Измени себя — изменится Мир вокруг

Йога для глаз

Слушать аудио 0:00 / 58:45
Синтезированная речь

Почему йога? Потому как, чтобы излечить себя и восстановить зрение потребуются и время, и усилия. Потому как потребуется желание изменить себя, как на физическом, так и на духовном уровнях. Потому как, чтобы излечить себя потребуется мужество заглянуть внутрь себя, встретиться с самим (самой) с собой, понять себя, принять и поверить, что изменить себя в ваших силах.

Для восстановления зрения недостаточно делать только упражнения для глаз или другие манипуляции на физическом уровне. Как говорит уважаемый мною Алексей Васильевич Трехлебов: «Болезнь нужно лечить на трех уровнях: физическом, энергетическом и умственном».

На уровне ума: необходимо осознать, что изменить себя и излечить подвластно тебе самому. Ответить на вопросы: Какие ограничения ума привели тебя к потере зрения или же кармические последствия, каких поступков? Например, чтобы поверить в себя и силу излечения, йог Раманантата советует выбрать для себя мантру (фразу): «Мои глаза ясно видят», «Мое Я – в глазах», «Взгляд спокоен, свободен и ясен». Для каждого будет своя мантра, слова, которые по душе. От этих слов свет должен озарять вашу душу и сознание. Эти слова – инструмент, который способен перепрограммировать ваш ум.

На уровне ума, чтобы разобраться с причинами возникновения проблем со зрением и встать на путь излечения, необходимо обратиться к нравственно-этическим законам, которые в йоге называются Ямой и Ниямой. Об этом гениально пишет в своей книге «Йога терапия для восстановления зрения» Натхини Шанти. Я приведу несколько примеров из книги, которые вдохновили меня. Это поможет вам более глубоко раскрыть понятия и кармы, и действия закона причинно-следственных связей непосредственно через глаза.

Ахимса буквально означает «ненасилие». Но что относится к насилию? Всем знакомы расхожие выражения «убийственный взгляд», «испепелить взором», «молнии из глаз», которые выражают состояние гнева, которое предшествует насильственным действиям. Энергия гнева в действительности столь же мощна, как и йогическая сила, позволяющая поджигать взглядом свечи на расстоянии. Казалось бы, ограничиваясь гневным взглядом, человек избегает худшего зла – реального удара. Но, как известно, настоящий йог старается не демонстрировать сверхъестественные силы (сиддхи), опасаясь растраты энергии, необходимой для духовного развития. Среди древних преданий о подвижниках немало историй о том, как почти достигший просветления отшельник разом терял все плоды своей зачастую длительной аскезы, поддавшись гневу. Иными словами, «молнии из глаз» – это мощные энергетические удары, неизбежно производящие значительные разрушения в тонкой структуре объекта, на который они направлены. По счастью, обычный человек слишком слаб, чтобы кого-нибудь «убить взглядом», а что касается «разбитого» состояния после разноса начальства или семейного скандала, то оно знакомо в той или иной степени каждому. Это не проходит бесследно для того, кто позволяет себе подобное воздействие на ближних. Во-первых, он действительно теряет энергию, а значит, его глаза ослабевают, что выражается поначалу лишь в чувстве опустошенности. Из-за повторения частых приступов гнева эффект накапливается и глаза начинают слабеть физически, т. е. зрение постепенно портится. Во-вторых, меняется энергетическая структура глаз: из «окон восприятия» они превращаются в некое подобие «амбразур», а как долго человек может «отстреливаться», зависит от запаса личной энергии, который всегда ограничен. Когда же сила иссякает, в права вступает закон кармы, ибо вся структура такого человека сама собой производит обратное разрушение, притягивая энергию того же качества. В-третьих, разрушение внешнего окружения приводит к тому, что сам «воин» оказывается среди развалин, где практически нельзя нормально существовать, не говоря уже о том, чтобы жить счастливо. Более того, то, что он видит вокруг себя после учиненного им разгрома, совершенно не соответствует реальному положению дел. Ведь человек, как он есть на самом деле, намного лучше того человека, на которого вы только что накричали, значит, вы потеряли возможность увидеть его истинное лицо, не перекошенное обидой или страхом.

В чем состоит лечение глаз, больных гневом? Свами Вивекананда, великий учитель современной Индии, считает, что в воспитании сострадательного взгляда на мир, когда все вокруг, как бы оно ни нравилось, превращается в средство служения ближним. Как стать провидцем, обладаюшим необыкновенной силой видения, превышающей обычное зрение? Вивекананда считает путь карма-йоги самым подходящим для этой цели, призывая не ждать самореализации, чтобы «снисходить» до помощи ближним, а начинать с труда в миру и постепенно «восходить» к высотам духа.

Сатья буквально означает «истина», и здесь подразумевается не просто правдивость, но и верное восприятие реальности. Каждый из нас более или менее представляет себе разницу между способностью видеть главное и скользить взглядом по поверхности. Как отмечает Бейтс, на физиологическом уровне острота зрения зависит от центральной фиксации взгляда. Прямой, честный взгляд тоже явление двустороннее: человек не только точно передает через глаза энергетический посыл, соответствующий его истинным чувствам, но и устанавливает ближайший контакт с объектом, благодаря которому суть вещей сама собой раскрывается перед его взором. Здесь также способность видения находится в соответствии с правильно организованным мышлением, ибо «привычный вывих мозгов», свойственный человеку лживому и подозрительному, искажает видение реальности в самом буквальном смысле. Человек, смотрящий на мир открытыми глазами, замечает все вокруг с поразительной точностью, тогда как тот, кто прячет глаза из опасения выдать свои нечистые намерения, лишает самого себя адекватного видения ситуации. Взгляд исподлобья или искоса приводит в итоге к нарушению зрения.

