останемся в городе наедине с собой (что современных людей пугает очень сильно, иначе наличие телевизоров в каждой комнате квартиры не имело бы места быть). Видите? Если же мы будем переживать только настоящий момент, полностью осознавая его, если мы немного отойдем в сторону от своего «придуманного умом» горя, мы поймем, что ничего страшного не случилось, наша жизнь не потеряет в своём качестве, что важно лишь то, что мы несём в мир, а не то, в какой точке земного шара мы это делаем. Мы увидим, что если мы чувствуем счастье в настоящем моменте, то оно не прекратится в будущем, т. к. будущее – понятие эфемерное, а то, что существует для нас вечно – это только настоящий момент.
Таким образом, получается, что наше счастье ничем не обусловлено, никакими картинками воображения. Поэтому и нужна чистая концентрация на настоящем моменте, чтобы не позволить шаблонам нашего ума заставлять жить нас в иллюзии, создаваемой ментальными реакциями, типа «нет денег – я не поеду в отпуск на Новый год – мне будет плохо и скучно сидеть дома – мне плохо сейчас от мысли, что мне будет плохо в будущем». Именно отсутствие создаваемых изо дня в день ожиданий (которые в большинстве своем создаются каждодневными «невинными» удовольствиями) и приводит нас к тому, что мы не можем жить настоящим. Я очень надеюсь, что мне удалось корректно и понятно донести свою мысль. Я не говорю о том, что нужно бросить все и уйти жить в палатку на ледник. Однако нужно максимально осознанно относиться ко всем окружающим людям, благам и удовольствиям, понимая, что завтра их может уже не быть, и что мы будем в состоянии принять это и обойтись без них. Как сказал один мудрец: «Аскетизм не в том, чтобы ничем не владеть, но в том, чтобы ничто не владело вами».
Здесь, однако, тоже следует оговориться. Раз уж мы живём в мире, где на физическом плане существует три времени, нужно использовать это как своеобразное преимущество для собственного развития. Что нам может дать прошлое для позитивного роста над самим собой? Извлечение уроков и полезных выводов из разных ситуаций. В этом очень хорошо помогает метод аналитической медитации. То есть существование прошлого – это очень позитивный момент, т. к. это даёт нам шанс, не вовлекаясь в проживание заново тех событий, которые доставляли нам разные ощущения, анализировать собственные ошибки и правильные решения, чтобы в будущем выстроить жизнь ещё более осознанно.
Так же и будущее очень позитивно для нас. Потому как, помня о будущем, о том, что оно придёт, что оно формируется из последствий наших действий, мы максимально здраво и адекватно будем проживать собственное настоящее.
Что же мы имеем на выходе? Адекватные поступки в прошлом, осознанность в настоящем и благостное будущее с повышением эффективности нашей жизни.
И если уж мы заговорили об отпуске, прекрасным вариантом для всех трёх времен существования нашей жизни будет провести время на природе, занимаясь саморазвитием, йогой. Для чего это нужно? Для того, чтобы максимально восстановить уровень нашей энергии и, вернувшись после праздников в социум, иметь душевные силы для продолжения здравого пути и изменения энергии вокруг.
Посвящение своей деятельности и её результатов другому живому существу есть сильнейшая прививка от эгоизма. А что порождает эгоизм? Постоянное желание испытывать комфорт и удовольствие. Постоянные мысли о благополучном будущем. Здесь мы возвращаемся ко всему, что изложено выше. Эгоизм держит нас на крючке удовольствий, малейшая угроза нашим сладким и комфортным ощущениям, как мы теряем человеческое лицо, и весь мир вокруг рушится, душа выведена из гармонии, мы страдаем. Поэтому непривязанность ко всему, что мы имеем, готовность отдать это другому и позволяют нам увидеть то, что поистине ценно: знания, опыт, духовная практика. Кроме того, можете подумать об этом в таком ключе: безвозмездно отдавая что-либо другому, вы являетесь для этого человека существом более высшего уровня на данном конкретном этапе, потому как, у вас есть то, что ему так сильно необходимо. И он будет стремиться и тянуться за вами, чтобы тоже иметь это, а, следовательно, он будет развиваться, прикладывая усилия. Позитивно, правда? Тем не менее, помните о собственной ответственности перед этим человеком и его дальнейшим развитием касательно того, что именно вы ему отдаете. Если это что-то благостное и светлое, развиваться будете и вы, и одаряемый. Если же вы несете в мир невежество и морок, пострадают все участники таких отношений дарения.