Астея буквально переводится как «не-воровство», но в это понятие вкладывается более широкий смысл: не присваивать чужое и даже не зариться на него. Эффект «бумеранга сглаза» хорошо объясняется теорией кармы, согласно которой всякий завистливый взгляд, брошенный искоса с пожеланием «чтоб тебе пусто было», непременно отыграется потерей собственного имущества. Свами Венкатешананда для профилактики такой распространенной болезни взгляда на вещи, как зависть, предлагает размышлять о субстанции вещей, из которой они все происходят, а потому принадлежат в действительности на глубинном уровне одинаково всем живым существам. Однако из этого видения сути бытия следует вовсе не передел имущества, а спокойное отношение к его естественному «неравному» распределению, ибо индийским мудрецам испокон века известно – люди не равны. Зависть нарушает видение обеих сторон: и тот, кто хочет присвоить чужое, и тот, кто обладает вожделенной для других вещью, одинаково получают искаженное представление о ее реальности. «Зависть ослепляет» – это выражение передает одну из важных психологических причин плохого зрения, а также вскрывает мотивы стремления ослепить ближнего – чаще в переносном, а в суровые исторические эпохи и в прямом смысле. Индийская философия отсылает нас в поиске причин врожденной слепоты или других органических дефектов зрения к карме прошлых жизней. Не важно, принимаете ли вы теорию перевоплощения или нет, стоит задуматься о причинно-следственных связях хотя бы в пределах текущей жизни. Если обратить внимание уже не на связь вещей, а на связь живых существ, которые ими обладают, обнаружится ее основа в субстанции видения, ибо мир создается из совокупности представлений населяющих его людей. И эта основа зрения тоже становится объектом вожделения: каждый хочет, чтобы только он видел сам, а все остальные видели именно то, что видит он, т. е., попросту говоря, ослепли.

Апариграха означает «ненакопительство лишнего», что распространяется не только на избыточность вещей, но и на дурную привычку накапливать впечатления. В результате создается напряжение от попытки «охватить взглядом» как можно больше событий, и они превращаются в неразличимое месиво. Стремление охватить взором побольше нередко становится одной из причин косоглазия: человек смотрит прямо на одну вещь, но при этом старается скосить взгляд на что-то сбоку. Несоблюдение апариграхи ведет также к появлению такого феномена, как бегающий взгляд, то есть скользящий по поверхности вещей. Следует подчеркнуть, что в отличие от астеи речь идет не о присвоении чужого, а об исправлении дурной привычки накапливать лишние вещи, без которых вполне можно обойтись. Помните: захламляя дом ненужными вещами, а память – излишними впечатлениями, вы лишаете себя точности видения тех вещей, которые вам в действительности необходимы. Вам становится сложнее о них помнить, а значит, сложнее за ними наблюдать.

Брахмачарья – довольно сложное понятие: буквально оно переводится как «целомудрие», но применимо и к жизни в браке. Исходно брахмачарья означала период ученичества до вступления в брак и принятия на себя всей совокупности мирских обязанностей, включая рождение и воспитание детей. Молодой брахмачарин строго соблюдал сексуальное воздержание, а целомудрие в браке предполагало ограничение физической близости даже с собственной женой (всего несколько дней в течение месяца, наиболее благоприятных для зачатия). Если же человек вступал на монашеский путь, то для него брахмачарья означала пожизненное воздержание с применением сублимационных техник. Кажется, какое отношение все это имеет к состоянию зрения? Однако врачи и йоги подчеркивают безусловную связь целомудрия с незамутненным видением не только на духовном, но и на физическом уровне. Мораль скучна, но если понимать суть энергетических процессов, все становится на свои места. Импотенция и аменорея – показатели сильной растраты сексуальной энергии, которая происходит не только при реальных физических отношениях, но и при сексуальных фантазиях и любых формах выражения вожделения, среди которых самой явной и сильной оказывается взгляд. Именно теперь нам ясно, почему «посмотреть с вожделением» приравнивается к «согрешить»: при направленном желании, явленном во взгляде, происходит подчас не менее сильная отдача энергии, нежели при телесном контакте. Энергия человека невоздержанного, «раздевающего взглядом» каждую встречную женщину, непрерывно утекает, отчего слабеют сами глаза.

Сантоша означает удовлетворенность тем, что имеется, довольство малым. Это совершенно необходимое качество в практике йоги. Как подмечает Свами Дхармананда, постоянные переживания современного человека из-за того, что он «не так хорош, как хотелось бы», – источник всех проблем. Только способность принять самого себя таким, какой ты есть, становится отправной точкой духовного развития. Точно так же удовлетворенность тем зрением, которое есть, оказывается началом его исправления.

Тапас переводится как «жар», но с древнейших времен обозначает подвижничество, которое приводит к разжиганию внутреннего огня. Подвижники использовали внешние формы аскетизма, посвящая его Господу, таким образом им удавалось перевести выработанную физическую силу в более тонкую, духовную энергию, которая буквально ощущается как жар в теле и хорошо заметна в необыкновенно сияющих глазах йога. Однако тапас в его исходном смысле не утратил своего значения, ибо возникают обстоятельства, которые нужно просто перетерпеть. Так, доктор Бейтс утверждает, что столь распространенная боязнь испортить зрение вблизи источников ослепительного света либо при тусклом освещении, либо разбирая чересчур мелкий шрифт и т. п., необоснованна. Наоборот, существует реальная необходимость тренировать глаза в экстремальных условиях, разумеется, в разумных пределах. Когда глаза используются правильно, что предполагает прежде всего их расслабление и центрацию, созерцание в трудных условиях приносит несомненную пользу. Дело в том, что в подобных обстоятельствах требуется еще больше расслабить глаза, от чего их состояние улучшается.

Подлинный тапас наступает тогда, когда «наблюдатель» устраняется и устанавливается чистое «наблюдение». Это загадочное утверждение йогов находится в полном соответствии с требованием расслабления, но нуждается в более подробном объяснении того, как устроено «видение» во Вселенной. В индуизме считается, что есть только один Видящий, познание которого и называется свадхьяя.

Всем нам хорошо известно, что не глаза видят, а человек видит с помощью глаз. Индийская философия идет в направлении поисков субъекта видения еще дальше: не люди видят, но Господь посредством людей. В Бхагавадгите есть описание Господа в его истинном облике, явленное Арджуне после долгих настойчивых просьб, где в изумлении он восклицает: «Миллионами глаз Он смотрел!» И замечание Бейтса о том, что плохое зрение – результат ненормального состояния разума, находится в полном соответствии с индийской философией. Господь всевидящ, и только если вашими глазами смотрит сам Бог, зрение совершенно, а пока вы пытаетесь смотреть сами, у вас ничего не выходит.

Ишварапранидхана означает полное предание себя Господу, и в индуистской традиции акту самоотречения предшествует «даршан» – непосредственное видение Бога. Для того чтобы видеть Бога с открытыми глазами, недостаточно иметь обычные здоровые глаза, поэтому йога для глаз нужна не только ради восстановления зрения, но и при стремлении к духовному развитию. Кошки прекрасно видят даже в полной темноте – и что с того? Продолжают неплохо ловить мышей... Вот почему, хотя большая часть книги будет посвящена упражнениям для глаз, предназначенным для улучшения зрения, не следует упускать из виду их глубинный смысл: человек должен не просто видеть, человек должен видеть Бога!

Соблюдение Ямы и Ниямы помогут вам не только сохранить энергию в глазах, но и накопить энергию для восстановления зрения. И если заглянуть еще глубже, то прилагая усилия, вы способны развить внутреннее видение, которое как пишет Натхини Шанти: «Главная цель йоги состоит в том, чтобы изгладить из сознания игру воображения и достичь созерцания истинной реальности. Тогда перед внутренним взором не останется ничего, кроме ослепительного сияния, в котором растворяются границы предметов и все сливается в единство, называемое Господом. Выходя из переживания этого состояния, человек в состоянии управлять своим воображением, поражая окружающих властью над миром».

На энергетическом уровне: как говорилось выше, соблюдение нравственно-этических законов сохраняет энергию, очищает энергию и заряжает более тонкими качествами ясного взора. Чтобы наполнить глаза энергией, необходим свет, покой и расслабление. Как это работает и что для этого нужно приведено в презентации « Йога для глаз»: соляризация, оладонивание (пальминг), дыхательные упражнения, тратака, йога-нидра, шавасана.

На физическом уровне: существуют разнообразные инструменты для восстановления и сохранения зрения, такие как упражнения, непосредственно, для глаз, асаны в хатха-йоге, которые влияют на зрение, в особенности перевернутые, массаж глаз, промывание водой и многие другие манипуляции с глазами, такие как чтение перевернутого текста, мелкого шрифта и др. Со многими упражнениями вы можете познакомиться в презентации «Йога для глаз».

Аксиомы глаз

  1. Всё, что полезно для тела, полезно и глазам.
  2. Упражнения для тела благотворно действуют и на глаза, но глазам никогда не бывает достаточно только этих упражнений — им необходимы ещё и свои собственные.
  3. Упражнения для глаз оказывают своё полное действие, то есть укрепляют и развивают зрение, лишь в том случае, если выполнять их систематически ежедневно и по несколько раз в течение дня. На восстановление здоровья, в том числе и здоровья глаз, нужно много времени, но кто хочет быть здоровым, тот находит время.
  4. Усталость глаз — одно из выражений общей усталости тела. Глаза, как и всякий орган, нуждаются в отдыхе: сама способность глаз к работе предполагает их отдых, а отдых для них — это расслабление психики, упражнения и сон. Глаза самовосстанавливаемы и самоисцелимы.
  5. В основе всех нарушений зрения лежит напряжение и перенапряжение психики.
  6. Идеальное зрение приобретается только расслаблением. Сделайте расслабление, ровное и радостное настроение стилем и нормой своей жизни, если хотите вернуть себе здоровое зрение.
  7. Солнечный свет и видение чёрного поля закрытыми глазами — два могучих рычага в восстановлении и поддержании здорового зрения.
  8. Очки — выражение бессилия и беспомощности официальной офтальмологии. Они залог дальнейшего ухудшения вашего зрения. Поэтому если хотите снять очки, то снимите их. Помните, что вся разница между костылями и очками в том, что костыли уже больше не могут испортить походку, тогда как очки портят зрение непрестанно и неотвратимо.
  9. Глаза — это не просто орган зрения и не только «зеркало души», но также орудие, с помощью которого мы можем управлять своим настроением, это тонкий регулятор душевного состояния. Контроль над своим взглядом — это контроль над своей психикой. Поэтому, управляя собственным взглядом, можно управлять не только собой, но и другими людьми.
  10. Красота глаз — это не следствие подкрашивания и наведения теней, но выражение душевной красоты и духовного богатства личности.

Строение глаза

  • Плотная белочная оболочка (склера), покрывающая глаз снаружи, защищает его от механических и химических повреждений, от проникновения посторонних частиц и микроорганизмов. В передней части глаза оболочка эта переходит в прозрачную роговицу, которая, подобно застеклённому окну, свободно пропускает лучи света. Средняя — сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, которые снабжают глазное яблоко кровью. На внутренней поверхности этой оболочки тонким слоем лежит красящее вещество — чёрный пигмент, который поглощает световые лучи. В передней части глаза, напротив роговицы, сосудистая оболочка переходит в радужную, которая может иметь различный цвет — от светло-голубого до чёрного. Он определяется количеством и составом содержащегося в этой оболочке пигмента. Роговица и радужная оболочка не прилегают друг к другу плотно. Между ними находится пространство, заполненное совершенно прозрачной жидкостью.
  • Роговица и прозрачная жидкость пропускают световые лучи, которые попадают внутрь глазного яблока через зрачок — отверстие, расположенное в середине радужной оболочки. Стоит попасть внутрь глаза лучам яркого света, как происходит рефлекторное сужение отверстия зрачка. При слабом же освещении зрачок, наоборот, расширяется. Непосредственно за зрачком находится прозрачный хрусталик, имеющий форму двояковыпуклой линзы и окружённый кольцевой, или, по-иному, цилиарной мышцей.
  • Пройдя сквозь хрусталик, а затем через прозрачное, словно чистейший хрусталь, стекловидное тело, которое заполняет собой всю внутреннюю часть глазного яблока, лучи света попадают на внутреннюю, очень тонкую оболочку глаза — сетчатку. Сетчатка, несмотря на то, что она крайне тонка, имеет чрезвычайно сложное строение. Она состоит из восьми слоёв, из которых, как считается, только один связан с восприятием зрительных образов. Этот слой состоит из мельчайших палочкообразных и колбочкообразных клеток, отличающихся друг от друга формой и весьма неравномерно распределённых по сетчатке. Эти световоспринимающие клетки называются зрительными рецепторами.
  • Палочки раздражаются слабым сумеречным светом, но не обладают способностью воспринимать цвет. Колбочки раздражаются только ярким светом и способны воспринимать цвета. Возникающие в рецепторах возбуждения передаются по центростремительным нейронам, отростки которых в определённом участке сетчатки собираются в зрительный нерв. Он проходит через все оболочки глазного яблока, выходит из него и направляется к головному мозгу. В том месте, где зрительный нерв выходит из сетчатки, в ней нет световоспринимающих клеток. Изображения предметов, возникающие на этом участке, не воспринимаются нами. Поэтому он и получил название слепое пятно.
  • В середине сетчатки, прямо напротив зрачка, находится маленькое круглое возвышение — так называемое жёлтое пятно, представляющее собой скопление колбочек. Оттого наиболее ясно мы видим те предметы, которые находятся прямо против зрачка. Способность жёлтого пятна давать мозгу детальную информацию о рассматриваемом предмете связана с очень высокой концентрацией здесь световоспринимающих элементов, а также ещё и с тем, что каждая колбочка соединена со своим собственным индивидуальным нейроном. Палочки такого индивидуального нейрона не имеют и вынуждены группироваться целыми скоплениями вокруг одной-единственной клетки.
  • Колбочки есть не только в жёлтом пятне, но и в остальных участках центральной части зрительного поля, только здесь концентрация их значительно ниже. А на периферии колбочек нет вовсе. Там имеются только палочки — световоспринимающие элементы более высокой чувствительности. Так как несколько палочек посылают свою информацию в одну и ту же нервную клетку, то в сумерки очень слабо возбуждённые палочки общими усилиями могут возбудить свой нейрон и глаз все-таки что-то увидит, тогда как колбочки, которые адресуются лишь к своей собственной нервной клетке, в этом случае бессильны. Именно незначительной задействованностью колбочек при сумеречном свете объясняется то явление, что для человеческого глаза ночью все кошки серы.
  • Таким образом, к помощи палочек мы прибегаем лишь в сумерках, когда колбочки становятся просто помехой. Мы могли бы видеть ночью гораздо лучше, если бы не привычка фокусировать изображение на жёлтом пятне — так называемая центральная фиксация. Поэтому ночью мы гораздо лучше видим предметы, изображение которых оказывается на боковых участках сетчатки, а это происходит, когда мы не смотрим прямо на предмет, который хотим увидеть.