Важно, однако, помнить, что непривязанность может превратиться в крайность, имя которой — безразличие. Безразличие рождает чёрствость души и её закостенелость. Оно не позволяет развиваться ни нам самим, ни тем, кто нас окружает. Ф. М. Достоевский очень ярко описал безразличие в одном из своих рассказов: «Может быть, потому что в душе моей нарастала страшная тоска по одному обстоятельству, которое было уже бесконечно выше всего меня: именно – это было постигшее меня одно убеждение в том, что на свете везде всё равно…. Право, это обнаруживалось даже в самых мелких пустяках: я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей. И не то чтоб от задумчивости: об чём мне было думать, я совсем перестал тогда думать: мне было всё равно. И добро бы я разрешил вопросы; о, ни одного не разрешил, а сколько их было? Но мне стало всё равно, и все вопросы удалились». Чтобы избежать подобной деградации души, цените то, что у вас есть сегодня. Однако цените это так, чтобы мысль о том, что у вас есть то, чем можно поделиться с другими, вызывала бы в вас самую живую радость. Это и есть Золотой срединный путь. Грань между непривязанностью и безразличием тонка. Проявляйте осознанность, друзья.
Таким образом, утверждение современных членов общества с «активной жизненной позицией» о бесполезности и пустотности жизни йогов не выдерживает критики, ибо те, кто практикует йогу по сути проделывают самую сложную, самую долгую, самую опасную и требующую неустанных усилий работу – работу над собой. А как известно, если каждый сделает себя немного лучше, насколько сильно изменится наш мир. Если каждый принесёт в себе благость и добронравие, как возрастет общее качество этой планеты. Поэтому, друзья, занимайтесь самосовершенствованием и пребывайте в осознанности!
Теперь вернемся к вопросу, который был поставлен в начале статьи: Есть ли жизнь практику в социуме?
Разберем немного другую крайность, когда человек полностью погружается в практику, уходит из общества, замыкается. Говорят, сохранять душевное равновесие и принимать этот кажущийся нам несовершенным мир, очень легко, когда ты находишься вдалеке от него. Безусловно, такие практики необходимо проходить регулярно для воспитания тех йогических качеств, которые описаны выше. В определенный момент нужно покинуть общество, отгородиться от друзей и интенсивно погрузиться в практику с тем, чтобы за короткий промежуток времени зарядить себя энергией. Иначе практику будет не под силу бороться с теми явлениями, которые проявлены в нашем социуме в настоящий момент, иначе не будет сил и возможностей жить для того, чтобы принести в этот мир чуть больше света. Поэтому да, часто для того, чтобы остаться на Пути, нужно на время уйти.
Однако настоящая йога начинается тогда, когда ты выходишь из своей собственной пещеры (неважно, где она расположена, на вершине Гималаев или дома на коврике для йоги) и несёшь наработанную гармонию, принятие, спокойствие в бурлящий страстями и эмоциями человеческий мир. Это и есть йога по сути, йога по-взрослому, это то, ради чего стоит жить. Поэтому, конечно же, жизнь после ретрита есть, и она по своим результатам и качеству, зачастую оказывается лучше, чем жизнь в самом ретрите. Практикуйте на благо всех живых существ. Ом!
С глубокой благодарностью всем Великим Учителям прошлого, настоящего и будущего,