Зрительные рецепторы

  • Палочки – фоторецепторы глаза, отвечающие за световосприятие и сумеречное зрение.
  • Колбочки – фоторецепторы глаза, отвечающие за цветовосприятие.

Мышцы глаза

  1. Мышца, поднимающая верхнее веко;
  2. Верхняя косая мышца;
  3. Верхняя прямая мышца;
  4. Наружная прямая мышца;
  5. Внутренняя прямая мышца;
  6. Зрительный нерв;
  7. Нижняя прямая мышца;
  8. Нижняя косая мышца.

К глазу подходят 4 двигательные мышцы, которые в науке называются прямыми мышцами: одна пара поворачивает глаз вправо-влево и другая пара (рис. 3 и 7) позволяют нашему глазу смотреть вверх или вниз и ещё 2 особых мышцы (рис. 2 и 8), называемые косые мышцы, которые в случае необходимости сжимают наш глаз, вытягивая его вперёд. А ещё прямые мышцы держат наш глаз в глазнице, придавая ему правильную форму шарика.

Работа глаза

Работа глаза подобна фотоаппарату. Хрусталик глаза является лишь его линзой, а всю работу по аккомодации — способность глаза адаптироваться к чёткому видению предметов, находящихся на различном расстоянии — берёт на себя именно форма нашего глаза. Когда нужно разглядеть предмет вблизи, косые мышцы сжимают наш глаз в поперечнике (аналогично выезжающему из фотоаппарата объективу), вытягивая его вперёд. Фокус при этом перемещается назад, т.к. хрусталик начинает преломлять лучи от предмета больше, и мы можем без проблем принимать изображение близкого предмета точно на сетчатку. Когда же мы смотрим вдаль (для глаза всё, что находится дальше 6 м воспринимается одинаково как бесконечность), вытягивать глаз огурчиком нет необходимости, за счёт внутриглазного давления при расслабленных косых мышцах он легко принимает свою обычную форму шара и попавшее в него изображение формируется в точности на его сетчатке. Так работает и функционирует нормальный глаз.

Нарушение зрения

При близорукости у человека напряжены косые мышцы глаз и ослаблены прямые. Глаз вытянут вперёд «огурчиком», хорошо видит вблизи, но не видит вдаль. Фокус глаза находится внутри глаза.

При дальнозоркости у человека напряжены прямые мышцы глаза и ослаблены косые. Глаз имеет форму шара, хорошо видит вдаль, но не может вытянуться «огурчиком», чтобы увидеть вблизи. Фокус глаза находится на сетчатке глаза.

При косоглазии у человека напряжены одна или две прямые мышцы глаза и ослаблены противоположные. Глаз косит в сторону напряжённых мышц.

При астигматизме у человека по-разному напряжены некоторые мышцы глаза. Глаз искажён, не имеет формы шара и не имеет осевой симметрии. Изображение в глазу искажено.

Принципы, лежащие в основе лечения

Целью всех методов, которые используются при лечении плохого зрения без помощи очков, является прежде всего достижения покоя и расслабления психики и только затем уже глаз. Расслабление даст отличное зрение глазам, а тренировка ослабленных мышц позволит нашим глазам прекрасно видеть на любом расстоянии.

Чтобы помочь глазам необходимо заботиться о питании, кровообращении, мышечном тонусе и ровном расположении духа.

Доктор Бейт доказал, что очки калечат наши глаза. Очки обездвиживают глаза и не дают нормально работать глазодвигательным мышцам.

Соляризация

«Чакша Девата» — солнце именуется богом глаз.

Лечение солнцем — величайший целитель всех частей тела и в особенности глаз, которые созданы, чтобы воспринимать и использовать свет.

Начинайте свой день с подставления закрытых глаз солнцу. Приучайте к яркому свету солнца, позволяя его лучам падать на ваши закрытые глаза. Когда вы привыкните к яркому свету, поднимайте верхнее веко одного глаза и смотрите вниз так, чтобы солнце светило на склеру. Лучше смотреть открытыми глазами на солнце во время его заката или восходе. Моргайте, если появится такое желание.

Оладонивание

Оладонивание — погружение в черноту, цель — увидеть совершенно чёрное поле. Степень черноты, которой вам удаётся добиться, показывает глубину достигнутого вами расслабления.

Исходное положение: сядьте в удобную позу; выпрямите пальцы левой руки и положите её ладонью на закрытый левый глаз. Локоть несколько отведён влево, пальцы руки лежат на лбу и повёрнуты немного вправо. Положите теперь правую руку мизинцем поперёк основания четырёх вытянутых пальцев левой руки. Руки при этом образуют нечто похожее на перевёрнутую латинскую букву "V". Ладони рук в результате оказываются сложенными крест-накрест таким образом, что суставы первых фаланг мизинцев получаются наложены друг на друга. Следите за тем, чтобы руки не касались закрытых век и не оказывали какого-либо давления на глазные яблоки, которое вызвало бы напряжение глаз. Для этого ладони должны быть сложены чашеобразно.

Чтобы проверить, не давят ли ладони на глаза, несколько раз откройте и закройте глаза под ладонями. Это должно получиться свободно, без каких-либо помех. Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно, соответственно, располагаться там, где на переносице обычно располагается очковая дужка. Впадины ладоней при этом сами собой расположатся точно над глазами.

Следите за тем, чтобы эта дужка села на твёрдую часть переносицы, а не на хрящевую, чтобы не мешать дыханию, ведь поступление кислорода, как вам известно, играет важную роль в улучшении зрения.

Упражнения на подвижность глаз

Упражнения на подвижность глаз делаются без очков, плавно, шея не двигается. После каждого упражнения, чтобы снять напряжение, необходимо поморгать с лёгкостью без давления на глаза.

Центральная фиксация — сосредоточение расслабленного взгляда на определённых предметах или точках. Сетчатка человеческого глаза состоит из нескольких слоёв. В одном месте все эти слои практически полностью исчезают и остаётся один светочувствительный слой. В этом месте находится наиболее чувствительная часть сетчатки глаза, представляющая собой маленькое круглое возвышение, которое называется МАКУЛОЙ, или ЖЕЛТЫМ ПЯТНОМ. В центре макулы есть небольшое углубление, которое называется ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯМКОЙ. Эта точка сетчатки глаза обеспечивает наиболее острое зрение человека. Не случайно, когда человек хочет чётко увидеть какой-либо объект, он автоматически поворачивает в этом направлении голову, что обеспечивает фиксацию предмета своего внимания центральной ямкой. Благодаря такому устройству органа зрения, одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем остальные. Таким образом, ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИКСАЦИЕЙ называется способность глаза смотреть прямо на объект и, делая это, видеть его с помощью центра зрения лучше всех остальных объектов.

Упражнения на центральную фиксацию:

  1. Улица — дом — окно в доме — оконный переплёт.
  2. Страница текста — строка — слово в строке — буква в слове.
  3. «Тратака» — упражнение со свечой.
  4. Движение глазами вверх, вниз.
  5. Движение глазами вправо, влево.
  6. Движение глазами вправо вверх, влево вниз.
  7. Движение глазами влево вверх вправо вниз.
  8. Прямоугольник в одну и в другую стороны.
  9. Движение по циферблату (по кругу) в одну и в другую стороны.
  10. Рисование глазами фигуры «бесконечность».
  11. Рисование фигуры «песочные часы».
  12. Движение глазами по спирали от малого до большого круга (в одну и другую сторону).
  13. Движение глазами по спирали от большого до малого круга (в одну и другую сторону).
  14. Движение глазами — наматываем на горизонтальную трубу нить 5 витков и затем сматываем (слева направо и справа налево).
  15. Движение глазами — наматываем нить на вертикальную трубу 5 витков и затем разматываем (от потолка — до пол, от пола — до потолка).
  16. Движение глазами — рисуем волну снизу-вверх в одну и другую сторону.
  17. Движение глазами — пытаемся раскрутить глобус в одну и другую сторону.

Тратака — концентрация на пламени свечи

Рекомендуется проводить это упражнение в тихом месте, сидя в медитативной позе и основательно расслабив тело, но если вы не способны принять какую-либо асану, можно сидеть на стуле, обязательно с прямым позвоночником. Для тратаки используют свечу. Расстояние от объекта до глаз зависит от вашего зрения, но оно должно быть в пределах 40–50 см, желательно на уровне глаз. Смотрите неотрывно на синюю верхушку пламени, позволяя себе мягко моргать, идеально не моргать вовсе, но это достигается с опытом. Затем закройте глаза и представьте пламя свечи как можно более ясно и отчетливо. Если образ получается нечётким, откройте глаза и снова посмотрите на настоящее пламя. Когда образ наконец станет похожим на реальную свечу, прекратите упражнение и сразу же проведите оладонивание. Для интереса вы можете контролировать результат по таблице окулиста, проверяя своё зрение до и после тратаки.

Что может быть после упражнений, если мы даём сильную нагрузку: болит голова, ломит глазное яблоко, «песок в глазах», мелькание точек, текут слёзы, потемнение в глазах, скрип в глазницах, цветные пятна перед глазами.

В этих случаях необходимо сделать оладонивание, желательно в положении шавасаны.

Предупреждение:

  1. Проявляйте осмотрительность: как пролежавшему долгое время в постели при выздоровлении не следует бежать марафонскую дистанцию, так и человеку с нарушениями зрения не следует сразу пытаться смотреть на солнце в полдень с открытыми глазами;
  2. Упражнения делать медленно, не резко, без напряжения;
  3. Упражнения делать понемногу, но часто — лучше 6 раз по 5 минут, чем 1 раз 30 минут.
  4. У кого сильная близорукость выполнять не более 3-4 раз повторов каждого упражнения постепенно наращивая.
  5. Особая осторожность для тех, у кого отслоение сетчатки. Лучше сначала сделать «приваривание сетчатки» и через полгода начинать понемногу делать упражнения для глаз.

Поклонение солнцу — «Сурья намаскар»

«Сурья намаскар» — последовательность движений, которые включает в действие всё тело. Для восстановления зрения данный комплекс имеет двойной смысл: физический и символический. Чередование наклонов и прогибов усугубляет воздействие на весь позвоночник, включая шейный отдел, а также происходит мягкая подготовка к освоению перевёрнутых асан. При обращении к солнцу — источнику света, дарующему возможность видеть этот мир, происходит энергетическая подзарядка от самого небесного светила, особенно если выполнять его на восходе. Внимание должно быть сосредоточено на «солнце» в межбровье. Душевный настрой и состояние сознания имеют огромное значение, ибо это по сути богослужение — поклонение богу Сурье, нетленному оку Брахмы, обозревающему всю Вселенную.

Обычно выполняют подряд 12 циклов «Сурья-намаскара», а в качестве отдельной практики число повторов доводится до 108 при повторении мантры «Ом Сурьяя намаха».

  1. Встаньте прямо, соединив стопы вместе, сложите ладони перед грудью и расслабьтесь. Дыхание нормальное.
  2. Со вдохом поднимите прямые руки над головой, разведя ладони на ширину плеч, и мягко прогнитесь назад, растягивая всё тело и руки по одной плавной дуге.
  3. С выдохом наклонитесь вперёд, складываясь пополам в тазобедренных суставах (ноги прямые, спина прямая), и поставьте ладони по обе стороны от стоп. Если вам не хватает гибкости, то обхватите руками ноги там, докуда способны дотянуться, и мягко подтягивайте тело к ногам, стараясь положить живот на бёдра, а не пытаясь коснуться лбом коленей.
  4. Со вдохом отставьте правую ногу назад настолько далеко, насколько возможно. Опираясь на ладони, прогнитесь по дуге от стопы задней ноги до макушки головы. Взгляд направлен предельно вверх, помогая заводить голову назад.
  5. С выдохом приставьте левую ногу к правой, поднимите вверх таз и опустите голову к полу между прямыми руками. Постарайтесь, чтобы поза напоминала треугольник с вершинами в прижатых к полу пятках, основаниях ладоней и копчике. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов. (Обратите особое внимание на эту позу — она может служить заменой стойки на голове, поскольку верхняя половина тела оказывается в перевёрнутом положении.)
  6. С очередным выдохом опустите на пол сначала колени, потом грудную клетку, а затем подбородок. Не смещайте при этом ни ладони, ни стопы — они прочно прижаты к полу. Таз остаётся приподнят над полом, а взгляд направлен вверх — к солнцу. Собственно, это и есть ключевая поза «Поклонения...», при выполнении которой можно, наоборот, опустить лоб на пол и закрыть глаза. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов.
  7. С очередным вдохом выпрямите руки, вытягивая всё тело по дуге от пяток до макушки. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов. После этой позы все движения повторяются в обратном порядке. Поза треугольника (5), правая нога впереди (4), наклон вперёд (3), прогиб назад (2), возврат в исходное положение (1).

Перевёрнутые асаны

Особый тип представляют собой так называемые перевёрнутые позы, в которых ноги оказываются выше головы. Освоение именно этих асан важно для восстановления хорошего зрения, поскольку кровь приливает к голове необыкновенно мощным потоком, обогащая глаза кислородом и питательными веществами. Однако будьте осторожны — не считайте перевёрнутые позы панацеей от всех глазных болезней. Так, при повышенном глазном давлении они строго противопоказаны, равно как и при любых физических повреждениях глаз. Даже при сильно ослабленном зрении нужно соблюдать умеренность в их выполнении, чтобы давление не оказалось чрезмерным.

Перевёрнутые асаны — с опорой на плечи, которые по своему терапевтическому воздействию немногим уступают стойке на голове, зато гораздо проще в выполнении и доступнее при дополнительных проблемах со здоровьем. К ним относятся: Сарвангасана («Свеча») и Халасана («Плуг»), а также Випарита-карани-мудра (символ перевёрнутого действия). Самое важное — это естественное возникновение так называемого «шейного замка» — Джаландхара-мудры. Суть его в том, что подбородок плотно прижимается к груди, перекрывая утечки энергии со стороны горла, тогда как поступление энергии по каналам внутри шейного отдела позвоночника продолжается беспрепятственно.

Павана-муктасана. Вы можете ограничиться комплексом «Очищающий огонь освобождения», в котором эффект переворачивания очень слабый. Лягте на спину, вытянув ноги и положив прямые руки вплотную к телу. Согните одну ногу в колене, подтяните его к груди руками, плотно прижмите бедро к животу. Со вдохом приподнимите голову так, чтобы коснуться лбом колена, и задержите дыхание как можно дольше, оставаясь в этом положении, а затем с выдохом опустите на пол сначала голову, а потом и ногу. Повторите то же самое с другой ногой. И наконец повторите упражнение с подтягиванием обеих ног. Данная серия движений рекомендуется Свами Шиванандой при любых глазных болезнях, ибо она прекрасно очищает кишечник.

Халасана. Лягте на спину, поднимите прямые ноги вверх до прямого угла, а затем поднимите туловище и заведите ноги за голову, пока пальца не коснутся пола. Вы можете помогать себе руками, поддерживая спину или создавая усилие давлением прямых рук в пол. В окончательном положении есть два варианта: либо вы берётесь руками за стопы, замыкая контур асаны, либо сцепляете пальцы рук в замок, оставляя их на полу за спиной. В любом случае тело должно быть строго вертикальным, а весь вес — приходиться на плечи. Если пальцы ног не дотягиваются до пола от недостатка гибкости в поясничном отделе, не пытайтесь согнуть ещё больше шею, а подложите что-нибудь под стопы либо упритесь ими в стену на нужном вам уровне высоты.

Сарвангасана. Находясь в Халасане, подставьте ладони под лопатки, уперевшись локтями в пол на расстоянии плеч. Плавно поднимите вверх прямые ноги — желательно вместе, но можно и по отдельности. Постарайтесь вытянуть всё тело от плеч до пяток вверх, причём тянуться лучше именно пятками, а не носками, так намного проще добиться прямой линии тела. Шея должна быть замкнута, но не зажата, а вес тела по-прежнему должен оставаться на плечах. Буквально название асаны означает «поза для всех членов тела», т. е. считается, что при выполнении этой асаны задействованы все части тела, а значит, каждая из них получает свою пользу. В этой асане есть немало вариантов для продвинутых практикующих со сменой положения рук: положить прямые руки на пол, сцепив пальцы в замок, либо поднять прямые руки вверх, прижав к бокам и удерживая равновесие только с опорой на плечи. Кроме того, вы можете разводить ноги в стороны либо поочерёдно опускать одну прямую ногу на пол, добавляя к асане растяжку. Все динамические вариации способствуют усилению кровообращения.

При выходе из всех перевёрнутых поз следует задержаться в одной из лежачих поз на расслабление, а не сразу принимать нормальное вертикальное положение.

Дыхание глазами

Поутру бывает трудно «продрать» глаза, и даже промывание холодной водой не всегда помогает. Капалабхати — это интенсивное энергетическое «промывание черепа» изнутри, захватывающее также глазницы. Дыхание в быстром ритме позволяет быстро включить зрение и осознание, чтобы приступить к повседневной деятельности. После такой «прокачки» вы не будете «досыпать» в транспорте, натыкаться на прохожих, опаздывая в итоге на работу и пробираясь к своему месту, искоса виновато поглядывая на сослуживцев. Вы также не забудете дома ни одной нужной вещи, ибо с самого раннего утра взгляд будет схватывать всё вокруг с поразительной точностью. Однако не перестарайтесь: с непривычки после капалабхати может подскочить давление, так что глаза начнёт «ломить» от поднимающегося снизу вверх потока энергии. Для страховки после каждого цикла пранаямы встаньте прямо, закройте глаза и прижмите подбородок к груди, не наклоняя голову вниз. Тогда «горловой замок» несколько смягчит «энергетический всплеск», и до глаз он докатится уже мягкой волной.

Техника выполнения. В положении стоя, прочно уперевшись руками в колени полусогнутых ног, вы резко выдыхаете животом через нос, а потом отпускаете мышцы и позволяете произойти естественному вдоху. Выдохи повторяются в быстром темпе в течение периода, пока вы чувствуете себя комфортно. Затем делается пауза, после которой начинается новый период, и так несколько раз. В некоторых школах эта техника называется Бхастрикой. После освоения Капалабхати вы можете перейти к выполнению настоящей Бхастрики, когда усиленно делается не только выдох, но и вдох, к тому же дыхание сопровождается быстрым движением рук. В положении сидя или стоя сожмите пальцы в кулаки, согните руки в локтях так, чтобы кулаки оказались на уровне плеч. Со вдохом резко выпрямите руки вверх, растопырив пальцы, а с выдохом подтяните руки к плечам, снова сжав кулаки. Также повторите несколько циклов произвольной длины, ориентируясь на внутренние ощущения.

Перед самым сном имеет смысл провести пранаяму, которая позволит вам выровнять состояние сознания и тела, чтобы сон был глубоким и спокойным. Для этой цели хорошо подходит Нади-шодхана (очищение каналов), которой также можно заканчивать практику асан перед расслаблением в Шавасане и проведением Йога-нидры (йогического сна).

Примечательно, что именно в данную технику удобно встроить мягкое движение глазами с выписыванием «восьмёрки», что позволит снять все напряжение глазных мышц — ваши глаза действительно будут полноценно отдыхать ночью. Оценить эффект пранаямы вы сможете очень быстро по изменению характера снов: скорее всего, вы просто перестанете их видеть, ибо сон станет гораздо глубже, нежели ранее. Движение глазами следует выполнять не как упражнение, а как массаж, т. е. без специального усилия, а мягко смещая глаза под веками, скругляя углы и не задерживаясь в крайних точках. Это движение должно приносить чувство облегчения и освобождения пространства внутри головы для беспрепятственного вращения глаз, а совмещение его с ритмом дыхания скоро позволит вам и вовсе производить перемещение взгляда не столько с помощью мышц, сколько путём перенаправления энергетического потока. Постепенно у вас возникнет ощущение, что глаза словно плавают на волнах вдоха и выдоха.

Техника выполнения. Сидя в медитативной позе, проверьте, чтобы ваш позвоночник был выпрямлен, а голова держалась ровно. Суть Нади-шодханы сводится к тому, что вы вдыхаете через одну ноздрю, а выдыхаете через другую, а затем наоборот, попеременно зажимая ноздри пальцами. Причём дышать следует как можно медленнее, постепенно растягивая дыхательный цикл, и обязательно сохранять равную длительность вдоха и выдоха с каждой стороны. Схема полного цикла выглядит так: вдох слева — выдох вправо, вдох справа — выдох влево. Подключая к дыханию движение закрытых глаз, на вдохе слева вы направляете взгляд влево вверх, при выдохе вправо переводите взгляд по диагонали вправо вниз, а затем повторяете симметрично: на вдохе справа направляете взгляд вправо вверх, при выдохе влево переводите взгляд по диагонали влево вниз, замыкая контур взгляда вместе с завершением дыхательного цикла. Логика движения проста: взгляд всегда направлен в сторону открытой ноздри, при этом вдох требует взгляда вверх, а выдох — вниз. Дыхание помогает смотреть, а видение помогает дышать.

Гигиена и профилактика зрения

Выбор пищи чрезвычайно важен, и восстановление зрения требует перехода на диету, приближенную к йогической, где основу составляют свежие овощи и фрукты, пророщенные ростки, зерновые и бобовые, молоко и мёд. Следует избегать острой и жареной пищи, особенно красного мяса, если вы не в состоянии перейти на полное вегетарианство. Разумеется, не полезны чай и кофе, любые напитки с сахаром и сласти. Предпочтение следует отдавать свежевыжатым сокам, которые советуют пить отдельно между основными приёмами пищи, ибо глазам нужны витамины и минеральные элементы, причём в активной форме — насыщенные живой энергией.

  • Большинство глазных болезней вызывается перенапряжением. Перенапряжённое состояние мышц глаз препятствует циркуляции крови в глазах и, следовательно, затрудняет их питание и выведение отходов жизнедеятельности. Если вы делаете работу, которая неизбежно влечёт за собою постоянное фокусирование на близких предметах, то это приводит к появлению перенапряжения. Именно поэтому очень важно для предохранения зрения не смотреть подолгу на предмет, находящийся от нас на одном и том же расстоянии, а почаще, хотя бы на несколько секунд, отрываться от работы и смотреть вдаль — это очень ценная жизненная привычка.
  • Помните такое правило: старайтесь избегать плохо напечатанных текстов, потому что чтение нечётких, смазанных букв вызывает напряжение глаз и психики.
  • Очень мелкий шрифт является средством снятия напряжения, поскольку его чтение невозможно осуществить невооружённым глазом, если глаза не будут расслаблены (усилие в этом случае не приносит успеха). Чем тусклее свет, при котором удаётся прочитать такой шрифт, и чем ближе к глазам его удаётся при этом держать, тем больше пользы, потому что тем большей степени расслабления вы достигнете.
  • При просмотре телевизора страдает не только зрение, но и психика. Особенно губительно это для детей. Ограничьте просмотр телевизора.
  • Вредное действие на зрение оказывают курение табака и потребление спиртного. В молодости никотин и алкоголь могут вызвать тяжёлое поражение зрительного нерва. Под действием раздражающих газов, находящихся в табачном дыме, глаза курильщиков начинают слезиться, веки краснеют.

Промывание превосходно тонизирует глаза, снимает усталость, улучшает их кровоснабжение. Оно может применяться при любом утомлении зрения. Продолжать работу можно сразу после промывания.

У йогов существует несколько способов промывания глаз, мы приведём здесь два самых простых.

  1. Наполните пригоршни холодной водой и плесните воду в широко открытые глаза. Повторите несколько раз.
  2. Наполните широкий сосуд холодной водой. Опустите лицо в воду, не закрывая глаз. Уже через несколько попыток это не будет вызывать никаких неприятных ощущений. Держите лицо погруженным, пока длится задержка дыхания. Глаза остаются всё время широко открытыми.

Техника выполнения:

  1. Сделайте полный вдох.
  2. Удержите воздух в себе в течение нескольких секунд.
  3. Сложите губы, как бы собираясь свистеть (но не надувайте при этом щёк). Затем небольшими порциями с силой выдыхайте воздух через отверстие в губах. Остановитесь на мгновение, задержав воздух, и опять выдыхайте понемногу. Повторяйте это до тех пор, пока весь воздух не выйдет из лёгких. Помните, что выдыхать воздух через отверстие в губах нужно с изрядной силой.

Комментарий. Уставшего и обессилевшего человека это упражнение необыкновенно освежит. Первая же попытка убедит вас в этом. Практиковаться в этом упражнении следует до тех пор, пока вы не научитесь выполнять его легко и непринуждённо.

  1. Стоя, ноги вместе, носки врозь, руки вдоль тела.
  2. Сделайте полный вдох. Задержите дыхание на вдохе, не позволяя ни единой частице воздуха выйти через нос или рот (Кумбхака). Закройте глаза.
  3. Наклонитесь вперёд так, чтобы ваша голова оказалась ниже уровня сердца. Колени можно слегка согнуть. В теле не должно быть напряжения. Кровь при этом поступает непосредственно в голову и глаза. Это будет кровь, насыщенная кислородом. Кислород в это время будет вымывать яды, накопившиеся в глазах. Глаза остаются закрытыми.
  4. Оставайтесь в этом положении, считая до 5. Постепенно увеличивайте удержание этой позы на счёт до 15.
  5. Спокойно и медленно выпрямитесь в исходное положение.
  6. Так же спокойно и медленно сделайте полный выдох через рот.
  7. Сделайте очищающее дыхание йогов.
  8. Повторите упражнение ещё раз.

Комментарий. Учтите, что от притока крови к голове вы можете почувствовать головокружение. Лучшая защита от этого — очищающее дыхание йогов. Чем чаще вы будете задерживать дыхание хотя бы на 10 секунд, тем быстрее вы сможете избавиться от этого головокружения. Но люди, страдающие сердечно сосудистыми заболеваниями, должны быть особенно осторожны, тренируясь в задержке дыхания.

На первых порах им позволительно делать это только без наклона. Амплитуду наклона головы следует увеличивать постепенно, ни на секунду не прекращая контроля за своим состоянием. Всякий выход из задержки дыхания на вдохе делать только через очищающее дыхание йогов.

Кислород буквально выжигает яды из глаз. Циркуляция крови в тканях глаз усиливается. Делайте такое очищение глаз дыханием не менее 10 раз в течение дня.

Да, иногда, чтобы предотвратить утомление, достаточно выйти за дверь и проветрить комнату.

Расслабление от глаз и до глаз

Между расслаблением тела и хорошим зрением, согласно Бейтсу, существует прямая связь, и, как утверждают йоги, зависимость эта обоюдная. Состояние всего тела зависит от степени напряжённости глаз, которое незамедлительно сказывается на состоянии мозга, ведь глаза тесно связаны с ним, вслед за тем в голове возникает хаос из спутанных мыслей, отчего самопостижение становится невозможным.

Поставьте ноги врозь (так, чтобы было удобно) и начинайте раскачиваться, подобно медведю, из стороны в сторону. Раскачивайте все тело, голову и руки то в одну, то в другую сторону ритмичными движениями. Под воображаемую мелодию вальса раскачивайте из стороны в сторону сначала одну ногу, потом другую.

Комментарий: Это наиболее полезное из существующих расслабляющих движений. Оно даст расслабление вашему мозгу, глазам, шее и позвоночнику. Это упражнение стимулирует циркуляцию крови в шее, глазах, повышает чувствительность всех частей сетчатки.

Сведите взор внутрь и кверху, веки сами собой начнут опускаться. Пусть взор вернётся в первоначальное положение. Повторите это несколько раз, не исключено, что вы по первости ощутите лёгкое головокружение и сонливость. Это один из приёмов глубокого расслабления мышц глаз, полезный при бессоннице.

Шавасана — поза расслабления. Лёжа на спине, отведите ноги и руки от центральной оси примерно на 30–45°, открыв подмышки. Самое главное — проследить за выпрямлением позвоночника, для чего можно сделать дополнительные телодвижения. Нижний изгиб убирается, если вы сгибаете ноги в коленях, поставив стопы возле таза, приподнимаетесь на локтях и, упираясь ими в пол, вытягиваете поясничный отдел позвоночника и прижимаете его к полу, а затем поочерёдно выпрямляете ноги под указанным углом. Далее нужно опуститься на спину и, для того чтобы убрать верхний изгиб, взяться за затылок руками, потянув голову вверх, а затем постепенно прижать к полу шейный отдел позвоночника. И наконец нужно скрестить руки, обхватить ими плечи и распластать по полу грудной отдел позвоночника, после чего развести руки под тем же углом. Глаза закрыты, дыхание естественное. Внимание равномерно распределено по телу, одновременно создавая и воспринимая изнутри состояние полнейшего расслабления.

Йога-нидра — «йогический сон». Обычно проводится в Шавасане и предназначается для глубинного расслабления в течение 10–20 минут, которое достигается путём «сканирования» всех частей тела в определённом порядке, чаще всего от стоп до макушки головы. Йога-нидра — это состояние бессонного сна, когда вы находитесь на границе между сном и бодрствованием. В данном состоянии тело и ум совершенно расслаблены, а сознание остаётся активным. Посредством практики Йога-нидры физическая усталость полностью снимается, она даёт отдых не только телу, но и уму. Нужно проверить положение тела, чтобы в нем не происходило никаких движений, сознательных или бессознательных. Вы должны сохранять бдительность, приказав себе оставаться в состоянии бодрствования. Расслабление — самый важный фактор: тело спит, ум отдыхает, а сознание действует.

Хочу сказать несколько слов о развитии внутреннего видения. Что это такое? Зачем его развивать?

Так или иначе, каждый дойдет до этого момента, это уже ступень медитации. Мне нравятся слова Натхини Шанти «медитация – верный способ саморазгипнотизироваться... Всякий раз, когда вам не удается что-то рассмотреть и у вас начинает возникать чувство собственной ущербности, обратитесь к внутреннему взору, который покажет вам необозримые просторы вашего божественного бытия.

Таким образом, медитация должна происходить не в определенные часы в отведенном для этого месте, а быть состоянием бытия, в котором вы учитесь простому искусству, как жить целостно». Как понимаю я, внутреннее видение – это уровень сознания, при котором вы смотрите на предмет, видя его красоту, но не определяя эту красоту, когда в каждом предмете и живом существе вы видите божественное начало и нет различий « ты и он», все едино. И вы приобретаете опыт познания самого себя, как части Вселенной.

Когда, только взглянув, вы познаете собеседника, и уже ведаете, в чем ему помочь, какие слова сказать или сохранить тишину. Именно в медитации, когда глаза закрыты, а ваш взор направлен внутрь себя, вы и познаете Божественный Мир. Вот так я понимаю внутреннее видение и для того, чтобы развить это в себе, необходимо сначала открытыми глазами увидеть истину, ясным взором посмотреть на внешний мир, получить знания, сделать правильные выводы и затем идти дальше – внутрь себя.

Вы можете задать вопросы: Что такое истина? Ясный взор? Правильные выводы?

Литература:

  1. Уильям Бейтс «Улучшение зрения без очков».
  2. Натхини Шанти «Йога-терапия для восстановления зрения».
  3. Раманантата Йог «Упражнения йоги для глаз».
  4. Лекции Жданова Владимира Георгиевича «Верни себе зрение».